Задавая вопросы о границах театра разным режиссерам, молреды встретились и с Климом. Он отвечал на вопросы, но визировать свои ответы не стал, а, как всегда, прислал некий текст…
семь вопросов
как семь смертных грехов
порождающих
вернее способствующих
восьмому
непростительному
греху богохульства
обрушились как снег на голову
после того как Бог
прощаясь с осенью
так старался
творя божественную красоту
осенней дороги
из Москвы в Санкт-Петербург
вернее из осени в зиму
или из зимы
в осень
в Москве первые
белые лазутчики
зимы изучали лица
прохожих
и исследовали готовность земли
Петербург
же купался в золоте света
уж по какому поводу
за что
такая благодать
говорят Достоевский родился
вечно этот спор столиц
*
спустя девятнадцать дней
вот ноябрь и канул
по новому стилю
завтра
первый день зимы
в Москве снег
так что зима
по новому стилю
и по вьюге за окном
но по старому
ещё любимый ноябрь
и он
этот самый klim надеется
что ответы
нужны были в октябре
а уже зима
но Дарье
он обещал
обещал ответить
а что ответить
грешен
люблю
а с гордыней
борись не борись
куда от неё
и зависть
хотя вроде бы и знаешь
что Бог
дает
больше чем заслуживаешь
и алчность
все тебе мало
хоть и понимаешь
что Бог любит
и не взваливает
то что не по силам
а всё
вот другие
вот другим
да
слышишь
недовольный голос судьбы
зажрался
старик зажрался
оттого и тоска
и уныние
мол тоска
тоска заела
не знаешь старик
что такое тоска
смертная тоска
твоя
это просто праздность
и лень
да
на знаменитой картине
из спальни короля Филиппа ІІ
она не изображена
да и как ее изобразишь
да и как отличить
праздность от лени
может твоя праздность
и есть твой дар
ибо если головушка то твоя
трудами
заботами забита
какое творчество
ты ведь о любви
а на любовь нужно время
да и не только время
любовь она ведь
петля Мёбиуса
от любви к ненависти
от похоти к любви
не то что один шаг
границы то нет
между любовью и похотью
где граница
для обладателя любовь
а для не имеющего любви
завистника
похоть
и что ты без неё
а огонь любви
всё на своём пути
ведь нельзя без огня
а значит ревность
гнев
так что грешен
одним словом грешен
еще и как грешен
грешен
а тебя в новый грех
мол ответь
«Есть ли у театра границы»
где
любовь
сменяется ненавистью
когда получается
ангелы и гении
за тебя всё делают
какие границы
а когда прогневишь
их тут уж
тебя без суда и следствия
прямо в ад
в смолу на сковородку
собственно в упомянутой
картине Иеронима Босха
«Семь смертных грехов
и четыре последние вещи»
имеется в виду
«смерть»
«страшный суд»
«ад»
«рай»
всё сказано
о Театре
о котором все эти вопросы
Театр ведь об этом
он о грехах
за границы
этой мандалы Босха
он судя по всему не выходит
бегает человек
как белка в колесе
по кругу
разгоняет это колесо грехов
пока однажды
не находят его
в одной из комнат
исполняющих
его главное желание
быть безгрешным
но поскольку невозможно
то быть грешным
но уж на полную катушку
ну а дальше
страшный суд
а там уж
кто сожалеет тому ад
кто радуется тому рай
да
в центре этого глаза
собственно хрусталик
Христос
или великое сострадание
ну и две надписи
вверху
«Ибо они народ,
потерявший рассудок,
и нет в них смысла» (Втор. 32:28)
а внизу
и «Сокрою лицо
мое от них
и увижу,
какой будет конец их»
(Втор. 32:20)
собственно
что ещё
о границах
драмы
и драматического Театра
возможно нужно было
отшутиться
и спросить спрашивающих
а есть ли что
в подлунном мире
что не имеет границ
Театр о котором
он что
не в подлунном
но судя по всему
нынешний взгляд
но возможно всегда
молодым
юным
и мне в юности
впрочем
мы быстро забываем
то что нам казалось в юности
но может многое
из того что нам кажется
в юности
и не стоит забывать
но здесь есть ещё
одна проблема
она в том
что этот самый klim
лучше ему
таких вопросов не задавать
потому что он начнёт от Адама
он всегда от Адама
от того места где началось
если не от Адама
и не к Адаму
или хотя бы к тому
кто ближе к Адаму
то это уже не klim
так что если вроде бы klim
а не от Адама
не от Змия
не от Древа
с которого ни-ни
не от Евы
то это не klim
ибо Театр для него Познание
а оно Познание
всегда с ни-ни
с ни в коем случае
но ведь так хочется
что невмоготу
и это ни-ни
и ни в коем случае
вместе с этой невмоготой
и есть зерно драмы
Перводрама
без него
никакой драмы
спросите где комедия
а вы полагаете
что Ева и Змий
не давились от смеху
когда Адам
яблоко то это
зеленое
надеюсь вы знаете
что после зелёных яблок
от зелёных яблок
то бывает
как тут из Рая
не изгнать удобрять
поля-земные
ведь Бог то предупреждал
и все эти
мол за что
мол змий
мол аспид
одним словом
все эти вопросы
Клим когда-то.
Фото из архива редакции
прямо скажем аспидские
то есть на различение
вы только вдумайтесь
продолжение первого
«или театр — это все,
что так себя называет?»
как там назвался
полезай
а это
«Что для Вас
является признаками
театра?»
«Чем театр
отличается от не-театра?»
это третий
первая часть
а дальше
«Есть ли критерии,
(слово то какое критерии)
на которых базируется
(базируется
тоже ничего словечко)
это различие?»
«Кем в Вашем театре
является актер?»
это четвёртый
а вот пятый
«Кем в Вашем театре
является зритель?»
ну что ту скажешь
хочется сказать крамолу
слава богу
в мой Театр
мой ли он
большой вопрос
ибо Театр
он или приходит
или нет
какой пришёл
такой и есть
а нравится не нравится
спи
красавица
ибо он Театр
живая сущность
какой залетел
заплыл
заполз
тому и радуйся
так вот в «мой театр»
этот самый зритель
является редко
конечно грешен
гордыня
обидно
но что поделать
правда это позволяет
Духу Актёра
не бояться
что что-то там
не то
как-то там
не так
а значит учиться
к тому же
как говорит Борис Юхананов
на пустых местах ангелы
забронировали
не пускают
шутка и нет
ибо если получается
то они есть
помогают
но если о зрителе
так сказать
в широком смысле
человеческом
Ева ела яблоко
Змий смотрел
потом Адам
ел яблоко
смотрели двое
Змий и Ева
возможно переглядывались
перешёптывались
относительно того
что будет с Адамом
может им
по крайней мере змию
ничего и не было
но Еве
то точно было
вот она
со змием
и сроднилась
ведь вначале неудобно
потом смешно
к тому же
может нельзя
то было
только потому что рано
мол дети рано
подождите
говорил Господь
зелёные
подождите
«но дети
бедные дети
рвущие молочай»
а шестой
«Как Вы рассматриваете
взаимоотношения актера
и режиссера?»
вообще страшный
можно сказать гендерный
по нынешним временам
вопрос
с продолжением его
«Может ли режиссер
не быть
одновременно
учителем-наставником»
все более менее ясно
на первый взгляд ясно
с одной стороны ясно
ибо может ли змий
быть не змием
а режиссер
может ли режиссер
вы что
хотите предложить
режиссеру
стать человеком
то есть напялить
на себя
волка
овечью шкуру
и из санитара леса
превратиться в вегетарианца
что же будет с зайцами
предлагаете погубить
заячье племя
а кто будет на луне
толочь
зёрна-алмазы бессмертья
их же как-то
на эту луну
загнать
и заставить работать
должен
посему
возвращаемся
к главному вопросу
ТЕАТР
это кто
или что
да да
это кто
или что
какая разница
конечно мы говорим
компьютер умер
компьютер ожил
но мы то не относим
его к живой природе
по крайней мере пока
хотя голоса раздаются
а змея
змея
змея кто
или что
его смертельно укусила
кто
змея
но Адам съел что
плод
то есть плод
с этого самого древа
Познания добра и зла он что
не живой
раз они съели что
плод
или они
съели нечто живое
кого
совершили убийство
собственно плод
съел Адам
сколько Ева
со аспидом
мы не знаем
нельзя говорить мы
может мы
все вместе и знаем
но на самом деле
вопрос то к этому самому klim(у)
лично к этому самому klim(у)
и естественно что он
аки змей
на сковородке
ибо вопрос то
на самом деле
на понятном его душе
языке
звучит так
что ты klim вспоминаешь
когда понимаешь
что ничего не понимаешь
что жизнь твоя прошла
как там у Тютчева
о судьбе русской женщины
так вот этот klim
он вспоминает снег
снег в храме
в разрушенном
выжженном
храме
разговор Андрея Рублева
и Феофана Грека
идет снег
к отчаявшемуся Андрею
приходит из царства мертвых
Феофан Грек
этот разговор
в разрушенном
выжженном храме
и есть для этого самого klimа
Театр
условие Театра
тишина
какая
когда слышен
шорох крыльев снежинок
когда слышна музыка
пение их душ
душ падающих снежинок
которые падают
в выжженном храме
твоего сердца
снег в храме сердца
в ноябре
русском ноябре
может потому сорок дней
что существуют 40
основных типов
снежинок
пока Душа не насмотрится
на эти шестиконечные
звездочки
потом потеплеет
польются слезы
да
простите
снежинки не падают
снег идёт
снежинки летят
к земле летят
но то что к земле
падает
ибо падают замертво
или находят покой
так вот снежинки
к покою
со скоростью
одного метра в секунду
так что
часовой спектакль
полёт снежинки
жизнь снежинки
падение снежинки
с высоты
трех с половиною километров
а трехчасовой
зарождается на высоте
десять
тысяч метров
издеваюсь ли я над Вами
совсем нет
будь как вода
сказала мама
провожая меня
в театральный институт
даже вино
может заиграть
окислиться
а вода
только породит жизнь
это было ее единственное
наставление за всю жизнь
когда я поступал в другие
так называемые высшие
она словно знала
не надолго
и ничего не говорила
мол и это пройдёт
после ее смерти
оставляя дом
он пытаясь
что-то на память
и случайно
обнаружил
книгу
со странным названием
«Комедиантка»
Владислава Реймонта
так что мы не знаем
почему
мы оказываемся в Театре
возможно это тайная мечта
наших матерей
которые хотят
чтобы их дети
как вода
несли жизнь
в них заводилась жизнь
однажды мамина книга исчезла
вернее он дал
кому-то
чтобы объяснить
что Театр
сложно
возможно вообще
неизлечимая болезнь
«смертельная болезнь
передаваемая…»
и нужно быть осторожным
ибо она «передаётся…»
потом он много раз
находил
эту книгу
оказалось что есть второй том
«Брожения»
об излечении
но излечение ли
или усугубление в детях
так вот книгу
почти никогда
не возвращали
в книге
более позднего издания
чем то мамино
изданной в
Ленинграде
в 1967
в предисловии
сообщается
«и хотя писатель не понял
исторической роли
пролетариата
и находился под влиянием
учений разного рода
социал-утопистов
он глубоко чувствовал
страдание своей родины»
и без этого
глубокого страдания
есть ли этот самый Театр
этот самый klim
не уверен
это еще одно условие
Театра
драматического Театра
«глубоко чувствовать
страдание своей родины»
так что Театр
драматический Театр
бренность и красота
деяний человеческих
помните
это «лечу»
а это «нашел»
а это «батя не передал»
а возможно ли передать
так что
«Чем театр отличается
от не-театра»
возможно этим «лечу»
«нашёл»
«снегом в храме»
разговорами с ушедшими
в мир иной
ждущими нас
и молящими чтобы мы
их помнили
длили
и осуществляли
их мечты
и если переформатировать
надо же
какое
инстинктивно
слово то употребил
«переформатировать»
так что грешен
шёл шёл
к Адаму
а потом раз
и предал
и Иуда
но каждый художник
себя с Иудой
надеюсь не полагаете же вы
что Пушкин себя с Моцартом
посмотрите его черновики
да и как он мог убить человека
смерти искал
всякое конечно бывает
все ищут
да и пуговица
дьявол что ли ее подставил
Бог берег
сколько мог
кто угодно
это «солнце поэзии»
только не убийца
самоубийца
да
впрочем мы все
не ведая того
самоубийцы
а те кто
из древа познания души
так им сам Бог
так что закончить
необходимо с чего начал
с грехов
возможно в другом порядке
и начать нужно
с гнева
художник должен быть гневлив
священный гнев
и великое уныние
«лёд и пламень»
страсть
можно конечно называть
похотью
но можно и великой любовью
а невыносимая жажда красоты
как быть с ней
можно конечно назвать
ее обжорством
но всякий кто
«скупой рыцарь»
зависть
«завидую глубоко»
глубине
колодцу
в душе откуда звезды
и где вода жизни
праздность
цветы зла
но красота
опасна
смертельно опасна
леность
сколько там
слоев
в один микрометр
и каждый мазок
одна четвертая микрометра
чтобы она
эта Лиза
говорят тридцать
но некоторые утверждают
что шестьдесят четыре
возможно для красного словца
но куда от него
но тридцать то точно
факт
так что
художественная праздность
не гордыня ли это
эта страсть к сфумато
не вызов ли
не убивание ли времени
стоит ли на это жизнь
о жизнь
путь от трактира к трактиру
с выше упомянутыми вывесками
зазывающими
мечтающих
о праведной жизни
передохнуть
на этой отнюдь
не столбовой дороге
по имени жизнь
а о самих грехах
что можно сказать о грехах
грешен
если не грешен
то в чём каяться
о чём вопрошать
и о чём рассказывать
так что Театр
грех
и из сути греха
и так вопросов
как грехов
семь
вернее седьмой отдельный
«В Ваших текстах,
в силу особой пунктуации
и строфики,
обращает на себя внимание
их просодическая сторона —
вся совокупность
ритмико-интонационных
свойств.
Звучащее слово
становится средством,
позволяющим совершить
движение к вневременной
проблематике,
к мифу — как основному закону
бытия»
спасибо за вопрос
в котором собственно
все ответы
относительно второй части
вопроса
«Как раскрывается
актерская природа
во взаимодействии
с Вашими текстами,
с одной стороны,
и со зрителем — с другой?»
ответ гласит
в восточном искусстве
под сильнейшим влиянием
которого
находится этот самый klim
утверждается
что от зрителя
читателя
слушателя
требуется такое же откровение
возможно
вернее точно
большее
ибо являющий
не всегда
так сказать в своём уме
вернее он стремится быть
не в своём
чтобы себя было поменьше
тексты
этого самого klim(а)
это попытка осуществить
мечту Эфроса о нотах
он может того и не осознавая
следовал формуле
Гордона Крэга
ПОЭТ->ТАНЦОВЩИК->ПЕВЕЦ
именно в этой
последовательности
он вытанцовывал
выпевал
на особом языке
ведомому только ему
как бы прокладывал
особый путь ростка
благодаря этому пути
росток
находил путь
сквозь асфальт обыденности
и пока актёры его любили
они следовали
по этому особому
вертикальному каналу
пустотных струн
в пространстве этих
особых нот
неразрывности
слова-тела-голоса
в Театре
текст
если это текст театральный
при правильном
бытии в нём
правильном прохождении
в нём
должно порождаться чувство
ибо текст преграда
ограничение
русло особой реки
в котором особый фарватер
которому нужно
строго следовать
ибо это кровеносные сосуды
времени
от сердца к сердцу
а не забор
через который нужно
перепрыгнуть
перелезть
в чужой сад
или раскрасить
собственными
неведомо откуда
из памяти взявшимися
чувствами
которые чаще всего
детские обиды
язык
человеческий язык
невероятная тайна
каждое наше слово
отзывается в некой
не замечаемой нами
Божественной Среде
неправильно сказанное слово
музыкально и энергетически
неправильно
смерть
проклятие
правильно
молитва и вопрошание
жизнь
это особый танец
всего существа
и здесь от формулы
Станиславского никуда
только эта запредельность
порождает истинный звук
возникает поэт
поэзия
или молитва
ибо поэзия молитва
а сложно-рифмованный текст
проза
или традиционно ямб хорей
не суть важно
видите поэзию
ищите прозу
видите прозу
ищите поэзию
поэты
хранители языка
а значит жизни
человека
как феномена
да играющего
ибо игра
самый эффективный
инструмент познания
убирания границы
между я
и не я
играющего
но разумного
то есть слышащего
и видящего
далеко вперёд
видящего
и слышащего
грядущее
ибо если не грядущее
то зачем
ответ
на третью часть
седьмого вопроса
«Какие свойства
актерской природы
оказываются в этом случае
первостепенны?»
содержится
в тексте-вопросе
одного из серьёзнейших
людей современности
размышляющих о Театре
а не о социологии
и культурологии
Валерия Бильченко
«если ты сидишь дзадзен
без готовности умереть,
зачем ты вообще сидишь
дзадзен?»
если ты выходишь на поединок
без готовности умереть,
зачем ты вообще
выходишь на поединок?
если ты выходишь играть
спектакль без готовности
умереть,
зачем ты вообще выходишь
играть спектакль?
проще некуда
играть же плохо
грех богохульства
Декабрь 2021 г.
Комментарии (0)