Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

2 декабря 2020

ПОДРОСТКУ ЖИВЕТСЯ ТРУДНО

О лаборатории-конкурсе современной драматургии в Таре

С 20 по 22 ноября в Северном драматическом театре (Тара, Омская область) прошла Первая лаборатория-конкурс современной драматургии на остросоциальные подростковые темы. Готовилась она почти год, должна была пройти еще весной, но недокарантин вынудил организаторов перенести все на осень. День открытия лаборатории пришелся на день рождения актера Михаила Ульянова, чье имя было присвоено театру несколько лет назад.

Павел Руднев.
Фото — архив лаборатории.

Причины, которые привели к идее и реализации такого мероприятия в маленьком сибирском городе, реалистичны и даже ужасающи. За последние несколько лет в Омской области был отмечен рост подростковых преступлений и попыток суицида. Бороться с этими явлениями решили и средствами искусства. Для чего и был придуман масштабный проект «Своя территория», автором которого является директор Северного драматического театра Анджей Неупокоев. Идея, разумеется, была поддержана главным режиссером театра Константином Рехтиным. Лаборатория является частью данного проекта, чья главная цель формулируется следующим образом: «социализация подростков, становление в них устойчивого личностного стержня и формирования основ жизнестойкости».

Лонг- и шорт-листы пьес формировал эксперт «Золотой Маски», театровед Павел Руднев. Театр предложил четырем режиссерам — из Абакана, Москвы, Омска и Петербурга — выбрать один из текстов для будущего эскиза и предоставил все имеющиеся ресурсы для их постановки.

Евгения Мальгавко показывала свою работу в первый день лаборатории. Режиссер выбрала пьесу Дмитрия Богославского «А если завтра нет?», действие которой происходит в некоем городе. Неважно в каком, важнее — узнаваемость и типичность поведения главного героя — 16-летнего Антона (Ян Голубев), решившего прыгнуть с балкона четвертого этажа. Останавливает его дворник Василий (отличная работа Александра Горбунова), сообщающий, что «если ты из-за девки, так оно того не стоит». Подросток огрызается, но Василию все-таки удается убедить внезапного собеседника спуститься вниз привычным образом. А дальше начинается история короткого и странного приятельствования двух мужчин — уже пожившего на этом свете и только начинающего жить.

Сцена из эскиза «А если завтра нет?».
Фото — архив лаборатории.

Василий рассказывает о собственных попытках самоубийства, о том, что когда-то сидел, и о других экстремальных событиях своей биографии. Про Антона мы узнаем, что он живет с парализованным дедом (Роман Николаев очень выразительно пролежал на диване все действие), а с родителями, укатившими в Лондон, общается исключительно по телефону. Тема безотцовщины, ненужности проявляется здесь уже в самом начале. Попытка героя самоубиться — в большей степени жест отчаяния и желание хоть как-то заставить этот мир и девочку, которая ему нравится, обратить на себя внимание.

Эскиз разыгрывался в одном из технических помещений театра, где была лестница с небольшим балконом. Евгения Мальгавко удачно использовала возможности пространства с очевидной оппозицией «верх — низ». Пока герои не желали слышать друг друга, они находились на разной высоте. Как только стали обнаруживаться точки пересечения, Антон и Василий оказывались на одной горизонтали. Вокруг них двоих и сосредоточено все действие. Отец мальчика в спектакле присутствует только виртуально (в отличие от пьесы) — иногда он звонит сыну, дежурно интересуясь, как обстоят дела. И это еще сильнее акцентирует неприкаянность подростка и необходимость присутствия в его жизни взрослого человека, который и совет дельный даст, и поддержит, и просто помолчит, когда возникнет такая необходимость.

На следующий день показывали «Море. Звезды. Олеандр» Александра Баркара по пьесе Марии Малухиной и «Сашеньку» Эдуарда Шахова по пьесе Виктории Орловой.

Александр Баркар ставил свой эскиз в экстремальных условиях — почти до самого начала лаборатории репетировал с актрисами Натальей Канунниковой и Татьяной Власовой в режиме онлайн, а в Тару приехал буквально накануне открытия.

Сцена из эскиза «Море. Звезды. Олеандр».
Фото — архив лаборатории.

Эскиз был поставлен в небольшом по размерам репетиционном зале. Крошечное сценическое пространство поделено по диагонали линией, составленной из жестяных ведер (такие обычно можно увидеть на дачах или в многочисленных пионерлагерях). Темноволосая, вся сделанная словно из острых углов, Даша (Наталья Канунникова), сжавшись в комок, сидит в шезлонге и скороговоркой ведет какой-то отсчет, спрашивая саму себя, когда следует остановиться, чтобы наконец открыть глаза. По другую сторону от нее прелестная блондинка (Татьяна Власова) расслабленно двигается под музыку и комментирует Дашины реплики. Так начинается история, в которой намешаны детектив, психологический триллер и подростковая мелодрама.

Даша оказалась свидетельницей трех событий, одно страшнее другого. Сначала увидела, как мальчик, в которого она влюблена, уходит в сторону пляжа с красоткой Алисой из их отряда. Пробравшись следом и спрятавшись за кустом, Даша наблюдала, как Дима попытался изнасиловать ее соперницу, и та, защищаясь, нечаянно его убила.

