О Хабаровском краевом театральном фестивале — 2021
Хабаровский край, конечно, поменьше Красноярского или Якутии, но все же явно тоже равняется нескольким Франциям. Профессиональные театры, однако, есть только в двух его городах: столице и Комсомольске-на-Амуре. Раз в год, на исходе февраля, они собираются на краевой фестиваль, чтобы померяться по гамбургскому (хабаровскому) счету теми спектаклями, которые сами театры считают главными достижениями минувшего года (экспертного отбора у фестиваля нет).

На обсуждениях.
Фото — архив театра.
Коронавирусно-карантинный 2020-й сформировал довольно скромную афишу: в конкурсе участвовало десять спектаклей (год назад было ровно вдвое больше). Особенно пострадали коллективы, не имеющие систематической государственной поддержки: хабаровские «Триада» и Белый театр, «КнАМ» Татьяны Фроловой из Комсомольска-на-Амуре нынче просто не участвовали в фестивале. Но увиденные десять постановок (я работал в жюри вместе с Александром Висловым и Анной Казариной) вовсе не оставили впечатления скудности, большинство их казались событиями совсем не краевого масштаба, радовали неординарными режиссерскими идеями, а замечательных актерских работ была целая россыпь.
Вот и расскажу о радостях, о проблемах мы подробно говорили на обсуждениях. Абсолютным триумфатором (что не редкость на этом фестивале) стал Хабаровский ТЮЗ со спектаклем «Пять вечеров» по Александру Володину. Поначалу кажется, что молодой режиссер Павел Макаров (он из Владивостока, но с недавних пор перебрался в Санкт-Петербург) видит в этой усталой и измученной интерпретациями пьесе только материал для пародии и каскада аттракционов. По широкой и высокой белоснежной лестнице (вроде той, на которой танцевала в каком-то фильме Марика Рёкк) скитается компания четырех фриков. Все играют по нескольку ролей (сексапильная Зоя за секунду превращается в зачуханную Тамару и наоборот — чем не аттракцион?), старшие проигрывают диалоги молодых (как воспоминания о собственной юности?), молодые — старших (как предчувствие будущего?), Ильин с деревянным чемоданом кажется зеком, только что освободившимся из лагеря (как он жмется на этих белоснежных ступенях!), Тамара (во всяком случае, интонационно) — какая-то пародийная копия Людмилы Гурченко из одноименного фильма…

Сцена из спектакля «Пять вечеров».
Фото — Александр Белов.
Ступени лестницы вдруг выдвигаются, как ящики комода, заставляя подозревать, что там хранится не только разнообразный скарб, но и скелеты из прошлой жизни. Особый аттракцион — когда кто-то из актеров кубарем скатывается по этой высоченной лестнице, являя поистине акробатическую грацию. А где же володинские нежность, тонкость, глубина, понимание, сочувствие? Они приходят внезапно и ошеломляюще. И пара вчерашних фриков (оказывается, что несчастливым быть не только стыдно, но и некрасиво), Ильин и Тамара, соединенные в единое целое какой-то фантастической хламидой (Егор Пшеничный в этом спектакле не только сценограф, но и художник по костюмам, и это высокий класс), вдруг превращаются в прекрасное двухголовое животное. Настоящая страсть без намека на неловкость или дурновкусие, полная чувственная свобода, эротика как счастье, как вдохновение, как свобода — часто ли встречаешь такое в отечественном театре?
Эти «Пять вечеров» — спектакль о счастье. В том числе и о счастье встречи с таким актерским ансамблем: Ильин Александра Зверева (лучшая мужская роль фестиваля), Тамара Наталии Мартыновой (лучшая женская роль), Слава Власа Булатова, Катя Алины Цикуновой. «Пять вечеров» отмечены как лучший спектакль фестиваля, а Павел Макаров получил награду за лучшую режиссерскую работу.
А каким разным, неожиданным и креативным может быть Хабаровский ТЮЗ, подтвердил его второй фестивальный спектакль — «космический блокбастер», интерактивная бродилка для подростков «Джордж и тайны Вселенной» (режиссер Олег Христолюбский), где театр нашел увлекательную (и вовлекающую в сотворчество) форму для рассказа о серьезной науке и ее творцах (фестивальная награда в номинации «Лучшая экспериментальная работа года»).

Сцена из спектакля «Мой бедный Марат».
Фото — Ольга Полонникова.
Разумеется, в афише были спектакли, числом три, посвященные юбилею Победы. Их в последнее время ждешь с некоторым опасением: официоз, вульгарная идеология и просто ремесло с холодным носом (гранты надо отрабатывать) сильно дискредитировали эту тему. К счастью, в данном случае опасения оказались напрасны. Три очень разных (по теме, жанру, стилистике) спектакля объединены искренностью интонации, сердечностью, актерскими работами высокого класса. Лирическая музыкальная комедия «Небесный тихоход» Хабаровского музыкального театра (режиссер и художник спектакля Владимир Подгородинский) радовала чистотой жанра, что ныне редкость, замечательными массовыми сценами и ансамблем солистов, прекрасным оркестром (награда за лучшую работу дирижера-постановщика Руслану Антипинскому).
В «Моем бедном Марате» Хабаровской драмы (режиссер Сергей Листопадов, художник Елена Гнетова) привлекала незаурядность характеров всех трех главных героев: Марата (Александр Гусев), Леонидика (Сергей Краснов) и особенно Лики (Юлия Медведева играет непростой, совсем не гармоничный характер человека, в прошлом которого, несмотря на юность, уже было нечто такое, что не дает быть счастливой ни ей, ни тем, кто рядом. Эта актерская работа также была отмечена наградой за лучшую женскую роль).
«Станция Тевли» Хабаровского театра кукол (автор идеи и режиссер Элистин Михайлов, художник Наталья Павлишина) — спектакль-реквием, спектакль о Холокосте, о том, как из местечка Тевли отправлялись эшелоны в Освенцим. Нет ни одного диалога, только песни и слова молитв (на иврите). И хотя визуальный ряд спектакля заставлял говорить о слишком традиционном подходе к решению темы (образы шагаловских картин как счастливое прошлое, желтые звезды, чемоданы, эшелоны и полосатые робы как ужас войны), роль главной героини, проходящей через все действие, сыгранная в живом плане Александрой Даровской, рождала дыхание истинной трагедии.

Сцена из спектакля «Станция Тевли».
Фото — Данил Карташов.
Надо сказать еще об одном спектакле Хабаровского театра кукол — «Сказка в чемодане». Он был придуман актером и режиссером Хабаровского ТЮЗа Виталием Федоровым во время карантина и предназначен для любого самого камерного пространства, к примеру, квартиры, и для совсем небольшой детской аудитории, даже для одного ребенка. То есть когда зритель не может прийти в театр, театр отправляется к нему (а такие зрители есть и после карантина). Это моноспектакль (на фестивале его играл Никита Лялин) на крошечном, но виртуозно продуманном пространстве с замечательными куклами (Наталья Павлишина отмечена фестивальной наградой за лучшую работу художника).
Драматический театр Комсомольска-на-Амуре показал спектакль «Леди Macbeth Мценского уезда» по мотивам прозы Николая Лескова (жанр — grunge). Это режиссерский дебют петербуржца Егора Закреничного (он же, как указано в программке, «инсценировщик, сценограф, автор музыкального оформления, стихов и пр.». Неужели после всего перечисленного остается еще какое-то «пр.»?). Как это бывает с начинающими режиссерами, он пытается вместить в спектакль буквально все, что знает и видел. Видел, к примеру, в метафорическом театре Някрошюса или Бутусова. Но там, где у мастеров сценические метафоры, у дебютанта — шарады. Шарад вообще много. Как понять, к примеру, что старый приказчик, бесконечно рассказывающий какую-то рифмованную историю (стихи чудовищные, но, к счастью, большую часть их не слышно), это вернувшийся с каторги Сергей, вспоминающий былое? Без завлита не разберешься. Мужики и бабы, обитающие на купеческом подворье, периодически превращаются в живущих там же зверей и птиц. То, как честно выполняют актеры самые, как бы сказать помягче, затейливые режиссерские задания, пожалуй, даже восхищает, но ничего не добавляет к смыслу спектакля. К счастью, у него есть настоящая героиня, та самая леди Макбет Мценского уезда. В Катерине актрисы Александры Субботиной живет тайна, темная страсть и темная сила, томительное и томное молчание в начале спектакля и яростный, обжигающий монолог в финале (фестивальная награда в номинации «Надежда сцены»).

Сцена из спектакля «Сказка в чемодане».
Фото — Данил Карташов.
…Напоследок признаюсь в любви к Хабаровску. К его холмистому рельефу, широте его беспокойного Амура, черепу шерстистого носорога в Музее имени Н. И. Гродекова, настоящему Тициану в Художественном музее, нанайской деревне Сикачи-Алян с петроглифами и фантастической рыбалкой в его окрестностях… К его живущим на краю нашей Родины людям с их какой-то извечной тягой к широте, свободе и справедливости. Во всяком случае, те талантливые люди, с которыми нынче (и, к счастью, не в первый раз) встречался в театрах Хабаровского края, именно таковы. К ним хочется возвращаться.
Комментарии (0)