Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • МОРЕ РЯДОМ

    «Гидроцарь». Спектакль-историодрама к юбилею Петра I.
    Лефортовский парк (Москва).
    Автор сценария и режиссер Сергей Никитин-Римский.

    Когда спектакль построен на свойствах конкретной локации, его называют сайт-специфичным. Но как назвать спектакль, где особенности места позволяют ему самому играть роли других городов и стран — сайт-экспансивным?

    В Москве появился спектакль, благодаря которому можно, не выходя из Лефортовского парка, попасть в Воронеж и Петербург, Голландию и Англию, да еще и в партисипативном формате.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НУЖНЫ АНАНАСЫ

    «Как растут ананасы». К. Лиске.
    Театр «Современник».
    Режиссер Георгий Сурков, художник-постановщик Дмитрий Разумов.

    Занавес из лучей разделяет зрительный зал и сцену. Он — преграда, решетка, барьер перед пространством, где развернется действие. Плотность и интенсивность вертикальных лучей такова, что не рассмотреть, что за ними. И только когда иллюзорная преграда исчезает, открывается черное око сцены, подобное зияющей дыре, поглотившей жизнь. Лучи и дальше с металлическим лязгом будут его делить, кромсать, обозначать яркие пятна. В этой игре видимого и скрытого, световых занавесов, вспышек и режущих геометрию сцены лучей движется история, которая сама подобна причудливой борьбе света и тьмы.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • О ЛАРИСЕ ЛЕОНОВОЙ

    В ночь с 30 июня на 1 июля ушла из жизни актриса Театра Ленсовета Лариса Владимировна Леонова.

    Она пришла в этот театр в 1965 году, закончив студию при БДТ. Без нее в старом владимировском Ленсовете не было бы полнозвучного аккорда той богатейшей труппы. Более того, она была тут — «basso profundo», с незаурядным драматическим удельным весом ее ролей.

    Ее Дженни Малина из старой «Трехгрошовой оперы» — проститутка, предающая своего Мэкки: страшная, трагически мощная. А вот эпизод из опорковской «Жестокости» — за ее дорогим атаманом идет охота, а она им говорит о его любви: «Я, говорит, Клавдия, тебя не как женщину люблю, а как изображение!»... И поет. (Это все и надрывает, до несовместимости с жизнью, душу Веньки Малышева-Дьячкова). А ее грузинская крестьянка Груше (эпизод «Кавказского мелового круга в «Людях и страстях»): «Что же мне его, разорвать, что ли?!»...

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ТОМУ СТОППАРДУ —85!

    Как разнолик и прекрасен Том Стоппард! Как неузнаваем с первой строки каждой новой пьесы! Как меняет он тему и почерк! Как не боится перегрузить зрителя сведениями, если сам ими увлекся! Но каким удивительным образом он преломляет для сцены эти сведения! И как он знает и любит Россию...

    Сегодня 3 июля, и это значит, что Сэру Тому 85 лет. Но самое поразительное даже не сама дата, а то, что Стоппард не стареет. Стоппард молодеет!

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТУТ ВАМ НЕ КУРОРТ

    «Линда ди Шамуни» Г. Доницетти.
    Большой театр.
    Режиссер Роман Феодори, дирижер Антон Гришанин, художник Даниил Ахметов.

    Премьера оперы Гаэтано Доницетти «Линда ди Шамуни» стала последней оперной премьерой Большого театра в сезоне 2021/22. Эта опера, написанная в 1842 году, вместе с «Лючией ди Ламмермур», «Доном Паскуале», «Фавориткой» и «Доном Себастьяном» относится к пятерке лучших произведений Доницетти. Она до сих пор популярна в Европе, ее часто включают в программу летних оперных фестивалей, но в России этот шедевр бельканто в сценической версии не видели больше 150 лет, и поэтому его можно назвать раритетом. Первая постановка в Российской империи состоялась в Одессе в 1844 году, через год опера впервые была исполнена в Большом театре силами итальянской труппы Дирекции Императорских театров. С тех пор в российских театрах ее не было, но услышать все же можно было в 2020 году в Концертном зале Мариинского театра.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НАЗАД, В ЗАСТОЙ

    В ведущих столичных театрах — громкие кадровые перестановки

    Московское театральное сообщество лихорадило с первых дней «спецоперации». То, что расплата за политические высказывания дело времени — было понятно сразу. Но первый ход Департамента культуры Москвы был сделан, как это негласно анонсировалось, ради экономической оптимизации. Свежие же назначения звучат недвусмысленно — среди управленцев в театре нужны не яркие творцы, а благонадежные люди.

    Читать дальше | Комментарии 5 комментариев
  • ПРИХОДИТ ЧЕЛОВЕК В САД

    «Сад камней». В рамках резиденции для нового поколения художниц «Своими словами».
    Дом культуры ГЭС-2.
    Концепция, постановка, хореография Анна Гарафеева, художник Ирина Новичкова, композитор Олег Гудачев.

    Дом культуры ГЭС-2, новое выставочное пространство Москвы, смотрится как застрявший во времени и пространстве пришелец. Площадка в здании выведенной из эксплуатации ГЭС на «Красном октябре» открылась в декабре 2021 годас— и, вероятно, должна была стать точкой притяжения. Там усиленно поддерживается жизнь, хотя большие события, особенно связанные с современным искусством, сейчас проводить, мягко говоря, нелегко. Белоснежный холл, качественный небольшой зал, очаровательная тихая роща на задворках Дома на набережной (лишь часть локаций) — ГЭС ощущается осколком другой жизни.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВСЕ ТАМ БУДЕМ

    «Орфей и Эвридика» К. Глюк.
    Нижегородский театр оперы и балета.
    Режиссеры Мария Литвинова, Вячеслав Игнатов, дирижер Дмитрий Синьковский, художники Ольга и Елена Бекрицкие.

    В Нижегородской опере в этом сезоне началась новая эпоха — новый худрук театра (Алексей Трифонов, в богатой биографии которого работа в Госдуме и в оркестре Плетнева, директорство в MusicAeterna и художественное руководство Пермской филармонией) и новый главный дирижер (Дмитрий Синьковский, сочетающий в себе таланты скрипача, певца и дирижера и прославившийся во всех ролях работой с музыкой эпохи барокко) полны идей и энтузиазма, а местная власть пообещала помочь с деньгами.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • РУКА БОГА

    «Комедия на конец времени». К. Орф.
    Дягилевский фестиваль в Перми 2022.
    Режиссер Анна Гусева, художник Юлия Орлова, иузыкальный руководитель и дирижер Теодор Курентзис.

    В четвертьфинале чемпионата мира по футболу 1986 года встречались сборные Аргентины и Англии. На этом матче был забит один из самых известных голов в истории, когда Марадона отправил мяч в ворота кулаком. Ну, или «рукой Бога», как сказал сам автор. Итог: матч, выигранный нечестно. Но выигранный.

    «Комедия на конец времени» Карла Орфа режиссера Анны Гусевой и дирижера Теодора Курентзиса уже собрала и длительные стоячие овации на обоих премьерных показах в Перми, и восхищенные отзывы в социальных сетях. Профессиональные же критики гораздо более сдержаны в суждениях. Может быть оттого, что критики, как футбольные арбитры, не готовы засчитать победу, завоеванную обманом. Ну, или «рукой Бога».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СНИМАЕТСЯ КИНО!

    «Счастливый неудачник». В. Шефнер.
    ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
    Режиссер Иван Пачин, автор инсценировки Федор Парасюк, художник Ольга Галицкая.

    Перенестись бы сейчас в прекрасное время, когда в Неве можно было купаться, когда соседи общались друг с другом, а дети дружили дворами и озорничали на улицах. В сладкую негу ностальгии по детству в условном Советском Союзе погружает кинолента, которую создают артисты ТЮЗа. Они перебегают от одной выгородки к другой (комната школьника Вити, набережная Невы, другая комната) и театрально играют на их фоне, пока оператор их снимает. Получившийся материал тут же транслируется на большой экран вверху. Автор/рассказчик с интересом наблюдает за процессом, иногда объясняя происходящее.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «БУДЕТ ПРАВДА НА ЗЕМЛЕ. БУДЕТ И СВОБОДА»

    «Что происходит?».
    Театр FULCRO.
    Перформативная акция Анастасии Гордымановой и Сергея Горошко.

    В одном из небольших помещений бывшего Завода имени Степана Разина, на территории которого обосновался молодой театр FULCRO, артисты Анастасия Гордыманова и Сергей Горошко создали перформанс «Что происходит?». Авторы проекта пытаются осознать свое место в нынешние сейсмические времена и ищут ответ, как заново отстроить мосты от одного человека к другому, когда привычный мир рассыпался на куски.

    «Что происходит?» видится своеобразным продолжением зимней премьеры FULCRO «Темные дни», сайт-специфик спектакля, в котором артисты театра попытались освоить и прочувствовать пространство огромных заводских цехов, размышляли о роде и корнях, используя технику нулевого ритуала Клима. К ритуализированным кружениям в «Темных днях» отсылает невысокий круглый подиум в центре зала, на котором находятся акторы нового перформанса. Так же, как и в первом спектакле, в перформансе Горошко отвечает за ритмы и сердцебиение проекта, играя на барабанах, а смысловое наполнение определяется фольклорными песнями и народными сказками в исполнении Гордымановой. Каждый показ предваряется коротким введением искусствоведа Елизаветы Зиновьевой, которая объясняет, что в ходе перформанса акторы не играют никаких ролей, остаются самими собой, и что это важно держать в уме, чтобы диалог зрителя с акцией состоялся.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДУШЕРАЗДИРАЮЩЕЕ ЗРЕЛИЩЕ

    «Винни-Пух».
    Социально-Художественный театр.
    Режиссер Наталья Слащева, художник Виктор Клочко.

    «Это ду-ше-раз-ди-ра-ю-щее-зрелище-душе-...» — поют герои на мотив «No surprises» британской группы Radiohead, и именно этот мотив и русские слова вспоминаются долго после спектакля.

    На сцене — теплый, уютный свет и все спокойно. Чувствуется некое запустение и забвение, но не смущает даже большая куча опилок на полу, а не в голове Винни-Пуха (художник Виктор Клочко). «Чем больше я вспоминаю, тем больше забываю», — говорит Винни-Пух. И в здешнем мире это так. «No alarms and no surprises. Silent...» («без волнений и сюрпризов, в полном спокойствии»), — поет Том Йорк где-то там, а здесь, на сцене, под живой аккомпанемент человека-оркестра Пафнутия Кузюкяна герои, похожие на кого угодно, только не на сказочных антропоморфных персонажей, тянут бодрыми голосами свое «Ду-ше-раз-ди-ра-ю-щее зрелище».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПРОСТО «ЗЯ!»

    «ЗЯ! Воздушные замки Славы Полунина».
    Центральный выставочный зал «Манеж».
    Художественное решение Славы Полунина и Александры Гутновой, тексты Наташи Табачниковой.

    Тихо и безо всякой помпы, без привычного сонма гостей со всего мира, без карнавальных шествий и фейерверков в Центральном выставочном зале «Манеж» открылась выставка «ЗЯ! Воздушные замки Славы Полунина», созданная и грандиозно осуществленная при участии многочисленной и талантливой компании художников, видео- и звукорежиссеров, авторов текстов и инсталляций. Выставку готовили несколько лет — вопреки пандемиям, запретам, закрытым границам и уж вовсе непреодолимым преградам. Ее ретроспективная логика — не в создании байопика от первого лица, как может показаться на первый взгляд. Замки, которые воздвигает Слава Полунин, не точки его биографии, а главные составляющие его жизни, осмысленной как нескончаемое приключение. Прожитым и осмысленным он делится с завидной щедростью, но не для того, чтобы обрести спутников или единомышленников, а для того, чтобы у кого-то тоже екнуло, свистнуло или ухнуло — и приключения начались.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • АЛИСА В СТРАНЕ ИГРУШЕК

    «Елизавета Бам». По мотивам произведений Даниила Хармса, Александра Введенского и Николая Олейникова.
    БДТ им. Г. А. Товстоногова.
    Режиссер и автор текста Оскарас Коршуновас, художник Гинтарас Макарявичус.

    Когда я намереваюсь писать о спектакле, то люблю смотреть его дважды, чтобы по возможности не упустить что-то важное. В случае с «Елизаветой Бам», сложносоставной и чрезвычайно многонаселенной, повторный просмотр был просто необходим. Помимо самой «Елизаветы» в спектакль включены еще 16 текстов Д. Хармса и отрывки из его дневников, 4 текста А. Введенского и 3 — Н. Олейникова. Автором этой композиции (а не «текста», разумеется, как значится в программке) является режиссер О. Коршуновас. Такая представительность литературного материала, похвальная, если бы речь шла об антологии обэриутов, составляет проблему драматургии спектакля, загромождая, тормозя и испестряя его действие. Тем более, что сценический эквивалент этой драматургии еще более избыточен.

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • БОГАТЫРИ — НЕ ВЫ!

    «Про-сказки».
    Театр-фестиваль «Балтийский дом».
    Режиссер Роман Муромцев, драматург Олеся Лихачева, сценография Екатерина Гофман.

    Кто живет в сказке? Сказочные герои? Животные? Порой кажется, что все мы в ней живем, если понимать сказку как вымысел. Он в нашей жизни встречается везде: от новостных сводок до социальных сетей, да и волшебство иногда там случается. Драматург Олеся Лихачева собрала воедино русские сказочные сюжеты, а режиссер Роман Муромцев отправил туда героев современной массовой культуры. Спектакль про все сказки сразу и ни про одну в частности.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • СТРАННАЯ ИСТОРИЯ ДОКТОРА ШИЛЕ И ЭГОНА ПОЛЯКОВА

    «Морфий». По мотивам рассказов М. Булгакова.
    Псковский академический театр драмы им. А. С. Пушкина.
    Автор инсценировки, режиссер и художник Антон Федоров, композитор Григорий Калинин.

    Сшивание двух произведений М. А. Булгакова («Морфий» и «Записки юного врача») в один драматический текст — прием, не раз отработанный. Однако для «Морфия» в Псковском театре драмы режиссер Антон Федоров выбирает необычный жанр: спектакль обозначен как «прохождение» — хоррор-квест по мистическому миру Булгакова и одновременно прохождение чистилища, мучительный путь собственного «выздоровления» в кошмарной ирреальности. Режиссер отказывается от натурализма, бытовых примет и соединяет полумультяшный-полуклоунский способ существования актеров с эстетикой немого кино.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ НА НАТЯНУТОЙ ВЕРЕВКЕ

    В Нижнем Тагиле прошел XIX Фестиваль театров малых городов России

    Это уже потом, в процессе просмотра спектаклей, мы отождествили милого господина на главной афише Фестиваля малых городов, джентльмена в черном испанском воротнике-рафе, со шварцевским Драконом, с актером Русланом Бузиным (в итоге он получил за роль тоталитарного ящера «Лучшую мужскую роль») и со спектаклем Дениса Бокурадзе «Дракон» (Новокуйбышевский театр «Грань»). Это потом стало понятно: «Посмотрим-посмотрим», — сказал старик Дра-дра... А поначалу глядели с непониманием: и что это на афишах-2022 за театральная костюмность а-ля Шиллер, когда повестка совершенно иная и ситуация если и напоминает о чем-то испанском, то скорее об испанском сапоге, а не о гофрированном рафе...

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ВЕЩЬ В СЕБЕ

    «Вишневый сад». А. Чехов.
    Театр им. Ленсовета.
    Режиссер Уланбек Баялиев, художник-постановщик Евгения Шутина.

    Текст «Вишневого сада» сейчас кажется особенно актуальным — здесь и вернувшаяся из эмиграции Любовь Андреевна, обнаружившая, что красота ее поместья уже не нужна, и изменившаяся чужая родина, и новые деловые люди, и многократное упоминание Харькова. Но спектакль Уланбека Баялиева кажется оторванным от жизни, слишком искусственным. Раневская (Анна Ковальчук), возвращаясь с Запада, промахивается и попадает прямиком в Японию, но и Япония тоже не настоящая. В спектакле вообще нет ничего настоящего, кроме, пожалуй, Вари (Дарья Циберкина).

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • В КРАСНОМ ЦВЕТЕ НА КАКОМ-ТО СВЕТЕ

    «Жизнь в красном цвете». Музыкальный спектакль по концертным пьесам Эдисона Денисова.
    Театр-Театр (Пермь).
    Музыкальный руководитель и дирижер Валерий Платонов, режиссер Марк Букин.

    Эта премьера удивляет прежде всего «местом прописки» — кажется, что какая-то небесная карта случайно сдвинулась и отправила «Жизнь в красном цвете» из Пермской оперы на два километра западнее, в Театр-Театр.

    Да, конечно, здесь уже приучили публику к мюзиклам, здесь идет «опера для драматических артистов» («Антигона», ставшая нынешней весной триумфатором «Золотой маски»). Поют здесь качественно, никто не спорит. Но Эдисон Денисов с его сложнейшими музыкальными конструкциями и абсолютным ригоризмом в работе?

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ СТАНЕТ МОИМ»

    «Кабаре». Музыка Д. Кандера, либретто Д. Мастероффа.
    Театр Наций.
    Режиссер Евгений Писарев, художник Зиновий Марголин, хореограф Дмитрий Масленников.

    Долгий путь любого зарубежного мюзикла на отечественную сцену, начинающийся с приобретения лицензий и прав и заканчивающийся многочасовыми репетициями ради слаженного вокально-хореографического результата в соединении с живым оркестром, волею случая привел премьеру Театра Наций в многозначительную календарную точку, обозначившую актуальность и своевременность темы, тонкое чутье постановщиков, а в случае с «Кабаре» еще и безысходность общественного диагноза.

    Читать дальше | Комментарии (0)