***
Как у Цветаевой:
«Полюбил богатый — бедную…
Золотой — полушку медную».
Золотой Счастливый принц с драгоценными глазами-каменьями полюбил простушку-Ласточку в драном боа. Душа Счастливого принца жила в огромном памятнике ему самому, она была тихой златовололосой девушкой (О. Лагутина), полюбившей случайную встречную —добрую недалекую хозяйственную Ласточку (А. Нестерова), еще недавно влюбленную в пошлый земной Тростник.
— Где, купец, твое роскошество?
— Во дырявом во лукошечке!
Принц не знает, как задержать летучую Ласточку возле себя, и чтобы продлить присутствие любимой рядом еще хотя бы на одну ночь… еще на одну… еще, — он и придумывает свои благодеяния: останься еще немножко и отнеси камень мальчику, поэту… Он платит драгоценностями, а потом и собственными глазами-каменьями за возможность быть с Ласточкой. А чем еще он может задержать ее? Вот сердобольная бедняга Ласточка и трудится, таская камни…
Город, над которым возвышается золотая голова Принца (художник С. Бархин «уводит» его воображаемую фигуру под планшет, а в «поднебесьи» сценической коробки остается только голова) — это город дебилов, черно-белых уродцев, которых никогда не спасут драгоценные камни, которые Принц посылает им на крыльях Ласточки. Это гротесковые персонажи, резкие маски (мальчик — олигофрен, поэт — графоман) Будь Принц занят ими, он бы мог увидеть отчаянную патологичность мира, но ведь Принца интересуют не страждущие подданные, а Ласточка. Он хочет одного — задержать ее полет в Египет, и его любовь к ней по чистой случайности одаривает никчемных горожан богатством. Не влюбись он — они остались бы бедны (быть может, так и мы не знаем, что свалившаяся на голову удача — след чьей-то пролетевшей, неведомой нам любви?) Принц раздает себя без остатка, до золотой оболочки, от него остается лишь каркас, в котором, как в тюрьме, живет его ослепшая (или слепая от любви?) душа. Все жертвы принесены, богатства розданы, ему нечем больше держать Ласточку. Лети!
— Где, красавец, щеки алые?
— За ночь черную растаяли.
Но тут оказывается, что простенькая Ласточка — верная и преданная душа — уже не может никуда улететь. Любовь Принца настигла ее (смертная любовь!), и она, как известно, замерзает ночью у памятника. И, как известно, оловянное сердца Принца разрывается в момент ее смерти.
В конце спектакля их души кружатся под колосниками наподобие алтарных ангелов, цепляясь кончиками пальцев друг за друга…
Счастливого принца и Ласточку играют женщины. С одной стороны, это элегантный поклон в сторону однополой любви Уайльда, а с другой — в чистых отношениях этих небесных персонажей (дело-то происходит в воздухе!) есть такая нежность, такая легкость прикосновений, которая действительно делает их любовь неземной. Как у алтарных ангелов.
Май 2001 г.
Комментарии (0)