Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

23 марта 2021

ОБАЯНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОСТИ, ИЛИ БЕЗ ФИЛЬТРОВ

«Пакетик, который хотел стать нужным». Г. Насырова.
Новая сцена Александринского театра.
Режиссер Петр Чижов. Художник-постановщик Катерина Андреева.
Композитор Даниил Посаженников. Художник по свету Стас Свистунович.
Актеры — Кристина Токарева, Александр Манько, Стас Бельский, Мария Жмурова, Юлия Захаркина, Максим Слесарев, Антон Флеров, Пётр Чижов.

В рамках программы «Здесь и сейчас» на Новой сцене Александринского театра состоялся проект, посвященный проблемам экологии — «ЭКО/ЭГОцентричность». Одну из самых главных болевых точек современного мира пытались осмыслить не только путем разговоров на специально организованной дискуссии, но и театральными средствами. Так, на сцене медиацентра прозвучала пьеса Гули Насыровой «Пакетик, который хотел стать нужным». Эта небольшая драма, жанр которой обозначен как «экологическая сказка», рассказывает о путешествиях полиэтиленового пакетика, ищущего свое место в мире. Незаурядный главный герой не мешает определить эту пьесу и как историю взросления. На пути к постижению устройства вселенной для пакетика заготовлено множество сюрпризов, судьбоносные встречи со Стаканчиком из-под кофе и Оберткой от шоколада «Аленка».

Сцена из спектакля.
Фото — Полина Назарова.

Социальная составляющая, безусловно, является важнейшим посылом пьесы, но совсем ею не исчерпывается, и, что особенно ценно в эпоху новой этики, не она задает интонацию действию. Так уж выходит, что в сегодняшнем мире крайне редко удается высказаться на острую тему, избежав претенциозности. Пьеса Гули Насыровой — тот самый случай, когда это получилось. Режиссер спектакля Петр Чижов вторит такой непосредственности драмы, не боясь представить действие, похожее на читку или репетицию. Помогает актерам выносить нужный реквизит и следит за процессом, оставаясь на виду у зрителей. Есть в этом какое-то особое, до жути обаятельное естество, привлекающее своей необязательностью.

На сцене всего семь артистов, четверо из них — подопечные проекта «Разговоры» (при поддержке фонда «Alma Mater»), люди с расстройствами аутистического спектра. Очень хочется верить, что уже в недалеком будущем такое уточнение перестанет быть необходимостью, фильтром в глазах смотрящего. Ну, а пока создатели «Пакетика, который хотел стать нужным» пытаются вернуть зрителя в мир непосредственности хотя бы на короткое время спектакля. Приключение от помойки до музея современного искусства сопровождает музыка. С одной стороны, это звуки арфы, на которой играет Виктория Бойкова, с другой — почти молитвенное распевание авторских ремарок (Марина Кулеш). И то, и другое в некоторой степени символизирует присутствие божественного в этой истории. Словно некий ангел-хранитель полиэтиленовых пакетов издалека наблюдает за своими подопечными. Артисты, помимо тех, кто создает звуковую партитуру, сидят за длинным столом и рисуют на бумаге, как бы ведя свою обычную жизнь, естественно реагируя на слова друг друга, как на слова знакомого человека, а не героя пьесы. Это наблюдение за непосредственной жизнью толкает на размышления, далеко уходящие за проблемы экологической катастрофы.

Сцена из спектакля.
Фото — Полина Назарова.

Такое наслоение двух важных для социума тем (проблема экологии и люди с особенностями) напоминает сюжет фильма — потенциального номинанта на премию «Оскар», киноакадемики которой ежегодно обвиняются то в недостаточности претендентов с темным цветом кожи, то, напротив, в предпочтении в качестве победителей людей нетрадиционной ориентации. Словом, то, что главная кинопремия мира тяготеет к маргинальным социальным группам, уже давно стало ходячим мемом, поэтому, когда в списках номинантов не обнаруживается достаточного количества женщин-режиссеров или трансгендерных людей, обязательно возникает скандал. Мир состоит из множества фильтров, через которые мы смотрим в ту или иную сторону, этот фильтр и есть дискриминация. Однако, новая этика сделала это убеждение абсурдным. Женщину сегодня нельзя назвать женщиной, потому что она может обвинить нас в сексизме¸ бабушку — бабушкой, потому что она непременно напишет в этический комитет об эйджизме. Ну и так далее. Но можно ли опустить этот гендерный или возрастной фильтр и без их учета воспринять человека во всей его самости? И нужно ли отказаться от уточнения особенностей, если они являются частью идентичности?

Двадцать два года назад, в далеком прошлом, когда Кевин Спейси еще не знал, что пострадает от этических правил нового века, «Оскар» за лучший фильм получила картина «Красота по-американски». Центральную роль в понимании этого фильма играет полиэтиленовый пакетик, жизнь которого зафиксировал на камеру один из главных героев. В его объектив попала ничем не заслоненная реальность, мир буквально такой, какой он есть, без какого-либо вмешательства. Именно поэтому в летающем по ветру пакетике герой увидел «другую, не зависящую от нас жизнь», красивую во всей своей безусловности.

Вот и в спектакле Петра Чижова нет трагедии экологии или инвалидности, но есть невероятно притягательный мир без фильтров, проводником в который может стать даже обыкновенный пакетик из полиэтилена.

Сцена из спектакля.
Фото — Полина Назарова.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога