
-
«Гидроцарь». Спектакль-историодрама к юбилею Петра I.
Лефортовский парк (Москва).
Автор сценария и режиссер Сергей Никитин-Римский.Когда спектакль построен на свойствах конкретной локации, его называют сайт-специфичным. Но как назвать спектакль, где особенности места позволяют ему самому играть роли других городов и стран — сайт-экспансивным?
В Москве появился спектакль, благодаря которому можно, не выходя из Лефортовского парка, попасть в Воронеж и Петербург, Голландию и Англию, да еще и в партисипативном формате.
-
«Как растут ананасы». К. Лиске.
Театр «Современник».
Режиссер Георгий Сурков, художник-постановщик Дмитрий Разумов.Занавес из лучей разделяет зрительный зал и сцену. Он — преграда, решетка, барьер перед пространством, где развернется действие. Плотность и интенсивность вертикальных лучей такова, что не рассмотреть, что за ними. И только когда иллюзорная преграда исчезает, открывается черное око сцены, подобное зияющей дыре, поглотившей жизнь. Лучи и дальше с металлическим лязгом будут его делить, кромсать, обозначать яркие пятна. В этой игре видимого и скрытого, световых занавесов, вспышек и режущих геометрию сцены лучей движется история, которая сама подобна причудливой борьбе света и тьмы.
-
В ночь с 30 июня на 1 июля ушла из жизни актриса Театра Ленсовета Лариса Владимировна Леонова.
Она пришла в этот театр в 1965 году, закончив студию при БДТ. Без нее в старом владимировском Ленсовете не было бы полнозвучного аккорда той богатейшей труппы. Более того, она была тут — «basso profundo», с незаурядным драматическим удельным весом ее ролей.
Ее Дженни Малина из старой «Трехгрошовой оперы» — проститутка, предающая своего Мэкки: страшная, трагически мощная. А вот эпизод из опорковской «Жестокости» — за ее дорогим атаманом идет охота, а она им говорит о его любви: «Я, говорит, Клавдия, тебя не как женщину люблю, а как изображение!»... И поет. (Это все и надрывает, до несовместимости с жизнью, душу Веньки Малышева-Дьячкова). А ее грузинская крестьянка Груше (эпизод «Кавказского мелового круга в «Людях и страстях»): «Что же мне его, разорвать, что ли?!»...
-
Как разнолик и прекрасен Том Стоппард! Как неузнаваем с первой строки каждой новой пьесы! Как меняет он тему и почерк! Как не боится перегрузить зрителя сведениями, если сам ими увлекся! Но каким удивительным образом он преломляет для сцены эти сведения! И как он знает и любит Россию...
Сегодня 3 июля, и это значит, что Сэру Тому 85 лет. Но самое поразительное даже не сама дата, а то, что Стоппард не стареет. Стоппард молодеет!
-
«Линда ди Шамуни» Г. Доницетти.
Большой театр.
Режиссер Роман Феодори, дирижер Антон Гришанин, художник Даниил Ахметов.Премьера оперы Гаэтано Доницетти «Линда ди Шамуни» стала последней оперной премьерой Большого театра в сезоне 2021/22. Эта опера, написанная в 1842 году, вместе с «Лючией ди Ламмермур», «Доном Паскуале», «Фавориткой» и «Доном Себастьяном» относится к пятерке лучших произведений Доницетти. Она до сих пор популярна в Европе, ее часто включают в программу летних оперных фестивалей, но в России этот шедевр бельканто в сценической версии не видели больше 150 лет, и поэтому его можно назвать раритетом. Первая постановка в Российской империи состоялась в Одессе в 1844 году, через год опера впервые была исполнена в Большом театре силами итальянской труппы Дирекции Императорских театров. С тех пор в российских театрах ее не было, но услышать все же можно было в 2020 году в Концертном зале Мариинского театра.
-
В ведущих столичных театрах — громкие кадровые перестановки
Московское театральное сообщество лихорадило с первых дней «спецоперации». То, что расплата за политические высказывания дело времени — было понятно сразу. Но первый ход Департамента культуры Москвы был сделан, как это негласно анонсировалось, ради экономической оптимизации. Свежие же назначения звучат недвусмысленно — среди управленцев в театре нужны не яркие творцы, а благонадежные люди.
-
«Сад камней». В рамках резиденции для нового поколения художниц «Своими словами».
Дом культуры ГЭС-2.
Концепция, постановка, хореография Анна Гарафеева, художник Ирина Новичкова, композитор Олег Гудачев.Дом культуры ГЭС-2, новое выставочное пространство Москвы, смотрится как застрявший во времени и пространстве пришелец. Площадка в здании выведенной из эксплуатации ГЭС на «Красном октябре» открылась в декабре 2021 годас— и, вероятно, должна была стать точкой притяжения. Там усиленно поддерживается жизнь, хотя большие события, особенно связанные с современным искусством, сейчас проводить, мягко говоря, нелегко. Белоснежный холл, качественный небольшой зал, очаровательная тихая роща на задворках Дома на набережной (лишь часть локаций) — ГЭС ощущается осколком другой жизни.
-
«Орфей и Эвридика» К. Глюк.
Нижегородский театр оперы и балета.
Режиссеры Мария Литвинова, Вячеслав Игнатов, дирижер Дмитрий Синьковский, художники Ольга и Елена Бекрицкие.В Нижегородской опере в этом сезоне началась новая эпоха — новый худрук театра (Алексей Трифонов, в богатой биографии которого работа в Госдуме и в оркестре Плетнева, директорство в MusicAeterna и художественное руководство Пермской филармонией) и новый главный дирижер (Дмитрий Синьковский, сочетающий в себе таланты скрипача, певца и дирижера и прославившийся во всех ролях работой с музыкой эпохи барокко) полны идей и энтузиазма, а местная власть пообещала помочь с деньгами.
-
«Комедия на конец времени». К. Орф.
Дягилевский фестиваль в Перми 2022.
Режиссер Анна Гусева, художник Юлия Орлова, иузыкальный руководитель и дирижер Теодор Курентзис.В четвертьфинале чемпионата мира по футболу 1986 года встречались сборные Аргентины и Англии. На этом матче был забит один из самых известных голов в истории, когда Марадона отправил мяч в ворота кулаком. Ну, или «рукой Бога», как сказал сам автор. Итог: матч, выигранный нечестно. Но выигранный.
«Комедия на конец времени» Карла Орфа режиссера Анны Гусевой и дирижера Теодора Курентзиса уже собрала и длительные стоячие овации на обоих премьерных показах в Перми, и восхищенные отзывы в социальных сетях. Профессиональные же критики гораздо более сдержаны в суждениях. Может быть оттого, что критики, как футбольные арбитры, не готовы засчитать победу, завоеванную обманом. Ну, или «рукой Бога».
-
«Счастливый неудачник». В. Шефнер.
ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
Режиссер Иван Пачин, автор инсценировки Федор Парасюк, художник Ольга Галицкая.Перенестись бы сейчас в прекрасное время, когда в Неве можно было купаться, когда соседи общались друг с другом, а дети дружили дворами и озорничали на улицах. В сладкую негу ностальгии по детству в условном Советском Союзе погружает кинолента, которую создают артисты ТЮЗа. Они перебегают от одной выгородки к другой (комната школьника Вити, набережная Невы, другая комната) и театрально играют на их фоне, пока оператор их снимает. Получившийся материал тут же транслируется на большой экран вверху. Автор/рассказчик с интересом наблюдает за процессом, иногда объясняя происходящее.
-
«Что происходит?».
Театр FULCRO.
Перформативная акция Анастасии Гордымановой и Сергея Горошко.В одном из небольших помещений бывшего Завода имени Степана Разина, на территории которого обосновался молодой театр FULCRO, артисты Анастасия Гордыманова и Сергей Горошко создали перформанс «Что происходит?». Авторы проекта пытаются осознать свое место в нынешние сейсмические времена и ищут ответ, как заново отстроить мосты от одного человека к другому, когда привычный мир рассыпался на куски.
