
-
«Мама». Ф. Зеллер.
Театр им. Ленсовета.
Режиссер Илья Мощицкий, художник Сергей Кретенчук, видео Влада Амелина.Постановка пьесы Зеллера — тем интереснее, чем меньше понятно, что на самом деле происходит. Все только так, как в отражении сознания героини. Она переживает (или сочиняет?) свою ненужность взрослому сыну, уход мужа, ну и дальше начинается цепная реакция: ее фантазии, фантазии режиссера, наши фантазии. Пространство соответствующее: сбоку — залитая лиловым светом зеркальная стена (стильный пластик/металл), сзади — видеопроекция, на которой появляются снятые двумя камерами из разных точек персонажи, находящиеся на площадке. Одновременно фигура героини может быть перед нами в четырех разных ракурсах, отражениях, восприятиях. Иногда на задней стене повторяется закольцованное сюрреалистическое кино: по винтовой лестнице в одиночестве, не останавливаясь, куда-то вверх, вверх идет карнавально наряженная героиня. И до начала действия, и после его окончания (если можно думать о точках начала и конца) в видеопроекции — гримирующаяся актриса, готовящаяся играть роль.
-
«Дай найти слова». По книге «Время сердца. Переписка Ингеборг Бахман и Пауля Целана».
ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
Режиссер Андрей Слепухин, инсценировка и сценография Екатерины Августеняк.1948 год. Весь мир восстанавливается после Второй мировой войны и пытается прийти в себя. Осенью в Вене знакомятся они — Пауль и Ингеборг, чтобы начать «время сердца», многолетнюю переписку друг с другом.
Андрей Слепухин и автор инсценировки Екатерина Августеняк не пытаются создать «жизненную историю» и реконструировать, например, знакомство Ингеборг Бахман и Пауля Целана на вечере сюрреалиста Эдгара Жене. Герои помещены в метафизическое пространство, словно их тела остались на земле, а они со своей любовью уже где-то в другом измерении.
-
«Последняя лента Крэппа». С. Беккет.
Театр МТЮЗ.
Режиссер Кама Гинкас.В спектакле МТЮЗа по Беккету нет художника. Есть белое пространство флигеля. Есть пьеса. Есть артист. И есть, как это ни странно, режиссер. Режиссер в белом пространстве флигеля рядом с артистом.
Режиссер — Кама Гинкас. Артист — Игорь Ясулович. Пьеса — «Последняя лента Крэппа». Именно в такой последовательности они появляются перед зрителями: приветственное слово Гинкаса прерывается появлением запаздывающего, не успевшего даже снять пальто, Ясуловича, в чьих руках — истрепанные на долгих репетициях листочки с текстом Беккета.
-
Когда новый главный режиссер ставит свой первый спектакль в новом театре, мы обычно ждем, что будет дальше, и, как правило, это «дальше» что-то проясняет в программных намерениях.
О первом спектакле Дмитрия Акимова в Томском ТЮЗе мы внезапно получили два совершенно противоположных мнения двух сибирских критиков. Это, знаете, даже завораживает и вызывает вопрос, чья оптика точнее. Хотя вполне очевидно, что точной оптики в нашем деле нет. Так что лучше — два противоположных мнения. -
«Пакетик, который хотел стать нужным». Г. Насырова.
Новая сцена Александринского театра.
Режиссер Петр Чижов. Художник-постановщик Катерина Андреева. Композитор Даниил Посаженников. Художник по свету Стас Свистунович.В рамках программы «Здесь и сейчас» на Новой сцене Александринского театра состоялся проект, посвященный проблемам экологии — «ЭКО/ЭГОцентричность». Одну из самых главных болевых точек современного мира пытались осмыслить не только путем разговоров на специально организованной дискуссии, но и театральными средствами. Так, на сцене медиацентра прозвучала пьеса Гули Насыровой «Пакетик, который хотел стать нужным». Эта небольшая драма, жанр которой обозначен как «экологическая сказка», рассказывает о путешествиях полиэтиленового пакетика, ищущего свое место в мире. Незаурядный главный герой не мешает определить эту пьесу и как историю взросления. На пути к постижению устройства вселенной для пакетика заготовлено множество сюрпризов, судьбоносные встречи со Стаканчиком из-под кофе и Оберткой от шоколада «Аленка».
-
«Улитка и Кит». По мотивам книги Д. Дональдсон.
Театр «Открытое Пространство».
Режиссер Екатерина Гороховская, художник София Матвеева, куклы Татьяны Стоя и Григория Лайко.Так, давайте честно: сколько бы улитка ни медитировала, ни практиковала йогу и стойку на голове, сколько бы ни занималась самовнушением — «я большое многоуважаемое млекопитающее», — она никогда не станет китом. Нет. И улитка вряд ли сможет сама переплыть океан. Но улитка — брюхоногий моллюск с раковиной — может отправиться в кругосветное путешествие на хвосте кита. Не верите? Напрасно. Спектакль «Улитка и Кит» — тому доказательство. Он сделан по одноименной книге-картинке Джулии Дональдсон, автора, придумавшего милейшего Груффало с запоминающейся фразой: «Ой, мама, это Груффало, оно меня понюфало». Новая книга — тоже лаконичная история в стихах и картинках, где весь объем страницы занимает иллюстрация Акселя Шеффлера, а текст в переводе Марины Бородицкой — одну-две строки на ней.
-
«Квадрат».
Плохой театр.
Режиссер и драматург Дмитрий Крестьянкин.«Квадрат» — документальный спектакль, собранный из рассказов тульских парней, выросших в девяностые. Все они были в одной компании: Крест (Никита Виноградов), Босс (Богдан Гудыменко), Борода (Константин Плотников), Скрипач (Леон Словицкий) и Лёсик (Александр Худяков). Пятеро друзей, которые рассказывают зрителям обо всем, что было связано с их детством: приставка «Дэнди» и Чечня, фишки и наркоманы в подъезде, первая любовь и драки на вечеринках.
-
«Нужен перевод». Б. Фрил.
Краснодарский Молодежный театр.
Режиссер Григорий Дитятковский, художник Эмиль Капелюш.История с постановкой пьесы Фрила в Краснодаре растянулась, как это свойственно для пандемийного сезона, больше чем на год. Однако на премьерном показе не было ощущения, что актеры устали от материала: напротив, сжились с ним, осмыслили его и рассказали, вместе с режиссером, грустную и поэтическую притчу о том, как смешиваются и гибнут культуры, подминая под собой смертных.
-
«Cabaret». Мюзикл по пьесе Д. ван Друтена «Я — камера» и сборнику рассказов К. Ишервуда «Берлинские истории».
Музыка Дж. Кандера, либретто Дж. Мастероффа, тексты песен Ф. Эбба.
Новосибирский государственный академический молодежный театр «Глобус».
Музыкальный руководитель и дирижер Владимир Сапожников, режиссер Алексей Франдетти, художники Анастасия Пугашкина и Екатерина Гутковская, хореограф Светлана Хоружина.Новосибирский молодежный театр «Глобус» давно и планомерно включает в свою афишу мюзиклы — и американскую классику («Вестсайдская история» Л. Бернстайна), и современные отечественные хиты («Алые паруса» М. Дунаевского), и эксклюзив («НЭП» Е. Сибиркиной). Амбиции театра в этом жанре абсолютно обоснованы: в труппе много поющих и физически хорошо подготовленных артистов, есть молодежные пластическая, хоровая и вокальная студии, свой симфонический оркестр — почему бы не предоставить драматическую сцену музыкальному жанру, столь любимому публикой? Художественный уровень постановок бывал разным, в целом — вполне достойным. И вот — «Cabaret» композитора Джона Кандера, спектакль, который, можно считать лучшей работой в жанре мюзикла за последние годы в Новосибирске, да и не только.
-
Он был азартный.
Азартный, веселый и бесконечно влюбленный в театр. Александр Владимирович горячился, смеялся, переживал за то, как получится спектакль, что скажут уважаемые им критики и друзья — а он всегда считал критиков, петербургских и московских, друзьями.
Он любил актеров — искал для них роли, приходил в восторг, когда находился хороший материал. А потом взволнованно смотрел на сцену, на Татьяну Владимировну Щуко, на Евгения Петровича Меркурьева, Татьяну Дмитриевну Ткач, Елену Яковлевну Немзер, Ефима Яковлевича Иоффе, Вячеслава Григорьевича Захарова... Ему хотелось привлечь в Театр «На Литейном» ярких, увлеченных, особенных — Сергея Дрейдена, Александра Баргмана, Алексея Девотченко... Он по-настоящему любил артистов. Не на словах. В каждом он видел Личность, особый мир и уникальные возможности.
-
О ней писали, что у неё «голос Красной шапочки, но темперамент и внешность для шекспировских ролей». Шекспира она действительно сыграет чуть позже, в 1970-е, но с Красной шапочкой критик промахнулся — в ее полудетском ломком голосе рано появилась душевная трещинка, в моменты наивысшей радости в нем билось предощущение беды, а то и катастрофы. А лучшее описание голоса Яковлевой принадлежит Вадиму Гаевскому: «Голос задумчиво-отрешенный, нежный ни для кого, пронзающие нас слова... бледное лицо Яковлевой обладает, как и ее голос, ускользающим сумеречным очарованием...» Если кто-то хочет представить себе игру Ольги Яковлевой, ее легкое дыхание, и внутреннее горение, и ночь пожара, и «выбросьте меня!» — надо читать его текст.
-
«Бунин. Он, Она...».
Театр им. Ленсовета.
Режиссер Евгения Богинская.В период пандемии Театр им. Ленсовета представил литературно-драматический видеопроект «Он. Она...». От нескольких фильмов-спектаклей остались неиспользованные кадры, с которыми авторам было жалко расставаться, и желание реализовать проект на сцене.
Полотно спектакля Евгении Богинской «Бунин. Он, Она...» — лоскутное одеяло, причудливо сшитое из обрезков прежней работы и новых решений. Спектакль состоит из трех рассказов. В «Мадриде» и «Визитных карточках» сценическое действие скроено с кадрами на экране, а «В Париже» — и вовсе киноспектакль.
-
«Мария Стюарт». Ф. Шиллер.
Молодежный театр Алтая.
Режиссер Максим Соколов, художник Анастасия Юдина.Режиссер Максим Соколов заявил «Марию Стюарт» как оперу в сочетании с документальным и поэтическим нарративом, авторским саунд-звучанием и Хором в его подлинно античном смысле. Тут же возникает упоминание сонетов Иосифа Бродского к шотландской королеве и музыки, которая не просто «иллюстративный элемент, а действующее лицо — она и пророчествует, и комментирует, и оплакивает». Но, кажется, в результате репетиций, сомнений и исканий спектакль остановился на полпути к намеченной цели.
-
«Мндлштм».
ЦЕХЪ театр.
Режиссер Михаил Каргапольцев, художники Михаил Каргапольцев и Анастасия Павлова.«Мндлштм» вписывается в концепцию «спектакль, который мы ожидаем увидеть, когда идем в театр ЦЕХЪ». Он уходит корнями в легендарный «ФутуризмЗрим», в свое время представленный курсом Праудина — Васильева, где учились двое из создателей нового спектакля — Михаил Каргапольцев и Виктор Бугаков. Здесь — то же погружение в поэзию Серебряного века, желание исследовать стихотворную ткань проживанием каждого ее звука. Чувствуется сильное влияние Юрия Андреевича Васильева, чьи этюды или открытые показы со студентами — всегда погружение в звучащее слово, путешествие за границы привычной нам реальности, то есть в какой-то мере опыт мистический.
-
«Честная женщина». К. Фокин.
Александринский театр.
Режиссер Валерий Фокин, художник Семен Пастух.Моральная сторона вопроса определена в названии, в котором не заложено ни иронии, ни второго смысла. О честной женщине речь в спектакле «Честная женщина» в режиссуре Валерия Фокина по пьесе Кирилла Фокина.
