
-
О лаборатории «Experiment 123» в Прокопьевском драматическом театре
Раньше во время лабораторий Прокопьевский театр, как правило, обращался к текстам, у которых нет или не было сценической истории: забытые пьесы, оставшиеся в своем времени, или современные, еще не успевшие занять место в репертуаре. В этот раз тему лаборатории под руководством Олега Лоевского определили как «Классная классика» — режиссеры работали с известными прозаическими и драматургическими текстами, пытаясь найти для них новое звучание. Задача оказалась непростой: объемные истории нужно было поместить в формат эскиза, в театральный «короткий метр», сохранив коллизии и не упустив ничего важного, и в целом режиссеры с ней справились.
-
«Провинциальные анекдоты». А. Вампилов.
Театр на Васильевском.
Режиссер Роман Смирнов, художник Семен Пастух.Непритязательный стишок Сергея Михалкова «А что у вас?», сочиненный в 1935 году, знаком каждому, прошедшему через советское пионерское детство. В разные годы он был основой для многочисленных актуальных переделок. Переделывать его легко, потому что он обо всем и ни о чем. От гвоздя в кармане до Красной площади за окном, от кошки, сегодня родившей котят вчера, до мамы-пилота, отправляющейся в полет...
«Провинциальные анекдоты» Романа Смирнова напомнили мне об этом стихотворении. И не потому, что герои в финале тоже отправляются в полет, да еще и космический, прямо в вагоне электрички, — портвейн, который они при этом распивают, и не такое может. А потому что спектакль сделан в соответствии с тем же алгоритмом: всякое лыко в строку и без какой-либо связи...
-
«Гусарская баллада. Дивертисмент».
Самарский государственный театр оперы и балета.
Хореограф Игорь Чернышев, дирижер Андрей Данилов, художник Ирина Комарова.В Самаре вспомнили про самого недооцененного петербургского хореографа — в местном театре оперы и балета прошел вечер, посвященный Игорю Чернышеву. В балетоманском сознании место плохо признаваемого и угнетаемого властью гения прочно занимает Леонид Якобсон — и это чистая правда: уж как ему советская власть нервы помотала — так мало кому повезло. Но Якобсон, выпуская тут же снимаемые с репертуара спектакли, сражаясь с тупостью городского начальства, все же значительную часть своей жизни прожил в Петербурге и забыт никогда не был — ни артистами, ни зрителями.
-
«Палата № 6». А. П. Чехов.
Театр им. Ленсовета.
Режиссер и художник Евгения Богинская.В «Палате № 6» Чехова нет любви, как в формуле Декарта нет переменной чувства. «Я мыслю, следовательно существую», — повторяют за философом чеховские персонажи, но отчего-то, помыслив слишком усердно, существовать перестают... Евгения Богинская предлагает альтернативный сценарий: что, если ввести недостающую переменную? Ведь с ума можно сойти не только от скуки, но и от большого счастья.
В «Палате № 6» Богинской Рагин противопоставлен Хоботову, а разум — чувству. Режиссер вводит дополнительную сюжетную линию, позаимствовав ее из другого чеховского рассказа — «Дама с собачкой». «Некрасивой женщиной», приехавшей вместе с Хоботовым в город N, оказывается Анна Сергеевна, а сам Евгений Федорович — Дмитрием Дмитриевичем Гуровым... Чувство победило еще в экспозиции: любовники из одного рассказа перекочевали в другой, оставаясь все так же вместе.
-
«Варшавская мелодия» («Перекресток»). Л. Зорин.
Театр им. Евг. Вахтангова.
Сценическая версия и постановка Владимира Иванова, сценография и костюмы Максима Обрезкова.Слово «Перекресток», указанное на афише в скобках после основного названия «Варшавская мелодия», поначалу приводит в некоторое недоумение. «Варшавскую мелодию», написанную Леонидом Зориным в 1967 году, кажется, знают все, по крайней мере, та часть населения, что находится в старших возрастных категориях. А вот «Перекресток», написанный драматургом в году 1996-м как продолжение легендарной истории, практически никому не известен — всего несколько раз пьеса была поставлена, но прошла незаметно, без всякого резонанса. Вообще сиквелы — вещь сомнительная: так понятно искушение продолжить некую блестящую историю, но продолжение практически никогда не бывает столь же блестящим.
-
Выдающемуся художнику, можно сказать классику, блистательной Марине Азизян, вечно будирующей нашу жизнь фантазией и недовольством, сегодня 85. По паспорту она Людмила, людям милая, в действительности — сильная Марина, получавшая имя в детском доме.
В 80-летие большим текстом с видеокартинками Марину Цолаковну поздравляла Марина Дмитревская. Потом мы публиковали превосходные куски из книги Марины Азизян... Нынче собрали скромный букетик от друзей и близких.
Редакция «ПТЖ» чтит и любит Марину Цолаковну Азизян. Поздравляем!!!
-
«Терки».
Танцевальная компания «Всем телом».
Хореограф Светлана Шуйская, текст Екатерины Петровой, видеохудожник Алена Рубинштейн, оператор Алексей Романов.«Терки» в названии спектакля танцевальной компании «Всем телом» обманывают трижды. Сначала, до знакомства с материалами, сложно понять, о чем это будет: что-то гастрономическое? Новая танцевальная техника? Или же название работает как тест: ближе вам кулинария или бытовой жаргон?
Потом видишь, что создатели сообщают, как вдохновились «громкими расставаниями Марины Абрамович и Улая, Джонни Деппа и Эмбер Херд, Брэда Питта и Анджелины Джоли», — и это обманывает еще раз. Слово «терки» больше не надо раскрывать — ясно, что речь о «перетереть», терках как конфликтах. Но минимум две из трех названных пар расстались с публичным скандалом. За сложным судебным делом Херд и Деппа, в котором фигурировало физическое и эмоциональное насилие, следил, кажется, весь англоязычный твиттер, а выбор стороны был политическим заявлением: ты за женские права или за то, что мужчины тоже могут пострадать в отношениях? Едва ли это обозначают сниженными «терками».
-
Светлана Брагарник... Это она идет по пляжу в Юрмале. Мне кажется, я даже знаю место, где ее подловил фотограф. Фирменная майка Гоголь-Центра. И этот девиз, призыв и приказ, кричащий у нее на спине: «ЖГИ». Белое на черном. Конечно, это не совсем ее стиль. В жизни она носила женственные платья, любила шарфы, брошки. Но, настоящий профи и талантливая актриса, Светлана Брагарник легко вживалась в любые предлагаемые обстоятельства. Легко осваивала и присваивала себе любой режиссерский почерк. Тут у нее не было соперниц. В ней чувствовалась уверенная хватка мастера, которого не испугает ни огромность текста, ни сложность задач, ни чужая молодость, которая подпирает со всех сторон, а тебе надо каждый вечер выходить на сцену и доказывать, что ты тоже что-то можешь.
-
«Иван Грозный». Ж. Бизе.
Театр «Санктъ-Петербургъ Опера».
Режиссер-постановщик Юрий Александров, дирижер Душан Вилич, художник Вячеслав Окунев.В свое время театры Парижа отказались принять на сцены «Ивана Грозного». Одна из причин — необходимость чрезмерных издержек постановочной части: сюжет предполагал грандиозные декорации и сложные массовые эпизоды, а партитура, в свою очередь, требовала слишком больших оркестровых средств. Теперь же эта опера идет на сцене одного из самых камерных театров Петербурга с очевидно меньшими затратами, чем мог себе представить ее создатель.
-
«Двадцать третий». По роману Э.-М. Ремарка «Черный обелиск».
«Мастерская Петра Фоменко».
Режиссер Евгений Каменькович, художник-постановщик Александр Боровский.Евгений Каменькович, который часто шалунью-пьесу гонит, потому что его к суровой прозе клонит («Доктор Живаго», «Венерин волос», «Улисс» и другие важнейшие «кирпичи» русской и мировой литературы), поставил спектакль «Двадцать третий» по роману Ремарка «Черный обелиск» (авторы инсценировки Юрий Буторин и Владимир Топцов). Время действия — 1923 год — подарило ему возможность для множества рифм, при которых, как говорится, все совпадения и аллюзии случайны. Хотите — считывайте их, а хотите — просто смотрите историю про обитателей маленького вымышленного городка Верденбрюка, где во время Второй мировой войны уцелели только два дома — родильный и сумасшедший. И оба стали быстро наполняться обитателями. Впрочем, нас, находящихся на новом витке исторической спирали, так и тянет всматриваться в бездну прошлого, догадываться, куда вывезет логика исторического развития, и мучительно думать о том, как бы избежать этой логики.
-
«Путешествие улитки». По одноименной сказке Н. Савчук.
Театр Lusores.
Режиссер Виктория Евтюхина, художник Наталья Павлова.Слушая подкаст о ёкае и вышивая «Большую волну в Канагаве», я мысленно пишу этот текст. Думаю о Фудзи и о том, как подниматься на гору в Японии, о том, что я знаю о восхождении в разреженный хрустальный воздух вершины. Мысль ползет неспешно, как улитка.
Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи
Вверх, до самых высот!С хайку Иссы начинается спектакль, оно звучит затактом всей истории. В этом подбадривании улитки много нежности и веры в возможность достижения вершины — маленькое существо способно не спеша достичь цели.
-
«Коралловый остров». С. Баженова, А. Терехин.
Театр Наций.
Режиссер Артем Терехин, художник Екатерина Злая.В 2021 году режиссер Терехин выпустил в Новосибирском театре «Глобус» спектакль «Мальчики» по повести советского писателя Владимира Крапивина, побывавший на многих фестивалях, в том числе включенный и в «Детский Weekend» «Золотой Маски». И вот спустя два года он вновь берется за тему детства — на этот раз на зарубежном материале. Его «Коралловый остров» — с виду вроде бы классическая история взросления, однако не лишенная неожиданных сюжетных поворотов и с парадоксальным финалом.
