Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

К ЧИТАТЕЛЯМ И КОЛЛЕГАМ

ЗАДАЧКА ДЛЯ МОЛРЕДОВ

 

ТЕАТР МИНУС В

Когда Марина Юрьевна Дмитревская предложила нам выбрать тему для молодежного номера, думали мы недолго. Тогда, год назад, единственно важным для нас был вопрос о границах театра. Когда театр перестает быть театром? Может ли театр кончиться? Правда ли, что театр есть все, что так себя называет? Как писать о театре, который на самом деле — перформанс? Марина Юрьевна поощрила наши искания снисходительным кивком — и мы начали. Насущные вопросы мы решили задать и практикам, в основном молодым (все же будущее театра — на их совести).

Главным «критерием отбора» было пограничье, мы акцентировали внимание на неконвенциональной форме театра, поэтому актуальной повесточки в номере оказалось маловато… Многие спектакли и фестивали прошли либо до конца февраля, либо уже летом.

ТЕАТР ПЛЮС В

Пока мы задумывали разбираться с теоретической базой, случилось 24 февраля. В работе был один текст, а время разделилось на «до» и «после». С прошлым молодежным номером (№ 101) произошла подобная ситуация: форс-мажор в виде пандемии коронавируса… Но если тема негосударственных театров в период тотального отсутствия финансирования стала только острее, то наша на фоне событий — потерялась.

В феврале наша работа встала на паузу. Вопросы о границах театра отошли на второй план. Сейчас главные вопросы — тоже о границах, только не эстетических, а буквально — географических. Еще — о границах человеческих, о границах порядочности и честности.

Изначальная тема по-прежнему кажется нам важной: в культурном пространстве тенденция к размыванию границ между искусствами очевидна, и нужно ее как-то осмыслять на бумаге.

РАВНО

За время работы формулировка «границы театра» трансформировалась в «театр плюс минус». Отталкиваясь от классического понимания «конвенционального» спектакля как действия в театральном здании, где актер играет роль на глазах у зрителя, мы пишем о тех явлениях, которые от этой формулы отклоняются. В одной половине номера — рубрики «Театр минус»: нас интересует, от чего театральные режиссеры намеренно отказываются и что в результате от театра остается. В другой — «Театр плюс» — мы фиксируем и анализируем, что театр в себя вбирает и как это на него влияет, остается ли он, с этими прибавлениями, театром.

Что уж говорить, номер тоже вышел неконвенциональным: мы сознательно отодвинули в сторону громкие театральные события, сосредоточившись на героях, чье присутствие ощутимо, но не постоянно, — их спектакли в основном возникают в рамках фестивалей, лабораторий, часто — в пространстве города.

Особенно ценными для нас стали две рубрики этого номера: «Театр плюс эмиграция» и «Минус театр». Обстоятельства вынудили расширить географию спектаклей за пределы России и использовать новый для нас жанр театральной критики — некролог на смерть театра и фестиваля.

Хотелось бы написать, что мы надеемся на возвращение и разыноагенчивание всех уехавших художников… Но это обращение мы пишем 23 сентября. Два дня назад мир снова перевернулся и катастрофа затронула уже не только наши субъективные гуманистические чувства, но и наших близких. Кажется, на паузу встает уже не номер, а наша жизнь…

Сентябрь 2022 г.

ЗАДАЧКИ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ И КОЛЛЕГ, ИЛИ СРЕЗОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

1. РЕШИТЕ ПРИМЕР

Пермь: (Дмитрий Мульков + Андрей Платонов) = ?
а) «встреча/место»
б) «Location»
в) «Слушая мою Вологду»

2. ИЗВЕСТНО, ЧТО ЗАВОД > РАСКОЛЬНИКОВ > БУКИН. КАКОЕ ИЗ УКАЗАННЫХ УТВЕРЖДЕНИЙ ВЕРНО?

а) «Раскольников» Марка Букина отличный спектакль!
б) Завод — не место для спектакля!
в) Марат Мударисов Суперзвезда

3. РАССТАВЬТЕ ПРАВИЛЬНО ЗНАКИ < = >

Мощицкий в Ереване ____ Мощицкий в Питере
«Мавзолей мечты» ____ «встреча/место»
Курехин0 ____ Курехин1
Театр Но ____ Григорианский хорал

4. КАКИЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ УТВЕРЖДЕНИЙ ВЕРНЫ?

а) Сайт-специфик — форма интернетного театра
б) В партисипативном спектакле зрители могут влиять на ход действия
в) Перформанс — это когда есть актер, но нет роли
г) Дрейф как театральная форма появился в Перми

5. (ОБЭРИУТСКИЙ ПРИМИТИВИЗМ + СОРОКИНСКИЙ АБСУРДИЗМ) . ЧЕХОВСКИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ЭТА ФОРМУЛА?

а) Григорий Козлов
б) Дмитрий Гомзяков
в) Владимир Антипов
г) Габбилен Галычев

6. СКОЛЬКО СТУЛЬЕВ БЫЛО В «ЛЕС. СЕЛ»?

а) Пятнадцать
б) Сорок
в) Один
г) Пять

7. СЧАСТЬЕ БУДЕТ?

а) Да
б) Нет

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.