
-
Ф. М. Достоевский. «Дядюшкин сон». Пермский Академический Театр-Театр. Постановка Бориса Мильграма, инсценировка Эдуарда Боякова, режиссер, художник — Филипп Григорьян
Эта повесть Достоевского первой из всех произведений писателя увидела свет рампы, и с тех пор вот уже 150 лет ставится и ставится. Идет инсценировка «Дядюшкиного сна» и в Петербурге, так что привезти свою версию в город, где одноименный спектакль играют в БДТ замечательные Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили, — было со стороны пермяков поступком достаточно смелым. И более выразительным жестом был бы показ принципиального спектакля «Жизнь человека» (эта пьеса Леонида Андреева не идет, по-моему, ни в одном российском театре — только в Перми), а не очередного — пусть даже совсем свежего — варианта сверхпопулярной на наших сценах истории о Князе К. и Марии Александровне Москалевой... Но в программе в последний момент произошла, замена, и мы увидели то, что увидели. Сопоставлять спектакль Бориса Мильграма со спектаклем Темура Чхеидзе даже как-то не пришло в голову.
-
С 13 по 15 ноября на сцене Театра «Лицедеи» Антон Адасинский и DEREVO показывали спектакль «Арлекин», привезенный в Петербург в рамках мирового тура.
Для «Петербургского театрального журнала» на «Арлекина» посмотрел режиссер Борис Павлович.«Арлекин». Театр «DEREVO».
Концепция — Антон Адасинский и DEREVO.
Дизайн звука — Дэниэл Уильямс, свет — Игорь Фомин, сцена и реквизит — Андрей Бобылев, костюмы — Анна Фрумсон.Это очень хороший спектакль. Его надо посмотреть еще несколько раз.
Антон Адасинский сделал очень личный, даже автобиографичный спектакль, который при этом решительно вписан в мировой культурный контекст. В предваряющем спектакль тексте буклета — истории про то, как Антон смеялся и пил виски с Гротовским, а однажды написал на таможне в графе «профессия»: «Арлекин». То, что Арлекин — это кровь и плоть самого автора спектакля, можно прочувствовать и без дополнительного комментария. Вернее, автор отдает этому расхожему персонажу, глубоко засевшему в общей европейской культурной памяти, свою плоть. Один из сквозных сюжетов постановки — постепенное очеловечение, претворение в кожу, кости, мышцы, нервы схематичной балаганной куклы.
-
14 ноября на международном театрально-музыкальном фестивале «Юла» (Мюнхен) состоялся показ спектакля Светланы Бень «Домашний Еж».
«Домашний ёж» (моноспектакль Светланы Бень по рассказу Владимира Шинкарева).
Государственный Белорусский Театр Кукол (Проект «Новая сцена»).Вообще-то, она грустная, но чтобы никто не догадался, она притворяется весёлой, причудливо одевается, поёт-шутит, играет на гармошке, танцует и ей даже и взаправду немножко веселее делается.
Иногда она пьёт вино, чтобы стало совсем весело.
У неё было сказочное детство и большущая роскошная помойка возле дома, где она находила множество удивительных, иногда непонятных вещей, и она их «оживляла».
-
Сегодня, 15 ноября, в рамках Дней культуры Перми в Санкт-Петербурге Пермский академический Театр-Театр показывает спектакль «Доктор Живаго» — музыкальную фантазию по роману Бориса Пастернака. Спектакль можно увидеть в 19:00 на сцене Театр-фестиваля «Балтийский дом».
Мы анонсируем показ статьей Льва Закса, опубликованной в № 51 «Петербургского театрального журнала».
-
13 ноября на международном театрально-музыкальном фестивале «Юла» (Мюнхен) был показан украинский спектакль про девочку-атуиста по пьесе Лукаса Бэрфуса «Ангелочек, или Сексуальные неврозы наших родителей» Национального академического театра русской драмы им. Леси Украинки.
О спектакле рассказывает наш автор Анастасия Фишер.Лукас Бэрфус. «Ангелочек, или Сексуальные неврозы наших родителей».
Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки.
Перевод и постановка — Алла Рыбикова.Вспомнила, где впервые услыхала о Лукасе Бэрфусе: журнал Theater heute, 2003 год, номинация «Молодой автор. Пьеса года», — победила его пьеса «Сексуальные неврозы наших родителей».
-
Денис Ретров. «Коммуниканты». «Сцена-Молот» (Пермь)
Режиссер Владимир Агеев, сценографы Маргарита Албаева, Эдуард Бояков.Московский театр «Практика» и пермский театр «Сцена-Молот» — два звена одной культурной цепи. Для осуществления связи между ними Эдуардом Бояковым придуман элегантный маркетинговый ход — один режиссер ставит одну и ту же пьесу сразу на два города — Москву и Пермь, ставит в одинаковых декорациях и костюмах, только с разными труппами. Вчера в Молодежном театре на Фонтанке в рамках Дней Перми в Петербурге мы смотрели пермскую версию «Коммуникантов».
«Коммуниканты» — дебютная пьеса Дениса Ретрова, впервые прочитанная в 2009 году на «Любимовке». В ней рассказывается об одном дне из жизни «серьезного человека старше тридцати» Дмитрия Борисовича. Хотя прямо в тексте должность героя никак не оглашается, по косвенным признакам (язык, наполовину состоящий из инвектив, скотские манеры, да и сами ситуации — Д. Б. развлекается с «девочками» в интерьерах элитной сауны, выступает на ТВ с туманной речью про кризис, пенсии и россиян) ясно — перед нами представитель власти, депутат.
-
Вчера в Михайловском театре состоялось открытие Дней Культуры Перми в Санкт-Петербурге, cегодня на той же площадке можно увидеть оперу «Христос» (Пермский театр оперы и балета им. П. И. Чайковского, режиссер — Георгий Исаакян).
Мы анонсируем показ статьей «Ноу-хау Пермской оперы» Елены Третьяковой, опубликованной в № 55 «Петербургского театрального журнала». -
Сегодня в 19.00 в Михайловском театре оперой «Один день Ивана Денисовича» в постановке Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского открывают Дни культуры Перми в Санкт-Петербурге, на которых будут представлены самые громкие арт-проекты, созданные в столице западного Урала в последние два года
( расписание театральной программы и программы выставок).
Мы анонсируем показ сегодняшнего спектакля статьей «Один день и целая жизнь» Ларисы Барыкиной, опубликованной в номере 59 «Петербургского театрального журнала». В тексте рецензии автор подробно рассказывает, почему «Один день Ивана Денисовича» обязателен к просмотру.Александр Чайковский. «Один день Ивана Денисовича».
Пермский театр оперы и балета им. П. И. Чайковского.
Дирижер Валерий Платонов, режиссер Георгий Исаакян, художник Эрнст Гейдебрехт -
6 ноября, в неожиданно теплый солнечный день (до этого в Тбилиси шли дожди) Резо Габриадзе вновь открыл двери своего театра-студии после долгой реконструкции. Но отметил 30-летие неожиданной премьерой: это можно назвать спектаклем в камне, можно — «каменной книгой». Короче, на маленькой площади Резо построил башню с часами, и именно ее торжественно открыли при огромном скоплении народа, в рядах которого оказался и президент Михаил Саакашвили (я, честно сказать, его со спины не признала и упорно спрашивала стоящих рядом, что за парень приклеился к Габриадзе и никак не отлипает). И если раньше Габриадзе был живописцем, драматургом, скульптором, сценаристом, режиссером, книжным графиком и проч., то теперь он стал еще и архитектором.
-
Синика и Тина Нопола. «Соломенная Шапочка, Войлочная Тапочка и Малыш».
Театр «Буфф».
Режиссер Реетта Ристимяки, композитор Маркус ФагеруддБывает сложно сказать: хорошо или плохо то, что современный театр для детей довольно активно стремится восполнить пробелы в образовании и воспитании? Слишком уж укоренилось в нашем сознании пренебрежительное отношение к разнообразным «датским», «заказным» и прочим «социалкам».
Вероятно, не отягощенный воспоминаниям о советском идеологическом прессинге менталитет иначе реагирует на воспитательные мотивы в искусстве. Так или иначе, есть ощущение, что драматургия социального заказа на западных сценах процветает. А уже оттуда просачивается на отечественные.
Один из таких проектов — премьера, прошедшая в октябре на малой сцене театра «Буфф». «Соломенная Шапочка, Войлочная Тапочка и Малыш» — тридцатиминутная опера для детей, поставленная при поддержке Института Финляндии в Санкт-Петербурге режиссером Рееттой Ристимяки с актерами труппы «Буффа». Драматургическим материалом послужила чрезвычайно популярная в Финляндии серия книжек о повседневных событиях жизни двух сестренок, получивших смешные прозвища Шапочка и Тапочка, а музыку написал композитор Маркус Фагерудд. Это произведение уже не первый год пользуется большим успехом у финских зрителей, а теперь появилась и его русская версия.
-
В архиве появился № 37. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
Елена Исаева. «Я боюсь любви». Театр им. Ленсовета.
Режиссер Мария Романова, художник Мария ПлаксинаТакой текст, как «doc» «Я боюсь любви» Елены Исаевой, лучше всего «гнать» на камерных площадках и на больших скоростях, его лучше не играть, а исполнять. Возможно, он хорошо звучит на читках, а ещё лучше в гуще повседневного женского трепа, в перерыве за кофе и чтением «Cosmo», еще точнее он разместился бы на каком-нибудь женском форуме, среди таких же необязательных и непритязательных размышлений «о любви», «ПРО ЛЮБОВЬ», «About Love».
-
Олег Жуковский. «Человек крылатый».
Театр им. М. Чоконаи (Дебрецен, Венгрия).
Режиссер Аттила Виднянский.Знакомство с Театром им. Михая Чоконаи из Дебрецена, второго по величине города Венгрии, стало центральным событием XI Волковского фестиваля. Здесь показали «Парикмахершу» в постановке Виктора Рыжакова и «Человека Крылатого» Аттилы Виднянского. И если «Парикмахерша» прошла на дружное «ура», то язык театра Виднянского для многих оказался незнакомым и непонятным.
В Петербурге в конце 90-х на похожем языке говорил, например, Андрей Могучий. Но к концу «нулевых» подобная манера речи оказалась подзабыта. -
«ЗЛОЙ СПЕКТАКЛЬ...» или «...лучше бы было этому человеку не рождаться...».
Театральная мастерская «АСБ» на сцене театра «Особняк».
Автор текста — Клим, режиссер — Алексей ЯнковскийТреугольник взаимоотношений режиссера, актера и текста чаще всего выстраивается не в пользу текста. Обрубленный и выхолощенный, текст лежит на обочине более или менее удачного режиссерского замысла. Поразительная «невстреча» слова и его сценического воплощения становится театральной аксиомой. Режиссеры сетуют на нехватку полнокровных пьес, актеры — на пустоту и бесхарактерность персонажей, драматурги — на закостенелость и неповоротливость первых двух категорий. И так до бесконечности. Потому вдвойне приятно, если долгожданная встреча «своего» автора со «своим» режиссером и «своим» актером все же происходит. «Злой спектакль» Алексея Янковского по тексту Клима именно такой случай.
-
Вчера, 1-го ноября 2010 года, на сцене БДТ им. Г. А. Товстоногова состоялась церемония награждения лауреатов Высшей театральной премии Петербурга «Золотой Софит» сезона 2009 — 2010.
В блоге «Петербургского театрального журнала» мы публикуем итоги премии и приглашаем читателей к обсуждению этих итогов. -
В архиве появился № 43. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
Новый Рижский театр сыграл премьеру спектакля «Отелло» Мары Кимеле
В здании Нового Рижского театра, живущего в сознании театральных людей как «театр Херманиса», все осталось, как двадцать пять лет назад, когда там был знаменитый Рижский ТЮЗ под руководством Адольфа Шапиро. С тех пор театр даже не ремонтировался, что поражает чужестранца, вошедшего туда после, скажем, отреставрированной, удобной и современной Русской драмы. Да даже если просто с отремонтированной, чистой рижской улицы! А тут и служебный подъезд с деревянными казенными панелями — совершенно советский, и зал обшарпан (при том, что театр принят и признан во всем мире, не вылезает из зарубежных гастролей, а Херманис входит в список ЮНЕСКО и ставит в берлинском Шаубюне и венском Бургтеатре), и лестница с грубо заштукатуренными трещинами на стенах, и туалет, в предбаннике которого стоит пианино, висит какая-то живопись (подернутый тленом шик прошлого), но на сливных бачках живы цепочки с фарфоровыми гирьками образца 1950-х, а двери выкрашены многими слоями масляной краски.
-
Дорогой читатель!
Сообщаем, что в библиотеке «Петербургского театрального журнала» пополнение: вышла в свет книга драматурга и сценариста Натальи Скороход «Как инсценировать прозу. Проза на русской сцене: история, теория, практика».
Иллюстрации к книге сделаны Резо Габриадзе, уже сейчас ее можно приобрести в редакции журнала, а в ближайшее время она появится и на прилавках книжных магазинов.
-
24 октября новая сцена Театра Поколений открылась арт-акцией «Город на бегу. Часть № 1. Осень»
Театр Поколений после выселения из Петропавловки, спектаклей на арендованных сценах, репетиций в частных квартирах и прочих мытарств наконец-то обрел новый дом на Чкаловской. Полуразрушенный, полузаброшенный зал на Лахтинской 25А по фактуре и колориту соотносится с пространствами Нарышкиного бастиона, хотя во многом ему и проигрывает. Кто-то говорит, что раньше здесь запекали кур гриль. Прямоугольной коробке бывшего пищевого цеха все-таки далеко до казематов Петропавловской крепости. Наверху — чердак, внизу — прачечная, рядом — магазин «Интим», — в такой компании приходится обитать одному из самых интересных и оригинальных концептуальных театров Петербурга.
-
«100 оттенков синего». Большой театр кукол.
Режиссер Яна Тумина, сценография и костюмы — Эмиль КапелюшСмотреть этот спектакль — наслаждение: два отличных актера (Марина Солопченко и Сергей Бызгу), мастерская сценография Капелюша, нежные, прекрасные, глубокие «метафизические» сцены с куклами, и утонченные, театрально-нереальные, с падающим снежком — с людьми... Такие незаметные, органичные и интеллектуальные связи между куколками и людьми, такая в целом самоотверженная и чистая попытка противостоять грязному мейнстриму...
комментарии