Весь спектакль — это визуализация внутренней борьбы, паники, страшного смятения, которые переживает 16-летняя девочка. Разорванность, раздвоенность состояния героини режиссер решает следующим образом: подсознание Даши и реальную Алису играет одна и та же актриса — Татьяна Власова. И делает это очень точно — меняя пластику, интонации, жесты. (Правда, чтобы не запутаться, с пьесой перед просмотром все-таки следует ознакомиться.) А отрядный сердцеед Дима (Ян Голубев) оказывается тем самым олеандром — прекрасным внешне, но смертоносным внутри. Даша решает для себя важный вопрос: следует ли рассказать об увиденном старшим или все-таки нужно попытаться справиться с собой и поддержать несчастную соперницу, чье положение сейчас катастрофичнее? В итоге она выбирает второе, что вселяет надежду и на относительно благополучный исход названных событий вообще.

История, придуманная драматургом Марией Малухиной и поставленная Александром Баркаром, напомнила о фильме Сергея Соловьева с юной Татьяной Друбич в одной из главных ролей. В определенном смысле это те же «сто дней после детства», только уже нового века.

Сцена из эскиза «Сашенька».
Фото — архив лаборатории.

Режиссер Эдуард Шахов из предложенного списка выбрал пьесу автора, пишущего сценарии для сериалов телеканала «Россия-1». Влияние поточной работы читалось в тексте, а на обсуждении Павел Руднев подтвердил возникшее предположение. Все здесь типизировано до невозможности: трудный подросток Сашенька (Арина Сидорова); мать (Анастасия Хитрова) и отчим (Василий Кулыгин), занятые исключительно новорожденным братом девочки; токсичная бабушка (Наталья Кулыгина), требующая внимания к себе и игнорирующая просьбы дочери о поддержке; ушлая подружка Аленка (Валерия Захарова).

Неожиданным здесь оказывается элемент фантастики: Саша, решив прыгнуть с крыши, встречает там малоразговорчивого незнакомца в черном (Иван Шатов). Немного поболтав, она влюбляется в него, но тщательно скрывает это обстоятельство от семьи. По ходу выясняется, что молодой человек не просто так прохлаждается на краю крыши, а с миссией — то ли из космоса, то ли из бездны, от Князя Тьмы. Его цель — уничтожить человечество, которое ведет себя очень неприглядно и отталкивающе. Образцом такого поведения как раз и стала семья Саши.

Отношения между родственниками выстраиваются так, как это принято в каком-нибудь «Обручальном кольце». Реплики банальны и смысл их затерт до дыр, реакции предсказуемы. Однако режиссер Шахов нашел прекрасный выход из положения, сделав из стереотипной мелодрамы комедию. Удалось это, в первую очередь, благодаря самоироничной игре актеров. Острые, эксцентричные Наталья Кулыгина и Валерия Захарова, лиричная Анастасия Хитрова, а рядом с ней спокойный, хотя и с явным внутренним надломом Василий Кулыгин, нервная, острая Арина Сидорова. А немногословное присутствие почти до самого финала Ивана Шатова вносило в действие известную долю абсурда. Так что в банальное зрелище эскиз, к счастью, не превратился, а исполнителям доставляло явное удовольствие немного повалять дурака.

Сцена из эскиза «Девочка с головой волка».
Фото — архив лаборатории.

В последний день Дмитрий Крестьянкин показал эскиз по пьесе драматурга-интеллектуала Алексея Житковского «Девочка с головой волка». Фантастическая антиутопия была написана в прошлом году. В ней автор пытается осмыслить глобальные изменения, которые идут прямо на наших глазах. Тут речь и о научно-техническом прогрессе, и об этической его составляющей, и о тотальной толерантности и спекуляциях на ней, что в итоге способно привести к нормализации насилия. Подняты темы Другого и (не)приятия его обществом, а также смены титульного положения в социуме той или иной категории людей.

Роль Оли, той самой «девочки с головой волка», исполнила воспитанница одного из местных детдомов Катя Волкова. Режиссер посадил ее в центр круга, и на протяжении почти всего действия героиня оставалась в этом положении. Артисты и зрители разместились по всей окружности, без иерархического разделения. Олины монологи и диалоги остальных персонажей режиссер перемежал коллективными действиями, к которым следовало присоединиться и всем присутствующим — энергичный ведущий (Александр Черепков) резво выскакивал в центр и принимался кричать: «Давайте поднимем руки и скажем…» — и далее не единожды и по тексту. В итоге получилась одновременная пародия на ток-шоу и многолюдные перформансы Тони Роббинса, к примеру. В отличие от трех предыдущих камерных эскизов, здесь была задействована вся труппа, и можно было воочию наблюдать за ее ансамблевой работой.

Фото — архив лаборатории.

По итогам показов и обсуждений, в которых приняли участие не только критики, но также учителя и психологи, лаборатория оказалась успешной. Правда, среди зрителей не было, к сожалению, тех, для кого проект непосредственно предназначался — самих подростков. Но в этом случае преодолеть внешние обстоятельства не представлялось возможным. Театр планирует проводить лаборатории и дальше, продолжить сотрудничество с участниками проекта, приглашать новых режиссеров и экспертов и в целом вести активную работу посредством искусства. А это значит, что появятся новые постановки, роли и, конечно же, открытия. То есть то, что необходимо любому желающему развиваться театру.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога