Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

21 марта 2021

Я ЗДЕСЬ БЫЛ!

«Улитка и Кит». По мотивам книги Д. Дональдсон.
Театр «Открытое Пространство».
Режиссер Екатерина Гороховская, художник София Матвеева, куклы Татьяны Стоя и Григория Лайко.

Так, давайте честно: сколько бы улитка ни медитировала, ни практиковала йогу и стойку на голове, сколько бы ни занималась самовнушением — «я большое многоуважаемое млекопитающее», — она никогда не станет китом. Нет. И улитка вряд ли сможет сама переплыть океан. Но улитка — брюхоногий моллюск с раковиной — может отправиться в кругосветное путешествие на хвосте кита. Не верите? Напрасно. Спектакль «Улитка и Кит» — тому доказательство. Он сделан по одноименной книге-картинке Джулии Дональдсон, автора, придумавшего милейшего Груффало с запоминающейся фразой: «Ой, мама, это Груффало, оно меня понюфало». Новая книга — тоже лаконичная история в стихах и картинках, где весь объем страницы занимает иллюстрация Акселя Шеффлера, а текст в переводе Марины Бородицкой — одну-две строки на ней.

Сцена из спектакля.
Фото — Евгения Баженова.

Режиссер с актерами рассказывают эту историю со всей нежностью первооткрывателей, стараясь сохранить максимум авторского замысла. Некоторые дети знают этот текст и что-то громко повторяют за актерами, есть ощущение, что сидишь на «Сказке о рыбаке и рыбке», где каждый четырехлетний знает, что ответила старику рыбка. Екатерина Гороховская постаралась увести текст в образы, чтобы скандирование ушло, а мелодика стихотворения осталась. Следуя за событиями книги, театр расширяет историю, добавляя в нее визуальных подробностей и нюансов.

Действие выстраивается по всем законам драматургии: завязка — мечта о путешествии; перипетия — сложная ситуация с Китом, попавшим на берег; кульминация — чудесное спасение: развязка — счастливый финал. Морское роуд-муви Улитки и Кита оборачивается лихо закрученным сюжетом о спасении. И, как говорит режиссер перед спектаклем, «немного бояться надо, но все закончится хорошо».

Сцена из спектакля.
Фото — Дарья Лигер.

Три актрисы в смешных шапочках с рожками — три улитки на скале — ведут ничем не примечательную жизнь: любуются собой, мечтают, едят салат, особенно налегает та, что крупнее. Мечтательница Улитка (Регина Окунева) в ярко-бирюзовом платье и красно-коричневой шапочке, озорная и бойкая, выглядит совсем крошкой рядом с Китом (Иван Рябенко) в большом уютном свитере и красной шапке. Актеры обозначают своих персонажей легко, одним каким-то размашистым жестом: например, спущенный рукав свитера — это большой хвост кита.

Регина Окунева баюкает свою малютку-Улитку на руках, смотрит пронзительно в зал, счастливо улыбается и ставит ее на высокую «скалу» подальше от хищников. Актриса не «ведет» свою Улитку, а играет с ней: держит, ставит, спасает. Персонаж раздваивается на живую и кукольную ипостаси. Всего актеров четверо, главные герои и еще две актрисы (Алла Данишевская и Ксения Морозова, в другом составе Янина Бушина и Мария Павловская), играющие-изображающие всех остальных персонажей. Весь подводный мир представлен в куклах и предметах: тут и акулы со светящимися зубами, и черепаха, летающая над головами зрителей, и осьминог, запутавшийся в своих ногах и без крошки-Улитки неспособный выпутаться. Но одним из чудес спектакля становится то, что заменяет привычную ширму кукольного театра. Каркас, заполненный пластиковыми бутылками с водой, отлично пропускает свет, и на сцене не просто бегут волны, а образуется целый океан колышущейся воды, и она переливается и распадается на радужный спектр на планшете сцены. Раскручивается ширма — блики бегут все быстрее, и в них, как в круговороте воды, Кит теряет ориентир.

Сцена из спектакля.
Фото — Дарья Лигер.

Этот небольшой по времени спектакль не претендует на глубины размышлений о дружбе и самопожертвовании, в нем никто ни с кем не борется и все существуют в гармонии и понимании. Он рассчитан как на младших зрителей, так и на тех, кто уже путешествовал и способен узнать различные чудеса света — от египетских пирамид до Пизанской башни, чтобы в финале выкрикивать названия знакомых мест, пока семья улиток будет продолжать свое путешествие на хвосте кита.

В мире с открытыми границами эти дети легко ориентируются. Они знают, где что находится и какое носит название, и кричат: «Я здесь был!»

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога