
-
«Что ему Гекуба? Или Фантазия для сочиненных чувств». По пьесам У. Шекспира.
Театр Поколений.
Режиссеры Эберхард Кёлер и Данила Корогодский.После философского и сложного спектакля «Дачники. Будущее без прошлого», в котором его создатели — режиссерский дуэт Кёлера и Корогодского — пытались если не решить, то поставить вопросы болезненные и жесткие, касающиеся сегодняшней действительности и нас самих, премьерный спектакль-фантазия по пьесам Шекспира, кажется, задается одним единственным, вынесенным в название: «Что ему Гекуба?». Весь мир остался где-то за скобками, то есть за кулисами, и предметом исследования стал театр. Точнее, актер в театре.
-
В Самаре прошел XI фестиваль «Золотая репка»
«Золотая репка» отпраздновала свое двадцатилетие. Так долго репки не живут, но эта, «золотая», оказалась удивительно стойкой. За годы своей нескучной жизни в САМАРТе репка росла, росла и выросла во Всероссийский фестиваль-лабораторию театров для детей и молодежи. И прошла в одиннадцатый раз, но юбилей отмечала не по количеству фестивалей, а по количеству прожитых лет. Спектакли на «Золотой репке» были из разных географических точек — от Хабаровска до Петербурга, от Москвы до Мариинска.
-
«Юлий Цезарь. Отрывки». По пьесе У. Шекспира «Юлий Цезарь».
«Общество Рафаэля» (Чезена, Италия).
Идея и постановка Ромео Кастеллуччи.25 сентября открылся XXIV фестиваль «Балтийский Дом», сквозная тема которого в этом году — Шекспир и все шекспировское. На обложке буклета тоже Шекспир — не то летящий, не то распятый. Пресс-конференция при участии руководства фестиваля, спонсоров, а также режиссера первого шекспировского спектакля, открывающего программу, — Ромео Кастеллуччи, прошла в Михайловском замке. А позже, уже в Георгиевском зале, состоялся пресс-показ «Юлия Цезаря». Пространственная рифма прозрачна: где, как не в Михайловском, где был убит заговорщиками непопулярный император, играть историю убийства римского диктатора.
-
Символично: 26 сентября БДТ возвращается в свой родной дом в день рождения Олега Валериановича Басилашвили.
Или лучше так. Олег Басилашвили отмечает свое 80-летие возвращением в родные стены...
Интервью сегодняшнего розлива выходят в эти дни во многих газетах и журналах. А мне хочется вспомнить давние разговоры. На страницах «ПТЖ» их было два, и оба раза с Басилашвили разговаривала я.
-
В Екатеринбурге завершился Международный фестиваль театров кукол «Петрушка Великий»
Афиша была серьезна и разнообразна. Впрочем, здесь привыкли держать уровень. В программе ― четыре из пяти номинантов прошлогодней «Золотой Маски», несколько ожидаемых и спорных премьер прошлого сезона, яркие итальянские спектакли, демонстрирующие победительный профессионализм исполнителей.
-
«Воспоминания будущего». По драме М. Лермонтова «Маскарад»
и спектаклю В. Мейерхольда 1917 года.
Александринский театр.
Режиссер Валерий Фокин, художник Семен Пастух.Премьера спектакля Валерия Фокина «Воспоминания будущего» в Александринском театре приурочена к двум датам — 200-летию М. Ю. Лермонтова и 140-летию В. Э. Мейерхольда.
В начале 1910-х Мейерхольд задумал постановку самой знаменитой пьесы поэта. Премьера его версии «Маскарада» должна была выйти в 1914, но по независящим от режиссера причинам состоялась спустя три года и стала грандиозной метафорой катастрофы, случившейся в России.
Через столетие Валерий Фокин, чьи опыты по практическому изучению наследия Мейерхольда начались уже давно и продолжаются, задумал свой новый спектакль по мотивам «Маскарада» как диалог с тем давним спектаклем.
-
«Книга Иова».
Большой театр кукол.
Режиссер Руслан Кудашов, художник Марина Завьялова.Руслан Кудашов завершил ветхозаветную трилогию «Книгой Иова».
Первая часть — «Экклесиаст» — была облечена в форму пластических этюдов, вторая — «Песнь песней» — тяготела к театру объектов, финальная часть оказалась отдана на откуп тексту.
История о том, как добродетельный богач Иов в один миг лишился всего, дабы его вера подверглась испытанию, вновь, как и две предыдущие части, разыгрывается командой молодых артистов — выпускников курса Кудашова. С одним исключением — в «Книге Иова» есть протагонист, и заглавная роль доверена Максиму Гудкову — обладателю удивительного по мягкости тембра голоса, некогда ведущему артисту легендарного театра «Потудань».
-
(продолжение Любимовки-2014)
Признаюсь сразу: эстафету получил буквально ‒ столкнулись мы с Татьяной Джуровой, начавшей обзор фестиваля, на углу Трехпрудного и Мамоновского. Она спешила с обсуждения «Магазина» Олжаса Жанайдарова на поезд, а я бежал на читку «Хорхароны» Ярославы Пулинович. Или все же «Хорхарона»? От «Хор Харона» ‒ оригинальной распевки, придуманной одним из персонажей пьесы, некогда провинциальным, а ныне столичным хормейстером. Давным-давно он возглавлял жюри детского вокального конкурса, где, вручая приз победительнице, «напророчил» ей будущее большой актрисы. Девочка и выросла большой, вот сольная карьера не задалась.
-
«#Сонетышекспира». У. Шекспир.
Театр Наций.
Режиссер Тимофей Кулябин, художник Олег Головко.«#Сонетышекспира» Тимофея Кулябина получились легкими, изысканными, прозрачными. Мягкий, завораживающий спектакль, послание эстета эстетам. После «Онегина» с постельными сценами и «Электры» с выезжающим на багажной ленте трупом Эгисфа режиссер удивляет тем, что ничем не пытается удивить.
Вся суть спектакля объявляется в первой строчке, высвечивающейся под потолком сцены: «Небытие окружает меня со всех сторон. Оно во мне. Оно на миг отпускает меня, оно знает, что я его добыча». Такой ход позволяет сосредоточиться только на форме, на мизансценах, игре света и теней, на музыке.
-
«Беккет. Пьесы». С. Беккет.
ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
Режиссер Дмитрий Волкострелов, художник Леша Лобанов.Это хорошо, что Дмитрий Волкострелов не обращает внимания на упреки тех, кто его так программно не любит (а наибольнейший упрек теперь — однообразие). Это хорошо, что окуляры тех, кто его так программно любит (наставленные, в основном, из Москвы), чуть расфокусировались. Режиссер получает возможность сконцентрироваться. И просто работать, испытывать (приемы / трудности / на прочность). Потому что нельзя ведь быть авангардистом в лучах славы. То есть, конечно, можно — недолго, но потом непременно во что-то переродишься. Однако Волкострелов — экспериментатор, а для экспериментов всегда нужно время. Поэтому перерождаться ему никак нельзя, ему нужно вести начатое.
-
«Довлатов. Анекдоты». С. Довлатов.
Новосибирский академический драматический театр «Красный факел».
Режиссер Дмитрий Егоров, художник Евгений Лемешонок.Дмитрий Егоров поставил в «Красном факеле» интересный, честный и проблемный спектакль — с легкой шизофренией, здоровым юмором, вопиющей актуальностью и чудаковатой композицией, которая вскрывает закон зависимости творчества от русского абсурда.
Первое, что удивляет, — это главный герой. В спектакле, как и в некоторых произведениях Довлатова, его зовут ДолМатов. Но удивляет не разница в одной букве, а решительное нежелание авторов спектакля ассоциировать героя с самим ДоВлатовым.
-
С 19 по 23 сентября впервые в Петербурге пройдет «БТК-фест: Театр актуальных кукол». Фестиваль, который организован и проходит на базе Большого театра кукол, ставит своей задачей познакомить публику с актуальными формами театра кукол, представить его как театр практически неограниченных возможностей. Отсюда внимание к межжанровым постановкам, соединяющим элементы мультимедиа, хореографии, цирка, визуального искусства.
-
В Театральном центре на Страстном во второй раз прошел молодежный форум-фестиваль «Артмиграция», организованный СТД
Программа второго фестиваля собрала постановки от Лесосибирска (Красноярский край) до Владимира, а гостями его стала театральная молодежь не только из русской провинции, но и из стран СНГ, Грузии и Балтии.
Из более чем ста заявок на участие организаторы выбрали пять различных по форме спектаклей, к которым зрители оказались неравнодушны: обсуждения под предводительством Павла Руднева затягивались на час-другой.
-
Не стало Иры Федоровны Петровской. Констатация этого факта пока еще не стала душевным событием для тех, кто ее знал по тем или иным совместным трудам. Близкие и даже не такие уж близкие, но просто много лет прожившие рядом, вживаются в не свою смерть, как правило, не сразу. Онтологическое отсутствие становится явным постепенно, и бывает, что проделывает в душевной ткани ничем не прикрываемую дыру. Но пока это просто боль, нельзя сказать, что столь уж неожиданная: все-таки цифра «95» volens nolens заставляла размышлять о неизбежном. Переживается пока что не сама утрата, а неожиданно воздвигшаяся перед носом полная невозможность дать человеку почувствовать свою любовь и сострадание. «Tardi» — с придыханием рецитирует героиня итальянской оперы, и снова задумываешься, в какие неведомые дали унеслась от нас эта трагическая, мучительная, одинокая, но в чем-то и очень счастливая жизнь.
