
-
«Пушечное мясо». П. Пряжко.
театр post.
Режиссер, художник — Дмитрий Волкострелов.В рамках фестиваля «Балтийский дом» состоялась премьера спектакля «Пушечное мясо» по пьесе Павла Пряжко — результат международной коллаборации белорусского драматурга, режиссера из Санкт-Петербурга, актрис из Риги и берлинского фестиваля.
Зрителю представлены три действующих лица: фотохудожник Алина (Яна Яцука), куратор выставки Марина (Анта Аизупе) и подруга Алины, Оля (Инес Пуджа). Марина организовывает выставку работ Алины, все три героини пытаются найти между собой общий язык, однако Марина понимает, что по личным причинам не хочет работать с Алиной, несмотря на талант художницы; организацию выставки завершает Оля. Здесь нет прямого нарратива, сюжет неясен, потому как не имеет ценности; в центре диалогов героинь их внутреннее состояние и мироощущение.
-
С 19 по 27 октября при поддержке Министерства культуры РФ прошла очередная Творческая Лаборатория по современной драматургии Государственного театра наций с участием театров Волгоградской области. Эскизы были показаны в Волжском и Волгограде.
Руководитель лаборатории Олег Лоевский иронично заметил на одном из обсуждений, что, как только речь заходит о современной пьесе, всегда находятся те, кто не глядя осуждает и ничего хорошего не ждет, а после эскиза или спектакля признается, что это было замечательно и против всяких ожиданий. Зритель склонен подозревать новую пьесу в исключительно чернушном мрачном взгляде на жизнь. В каждом эскизе на этой лаборатории современная пьеса обнаруживала глубину, сложность, тему и гуманизм.
-
«Евгений Онегин». П. Чайковский.
«Урал Опера Балет».
Режиссёр Дмитрий Волкострелов.3 ноября в театре «Урал Опера Балет» первый раз представили «Евгения Онегина» в постановке Дмитрия Волкострелова. ПТЖ заранее просил меня написать в блог об этой премьере, тем более, что и к П. И. Чайковскому, и к его «Евгению Онегину», и к Дмитрию Волкострелову, не говоря уже о родном новоназванном Оперном, я отношусь с искренним и давним уважением, граничащим с любовью. Вот и пишу, практически, репортаж — сразу после первой премьеры. Делюсь впечатлениями и некоторыми мыслями «по поводу».
-
«12 стульев. Фан-фикшн». Г. Колондо.
Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.
Режиссер Никита Славич.Летом 2021 года в Театральном музее открылась выставка «НЭП: хлеба и зрелищ!», в рамках которой Никита Славич сделал спектакль «12 стульев». Или лучше сказать — интерактивную экскурсию?
Жанр «12 стульев» авторы спектакля определили, как «фан-фикшн» («новый для театра жанр», с помощью которого зритель выяснит, «как выглядела первая постановка „12 стульев“, и почему о ней ничего не известно»), однако тут больше подходит слово «мистификация». На протяжении полутора часов зрителя пичкают ложными фактами, иногда абсурдными, иногда просто неверными.
-
В последние годы ясно прослеживается уверенное нарастание новой волны самоорганизованных театральных групп и пространств, их поддерживающих. Большинство из них возникают и существуют исключительно по частной инициативе. Создатели проектов в такого рода театрах — молодые режиссеры, актеры, художники, получившие региональное образование, или люди, пришедшие из иных профессий. Вопрос об изменениях среды, взаимоотношениях локального и глобального и их влиянии на эволюционную динамику театрального процесса по-прежнему редко попадает в зону внимания современной театральной мысли. На этом фоне инициатива Оксаны Ефременко включить в программу крупнейшего фестиваля актуального театра за Уралом «ХАОС» шоу-кейс молодых театров Новосибирска кажется весьма прогрессивной, учитывая обыкновенную нечуткость российских театральных институций ко всему, что происходит за их стенами.
-
«Питер Пэн в Кенсингтонском саду». Р. Ильин, Я Пулинович.
Екатеринбургский ТЮЗ.
Режиссер — Роман Феодори, сценография и костюмы — Даниил Ахмедов, хореограф — Татьяна Баганова.Любимый бросил. Соблазнил и бросил. Когда участники спектакля вышли на поклон и им понесли цветы — внутри все упало: «Как?!» И из зала выходила уже с чувством обманутой дурочки — если тебя бросают в любви, ты всегда дурочка, будь хоть доктором наук.
-
С 8 по 12 октября в Великом Новгороде проходил XVI Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка»
В этом году всю международную программу показывали в онлайн, но российских участников удалось привезти, и мы смотрели их, как и полагается, очно.
-
«Мальчики». В. Крапивин.
Новосибирский молодежный театр «Глобус».
Режиссер Артем Терехин, сценография и костюмы Екатерины Угленко.Чаша всеобщей любви к Владиславу Крапивину в детстве меня счастливо миновала. Не затронула она меня и в юности. Прочитала я его рассказы и повести про героических и прекраснодушных подростков уже будучи взрослой, и потому они меня скорее закономерно раздражили — своей неимоверной наивностью, идеализмом на грани с идиотизмом, бесконечной неправдой. Каково же было мое удивление, когда Артем Терехин, с которым мы в это время придумывали лабораторию в руководимом им Ачинском драматическом, сказал, что ставит «Мальчиков» в Новосибирском «Глобусе». «Достоевский?» — без тени сомнения спросила я. «Крапивин», — гордо ответил Артем, настоящий рокер, известный своей любовью к неклассической музыке.
-
«немножко СЛИШКОМ одиноко». По мотивам книги А. Линдгрен и С. Швардт «Ваши письма я храню под матрасом. Переписка 1971–2002».
Большой театр кукол.
Режиссер Петр Чижов, художник Лёша Силаев, композитор Руслан Тухватуллин.Немножко слишком одиноко — три наречия подряд, без знаков препинания. В этих словах, вынутых из контекста письма Сары Швардт к Астрид Линдгрен, сосредоточено все мироощущение девочки-подростка — Сары Юнгкранц (впоследствии Швардт), Сары, в 1971 году пишущей письмо великой писательнице без особой надежды на ответ. А Линдгрен возьми да и ответь. Переписка длилась 30 лет и началась, когда Саре было 12.
-
III Межнациональный театральный фестиваль «Сообщение»
Фестиваль национальных театров «Сообщение» проводится в Кудымкаре третий раз — казалось бы, небольшой срок. Но он уверенно обретает свое собственное лицо, и это касается не только фирменного коми-пермяцкого гостеприимства и уже традиционных капустников в конце каждого фестивального дня, но и формулирования темы (сейчас — «Время выбора»), тщательного отбора спектаклей с серьезной репутацией (программный директор Глеб Ситковский), расширения географии национальных коллективов. Но нынче вот не смогли приехать белорусы, что сделало портрет фестиваля неполным.
-
В Казани прошла режиссерская лаборатория «125» по произведениям Евгения Шварца
Удивительная вышла лаборатория по Шварцу в Казанском ТЮЗе. Да лаборатория ли? К 125-летию со дня рождения великого сказочника главный режиссер Радион Букаев собрал замечательную компашку: Петр Шерешевский, Дмитрий Егоров и совсем молодой Артем Устинов. Каждый открывал Шварца по-своему, это понятно — но удивительно, насколько ясным, незамутненным с точки зрения стилистики был каждый эскиз. Без свойственной, зачастую извинительной, в лабораториях интонации «ну это же процесс». Работы напоминали целостные по форме спектакли. Не без огрехов, но все же.
-
Сто лет со дня рождения и совсем скоро полвека со дня кончины. Сергей Васильевич Владимиров не забыт. Слава богу, студенты не проходят мимо «Исторических предпосылок возникновения режиссуры» и «Действия в драме». Ниже помещен текст Юрия Михайловича Барбоя: свидетельство пристрастного и благодарного прочтения талантливой книги младшим современником. Высоко ценил эту работу старший коллега обоих, Борис Осипович Костелянец.
-
«Ромео и Джульетта». Музыка С. С. Прокофьева.
Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
Хореография Максима Севагина, режиссер и автор либретто Константин Богомолов, дирижер-постановщик Тимур Зангиев.Ромео, Джульетта, олигарх, генерал, драгдилер, бунтарь. Знакомые герои шекспировской трагедии обрели новые социальные статусы в прошедшей недавно в МАМТ им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко премьере балета «Ромео и Джульетта».
Авторы, молодой хореограф Максим Севагин, режиссер и автор либретто Константин Богомолов, художник-постановщик Лариса Ломакина, постарались «убрать налет романтический сказки» и поразмышлять, что было бы, если бы герои остались живы и жили бы условно в наши дни. Получилось занимательно.
-
«Театр. Изнанка». С. Левицкий.
Русский драматический театр им. Н. А. Бестужева (Улан-Удэ).
Режиссер и художник Сергей Левицкий.Премьера спектакля Сергея Левицкого, открывшая сезон в Русском драматическом театре Улан-Удэ, обнажает мир закулисья во всей его неприглядной жестокости.
Театр как таковой — любимая тема режиссерских рефлексий, потому что, по большому счету, внешняя жизнь интересует театральных людей гораздо меньше, чем то, что происходит внутри этой маленькой запертой коробочки.
-
«Остров».
