
-
«Тартюф». Ж.-Б. Мольер.
Самарский академический театр им. М. Горького
Режиссер Александр Кузин, художник Кирилл Данилов.В великих пьесах мира часто есть вопрос, ответ на который сразу всё решает. Уж во всяком случае, в ответе на него находится сценическое решение спектакля. Так говорил мне мой друг — режиссер. Он очень хотел поставить гоголевского «Ревизора», но не мог объяснить, почему все эти сверхопытные, прожженные чиновники приняли за ревизора «фитюльку». Ну, правда же, ответьте, почему Гамлет не казнит Клавдия сразу же, а мучается весь спектакль, убивая по дороге одного за другим разных людей, ни в чем перед ним не виноватых? Почему Корделия отказывается рассказать отцу о своей любви и тем самым развязывает междуусобную войну в стране? Почему Оргон так верит прохвосту Тартюфу, не слушая никого? И, наконец, почему Оргон так долго не вылезает из-под стола, почти доводя ситуацию до грехопадения своей жены? Анатолий Васильевич Эфрос устроил из этой ситуации замечательный цирковой трюк. Когда Тартюф в поисках шпионов сносит стол, под которым (мы это видели) прятался Оргон, там никого не оказывается. Потом Оргон (Александр Калягин) все-таки вылезает из-под этого стола.
-
Татьяна Москвина, Таня Москвина, ушедшая неимоверно рано, всего в 63, была огромной частью физиологии Петербурга. Она, сама критик, писатель-беллетрист, журналист-публицист, драматург, написавший о себе достаточно много, но изнутри, — несомненно, могла бы стать героиней толстого психологического романа. Ее жизнь была — из тех отечественных историй, что она так любила и знала, тут нужны Толстой с Достоевским, и не они ли продиктовали ей многое из того, что она воплотила сама? Ее нрав был — из серии «широк человек, обузить надо». Ее плодотворная жизнь и изгибы пути — вполне национальная история (национальное всегда интересовало Таню, и однажды мы с нею даже публично переписывались об этом, вот ее «Письмо Марине о сущности национального»).
-
Мы сейчас нарушаем все свои публикаторские правила. Обычно тексты попадают в сеть не раньше, чем продан тираж, а номер 108 только-только вышел. Но иногда бывает необходимость познакомить широкий круг читателей с публикацией как можно скорее. Особенно в наше время, когда темы «прокисают» назавтра и погибают под обвалами истории. Вероятно, и номер 108, придумавывшийся в марте-апреле и частично посвященный теме страха в искусстве, уже устаревает... Или нет? Тем более хочется вынуть из раздела головной материал — интервью с Александром Асмоловым и пустить его в люди...
А номер в целом — покупайте, заказывайте. Мы с вами.
-
О XIV Международном фестивале театров финно-угорских народов «Майатул» в Республике Марий Эл
Ровно тридцать лет назад на театральной карте России появился уникальный фестиваль, позже, в 1997 году получивший название «Майатул». Его имя расшифровывается как «огонь, оберегаемый в очаге», проще — «семейный очаг». Этот фестиваль и правда с семейным характером: он объединяет национальные театры финно-угорской языковой группы. «Тул» — общефинноугорский корень, означающий «огонь». Мощный символ, который можно трактовать в разных вариациях, здесь имеет доброе значение — не опасность (пожар), а тепло, дарующее жизнь.
-
О режиссерской лаборатории в Ульяновском драматическом театре
Режиссерская лаборатория под руководством Олега Лоевского прошла в Ульяновском драматическом театре им. Гончарова в конце июня. Прошла, несмотря на сложные обстоятельства, которые помешали ее проведению в апреле. Чего это стоило директору театра Наталье Никоноровой и главному режиссеру Владимиру Золотарю, не буду описывать. Но они победили! На лаборатории не была заявлена определенная тема. Четыре режиссера поставили то, что сами выбрали из рекомендованного театром списка пьес. Поэтому эскизы были разными по темам и периодам. Была русская классика: Толстой и Андреев, был Беккет, была и современная пьеса Валерия Шергина.
-
«Бальжан-хатан». С. Жалцанова-Дмитриева.
Бурятский театр оперы и балета.