-
В Риге на 70-м году жизни умер режиссер и педагог Михаил Владимирович Груздов... Как я сейчас понимаю, важнейший человек в моей жизни, человек, потрясший меня абсолютным погружением и абсолютной преданностью театру. Педагог от Бога!
-
«Женщины Лазаря». М. Степнова.
РАМТ.
Режиссер Алексей Золотовицкий, художник София Егорова, драматург Мила Денева.В спектаклях по современной прозе все чаще обходятся без перевода текста в традиционную структуру пьесы — с персонажами, сценами и диалогами. Актеры теперь не играют героев романа, а существуют рядом с ними, описывают их, показывают, взаимодействуют. И пространство в этих спектаклях сделано мобильным, превращающимся, в котором мир как будто не вполне решил, каким ему быть: условным или все же реальным. Поэтому декорация примиряется на компромиссе — показан некий символический образ, при желании демонстрирующий нечто вполне конкретное: угол столовой, намек на кухню, на вокзал, площадь.
-
«СТОЛЕТВМАКОНДО». Г. Г. Маркес.
Архангельский театр драмы им. М. В. Ломоносова.
Режиссер и художник Андрей Тимошенко.Сколько раз нехитрые сказки о богатом внутреннем мире человека разбивались о рифы его неглубокого ума и мутного сознания, которое порождало невиданных чудовищ из глубин неизведанного разума? Да, человек сложен. И часто, спасаясь от очередных социальных или природных катаклизмов, он замыкается в своей внутренней платоновской пещере, рисуя на стенах огнем души тени вымышленного мира, якобы ждущего его снаружи по прошествии вынужденной самоизоляции. Увы, на этом пути нас всегда ждало разочарование. И ведь сколько подобных миров уже разбилось вдребезги, когда камень открывал вход и позволял солнечным лучам осветить наполненные иллюзиями стены? Миллиарды. Но человек упрям и продолжает вынашивать планы строительства нового Города Солнца, Метрополиса или деревни Макондо, название которой означает дерево с крепким стволом и как нельзя лучше подходит под основание нового рода Буэндиа.
-
«Стражи Тадж-Махала». Р. Джозеф.
Малый драматический театр — Театр Европы.
Режиссер Артур Козин, художник по свету Василий Ковалев.Пьеса Раджифа Джозефа «Стражи Тадж-Махала» — один из самых сильных антитоталитарных текстов для театра. Минималистичный и метафоричный.
В упругих диалогах двух друзей-охранников Тадж-Махала в 1648 году, накануне его открытия для людских глаз, этот текст дает всю структуру, вскрывает весь механизм тоталитарного режима и заявляет тему убийства красоты прерогативой абсолютизма.
Социальное, политическое и философское — за час.
Ну да, конечно, это Агра и, конечно, 1648 год, хорошо знакомый нам.
-
«Исход».
Театр МТЮЗ.
Режиссер Кама Гинкас.На ХIХ Всероссийском фестивале «Пять вечеров» им. А. Володина был сыгран спектакль Камы Гинкаса «Исход»
«Не выходи из комнаты, не совершай ошибку» — песня на стихи Бродского — не просто как зачин ко всему спектаклю, она — лейтмотив, гениально прочерченная ось советского и постсоветского сознания, заговор человека, убоявшегося жизни. Ибо главный герой спектакля — человек, который так и не научился жить, чувствовать, любить.
-
6–10 февраля в Петербурге проходил ХIХ Всероссийский фестиваль «Пять вечеров» им. А. Володина
Драматургу Володину в Питере недавно поставлен памятник: сидит Александр Моисеевич в Матвеевском садике на лавочке, но лавочка та — на высоком постаменте, а в володинском духе было бы — прямо на аллейке, чтобы можно было к нему рядом подсесть. Хорошим местом для встреч мог бы этот памятник стать.
-
«Муха-Цокотуха». К. Чуковский.
Вологодский театр кукол «Теремок».
Режиссер и художник Амир Ерманов.Вологодский театр кукол «Теремок» недавно продуктивно отметил 85-летний юбилей, а вслед за собственным днем рождения решил отпраздновать еще один — нынче Муха-Цокотуха именинница. К 100-летию со дня создания сказки Корнеем Чуковским в театре выпустили премьеру — небольшое стихотворение здесь обрело масштабы блокбастера.
-
«Петр I». Ф. Уайлдхорн.
Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии.
Режиссер Юрий Александров, художник Вячеслав Окунев, дирижер Алексей Нефедов.Спектакли в музыкальных театрах готовятся долго, контракты заключаются заранее, поэтому и спустя почти год после того, как европейцы и американцы стали отказываться от сотрудничества с нашими театрами, в афишах вдруг возникают премьеры, будто пришедшие из «старого» времени. Вот, пожалуйста — образцовая российско-американская копродукция, новенький «Петр I» в петербургской Музкомедии. Композитор Фрэнк Уайлдхорн, автор либретто Константин Рубинский. Три часа уверенного увеселения публики.
комментарии