«Что происходит?» видится своеобразным продолжением зимней премьеры FULCRO «Темные дни», сайт-специфик спектакля, в котором артисты театра попытались освоить и прочувствовать пространство огромных заводских цехов, размышляли о роде и корнях, используя технику нулевого ритуала Клима. К ритуализированным кружениям в «Темных днях» отсылает невысокий круглый подиум в центре зала, на котором находятся акторы нового перформанса. Так же, как и в первом спектакле, в перформансе Горошко отвечает за ритмы и сердцебиение проекта, играя на барабанах, а смысловое наполнение определяется фольклорными песнями и народными сказками в исполнении Гордымановой. Каждый показ предваряется коротким введением искусствоведа Елизаветы Зиновьевой, которая объясняет, что в ходе перформанса акторы не играют никаких ролей, остаются самими собой, и что это важно держать в уме, чтобы диалог зрителя с акцией состоялся.
-
«Винни-Пух».
Социально-Художественный театр.
Режиссер Наталья Слащева, художник Виктор Клочко.«Это ду-ше-раз-ди-ра-ю-щее-зрелище-душе-...» — поют герои на мотив «No surprises» британской группы Radiohead, и именно этот мотив и русские слова вспоминаются долго после спектакля.
На сцене — теплый, уютный свет и все спокойно. Чувствуется некое запустение и забвение, но не смущает даже большая куча опилок на полу, а не в голове Винни-Пуха (художник Виктор Клочко). «Чем больше я вспоминаю, тем больше забываю», — говорит Винни-Пух. И в здешнем мире это так. «No alarms and no surprises. Silent...» («без волнений и сюрпризов, в полном спокойствии»), — поет Том Йорк где-то там, а здесь, на сцене, под живой аккомпанемент человека-оркестра Пафнутия Кузюкяна герои, похожие на кого угодно, только не на сказочных антропоморфных персонажей, тянут бодрыми голосами свое «Ду-ше-раз-ди-ра-ю-щее зрелище».
-
«ЗЯ! Воздушные замки Славы Полунина».
Центральный выставочный зал «Манеж».
Художественное решение Славы Полунина и Александры Гутновой, тексты Наташи Табачниковой.Тихо и безо всякой помпы, без привычного сонма гостей со всего мира, без карнавальных шествий и фейерверков в Центральном выставочном зале «Манеж» открылась выставка «ЗЯ! Воздушные замки Славы Полунина», созданная и грандиозно осуществленная при участии многочисленной и талантливой компании художников, видео- и звукорежиссеров, авторов текстов и инсталляций. Выставку готовили несколько лет — вопреки пандемиям, запретам, закрытым границам и уж вовсе непреодолимым преградам. Ее ретроспективная логика — не в создании байопика от первого лица, как может показаться на первый взгляд. Замки, которые воздвигает Слава Полунин, не точки его биографии, а главные составляющие его жизни, осмысленной как нескончаемое приключение. Прожитым и осмысленным он делится с завидной щедростью, но не для того, чтобы обрести спутников или единомышленников, а для того, чтобы у кого-то тоже екнуло, свистнуло или ухнуло — и приключения начались.
-
«Елизавета Бам». По мотивам произведений Даниила Хармса, Александра Введенского и Николая Олейникова.
БДТ им. Г. А. Товстоногова.
Режиссер и автор текста Оскарас Коршуновас, художник Гинтарас Макарявичус.Когда я намереваюсь писать о спектакле, то люблю смотреть его дважды, чтобы по возможности не упустить что-то важное. В случае с «Елизаветой Бам», сложносоставной и чрезвычайно многонаселенной, повторный просмотр был просто необходим. Помимо самой «Елизаветы» в спектакль включены еще 16 текстов Д. Хармса и отрывки из его дневников, 4 текста А. Введенского и 3 — Н. Олейникова. Автором этой композиции (а не «текста», разумеется, как значится в программке) является режиссер О. Коршуновас. Такая представительность литературного материала, похвальная, если бы речь шла об антологии обэриутов, составляет проблему драматургии спектакля, загромождая, тормозя и испестряя его действие. Тем более, что сценический эквивалент этой драматургии еще более избыточен.
-
«Про-сказки».
Театр-фестиваль «Балтийский дом».
Режиссер Роман Муромцев, драматург Олеся Лихачева, сценография Екатерина Гофман.Кто живет в сказке? Сказочные герои? Животные? Порой кажется, что все мы в ней живем, если понимать сказку как вымысел. Он в нашей жизни встречается везде: от новостных сводок до социальных сетей, да и волшебство иногда там случается. Драматург Олеся Лихачева собрала воедино русские сказочные сюжеты, а режиссер Роман Муромцев отправил туда героев современной массовой культуры. Спектакль про все сказки сразу и ни про одну в частности.
-
«Морфий». По мотивам рассказов М. Булгакова.
Псковский академический театр драмы им. А. С. Пушкина.
Автор инсценировки, режиссер и художник Антон Федоров, композитор Григорий Калинин.Сшивание двух произведений М. А. Булгакова («Морфий» и «Записки юного врача») в один драматический текст — прием, не раз отработанный. Однако для «Морфия» в Псковском театре драмы режиссер Антон Федоров выбирает необычный жанр: спектакль обозначен как «прохождение» — хоррор-квест по мистическому миру Булгакова и одновременно прохождение чистилища, мучительный путь собственного «выздоровления» в кошмарной ирреальности. Режиссер отказывается от натурализма, бытовых примет и соединяет полумультяшный-полуклоунский способ существования актеров с эстетикой немого кино.
-
В Нижнем Тагиле прошел XIX Фестиваль театров малых городов России
Это уже потом, в процессе просмотра спектаклей, мы отождествили милого господина на главной афише Фестиваля малых городов, джентльмена в черном испанском воротнике-рафе, со шварцевским Драконом, с актером Русланом Бузиным (в итоге он получил за роль тоталитарного ящера «Лучшую мужскую роль») и со спектаклем Дениса Бокурадзе «Дракон» (Новокуйбышевский театр «Грань»). Это потом стало понятно: «Посмотрим-посмотрим», — сказал старик Дра-дра... А поначалу глядели с непониманием: и что это на афишах-2022 за театральная костюмность а-ля Шиллер, когда повестка совершенно иная и ситуация если и напоминает о чем-то испанском, то скорее об испанском сапоге, а не о гофрированном рафе...
-
«Вишневый сад». А. Чехов.
Театр им. Ленсовета.
Режиссер Уланбек Баялиев, художник-постановщик Евгения Шутина.Текст «Вишневого сада» сейчас кажется особенно актуальным — здесь и вернувшаяся из эмиграции Любовь Андреевна, обнаружившая, что красота ее поместья уже не нужна, и изменившаяся чужая родина, и новые деловые люди, и многократное упоминание Харькова. Но спектакль Уланбека Баялиева кажется оторванным от жизни, слишком искусственным. Раневская (Анна Ковальчук), возвращаясь с Запада, промахивается и попадает прямиком в Японию, но и Япония тоже не настоящая. В спектакле вообще нет ничего настоящего, кроме, пожалуй, Вари (Дарья Циберкина).
-
«Жизнь в красном цвете». Музыкальный спектакль по концертным пьесам Эдисона Денисова.
Театр-Театр (Пермь).
Музыкальный руководитель и дирижер Валерий Платонов, режиссер Марк Букин.Эта премьера удивляет прежде всего «местом прописки» — кажется, что какая-то небесная карта случайно сдвинулась и отправила «Жизнь в красном цвете» из Пермской оперы на два километра западнее, в Театр-Театр.
Да, конечно, здесь уже приучили публику к мюзиклам, здесь идет «опера для драматических артистов» («Антигона», ставшая нынешней весной триумфатором «Золотой маски»). Поют здесь качественно, никто не спорит. Но Эдисон Денисов с его сложнейшими музыкальными конструкциями и абсолютным ригоризмом в работе?
-
«Кабаре». Музыка Д. Кандера, либретто Д. Мастероффа.
Театр Наций.
Режиссер Евгений Писарев, художник Зиновий Марголин, хореограф Дмитрий Масленников.Долгий путь любого зарубежного мюзикла на отечественную сцену, начинающийся с приобретения лицензий и прав и заканчивающийся многочасовыми репетициями ради слаженного вокально-хореографического результата в соединении с живым оркестром, волею случая привел премьеру Театра Наций в многозначительную календарную точку, обозначившую актуальность и своевременность темы, тонкое чутье постановщиков, а в случае с «Кабаре» еще и безысходность общественного диагноза.
комментарии