Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

30 августа 2011

АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР. ПЛАНЫ НА СЕЗОН

Пресс-конференцией, которая состоялась 30 августа в Царском фойе, Александринский театр ознаменовал открытие 256-го театрального сезона.

Художественный руководитель театра Валерий Фокин рассказал о предстоящих премьерах — в частности, сообщил, что в театре продолжат ставить классику — Достоевского: сам режиссер займется «Игроком», а приглашенная из Москвы ученица Камы Гинкаса Ирина Керученко, которую Фокин запомнил по «Кроткой» (Московский ТЮЗ), показанной на прошлогоднем фестивале «Балтийский дом», сделает на малой сцене театра «Сон смешного человека». В конце сезона работу над новым спектаклем, «Анатэма» по пьесе Леонида Андреева, начнет Кристиан Люпа.

Кама Гинкас отвечает на вопросы журналистов.
Фото — Светлана Щагина

В программе Шестого международного театрального фестиваля «Александринский» — премьера «Гедды Габлер» Камы Гинкаса, а также выступление Бургтеатра (Австрия) с постановкой «Войны и мир» Льва Толстого (этот знаменитый театр из Вены не приезжал в Петербург с конца XIX века), показ последней работы Эдуарда Локка (Канада) и балета «Белоснежка» Анджелена Прельжокажа.

Режиссер Кама Гинкас, репетирующий сейчас пьесу Ибсена (премьера состоится 8, 9 октября), на вопрос о том, интересуется ли он современной драматургией, ответил, что по долгу службы читать современных драматургов ему приходится, но сам он никого из них ставить не собирается, было дело — поставил «Роберто Зукко» Кольтеса, которого, впрочем, «современным уже назвать нельзя» и который, «конечно, гений».

От ответов на вопросы по поводу грядущей премьеры Кама Миронович деликатно уходил, упомянул только, что ему важно то, что Гедда — «девчонка, а не дама», и что практически все персонажи, окружающие ее, включая мужа героини, — люди другого поколения.

Как ни странно, но за всю историю Александринского театра пьеса «Гедда Габлер» в этом театре ни разу поставлена не была. Зато Гинкас в 1984 году ставил ее с Натальей Теняковой, Сергеем Юрским и Геннадием Бортниковым в Театре им. Моссовета. В новом спектакле будут заняты Мария Луговая и Игорь Волков (Гедда и Йорган Тесман), а также Семен Сытник, Юлия Марченко и недавно вступивший в труппу театра Александр Лушин. Сценографом выступит многолетний соавтор режиссера — Сергей Бархин.

Кама Мироновичу задавали разные вопросы — о его жизни в Ленинграде (он с удовольствием вспоминал квартирку в Апраксином переулке, где часто бывали лучшие люди этого города), о свободе и несвободе (Гинкас говорил, что он лично не сталкивается с цензурой, хотя знает, что она есть в газетах и на телевидении), об отсутствии высокого лиризма в финале его «Черного монаха» (Кама Миронович заявил, что он не «высокий лирик, а низкий драмодел»)… Режиссер напомнил, что он воспитан послевоенной улицей, поэтому никакого этикета он не соблюдает и всегда говорит прямо то, что думает. Но сказал, что бояться его не надо: «Я резкий, но хороший». После чего поспешил на репетицию.

На новый 83 федеральный закон Валерий Фокин смотрит с неприязнью.
Фото — Светлана Щагина

Валерий Фокин после его ухода рассказал собравшимся о том, что скоро такой роскоши, как утренние и вечерние репетиции, он не сможет позволить ни Гинкасу, ни себе, ни даже Питеру Бруку, если он пожалует на постановку в Александринку. Буквально все вечера театр будет вынужден прокатывать репертуарные спектакли. Всему виной 83-й федеральный закон. Качество театра теперь будет оцениваться по разным критериям, в том числе по количеству зрителей, посетивших спектакли, и по количеству спектаклей, данных за год (чем больше сыграли — тем лучше театр, и от этого зависит финансирование), поэтому придется делать вводы, разводить спектакли, играть в параллель на разных площадках, делать выездные варианты спектаклей и так далее. От подобной практики в годы художественного руководства Фокина в Александринском театре старательно уходили, но теперь 83-й ФЗ заставляет вернуться. Валерий Владимирович выражал глубокой недовольство этим законом, в котором совершенно не учитывается специфика театра как творческого учреждения, сетовал на Министерство Культуры, которое почему-то поддерживает не театральных деятелей, критикующих этот закон и требующих внесения в него существенных и необходимых изменений, а чиновников, сочиняющих неумные и даже опасные директивы.

Также Фокин рассказывал о том, как движется строительство Новой сцены (Театрального центра), которой будет руководить Андрей Могучий, и где будут осуществляться постановки молодых режиссеров. По оптимистическим прогнозам работы могут быть завершены в 2012 году.

В этом сезоне александринцы поедут на фестиваль в Омск, запланированы гастроли и в других российских городах, а сразу после премьеры «Гедды Габлер» театр отправится в венский Бургтеатр (15, 16 октября), затем в варшавский Театр «Народовы» (26, 27 октября) — с «Гамлетом» Валерия Фокина.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога