Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • БЕСЫ НА БАЛУ

    «Бал. Бесы». По роману Ф. М. Достоевского «Бесы».
    Казанский ТЮЗ.
    Режиссер Туфан Имамутдинов, художник Лилия Имамутдинова.

    У постановки прошлого сезона в Казанском ТЮЗе «Бал. Бесы» счастливая гастрольная судьба: спектакль Туфана Имамутдинова уже побывал на фестивалях в Новгороде, Москве, Петербурге и явно еще поездит по стране. Только что его посмотрели гости и участники прошедшего в Петербурге Международного театрального фестиваля «Радуга» — ТЮЗ им. А. А. Брянцева смог организовать и героически провести свой двадцать первый смотр драматического искусства в условиях пандемийных ограничений и форс-мажоров.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ВСЕ, ЧТО ОСТАЛОСЬ...»

    «„Чуш“ Астафьева, или Все, что осталось после нашей экспедиции на родину автора».
    Театр «Современник».
    Постановочная группа: Виктор Рыжаков, Татьяна Бурель, Марина Дровосекова, Светлана Иванова-Сергеева.

    К концу фестиваля «Радуга» студенты курса Виктора Рыжакова, окончившие в этом году Школу-студию МХАТ, а теперь ставшие стажерской группой театра «Современник», показали спектакль «Чуш...» по произведениям Виктора Астафьева. Он создан, скорее, по мотивам рассказов, повестей, которые переплетаются, переходят друг в друга, невзначай обрываются... И общий сценический текст похож на корни травы, плотные, сросшиеся, не оторвать их друг от друга и не отделить. (А название «Чуш» — это реально существовавший маленький поселок Ярцево в Красноярском крае. Ну, и широко известный когда-то образ из «Царь-рыбы» — не уверена, знают ли этот когда-то знаменитый роман сейчас.) Помимо Виктора Рыжакова в постановочной группе — Татьяна Бурель, Марина Дровосекова, Светлана Иванова-Сергеева.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «РЕМЕСЛО» В КАЗАНИ
    В Казани недавно завершился XII Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Ремесло», на котором было показано шестнадцать спектаклей. О самых ярких из них рассказывают наши эксперты Айсылу Кадырова, Надежда Стоева и Ольга Фукс.
    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПАМЯТИ ВАЛЕНТИНА ГАФТА

    Собственно с Гафта и началась моя жизнь в «Современнике». Валентин Иосифович родился в 1935-м, во второй день сентября. В 1995-м ему исполнилось 60 лет. В начале осени «Современник», как всегда, был в отпуске, празднования запланировали ближе к зиме.

    Параллельно театр искал завлита. Я в этот момент уже жила в Москве, занимаясь совсем другими, далекими от искусства, делами. Человек, знавший меня по работе в Казани, порекомендовал Галине Волчек «приглядеться к девочке»... Словом, первым моим делом был юбилей Валентина Гафта, где, как принято нынче именовать, генеральным продюсером была Галина Борисовна, а я — исполнительным.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ПАМЯТИ НИКОЛАЯ ИВАНОВА

    «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит...»

    Я-то помню. Всю жизнь с вами, Николай Николаевич. И вы со мной.

    Когда-то все было впервые — первый выход в театр, первый спектакль (разумеется, «Конек-Горбунок»), первый восторг от потоков разнообразных энергий, несущихся со сцены... Роскошный Иван — высокий блондин, в два прыжка пересекающий сцену. Харизма, что называется, летела через край...

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • КОНЦЕРТ ДЛЯ АКТРИСЫ И РАДИО

    «Концерт по заявкам». Ф. Крётц.
    Театральная мастерская АСБ.
    Режиссер Алексей Янковский.

    В пьесе Ф. Крётца «Концерт по заявкам» нет слов. Семь страниц текста полностью состоят из ремарок. Фройляйн Раш пришла с работы. Фройляйн Раш сняла пальто. Поставила на стол покупки. Включила радио — попала на концерт по заявкам. Помыла посуду. Приготовила ужин. Закурила. Поработала над шитьем. Снова помыла посуду.

    Все два часа, что идет спектакль, героиня занята вполне обычными заботами. Сделала одно, сделала другое. А потом взяла и покончила с собой. Никто об этом, разумеется, не предупреждал, прямых намеков не было. Но почему-то все равно этот шаг был ожидаем. Как будто бы к нему все шло.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ПУШКИНА — В БОЧКУ СОВРЕМЕННОСТИ!

    «Сказки Пушкина. Сказка о Царе Салтане». А. С. Пушкин.
    ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
    Режиссёр Антон Оконешников, художник-постановщик Елена Жукова, инсценировка Алины Шклярской.

    Пора пощечин прошла после тюзовской премьеры: треск и оглушительный трезвон комментариев ВКонтакте поднялся, всколыхнул уходящий год искусства!

    Боролись за Пушкина, за Солнце, за детей, за добро и проч., и проч.

    Говорили: все сброшено с парохода и предано анафеме авангарда!

    «Сказки Пушкина» — пощечина общественному вкусу!

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • ТЕАТР ― ПОВОД ДЛЯ ЗНАКОМСТВА

    Лаборатория Театра Наций в Барнауле

    Театр Наций при поддержке Министерства культуры РФ продолжает серию лабораторий под руководством Олега Лоевского, в которых участвуют театры малых городов. В конце октября такая лаборатория прошла в театрах Пермского края, а неделю назад — завершилась в Барнауле, где Алтайский краевой театр драмы имени Василия Шукшина принимал на своих площадках театры Бийска и Рубцовска. В течение нескольких дней актеры из разных городов проходили тренинги по сценическому движению и сценической речи и вместе с приглашенными режиссерами работали над эскизами по современной драматургии. Тематической эту лабораторию не назовешь. Нельзя сказать, что выбранные пьесы объединены каким-то магистральным сюжетом. Материал выбирали театры, исходя из своих предпочтений, и картина получилась довольно разнородной. Но для лаборатории, нацеленной на то, чтобы познакомить актеров с молодыми, но уже заявившими о себе постановщиками, устроить встречу с новой драматургией и получить живой отклик от зрителя во время обсуждений, наличие общей темы не так уж и важно.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • #ЦОЙЖИВ

    «Апрель».
    Театр ЦЕХЪ.
    Режиссер Кирилл Люкевич, художник Саша Конакова.

    «Апрель» — уличный спектакль. Его восприятие завязано на чистом драйве, который будит в нас спящего зверя свободы и зовет танцевать. Сквозь слепящие выстрелы экранов смартфонов, поверх грязного гитарного звука, через сладкое ощущение приближающейся ночи, которая подарит нам вечность звезд и наполнит нас электрическими огнями надежды. Туда, где «музыка волн, музыка ветра».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • МЕНЯ НЕ ДОГОНЯТ

    «Суад. Жить заново». По роману Суад «Сожженная заживо».
    Театр «На Литейном».
    Спектакль создан при содействии Театральной мастерской АСБ.
    Автор инсценировки Ася Ширшина, режиссер Алексей Янковский.

    Сначала я как-то мучился: этот спектакль похож на другие спектакли Алексея Янковского. Я боялся, что это будет режиссерский самоповтор и он не приведет к тому волшебству, за которое я и люблю его театр. И потом, таким вольнолюбивым художникам-кочевникам, кому так идет мерцание и как-то не идет стабильность, непросто, наверное, заходить на территорию такого театра — государственного, большого (пусть и прячущегося во дворе), с «колоннами», размытой эстетикой и своими (то есть чужими для приглашенного режиссера) актерами. Но «Суад. Жить заново» медленно, но верно берет в свои тенета. Хотя сначала и обращаешь внимание на то, что режиссер ставит по проверенным рецептам: длинный женский монолог, неброско одетая актриса — в данном случае Ася Ширшина, пустое темное пространство, рубленая ритмизованная речь, фразы отделяются равными интервалами. Речь звучит непривычно громко для Камерной сцены, «с подачей», и актриса воспринимается стоящей на котурнах.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДОЛГАЯ СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ

    «Иванов». А. П. Чехов.
    Социально-Художественный театр.
    Режиссер Татьяна Ра, художники Алина Михайлова и Оганес Айрапетян.

