
-
«Тартюф». Ж.-Б. Мольер.
Театр им. Ленсовета.
Режиссер Роман Кочержевский, художник Сергей Илларионов.Роман Кочержевский ставит «Тартюфа» как трагедию. Трагедию обмана и разочарования в человеке, в вере, во всем устройстве мира. Из мольеровского текста вынуты, практически пинцетом, все колкости и шутки. На протяжении всего спектакля забавно, может быть, только в самом начале, когда Оргон, которого играет Александр Новиков, говорит: «А что Тартюф? Бедняжка», — и то скорее по инерции, от большой любви к Новикову и его обаянию.
-
«Буковски». По рассказам и письмам Ч. Буковски.
Гоголь-Центр.
Автор инсценировки и режиссер Антон Федоров, художник Даниил Зупник.Антон Федоров, автор спектаклей «Петровы в гриппе» (Гоголь-Центр), «Ревизор» (ОКОЛО), «Королевство кривых» (Альметьевский татарский драмтеатр), «Иваново детство» (Казанский ТЮЗ), буквально ворвался в профессию, где обещает стать (а точнее, уже стал) одним из самых интересных представителей своего поколения. Получив двойку на выпускном экзамене по режиссуре за своего «Ревизора», он все-таки сумел получить диплом за «Королевство кривых», которое потом стало номинантом на «Золотую Маску». Теперь выпустил в Гоголь-Центре свой самый психоделический и чумовой спектакль, бегущий от любых сценических норм как черт от ладана.
-
«Я.Л.А.С.». По рассказам А. Старобинец.
Театр Ненормативной Пластики.
Режиссер Роман Каганович.Перед началом этого трехактного полотна из четырех историй режиссер Роман Каганович несколько лукаво предупреждает зрителей до того, как они попадут в зрительный зал: «Это, конечно, все шутка». Видимо, чтобы сильно не пугались, а пугаться будет чего. Заявленная театром тема «о любви» здесь, пожалуй, не более чем реверанс в сторону привычного и общедоступного (а что не о любви в том или ином смысле?), прикрывающий собой истинный содержательный масштаб, совсем не мелодраматического толка.
-
«Леди Макбет Мценского уезда». По мотивам очерка Н. Лескова.
Театр Ермоловой.
Режиссер Данил Чащин, художник Максим Обрезков, автор инсценировки Ярослава Пулинович.В сценической среде, куда поместили лесковских героев режиссер Чащин и художник Обрезков, можно с трудом узнать полудеревенское мценское захолустье. В центре пространства торчит колонна, которая не подпирает потолка и как бы уходит в никуда. Сверху — впечатляющая люстра, которая вспыхивает и гаснет, отбивая эпизоды действия. Настоящая вода под ногами актеров. И все, по преимуществу, черно: стены, пол, мебель, костюмы. Ох, мрачно в доме, куда в недобрый час попала Катерина Львовна.
-
«Доктор Живаго». Б. Пастернак.
Архангельский театр драмы им. М. В. Ломоносова.
Инсценировка, постановка и сценография Андрея Тимошенко.Помост во всю ширину сцены, наклоненный одновременно к зрительному залу и к правой кулисе, предполагает легкое скольжение, скатывание вниз или трудное восхождение наверх. Но ни того, ни другого в спектакле Андрея Тимошенко «Доктор Живаго» в Архангельской драме не будет. Этот сценографический образ лежит между полем, которое перейти, как известно, много проще, чем прожить жизнь, и зыбким раем в Варыкино, где на короткое время затаились сбежавшие от мировых потрясений любовники. Но больше всего он рифмуется с супрематическими формами Малевича, обретшими в спектакле свой пространственный объем и живописную рифму к пастернаковским «кружкам и стрелам».
-
«Герои среди нас». С. Давыдов.
Центр театрального мастерства (Нижний Новгород) на сцене Нижегородского государственного академического театра драмы им. М. Горького в рамках X Российского театрального фестиваля им. М. Горького.
Режиссер Никита Бетехтин.Прошло уже столько дней, как я посмотрел «Героев среди нас» — это было закрытие десятого нижегородского фестиваля имени Горького, — а спектакль не оставляет. Почему? Ведь в нем немало такого, что могло бы насторожить, напрячь, а может, и отвратить.
-
«Римские элегии». По текстам Проперция, Катулла, Е. Шварц.
Ельцин-центр (Екатеринбург).
Режиссер Александр Плотников.Бытование — бытие. Как-то всегда мыслилось внутри этой оппозиции. Бытование тоже может быть замечательным и желанным. Но искусство — и это даже критерий — всегда так или иначе зовет в бытие. И много раз, много прекрасных раз я переживала этот зов бытийности, волнуясь, узнавая, удивляясь, веря/не веря тому, что происходит на сцене. После спектакля Александра Плотникова всплыло еще одно — пребывание.
-
В седьмой раз Нижневартовский Городской театр провел фестиваль «Северные встречи»
Когда-то в Щелыкове, театральном доме отдыха, бывали сногсшибательные капустники. Посудите сами, 14 августа, в день Аркадиады, местного праздника, их осуществляли Поламишев и Юрский, Яковлев и Адоскин, Тенякова и Сальников, Васильев и Максимова. Великие отдыханцы и грибники. А до того — Подгорный, Садовский и прочие легенды Малого театра и здешних мест, оставшиеся в щелыковской мифологии так же, как Снегурочка...
-
В городе Тара прошел II Международный конкурс-лаборатория современной драматургии для подростков на остросоциальные темы «Своя территория».
Иногда легко понять, что служит стимулом для организации того или иного фестиваля или конкурса. Осознав, что в регионе остро стоит проблема детского и подросткового суицида, Анджей Неупокоев, директор Северного драматического театра им. М. А. Ульянова, решил бороться с ней доступными ему средствами, а именно — с помощью театра рассказывать и показывать, что да, проблема есть, но есть и выход. Подобное просвещение и происходит на лаборатории: спектакли и эскизы записывают и показывают в удаленных школах и интернатах и затем обсуждают с психологами.
-
«Озор». По мотивам рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Озорник».
Мирнинский театр (Якутия).
Режиссер и художник Елизавета Бондарь, драматург Екатерина Августеняк, композитор Николай Попов.Спектакль «Озор» родился из двух источников: инсценировки рассказа Мамина-Сибиряка и лабораторной работы по тексту с жителями Мирного. И потому эта постановка, недлинная — чуть больше часа, естественно разделяется на две части. Вначале артисты в стилизованных костюмах с помощью сложных интонационных и пластических масок разыгрывают историю неудалой сибирской любви, — а затем, переодевшись в повседневное, озвучивают слова горожан. Прошлое заглядывает в настоящее и задает вопросы о будущем.
-
«В лучах». А. Палыга.
Театр им. Ленсовета.
Режиссер Анджей Бубень, художник-постановщик Светлана Тужикова.«Пленный дух» — так назвала Марина Цветаева свое эссе, посвященное Андрею Белому. Она же писала в своих дневниках: «Люблю не людей, но души, не события, а судьбы». Презирая события, факты, даты, она в своей биографической прозе устанавливала как непреложную лишь одну правду — правду поэта, право поэта на историю, поэтически осмысляя каждый вывих судьбы своего героя — будь то Пушкин или Мандельштам. Кажется, именно таким ключом открывал биографию Марии Кюри польский драматург Артур Палыга, когда создавал пьесу «В лучах» — о жизни нобелевского лауреата Марии Склодовской-Кюри.
-
День тишины к 100-летию Вахтанговского театра
Вот точно, что такого юбилея, какой отпраздновал Вахтанговский театр, мы на своем веку не видели. Ведь как обычно? Торжественный вечер, записные поздравляльщики из других театров... Иногда — целый хороший спектакль о своей истории (недавно такой https://ptj. spb. ru/blog/v-poiskax-radosti/ сделал к юбилею «Современника» Виктор Рыжаков). Но вот чтобы такая неделя и такой юбилейный День тишины, — такого не было никогда.
-
«Три сестры». А. П. Чехов.
Volkstheater (Австрия) в рамках 22-го фестиваля NET (Новый европейский театр).
Режиссер Сюзанна Кеннеди, художник-постановщик Лена Ньютон.Фестиваль NET открылся спектаклем Сюзанны Кеннеди «Три сестры». Да не обманет название на афише желающих посмотреть еще одну вариацию чеховской пьесы — театральное действо ушло от нее весьма далеко, драму радикально переписала Хелена Эккерт.
-
«Αντιγόνη, или Я/Мы Антигона». По мотивам пьесы Ж. Ануя.
Театр-фестиваль «Балтийский дом».
Режиссёр Владимир Бортко.Режиссёр Владимир Бортко перед выпуском своей постановки «Αντιγόνη, или Я/Мы Антигона» сделал заявление о том, что «уходит из кино ради театра». Заявление смелое и, к сожалению, нисколько себя не оправдавшее, потому что после просмотра спектакля возникает лишь одно желание — вернуть режиссера обратно.
-
«Шутки Достоевского».
Театр имени Ленсовета.
Режиссер Мария Романова, художник Мария Брянцева.На официальном сайте театра в анонсе спектакля указаны слова режиссера Марии Романовой: «За без малого двести лет ничего в человеческой природе не изменилось». Позиция неоднозначная, если не сказать, спорная, учитывая очевидную текучесть социального и мировоззренческого контекстов жизни в Петербурге, месте действия «Шуток Достоевского».
-
«L.A.D.»
Урал Опера Балет, в рамках XII Международного фестиваля искусств «Дягилев P.S.».
Вечер одноактных балетов Леонида Десятникова:Вечер «L. A. D» подходит фестивалю «Дягилев P. S.» едва ли не больше, чем родному Урал Балету. Разнообразная хореография с преимущественно петербургскими корнями и местный композитор (название — латинизированные инициалы Леонид Александрович Десятников) удачно совпадают с ДНК смотра: вещи достаточно выверенные, чтобы быть ориентиром, и притом смелые и небанальные.
-
«Коварство и любовь». Ф. Шиллер.
Ростовский молодежный театр.
Режиссер Дмитрий Акриш, технолог Данила Травин.Текст пьесы спрессован — обойдясь без гофмаршала, камердинера и камеристки, стал упругим и жестким. Действие стремительно катит к развязке, не обещающей ничего хорошего. И томительное начало уже рождает тревогу. В долгое молчание супругов Миллер врезается всем знакомый тихий, настырный механический голос: «Абонент недоступен...»
-
«Solaris». Проект, в котором соединяются театр, современное искусство и другая реальность.
Театр «Практика». Музей Москвы.
Режиссер Дмитрий Мелкин.Жанр научной фантастики (Sci-Fi) сегодня очень редко интересует театр. Мы живем в условиях, когда социальная проблематика куда ближе, ее этические вызовы привлекают больше. Режиссер Дмитрий Мелкин, постоянно работающий с темами постиндустриального искусства, взялся за постановку проекта по мифу о Солярисе, над которым потрудились множество авторов — от Станислава Лема и Андрея Тарковского до сотен фанатов (вплоть до Соденберга), тоже разминавших эту тему.
-
«Портняжка», братья Гримм.
Театр «Кот Вильям».
Режиссеры Алексей Шульгач, Диана Разживайкина.Несмотря на то, что название спектакля повторяет оригинальное название сказки братьев Гримм, в центре повествования оказывается фигура Короля. Илья Лисицын играет обаятельного в своей непосредственности простофилю, получающего истинное удовольствие от скромных привилегий, которые дает ему власть.
-
«Война и мир». Л. Толстой.
Театр им. Евгения Вахтангова.
Режиссёр — Римас Туминас, сценография Адомас Яцовскис.В сцене первого бала Наташи Ростовой нет ни колонн, ни люстр, ни паркета, ни танцующих пар. Стоит одна Наташа—Ксения Трейстер, совсем девочка, оглушенная происходящим, вся — сплошное желание, чтобы кто-то благородный и красивый закружил её в вихре танца. И появляется князь Андрей—Юрий Поляк, и они вальсируют на совершенно пустых подмостках.
комментарии