«Портняжка», братья Гримм.
Театр «Кот Вильям».
Режиссеры Алексей Шульгач, Диана Разживайкина.
Несмотря на то, что название спектакля повторяет оригинальное название сказки братьев Гримм, в центре повествования оказывается фигура Короля. Илья Лисицын играет обаятельного в своей непосредственности простофилю, получающего истинное удовольствие от скромных привилегий, которые дает ему власть.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.
Восседая на троне, собранном из десятка маленьких коробочек-домиков, он то и дело включает камеру в телефоне (изображение проецируется на задник сцены), чтобы просто что-нибудь сказать. Будто он снимает сторис из суровых будней своей королевской жизни. Но настолько искренни и по-детски восторженны его порывы самолюбования, что их сложно окрасить негативным смыслом, ведь герой во всех отношениях положительный. В галерее его телефона полный комплект анимированных картинок, где он в разных позах и пейзажах демонстрирует свое мужество и все королевское величие. Словом, к этому смешному чудаку проникаешься всей душой. Но когда в минуту опасности нужно собрать армию для убийства Великана — главного врага королевства, он буквально достает маленьких жителей-кукол из коробочек-домов и выбрасывает их, сопротивляющихся такому повороту судьбы, на условное поле битвы. Жестокость Короля считывается не сразу и воспринимается скорее (о, ужас!) как нормальное, как безобидное.
Верный слуга и помощник местного властителя в исполнении Александра Лозицкого тоже не дает никаких сигналов к необходимости нравственных размышлений, относясь к поступкам Короля как к обыкновенному баловству озорника. Словом, думайте сами, решайте сами, маленькие и большие зрители, что есть добро, а что есть зло. Разобраться в этом могли бы помочь две очаровательные мухи, рассказчики этой истории, то и дело появляющиеся, чтобы обсудить дела насущные, да вот беда, говорят они большей частью на своем никому неизвестном языке.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.
В спектакле есть зло, представленное как очевидное — это Великан, погубивший, как мы узнаем из сюжета, всех, кто пытался с ним сразиться. Огромная нечеловеческая голова будто заполоняет собой пространство, наводя ужас неестественным, чужеродным видом — именно так и мы представляем зло — как нечто противоположное привычному, как образ исковерканный. Однако, как это часто случается в сказках, чудовище оказывается добрым самаритянином, не убийцей, а почти спасителем — «жертвы преступлений» будут обнаружены танцующими в его квартире, абсолютно счастливые и свободные от прихотей Короля.
Что же со злом очевидным и истинным, то оно, как ему и подобает, не обозначит свое лицо. Когда в королевстве прознают о мужественном и славном Портняжке, снедаемый ревностью Король раз за разом представит, как он убивает его при встрече, выбрасывая маленькую куклу в один из домиков. Маленькие зрители хохочут в зале — действительно, в этом жестоком тиране нет никакой агрессии, его истерика смешна, нелепа, она не может напугать. До самой последней минуты Король просто душка, не то, что Великан.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.
Настоящее зло настолько буднично и привычно, что его не просто осмыслить как из ряда вон выходящее. Оно повсюду, здесь и там, и лицо у него скорее всего человеческое, может быть, даже приятное или до жути обаятельное, как у Короля. Оно переходит в обыденность и растворяется в обычном человеке, с которым легко идентифицировать себя, но в котором сложно его, как в себе, разглядеть.
А что касается сюжета «Портняжки» — его пропоют в финальной песенке для тех зрителей, кто потерялся в философских размышлениях среди мух.
Комментарии (0)