Дирижер Владимир Рылов, режиссер Олег Юмов.«Зачем нам театр, в котором нет бурятских опер и балетов»?! Такую претензию несколько лет назад предъявили власти оперному театру. С того момента театр ретиво генерирует то лабораторию хореографических эскизов «Бурятские легенды и сказки», то лабораторию оперных режиссеров «Байкал-опера», где прикидывали, как будут смотреться Виолетта и Альфред (или Кармен и Хосе) на фоне юрты, то конкурсы для либреттистов и композиторов на создание новых национальных опер и балетов. Таким образом Оперный, как и вся культура и искусство республики, живет в стихийно-интуитивном, «датско»-проектном режиме, и также, как и вся отрасль, видит смысл творческих задач, исключительно в том, чтобы создавать project statement — художественное заявление, творческий манифест, и, чтобы непременно все было «впервые». Качества этих project statements, разумеется, такие, какие доступны пониманию и их создателей, и руководителей создателей.
-
«Урожай». П. Пряжко.
Театр на Васильевском.
Режиссер Руслан Нанава, художник-сценограф Николай Слободяник.Если непрофессиональный, то есть не работающий в театральной сфере зритель идет на премьеру по пьесе Павла Пряжко, он почти наверняка оказывается в некоторой сложной ситуации: то ли все же провести собственное исследование и узнать, что это за автор такой, как и о чем он пишет, то ли довериться титулам — лауреат «Золотой маски», хэдлайнер «новой драмы», один из лидеров современной русскоязычной драматургии. Можно и так, и так, но во втором случае риск остаться неудовлетворенным и/или не до конца понявшим содержание, увеличивается. Более того, в случае с «Урожаем» — премьерой, выпущенной новым главным режиссером театра на Васильевском Русланом Нанавой, — есть еще и риск почувствовать себя практически героем пьесы, и вряд ли это будет очень приятное переживание.
-
«Синяя Борода».
Рязанский областной театр кукол.
Режиссер Анна Коонен, художник Александра Громова.В спектакле «Синяя Борода» нет мужчины с бородой. Есть женщины с бородой. Режиссер Анна Коонен соединяет эстетику балагана и актуального театра кукол, в котором есть место современной хореографии, физическому театру и объектам. Это ее дипломная работа на курсе Бориса Константинова и Виктора Антонова в ГИТИСе, но не дебют. За время обучения она успела поставить несколько спектаклей, один из которых — «Кукушка» в Бурятском театре кукол «Ульгер» — участвовал в нескольких заметных фестивалях.
-
Не время театра.
Не время эстетической рефлексии.
Не время текста.Так писала я три месяца назад в предыдущем номере.
Мы не были уверены, что продолжим наше дело, весна целиком ушла в стресс и сомнения. Конечно, ежедневно выходили материалы в блоге (мы ж Пимены-летописцы), но номер рождался трудно, атрофия профессиональных мышц длилась долго.
И вдруг оказалось:
Время театра.
Время текста.Время этической рефлексии, на которую театр способен более всякого другого искусства. За эти месяцы мы увидели, как воздушными путями театр передает зрителям необходимое, экзистенциальное, важное, как разгорячены переполненные залы, как возникают новые смыслы в старых спектаклях, как новые постановки становятся точками метафизической эмиграции в мир человеческого, столь необходимой сейчас. В нашей беседе с выдающимся психологом Александром Григорьевичем Асмоловым мы говорим о возросшей и уникальной роли театра в такие времена, какие мы переживаем последние четыре месяца. И рецензии, которые сформировали раздел «Процесс», писались с удовольствием и по вдохновению, и каждый раз находилась тема, созвучная дню, и, отражая театр, мы отражаем себя, а отражая себя — отражаем театр, поскольку мы — его зрители и участники.
Содержание номера
Марина Дмитревская. К читателям и коллегам -
«Ричард III». У. Шекспир.
Актюбинский областной театр драмы им. Т. Ахтанова.
Режиссер Мейрам Хабибуллин, художник Айзат Айжакирова.Придворные с интересом наблюдают, как старый и немощный король Эдуард IV (Кенес Кемалбаев) пытается взобраться на трон, представляющий собой телегу, установленную посередине сцены. Король сначала пробует затащить одну ногу, потом вторую, но и та, и другая, не слушаясь, предательски сползают вниз. Придворные смеются. Король совсем изнемог и устал: от его усилий с седой головы сползает корона и падает на землю. Придворные, опережая друг друга, бросаются за покатившейся неладной короной и, стараясь перехватить ее, спотыкаясь, падают один на другого. В динамиках мы слышим тяжелое дыхание короля. Он не в силах произнести речь. Не помнит. Также не помнит, что посадил в Тауэр своего брата Георга, герцога Кларенса (Аслан Толентай), труп которого давно уж лежит непогребенным тут же, рядом с телегой. Узнав и осознав, что тот был убит по его приказу, король вдруг начинает все понимать. Так актер Кенес Кемалбаев в крошечном эпизоде смог передать всю бурю душевных эмоций больного человека, который вдруг в одночасье прозревает. Подобно Лиру, он проходит путь от духовной слепоты к откровению: вот в его болезненном сознании что-то зашевелилось, прояснилось, и он с болью обретает себя. Но это обретение оказывается для него смертельным.
-
О режиссерской лаборатории «Современная пьеса» в Театре им. Ленсовета
В конце июня в Театре им. Ленсовета прошла режиссерская лаборатория «Современная пьеса» (куратор Евгения Богинская). В ее рамках показали пять работ. Я буду непоследовательной и начну с конца, поскольку последний эскиз, по моему мнению, по праву занял почетное место вишенки на торте.
Этим эскизом стала «Ловушка для птиц» драматурга Константина Стешика, которую поставил режиссер Константин Соя.
На сцене выстроен помост, на котором, как на телеге, играют артисты (художник Валентина Спевак). Он весь засыпан мелким пачкающимся щебнем. Коридор трактовки этого материала довольно широк, тут каждый может вдоволь поупражняться в разгадывании метафоры.
-
О юбилейном «Маршруте Старухи» 2022 года
Кажется, что юбилейный, десятый, «Маршрут Старухи» не случайно выпал на страшный 2022 год. Как никогда судьба Даниила Хармса и эпоха, в которой он жил, коррелируются с происходящим сегодня. Жизнь писателя, выпавшая в том числе и на мрачные 1930-е годы, эхом раскатилась в жаркий солнечный день над кварталом на улице Маяковского.
На протяжении нескольких лет каждый «Маршрут Старухи» был посвящен определенной магистральной теме. В этом году механизм несколько отличался от привычного: десятый по счету спектакль стал своего рода музеем проекта.
-
«Архивация нас».
Молодежный театральный центр «Космос» (Тюмень).Можно ли зафиксировать человека или группу людей в моменте? Запомнить, какой он или какие они сейчас, и разобраться в том, что на это повлияло? Достаточно ли того, что с человеком уже произошло, чтобы сформировать его представления о жизни, или каждое новое событие способно их изменить? С этими и другими вопросами работали авторы проекта «Архивация нас» в Молодежном театральном центре «Космос» (куратор проекта Александрина Шаклеева). Проект был направлен на то, чтобы творческие люди Тюмени смогли воплотить свои идеи при поддержке кураторов — режиссеров-магистрантов Школы-студии МХАТ мастерской В. А. Рыжакова. Началась «Архивация нас» с образовательной части, после нее горожане оформили свои идеи и представили их на питчинге. Режиссеры выбрали семь работ, приехали в Тюмень, чтобы принять участие в их реализации, и представили эскизы зрителям.
-
«Норма» В. Беллини.
Пермский театр оперы и балета.
Режиссер Максим Петров, дирижер Мигран Агаджанян, художник Альона Пикалова, художник по костюмам Ирэна Белоусова.Римляне вторглись в земли свободных галлов, галлы на захваченной территории мрачно готовятся к бунту — с 24 февраля было ясно, что переносить действие в наши дни (как это привычно современным режиссерам) при постановке «Нормы» лучше не стоит. Но все же вряд ли можно было ожидать что Максим Петров — молодой мариинский хореограф, в последнее время пробующий себя и в режиссуре оперы — решит рассказывать эту темную и пылкую историю вовсе вне времени и пространства. Сценограф Альона Пикалова водрузит по краям сцены две башни (более похожие на печки с продухами), художник по костюмам Ирэна Белоусова обрядит «друидов» в белые мантии с капюшонами, а «римлян» в блестящие латы, которые бликуют под лучами прожекторов — и все вместе они станут уверять публику, что раз история вечная, то никакие конкретные обстоятельства ей и не нужны.
-
О режиссерской лаборатории «Островский. Сегодня» в Орловской драме
Эта лаборатория стала продолжением другой лаборатории. Та, первая, прошла год назад в угодьях Щелыково, в одном из корпусов Дома творчества СТД, ставшего по воле театрального союза резиденцией для всякого рода лабораторных бдений. Тогда Дмитрий Егоров и Ярослава Пулинович собрали группу из молодых режиссеров и драматургов, и вместе, именно вместе! они работали над текстами А. Н. Островского. Мысль была такова: старая пьеса не только разбирается и осмысляется, но и неким образом адаптируется к современной аудитории — вот для чего понадобились драматурги — шел, скажем так, процесс актуализации классики.
-
«Шум волка».
Национальный театр Бретани.
Режиссер Этьен Саглио.В конце июня в Национальном театре Бретани (Theatre Nationale de Bretagne) с аншлагами прошли показы спектакля «Шум волка» (Le bruit des loups). Его автора — актера, иллюзиониста и режиссера Этьена Саглио (Etienne Saglio) — называют одним из основоположников направления «новая магия». Что это такое и как цирковой перформанс может не просто балансировать на грани театра, психоанализа и медиа-арта, но и являться настоящим произведением искусства — в тексте Ники Пархомовской.
-
Сегодня в театральном институте на Моховой большой праздник — юбилей Вениамина Михайловича Фильштинского, выдающегося педагога и режиссера.
За тридцать лет жизни «Петербургского театрального журнала» школа В. М. Фильштинского множество раз становилась объектом нашего пристального внимания. Мы портретировали отдельные выпуски: например, вот, вот и вот.
Анализировали и школу в целом.
Поздравляя с юбилеем мастерской, снова пытались увидеть, зафиксировать, назвать основные черты этой школы и беседовали с мастером: читайте «Фильштинский и дух демократии».
Вениамин Михайлович только что выпустил очередной магистерский курс режиссеров-педагогов и в эти дни уже набирает новый. Не выходит из легендарной 51-й, несмотря на жару и духоту. Юбилейные торжества и выпуск из печати новой книги В. М. Фильштинского нас ждут уже осенью, по холодку.
Поздравляем дорогого Вениамина Михайловича и предоставляем слово его ученикам, актерам и режиссерам разных поколений.
-
«Опасные связи». Шодерло де Лакло.
Мастерская П. Фоменко.
Режиссер Егор Перегудов, художник Владимир Арефьев, художник по костюмам Ирина Белякова.На старой сцене Мастерской Петра Фоменко ломится от яств длинный стол. Картинно разбросаны крупные красные яблоки, аккуратным завитком свешивается с тарелки лимонная кожура, блестят изящные ножи и вилки, дробится свет в стекле бокалов и кувшинов. Среди всего этого брейгелевского великолепия, одно перечисление прелестей которого у человека увлекающегося займет не одну страницу, возникает несколько фигур — мужчины и женщины в костюмах, стилизованных под французское восемнадцатое столетие. Вернее — под спелую его зрелость, под закат эпохи, под начинающийся распад галантного века — от первой публикации романа Лакло до начала великой буржуазной революции — всего семь лет.
-
«Макбет». У. Шекспир.
Новокузнецкий драматический театр.
Режиссер Петр Шерешевский, художник Анвар Гумаров.Спектакль «Макбет» задумывался режиссером Петром Шерешевским и репетировался в Новокузнецком театре еще до 24 февраля. А премьера прошла 25 февраля 2022 года.
Изменила ли что-то в спектакле эта дата? Не знаю. Знаю только, что режиссеры сейчас часто думают о Макбете — одном из самых сложных и самых противоречивых героев Шекспира. Когда-то о нем много спорили шекспироведы.
-
«Привидения». Г. Ибсен.
БДТ им. Г. А. Товстоногова.
Режиссер Роман Мархолиа.В БДТ имени Г. А. Товстоногова состоялась премьера спектакля «Привидения» режиссера Романа Мархолиа. Петербургский зритель смог увидеть на сцене одну из самых мрачных и горьких пьес Генрика Ибсена. Название «Привидения» («Gengangere») переводится еще как «призраки, восставшие». А если точнее, имеется ввиду «те, кто возвращается». Название говорит об изменчивости и иллюзорности мира.
комментарии