-
14 сентября народному артисту России Игорю Георгиевичу Шибанову исполнилось 70 лет
Год, может быть, 1973-й или 1974-й... «Месс-Менд». ТЮЗ. Мариэтта Шагинян в зале. Ей за 80. «В этом вывихнутом мире / Есть для нас одно спасенье / Верить в собственные силы, верить собственным рукам». 40 лет прошло, а я помню. Григорио Чиче — абсолютное зло во фраке и цилиндре, которое играла Ирина Соколова, закадровый голос Зиновия Гердта, читающий заголовки западных газет... Троица американцев, которые со спасительной миссией прибывают в Россию и которую играли Николай Иванов, Александр Хочинский и Игорь Шибанов, — были абсолютно романтические герои.
-
Хроника XXV фестиваля молодой драматургии «Любимовка»
Москва встретила перекрытой и оцепленной милицией в честь Дня города Тверской и торопливыми попытками довычистить столицу — не взирая на праздник экскаваторы бешено ломали старый асфальт вокруг Трехпрудного переулка, где находится «Театр. Doc», а «оранжевые человечки» торопливо стелили новый.
Все эти пертурбации не повлияли на ход «Любимовки». Юбилейная программа, несмотря на сокращение финансирования, оказалась еще более плотной, чем обычно. Не только читки, но еще и мастер-классы драматургов, композиторов, режиссеров... Это важно: «Любимовка» пытается рассказать начинающим авторам, по каким принципам живет сегодняшний театр и что он может предложить драматургу. А еще «Психоночь» ‒ специальный раздел для тех пьес, которые не прошли в шорт-лист, но чей «взрывной» характер заслуживает того, чтобы быть предъявленным зрителям.
-
«Remote Петербург». Спектакль-путешествие.
Rimini Protokoll совместно с БДТ им. Г. А. Товстоногова.14 сентября в Петербурге в последний раз пройдет «Remote Петербург». Спектакль, придуманный как увлекательный квест, был адаптирован для многих городов по всему миру. С подачи художественного руководителя БДТ Андрея Могучего, увидевшего этот спектакль на Авиньонском театральном фестивале, очередь дошла и до Петербурга. Проект Rimini Protokoll дает возможность зрителям по-новому взглянуть на привычную городскую среду и ее обитателей, на их будничные действия, ставшие неотъемлемой частью ежедневного ритуала.
Мнения о постановке резко разделились. Одни заявили, что это пустое детское развлечение, в ходе которого на протяжении часа пятьдесят человек шатаются по улицам, кладбищам и рынкам, следуя командам механического голоса в наушниках, то и дело изрекающего сентенции о жизни и бренности всего сущего. Другие, наоборот, восприняли участие в этом проекте как опыт непривычного ощущения себя в городском пространстве...
-
Работая дома, я с наслаждением пользуюсь возможностью слушать, как Николай Мартон читает стихи на радио «Нева FM». Это и музыка, и орнамент (потому что орнамент — тоже ритм, воплощенная зримо музыка), и — трехминутное выпадение из давящих обстоятельств быта. Блок, Бунин, Пастернак, Волошин, Ахматова, Введенский, Заболоцкий, Рильке, Аполлинер, Брехт...
Какой-то удивительный спектр миров.
И какая-то удивительная чуткость к форме.
-
«Маленький Мук». В. Гауф.
Санкт-Петербургский кукольный Театр сказки.
Режиссер Игорь Игнатьев, художник Анна Игнатьева.За открывшимся занавесом на сцене обнаруживается словно нарисованный лаконичными линиями простого карандаша интерьер мастерской художника: мольберт, стул, стол со множеством ящиков, белые конусы, шары и параллелепипеды. О последних бывшие школьники вспоминают порой, как об одном из самых скучных заданий на уроках рисования. Недаром герои спектакля, плюшевые толстячки в «детсадовских» фартучках, на свой страх и риск перед неизбежным наказанием забросив строго заданный урок, предаются разноцветному живописанию собственных фантазий по мотивам известной сказки... Кто же они ‒ серый, оранжевый и лиловый, с острыми ушками и мягкими хвостиками? Угадать в них игрушечно стилизованных котят большого труда не составит. Таким образом, сочиненная романтиком Вильгельмом Гауфом история о старинных восточных чудесах на этот раз будет нам представлена глазами трендовых персонажей социальных сетей и анимации.
-
Начиная с 9 сентября и в течение недели на сцене Театрального зала Московского Дома Музыки играют «Чу» Славы Полунина. А рецензию на спектакль, опубликованную в рубрике «Шапито» ПТЖ № 75, можно почитать здесь.
«ЧУ...» Славы Полунина обещало ЧУдо. ЧУжие на театральных праздниках жизни, не бывавшие в его знаменитом поместье под Парижем, не посетившие в силу ЧУдовищной загруженности московскую театральную Олимпиаду, автором которой он был, мы, ЧУкчи-писатели, видели за двадцать лет мало. Пожалуй, только ЧУдесное «сНежное шоу», да и то ЧУть-ЧУть. В общем, сидящие в петербургском театральном ЧУлане, мы много лет ЧУвствовали себя оторванными от его клоунской судьбы. И вот осенью разнеслось — ЧУ! Он сыграет свой первый спектакль в Питере, вернувшись с ЧУжбины на топкие берега.
комментарии