Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • НОВЫЕ ГЕРОИ СТАРЫХ ИСТОРИЙ

    О лаборатории «Experiment 123» в Прокопьевском драматическом театре

    Раньше во время лабораторий Прокопьевский театр, как правило, обращался к текстам, у которых нет или не было сценической истории: забытые пьесы, оставшиеся в своем времени, или современные, еще не успевшие занять место в репертуаре. В этот раз тему лаборатории под руководством Олега Лоевского определили как «Классная классика» — режиссеры работали с известными прозаическими и драматургическими текстами, пытаясь найти для них новое звучание. Задача оказалась непростой: объемные истории нужно было поместить в формат эскиза, в театральный «короткий метр», сохранив коллизии и не упустив ничего важного, и в целом режиссеры с ней справились.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТËМА ПЕЛ, ДАВИД МОЛЧАЛ, А РОМАН НОГОЙ КАЧАЛ

    «Провинциальные анекдоты». А. Вампилов.
    Театр на Васильевском.
    Режиссер Роман Смирнов, художник Семен Пастух.

    Непритязательный стишок Сергея Михалкова «А что у вас?», сочиненный в 1935 году, знаком каждому, прошедшему через советское пионерское детство. В разные годы он был основой для многочисленных актуальных переделок. Переделывать его легко, потому что он обо всем и ни о чем. От гвоздя в кармане до Красной площади за окном, от кошки, сегодня родившей котят вчера, до мамы-пилота, отправляющейся в полет...

    «Провинциальные анекдоты» Романа Смирнова напомнили мне об этом стихотворении. И не потому, что герои в финале тоже отправляются в полет, да еще и космический, прямо в вагоне электрички, — портвейн, который они при этом распивают, и не такое может. А потому что спектакль сделан в соответствии с тем же алгоритмом: всякое лыко в строку и без какой-либо связи...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДАВНЫМ-ДАВНО

    «Гусарская баллада. Дивертисмент».
    Самарский государственный театр оперы и балета.
    Хореограф Игорь Чернышев, дирижер Андрей Данилов, художник Ирина Комарова.

    В Самаре вспомнили про самого недооцененного петербургского хореографа — в местном театре оперы и балета прошел вечер, посвященный Игорю Чернышеву. В балетоманском сознании место плохо признаваемого и угнетаемого властью гения прочно занимает Леонид Якобсон — и это чистая правда: уж как ему советская власть нервы помотала — так мало кому повезло. Но Якобсон, выпуская тут же снимаемые с репертуара спектакли, сражаясь с тупостью городского начальства, все же значительную часть своей жизни прожил в Петербурге и забыт никогда не был — ни артистами, ни зрителями.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЧЕРЕПУШКА КАК ТЮРЬМА

    «Палата № 6». А. П. Чехов.
    Театр им. Ленсовета.
    Режиссер и художник Евгения Богинская.

    В «Палате № 6» Чехова нет любви, как в формуле Декарта нет переменной чувства. «Я мыслю, следовательно существую», — повторяют за философом чеховские персонажи, но отчего-то, помыслив слишком усердно, существовать перестают... Евгения Богинская предлагает альтернативный сценарий: что, если ввести недостающую переменную? Ведь с ума можно сойти не только от скуки, но и от большого счастья.

    В «Палате № 6» Богинской Рагин противопоставлен Хоботову, а разум — чувству. Режиссер вводит дополнительную сюжетную линию, позаимствовав ее из другого чеховского рассказа — «Дама с собачкой». «Некрасивой женщиной», приехавшей вместе с Хоботовым в город N, оказывается Анна Сергеевна, а сам Евгений Федорович — Дмитрием Дмитриевичем Гуровым... Чувство победило еще в экспозиции: любовники из одного рассказа перекочевали в другой, оставаясь все так же вместе.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВРЕМЯ БЫЛО ТАКОЕ

    «Варшавская мелодия» («Перекресток»). Л. Зорин.
    Театр им. Евг. Вахтангова.
    Сценическая версия и постановка Владимира Иванова, сценография и костюмы Максима Обрезкова.

    Слово «Перекресток», указанное на афише в скобках после основного названия «Варшавская мелодия», поначалу приводит в некоторое недоумение. «Варшавскую мелодию», написанную Леонидом Зориным в 1967 году, кажется, знают все, по крайней мере, та часть населения, что находится в старших возрастных категориях. А вот «Перекресток», написанный драматургом в году 1996-м как продолжение легендарной истории, практически никому не известен — всего несколько раз пьеса была поставлена, но прошла незаметно, без всякого резонанса. Вообще сиквелы — вещь сомнительная: так понятно искушение продолжить некую блестящую историю, но продолжение практически никогда не бывает столь же блестящим.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ДОРОГАЯ НАША МАРИНА ЦОЛАКОВНА, ПОЗДРАВЛЯЕМ!

    Выдающемуся художнику, можно сказать классику, блистательной Марине Азизян, вечно будирующей нашу жизнь фантазией и недовольством, сегодня 85. По паспорту она Людмила, людям милая, в действительности — сильная Марина, получавшая имя в детском доме.

    В 80-летие большим текстом с видеокартинками Марину Цолаковну поздравляла Марина Дмитревская. Потом мы публиковали превосходные куски из книги Марины Азизян... Нынче собрали скромный букетик от друзей и близких.

    Редакция «ПТЖ» чтит и любит Марину Цолаковну Азизян. Поздравляем!!!

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • С ЛЮБИМЫМИ РАССТАВАЙТЕСЬ

    «Терки».
    Танцевальная компания «Всем телом».
    Хореограф Светлана Шуйская, текст Екатерины Петровой, видеохудожник Алена Рубинштейн, оператор Алексей Романов.

    «Терки» в названии спектакля танцевальной компании «Всем телом» обманывают трижды. Сначала, до знакомства с материалами, сложно понять, о чем это будет: что-то гастрономическое? Новая танцевальная техника? Или же название работает как тест: ближе вам кулинария или бытовой жаргон?

    Потом видишь, что создатели сообщают, как вдохновились «громкими расставаниями Марины Абрамович и Улая, Джонни Деппа и Эмбер Херд, Брэда Питта и Анджелины Джоли», — и это обманывает еще раз. Слово «терки» больше не надо раскрывать — ясно, что речь о «перетереть», терках как конфликтах. Но минимум две из трех названных пар расстались с публичным скандалом. За сложным судебным делом Херд и Деппа, в котором фигурировало физическое и эмоциональное насилие, следил, кажется, весь англоязычный твиттер, а выбор стороны был политическим заявлением: ты за женские права или за то, что мужчины тоже могут пострадать в отношениях? Едва ли это обозначают сниженными «терками».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПАМЯТИ СВЕТЛАНЫ БРАГАРНИК

    Светлана Брагарник... Это она идет по пляжу в Юрмале. Мне кажется, я даже знаю место, где ее подловил фотограф. Фирменная майка Гоголь-Центра. И этот девиз, призыв и приказ, кричащий у нее на спине: «ЖГИ». Белое на черном. Конечно, это не совсем ее стиль. В жизни она носила женственные платья, любила шарфы, брошки. Но, настоящий профи и талантливая актриса, Светлана Брагарник легко вживалась в любые предлагаемые обстоятельства. Легко осваивала и присваивала себе любой режиссерский почерк. Тут у нее не было соперниц. В ней чувствовалась уверенная хватка мастера, которого не испугает ни огромность текста, ни сложность задач, ни чужая молодость, которая подпирает со всех сторон, а тебе надо каждый вечер выходить на сцену и доказывать, что ты тоже что-то можешь.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ

    «Иван Грозный». Ж. Бизе.
    Театр «Санктъ-Петербургъ Опера».
    Режиссер-постановщик Юрий Александров, дирижер Душан Вилич, художник Вячеслав Окунев.

    В свое время театры Парижа отказались принять на сцены «Ивана Грозного». Одна из причин — необходимость чрезмерных издержек постановочной части: сюжет предполагал грандиозные декорации и сложные массовые эпизоды, а партитура, в свою очередь, требовала слишком больших оркестровых средств. Теперь же эта опера идет на сцене одного из самых камерных театров Петербурга с очевидно меньшими затратами, чем мог себе представить ее создатель.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОБЕЛИСК НА ПРОДАЖУ

    «Двадцать третий». По роману Э.-М. Ремарка «Черный обелиск».
    «Мастерская Петра Фоменко».
    Режиссер Евгений Каменькович, художник-постановщик Александр Боровский.

    Евгений Каменькович, который часто шалунью-пьесу гонит, потому что его к суровой прозе клонит («Доктор Живаго», «Венерин волос», «Улисс» и другие важнейшие «кирпичи» русской и мировой литературы), поставил спектакль «Двадцать третий» по роману Ремарка «Черный обелиск» (авторы инсценировки Юрий Буторин и Владимир Топцов). Время действия — 1923 год — подарило ему возможность для множества рифм, при которых, как говорится, все совпадения и аллюзии случайны. Хотите — считывайте их, а хотите — просто смотрите историю про обитателей маленького вымышленного городка Верденбрюка, где во время Второй мировой войны уцелели только два дома — родильный и сумасшедший. И оба стали быстро наполняться обитателями. Впрочем, нас, находящихся на новом витке исторической спирали, так и тянет всматриваться в бездну прошлого, догадываться, куда вывезет логика исторического развития, и мучительно думать о том, как бы избежать этой логики.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • К ЕДИНСТВЕННОЙ МАМЕ НА СВЕТЕ, ИЛИ ФУДЗИ ДАЛЕКО И ФУДЗИ РЯДОМ

    «Путешествие улитки». По одноименной сказке Н. Савчук.
    Театр Lusores.
    Режиссер Виктория Евтюхина, художник Наталья Павлова.

    Слушая подкаст о ёкае и вышивая «Большую волну в Канагаве», я мысленно пишу этот текст. Думаю о Фудзи и о том, как подниматься на гору в Японии, о том, что я знаю о восхождении в разреженный хрустальный воздух вершины. Мысль ползет неспешно, как улитка.

    Тихо, тихо ползи,
    Улитка, по склону Фудзи
    Вверх, до самых высот!

    С хайку Иссы начинается спектакль, оно звучит затактом всей истории. В этом подбадривании улитки много нежности и веры в возможность достижения вершины — маленькое существо способно не спеша достичь цели.

    Читать дальше | Комментарии 5 комментариев
  • ВЫБРОШЕННЫЕ НА БЕРЕГ

    «Коралловый остров». С. Баженова, А. Терехин.
    Театр Наций.
    Режиссер Артем Терехин, художник Екатерина Злая.

    В 2021 году режиссер Терехин выпустил в Новосибирском театре «Глобус» спектакль «Мальчики» по повести советского писателя Владимира Крапивина, побывавший на многих фестивалях, в том числе включенный и в «Детский Weekend» «Золотой Маски». И вот спустя два года он вновь берется за тему детства — на этот раз на зарубежном материале. Его «Коралловый остров» — с виду вроде бы классическая история взросления, однако не лишенная неожиданных сюжетных поворотов и с парадоксальным финалом.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПАМЯТИ МИХАИЛА ГРУЗДОВА

    В Риге на 70-м году жизни умер режиссер и педагог Михаил Владимирович Груздов... Как я сейчас понимаю, важнейший человек в моей жизни, человек, потрясший меня абсолютным погружением и абсолютной преданностью театру. Педагог от Бога!

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • НА ТРЕХ ПЕРСОН ИНЫМ МАНЕРОМ

    «Женщины Лазаря». М. Степнова.
    РАМТ.
    Режиссер Алексей Золотовицкий, художник София Егорова, драматург Мила Денева.

    В спектаклях по современной прозе все чаще обходятся без перевода текста в традиционную структуру пьесы — с персонажами, сценами и диалогами. Актеры теперь не играют героев романа, а существуют рядом с ними, описывают их, показывают, взаимодействуют. И пространство в этих спектаклях сделано мобильным, превращающимся, в котором мир как будто не вполне решил, каким ему быть: условным или все же реальным. Поэтому декорация примиряется на компромиссе — показан некий символический образ, при желании демонстрирующий нечто вполне конкретное: угол столовой, намек на кухню, на вокзал, площадь.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • РАЗРЫВАЯ НИТЬ ЗАПУТАННОГО ЛАБИРИНТА КРОВИ

    «СТОЛЕТВМАКОНДО». Г. Г. Маркес.
    Архангельский театр драмы им. М. В. Ломоносова.
    Режиссер и художник Андрей Тимошенко.

    Сколько раз нехитрые сказки о богатом внутреннем мире человека разбивались о рифы его неглубокого ума и мутного сознания, которое порождало невиданных чудовищ из глубин неизведанного разума? Да, человек сложен. И часто, спасаясь от очередных социальных или природных катаклизмов, он замыкается в своей внутренней платоновской пещере, рисуя на стенах огнем души тени вымышленного мира, якобы ждущего его снаружи по прошествии вынужденной самоизоляции. Увы, на этом пути нас всегда ждало разочарование. И ведь сколько подобных миров уже разбилось вдребезги, когда камень открывал вход и позволял солнечным лучам осветить наполненные иллюзиями стены? Миллиарды. Но человек упрям и продолжает вынашивать планы строительства нового Города Солнца, Метрополиса или деревни Макондо, название которой означает дерево с крепким стволом и как нельзя лучше подходит под основание нового рода Буэндиа.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НА СТРАЖЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕАТРА

    «Стражи Тадж-Махала». Р. Джозеф.
    Малый драматический театр — Театр Европы.
    Режиссер Артур Козин, художник по свету Василий Ковалев.

    Пьеса Раджифа Джозефа «Стражи Тадж-Махала» — один из самых сильных антитоталитарных текстов для театра. Минималистичный и метафоричный.

    В упругих диалогах двух друзей-охранников Тадж-Махала в 1648 году, накануне его открытия для людских глаз, этот текст дает всю структуру, вскрывает весь механизм тоталитарного режима и заявляет тему убийства красоты прерогативой абсолютизма.

    Социальное, политическое и философское — за час.

    Ну да, конечно, это Агра и, конечно, 1648 год, хорошо знакомый нам.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕ ВЫХОДИ ИЗ КОМНАТЫ

    «Исход».
    Театр МТЮЗ.
    Режиссер Кама Гинкас.

    На ХIХ Всероссийском фестивале «Пять вечеров» им. А. Володина был сыгран спектакль Камы Гинкаса «Исход»

    «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку» — песня на стихи Бродского — не просто как зачин ко всему спектаклю, она — лейтмотив, гениально прочерченная ось советского и постсоветского сознания, заговор человека, убоявшегося жизни. Ибо главный герой спектакля — человек, который так и не научился жить, чувствовать, любить.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ВСТРЕТИТЬСЯ У ВОЛОДИНА

    6–10 февраля в Петербурге проходил ХIХ Всероссийский фестиваль «Пять вечеров» им. А. Володина

    Драматургу Володину в Питере недавно поставлен памятник: сидит Александр Моисеевич в Матвеевском садике на лавочке, но лавочка та — на высоком постаменте, а в володинском духе было бы — прямо на аллейке, чтобы можно было к нему рядом подсесть. Хорошим местом для встреч мог бы этот памятник стать.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • МУШИНАЯ ВОЗНЯ

    «Муха-Цокотуха». К. Чуковский.
    Вологодский театр кукол «Теремок».
    Режиссер и художник Амир Ерманов.

    Вологодский театр кукол «Теремок» недавно продуктивно отметил 85-летний юбилей, а вслед за собственным днем рождения решил отпраздновать еще один — нынче Муха-Цокотуха именинница. К 100-летию со дня создания сказки Корнеем Чуковским в театре выпустили премьеру — небольшое стихотворение здесь обрело масштабы блокбастера.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • I HAVE A DREAM

    «Петр I». Ф. Уайлдхорн.
    Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии.
    Режиссер Юрий Александров, художник Вячеслав Окунев, дирижер Алексей Нефедов.

    Спектакли в музыкальных театрах готовятся долго, контракты заключаются заранее, поэтому и спустя почти год после того, как европейцы и американцы стали отказываться от сотрудничества с нашими театрами, в афишах вдруг возникают премьеры, будто пришедшие из «старого» времени. Вот, пожалуйста — образцовая российско-американская копродукция, новенький «Петр I» в петербургской Музкомедии. Композитор Фрэнк Уайлдхорн, автор либретто Константин Рубинский. Три часа уверенного увеселения публики.

    Читать дальше | Комментарии (0)