Танцевальная компания «Диалог Данс» (Кострома), в рамках XVI Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория».
Хореография Ивана Естегнеева и Евгения Кулагина, художник по свету Наталья Кузнецова, художник по костюмам Александр Девятченко.Несколько месяцев вынужденного сосуществования в небольшом пространстве весной — летом 2020 года должны были найти отражение на сцене, в том числе в танце (искусстве, сильнее всего связанном с телесным опытом и, возможно, самом чувствительном). Волны спектаклей про замкнутое пространство, физическую стесненность, необходимость соприсутствовать за прошедшее время не случилось. Тем интереснее, как отдельные спектакли отражают ситуацию.
-
«Мнемозина».
Перформанс и фотопроект Жозефа Наджа.«Триптих».
Театральная компания Peeping Tom.
Концепция и постановка Габриэлы Карризо и Франка Шартье.В рамках XVI Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория».
Для одних суток, наверное, это было слишком. Мой десант на «Территорию» — встретившиеся в программе авторский проект Жозефа Наджа «Мнемозина» и российская премьера «Триптиха» бельгийской компании Peeping Tom. До сих пор стучит в висках от шквала ассоциаций, отправляющих зрителя в вольное плавание: берега сюжетности оба проекта декларативно минуют. Опус Наджа подарил радость сложившейся к финалу целостной формы. Композиция Габриэлы Карризо и Франка Шартье втянула в свое тревожное поле, чтобы оставить без катарсиса.
-
«Петруша, сынъ ли ты мой или нет?» По мотивам романа Ф. М. Достоевского «Бесы».
Театр «Мастерская».
Режиссер и автор инсценировки Роман Габриа, художник Николай Слободяник.Умозрительностью режиссерских трактовок сегодня никого не удивишь, и в этом смысле предприятие Р. Габриа, обещавшего в «Петруше» и «балаган», и «паяцев», и «карикатуры», и даже «русское дель арте», — не самое шокирующее и экстравагантное. Мощный потенциал иронии и сарказма содержится и в романе Достоевского. Однако «Бесов» без Ставрогина я не припоминаю. Между тем Ставрогина на сцене нет. Нет брата и сестры Лебядкиных, нет сестры и жены Шатова, нет и многих других значащих персонажей романа. Из любопытства я сравнил список действующих лиц спектакля «Мастерской» со списком недавно рецензированных мною «Бесов» Театра им. Ленсовета. Из четырнадцати персонажей инсценировки А. Слюсарчука у Р. Габриа отсутствуют девять. Зато есть другие, в том числе и придуманные самим режиссером.
-
«Деревня и я». Э. Петрова.
РАМТ в рамках XXXI Международного театрального фестиваля «Балтийский дом».
Режиссер Дмитрий Крестьянкин.В 91 комнате «Балтийского дома» артисты РАМТа Нелли Уварова и Сергей Печенкин дважды сыграли «Деревню...», после одного из показов прошло обсуждение. Это маленький спектакль, всего лишь час, и разговор после длится фактически столько же, если не дольше. Маленький спектакль, приоткрывающий дверь в огромный, бесконечный мир.
-
«Клоун».
Цирк Чинизелли.
Автор, режиссер, сценограф и хореограф Руслан Ганеев, художник по костюмам Наталия Чистова.Стремление компании «Росгосцирк» отметить 100-летие Юрия Никулина — порыв отрадный и знаковый не только для циркового сообщества, но и для страны. Беспроигрышный юбилейный повод и сам беспроигрышный герой обрекают представление если не на успех, то как минимум на внимание публики. Кажется, никто из цирковых артистов не удостаивался прежде отдельного юбилейного представления такого размаха, и в этом смысле Росгосцирк ступает на целину. Юрий Никулин — фигура особенная в силу масштаба — личности, творчества, заслуг. Его влияние на отечественную культуру не ограничивается пространством манежа, и это отчетливо понимают, этим во многом руководствуются создатели представления.
-
«Собачий вальс». Л. Андреев.
Никитинский театр.
Режиссер и художник Михаил БычковМихаил Бычков никогда не ставил спектаклей «про любовь», тем более — про смертельную любовь, любовь, доводящую до депрессии, запоев и финального самоубийства. Ну, разве что была Катерина в «Грозе», но она явно не являлась режиссерским alter ego.
Михаил Бычков давно держал в уме «Собачий вальс» Леонида Андреева: либо им, либо «Береникой» когда-то должен был открыться Воронежский Камерный театр, но карта выпала на «Беренику», и несколько десятилетий декадентские страсти Андреева, как видно, не заботили режиссера, раз «Собачий вальс» так и лежал невоплощенным. Да и страдания от любви и измены точно не были режиссерской темой Бычкова.
комментарии