    В новом сезоне Социально-Художественный театр выпустил постановку по не самой репертуарной пьесе Чехова «Иванов». Режиссер Татьяна Ра переносит действие в современность: герои носят джинсы и футболки, в руках у них смартфоны. И этим СХТ декларирует: Иванов отнюдь не остался в прошлом — люди, болезненно переживающие свое бессилие перед жизнью, есть и сегодня.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • АПОКАЛИПСИС ЗОЛОТА

    «Золото». Е. Тимофеева.
    Прокопьевский драматический театр.
    Режиссер Никита Золин, художник Павел Тарасёнок.

    «Золото» — пьеса об экологической катастрофе в малом башкирском городе. Постановщик Никита Золин родом из Озерска Челябинской области, где утилизируют радиоактивные отходы. Прокопьевск — малый город в Кузбассе, регионе, в котором из-за угольных разрезов тоже плохая экология и высокий уровень онкологических заболеваний. В день, когда в Прокопьевске состоялась премьера, в столице Кузбасса в очередной раз объявили режим «черного неба». Есть в этом сочетании своя драматургия.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО ВРЕМЕНИ» И ЛОКДАУН-2020

    «В поисках утраченного времени». М. Пруст.
    БДТ имени Г. А. Товстоногова.
    Экспериментальная программа «Четыре. Современная режиссура в КМТ».
    Режиссер Денис Хуснияров, сценография и костюмы Александра Мохова и Марии Лукка, драматург Ася Волошина.

    Здесь и сейчас локдаун. Все перевернулось и «уставилось» на вас. Ваша условная комната в фокусе объектива. Вы ходите по периметру, упираясь в четыре угла по условиям замкнутого пространства, вы дрожите, вы слышите собственное дыханье, вам не хватает воздуха, вы не можете уснуть или не можете проснуться... неважно. Это бред. Это сон. Это кино. Кто все это выдумал?..

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ» ЛЬВА ДОДИНА

    «Братья Карамазовы». Ф. Достоевский.
    Малый драматический театр — Театр Европы.
    Режиссер Лев Додин, художник Александр Боровский.

    Тогда были последние весенние заморозки, нынче — первые осенние (почувствуйте разницу). Но вот бывает же в жизни счастливое «повторение пройденного». И ты вдруг выходишь из МДТ на темную улицу, как выходил тридцать пять лет назад после «Братьев и сестер», и лужи в такой же тонкой кальке льда, и тебя так же поколачивает от увиденного, и всего слишком много, чтобы сформулировать сразу — хоть в газету «Советская Россия», хоть в блог «ПТЖ»...

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • ПОДРОСТКУ ЖИВЕТСЯ ТРУДНО

    О лаборатории-конкурсе современной драматургии в Таре

    С 20 по 22 ноября в Северном драматическом театре (Тара, Омская область) прошла Первая лаборатория-конкурс современной драматургии на остросоциальные подростковые темы. Готовилась она почти год, должна была пройти еще весной, но недокарантин вынудил организаторов перенести все на осень. День открытия лаборатории пришелся на день рождения актера Михаила Ульянова, чье имя было присвоено театру несколько лет назад.

    Причины, которые привели к идее и реализации такого мероприятия в маленьком сибирском городе, реалистичны и даже ужасающи. За последние несколько лет в Омской области был отмечен рост подростковых преступлений и попыток суицида. Бороться с этими явлениями решили и средствами искусства. Для чего и был придуман масштабный проект «Своя территория», автором которого является директор Северного драматического театра Анджей Неупокоев. Идея, разумеется, была поддержана главным режиссером театра Константином Рехтиным. Лаборатория является частью данного проекта, чья главная цель формулируется следующим образом: «социализация подростков, становление в них устойчивого личностного стержня и формирования основ жизнестойкости».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОЛАДЬИ И КРАСКА

    «Герб города Эн». С. Баженова.
    Камерный театр Малыщицкого.
    Режиссер Петр Шерешевский, художник Надежда Лопардина.

    Знаменитая песня Фрэнка Синатры «Strangers in the Night» звучит в спектакле Петра Шерешевского несчетное количество раз, но она не только рефрен, а, кажется, еще и ключ к замыслу. И нет здесь никаких контрапунктных взаимоотношений, усилений действия, дублирования смыслов. Просто, когда включается песня — все становится предельно ясно. Сидишь, смотришь, думаешь, а тут вдруг раз — и обмякаешь в кресле от очевидности. Этот прием, по сути, взламывает действие, выбрасывает его на новый содержательный уровень. То же происходит, например, в «Ревизоре» Шерешевского, когда песня Булата Окуджавы «Пока Земля еще вертится» вдруг обрастает новым (а может быть, единственно верным) смыслом, и наступает прозрение, которое хочется написать с большой буквы, опираясь на силу ощущений.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ЕСЛИ БЫ ТОГО УЖАСА НЕ БЫЛО...»

    «Gardenia» Э. Хованец.
    Театр ЦЕХЪ.
    Режиссер Михаил Каргапольцев.

    «Gardenia» — история о четырех поколениях женщин. Это не история одной семьи, это история поколенческой травмы. У героинь нет имен, каждую характеризует какая-то определяющая черта.

    Женщина I (Анна Соколова-Селивановская) пережила войну и стала алкоголичкой.

    Женщина II (Елена Матвеева), ее дочь — убивается на работе.

    Женщина III (Мария Шумилина), ее внучка — пускается во все тяжкие и тоже пьет.

    Женщина IV (Елена Коликова), правнучка Первой — проходит терапию. Ее рассказами психотерапевту связаны сцены спектакля. Сам терапевт на сцене не появляется, существует лишь его голос, между прочим, мужской. Он в основном успокаивает Четвертую, когда она доходит до особо тяжелого момента в рассказе о своем детстве.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • 125 ГРАММ ИСКРЕННОСТИ

    «Когда я был таким, как ты».
    Омский театр для детей и молодежи (ТЮЗ).
    Режиссер Тимофей Греков, художник Владимир Сафронов, сценарист Наталья Рыбась.

    Кажется, что почти каждый провинциальный театр в этом году отрабатывал военно-патриотическую повестку к юбилею Победы, но пандемия вмешалась и стерла, разметала планы театров. Так, Омскому ТЮЗу пришлось выпускать свою премьеру лишь осенью.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • С ЮБИЛЕЕМ, ГЕННАДИЙ ТРОСТЯНЕЦКИЙ!

    Гену знаю с первого курса. Мы подружились в колхозе, где главными почему-то оказались не назначенные институтом руководители, а мы вдвоем с Геной. И я как-то сразу стал поклонником его творчества. Тростянецкий — это острейшая энергия, причем одновременно общенческая, творческая и аналитическая. Мне кажется, что наше сближение состоялось именно в силу нашей непохожести. Конечно, положительные качества и сильные стороны какие-то есть и у меня, и у него, но они разные: встречаясь, мы питаем друг друга недостающими и узнаем много нового друг о друге. Встречаемся теперь, увы, нечасто. Гена все время занят — или где-то ставит спектакли, или выводит в жизнь очередных своих студентов-режиссеров...

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • КРЕСТОВЫЙ ПОХОД ПТИЦ

    «Университет птиц».
    Иммерсивный проект творческого объединения Театр Взаимных Действий, при поддержке Союза театральных деятелей России и фестиваля «Территория», при участии фестиваля Brusfest.
    Художники Шифра Каждан, Лёша Лобанов и Ксения Перетрухина.

    «Университет птиц» — новый проект Театра Взаимных Действий, коллаборации художников Шифры Каждан, Лёши Лобанова, Ксении Перетрухиной и продюсера Александры Мун. Как и предыдущие две работы, «Музей инопланетного вторжения» и «Правдивая и полная история Джека Потрошителя», он идеально вписан в пространство Боярских палат, но продолжает ранние постановки не столько визуально, сколько по части настроек восприятия смыслов.

    Читать дальше | Комментарии (0)