Пьеса в тренде: важнейшие постулаты о добре и зле нынче невозможно впрямую обсуждать на российской территории. Так что мы в Японии, от которой в сценической версии есть разве что шуточки о суши, а в визуальном ряде — ни единого намека на признаки Страны восходящего солнца. Зал переговоров на нейтральной территории аэропорта. И переговоры о самом насущном — о проекте «Оxygen», что должен обеспечить водой засушливые районы Ирана. Продвигает проект президент международной инициативы «Надежда-21» Надежда Октябрьевна по прозвищу Мадам в исполнении Марины Октябрьевны Игнатовой. А уж тема Ирана близка нашему сознанию как ни одна другая — разве что-то иное может вскрыть наши исконно российские пласты переживаний?
-
«Звезда вашего периода».
МХТ им. А. П. Чехова.
Режиссер-постановщик Рената Литвинова, художник Сергей Февралёв.Рената Литвинова не могла не сделать этот спектакль рано или поздно, настолько он — квинтэссенция ее жизни в искусстве. Доверить эту работу она никому не решилась, и сама поставила спектакль на главной сцене МХТ с собой в главной роли.
Знатоки истории кино сразу узнают в сюжете «Бульвар Сансет» — голливудскую черно-белую классику, где неудачливый молодой сценарист попадает в замок немолодой спящей красавицы, звезды немого кино, и оказывается у нее фактически в заложниках — он должен возвратить ей молодость, став ее любовником и одновременно написав сценарий, который позволит ей с триумфом вернуться на экран. Кончается все роковым образом — при попытке бегства сценарист застрелен звездой, которая тут же сходит с ума.
-
О Хабаровском краевом театральном фестивале — 2021
Хабаровский край, конечно, поменьше Красноярского или Якутии, но все же явно тоже равняется нескольким Франциям. Профессиональные театры, однако, есть только в двух его городах: столице и Комсомольске-на-Амуре. Раз в год, на исходе февраля, они собираются на краевой фестиваль, чтобы померяться по гамбургскому (хабаровскому) счету теми спектаклями, которые сами театры считают главными достижениями минувшего года (экспертного отбора у фестиваля нет).
-
«Только для женщин». Э. МакКартен, С. Синклер.
Тюменский Большой драматический театр.
Режиссер Сергей Осинцев, художник-сценограф Константин Решетников.Тюменский Большой драматический театр плотно развивает жанр современного зрительского спектакля. В репертуаре — мюзиклы, комедии, водевили. Широкое признание коллектив получил благодаря спектаклю Данила Чащина «Молодость», поставленному по пьесе И. С. Тургенева «Месяц в деревне»: пять номинаций на «Золотую Маску», показ на сцене Гоголь-Центра — все это позволило доказать, что зрительский театр может быть интересен и профессиональному сообществу.
-
«Девчата». По одноименной повести Б. Бедного.
Театр-фестиваль «Балтийский дом».
Автор инсценировки и режиссер Александр Кладько, сценография и костюмы Алексея Уланова.Повесть «Девчата», советский вариант укрощения строптивой, больше известна как фильм режиссера Юлия Чулюкина 1962 года. Сайт театра «Балтийский дом» любезно сообщает, что за первый год проката фильм посмотрело 35 миллионов зрителей, при общей численности населении СССР примерно в 208 миллионов человек. Фильм остался в своем времени как знак эпохи, и сейчас его пересматривают «по старой памяти» — в нем все хорошо и уютно, перипетии разрешаются, лучшее с хорошим не борется, а взаимодействует.
-
«Джульетта». По мотивам трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта».
БДТ им. Г. А. Товстоногова.
Режиссура и сценография Тийта Оясоо и Эне-Лийс Семпер.Спектакль Тийта Оясоо и Эне-Лийс Семпер — это не столько история о девушке, которая приходит в театр пробоваться на роль Джульетты, сколько рассказ о неподконтрольных разуму переплетениях вымысла и реальности, соединенных текстом шекспировской трагедии. «Ромео и Джульетту» здесь, в общем-то, и не играют (в лучшем случае проговаривают), и даже не интерпретируют (в лучшем случае иллюстрируют) — ее большей частью протанцовывают и пропевают под синкопический бит, смещая акцент с сильной доли на слабую.
комментарии