
-
О фестивале-лаборатории «Человек мира» в Суздале
В начале августа в Суздале в 11-й раз прошел фестиваль-лаборатория «Человек мира», организованный сообществом «МИРА». Фестиваль длился 24 часа — от рассвета до рассвета — и включал 15 театральных работ, декорациями для которых стали река, лес, храм, сад, овраг, монастырь и сам город. Федор Елютин предложил гостям помедитировать с удочкой на «Большой рыбалке», «Сельский театр драмы и комедии в Фомихе» — поучаствовать в 22-часовом перформансе по пьесам Чехова, а Петр Айду и Персимфанс — стать свидетелями российской премьеры «Дня Бытия» Ивана Вышнеградского. Тема фестиваля в этот раз так и обозначена — «День Бытия».
-
О фестивале «Сенокос» в Суздале
В этом году «Сенокос», традиционно устраиваемый центром культур «МИРА», состоял всего из двух спектаклей — драматического и хореографического. Первый прошел на рассвете в селе Фомиха, второй игрался в четырех разных локациях Суздаля в разное время суток.
Прошлым летом на «Сенокосе» состоялась первая лаборатория современной драматургии. Проект Школы-студии МХАТ и фестиваля молодой драматургии «Любимовка» курировал Виктор Рыжаков. Именно постановка пьесы-победительницы прошлогоднего «Сенокоса» — «Голая» Милы Фахурдиновой — открывала нынешний фест. Пьеса представляет собой дневник начинающей писательницы, которая стала послушницей буддийского монастыря — специально для того, чтобы вести там хроникальные записи и потом выпустить документальную книгу. Постановщиком выступил Никита Щетинин, ученик мастерской Виктора Рыжакова.
-
«Гамлет in Moscow».
Театр на Бронной.
Режиссер Константин Богомолов, режиссер-ассистент Эдгар Закарян, художник Лариса Ломакина.Диковинное событие. На «Гамлета», на этот блистательнейший алмаз в лучезарной короне царя драматических поэтов, увенчанного целым человечеством и ни прежде, ни после себя не имеющего себе соперника, — на «Гамлета» выгуливать платья и висеть на люстрах отправился весь петербургский бомонд, ни к театру, ни тем более к «Гамлету» не имеющий никакого отношения. Правда, событие анекдотичное. Событие анекдотичное и достойное кисти Айвазовского. Что это такое? Спекуляция на мировом имени, жалкая самонадеянность, слепое обольщение самолюбия, долженствовавшее в наказание лишиться восковых крыл своих от палящего сияния солнца, к которому оно так легкомысленно осмелилось приблизиться?..
Примерно так.
-
Казалось, эпоха Кирилла Стрежнева, художественного руководителя и главного режиссера Свердловской музкомедии, будет длиться и длиться. И не хотелось думать, что смерть директора театра Михаила Сафронова, болезнь самого Кирилла ведут к переменам, притом, что все делалось для того, чтобы шли они мягко и постепенно. И сам Кирилл, отдавая художественное руководство театром, который возглавлял почти сорок лет, Филиппу Разенкову, поступал разумно и мудро, хотя, вряд ли для него это было легкое решение.
-
«Река Керлью». Б. Бриттен.
Пермский театр оперы и балета.
Режиссер Федор Федотов, музыкальный руководитель и дирижер Евгений Воробьев, художники Екатерина Барышникова и Артем Икона.В этой постановке все — условность, и все — пренебрежение правилами. Ну хорошо, к зрителям, сидящим на сцене, мы уже почти привыкли (хотя проход к местам через театральное закулисье — по-прежнему аттракцион для публики, сложенные детали разных спектаклей будоражат воображение). К тому, что все роли исполняются только мужчинами, вот уже два десятилетия как начинаем привыкать, понемногу знакомясь со спектаклями театра Но и постановками режиссеров, влюбившихся в этот театр. Но самая простая вещь — режиссерская свобода интерпретации — до сих пор волнует и возмущает умы, о ней до сих пор идут споры.
-
О коми-пермяцком «немхатфесте» в Перми
Театральная компания «немхат», начавшаяся когда-то как драмкружок при пермском мединституте за последние пару лет уверенно вошла в российскую театральную жизнь. Невиртуозность — основная художественная ценность «немхата». Но если в предыдущих спектаклях создатели обращались к личному опыту присутствующих на сцене, то в этом сезоне они работали с локальным контекстом и репрезентацией опыта представителей коми-пермяцкого этноса.
-
В эти жаркие августовские дни в Петербурге проходят гастроли Театра на Бронной с последними премьерами прошедшего сезона. Сегодня и завтра идет «Гамлет in Moscow» Константина Богомолова, о котором вы прочитаете скоро в блоге. Ранее были показаны спектакли «Платонов болит» Александра Молочникова, «Вишневый сад» Микиты Ильинчика и «Таня» Константина Богомолова, вокруг которых в соцсетях не утихают споры. Чтобы предметно поддержать разговор, открываем текст Лидии Тильги из недавно вышедшего номера 108 «Петербургского театрального журнала».
-
О театральной режиссерской лаборатории, посвященной 90-летнему юбилею Березников
Лаборатория в Березниковском драматическом театре (БДТ) проходит под руководством Олега Лоевского каждый год, летом. Березники — второй по численности и по значимости город в Пермском крае. Но театр не имеет, и никогда не имел своего здания. Ему приходится делить сцену и зал, во-первых, с культурно-деловым центром, и значит периодически на сцене проходят многолюдные городские мероприятия. Во-вторых, со школой «Театр балета», и должна признаться, что мелкие лебедята, семенящие на тонких лапках после занятий, иногда производят странное впечатление, когда ты находишься в театре не во время спектакля, а скажем, днем, приехав по театральным делам. Все эти обстоятельства не способствует внутреннему репетиционному распорядку, требующему сосредоточенности и тишины. Кроме того, театр должен выстраивать свою афишу в соответствии с городскими мероприятиями.
-
«Аттис». Катулл.
Малый театр кукол.
Режиссер и драматург Чакчи Фросноккерс, художник Наталья Стрельцова.Поэму Катулла об Аттисе, в агонии оскопившем себя из-за богини плодородия Кибелы, Чакчи Фросноккерс переписал в притчу об андрогине. Катулл воспринимает миф об Аттисе как трагическую несправедливость — тот неосознанно изуродовал себя, убегая от Кибелы. Чакчи Фросноккерс обрабатывает миф, смещая акценты: его Аттис осознанно (но под давлением) отказывается от мужского в себе, становясь, таким образом, полноценным человеком.
-
«Двенадцать».
Мариинский театр.
Хореограф Александр Сергеев, композитор Борис Тищенко.С тех пор как Мариинский театр запустил «Мастерскую молодых хореографов» — проект, нацеленный на формирование нового поколения постановщиков, в репертуаре регулярно появляются работы молодых авторов. Александр Сергеев, солист Мариинского театра, впервые выступивший на «Мастерской» в 2019 году, представил, пожалуй, одну из наиболее интересных работ среди ее «выпускников», которая стала для него первым опытом большого спектакля.
-
О Выборгской лаборатории современной драматургии
В Выборге в театре «Святая крепость» прошла лаборатория по современной драматургии, организованная Театром Наций (все они проходят при поддержке Министерства культуры РФ). В проекте принял участие и петербургский «Театр на Литейном», также относящийся к области.
-
О театральном фестивале «Дом 11», проходившем в баре «Сухой закон»
Не так далеко от театрального института на Моховой, в подвальчике по адресу Кирочная, 11, расположился небольшой бар. Красные кожаные диваны, словно украденные из кальянной, фотокарточки Высоцкого, Володина и иже с ними на стенах — коктейль советской культуры под музыку из кинофильмов. «Старперство» — подумает хипстер. «Искусство» — вздохнет студент-режиссер, заглянув сюда пропустить стаканчик после нервной репетиции. Надпись на одной из стен гласит: «Если ты такой культурный, отягощенный образованием и изысканным вкусом, то зачем ты сюда пришел?» Претенциозно, как и название бара, как будто назло логике: «Сухой закон».
-
«Элиза». По пьесе Б. Шоу «Пигмалион».
Норильский заполярный театр драмы им. Вл. Маяковского.
Режиссер Александр Исаков, сценограф Вячеслав Окунев, музыкальный руководитель Елена Буланова.Мюзикл по пьесе Бернарда Шоу, созданный Фредериком Лоу в 1956 году, пришел в нашу страну в шестидесятые и с тех пор периодически возникает в самых разных театрах России, включая Санкт-Петербургскую музкомедию и Мариинский (десять лет назад на историческую сцену был перенесен спектакль Роберта Карсена из парижского театра Шатле). Теперь пришла очередь Норильска. В драматическом театре отсутствует оркестр, и вышедшая премьера — не прямое воспроизведение сочинения Лоу, но оригинальная композиция, где пьеса в переводе Полины Мелковой соединена с известными музыкальными номерами (русские тексты Романа Сефа).
-
«Мария Стюарт». Ф. Шиллер.
Театр МТЮЗ.
Режиссер Петр Шерешевский, художник Надежда Лопардина.История одного убийства — подзаголовок спектакля Петра Шерешевского в МТЮЗе сразу определяет его концепцию. Тут не будет противостояния двух королев, соперничества двух женщин, равновеликих для истории. Будет палач и его жертва, тиран и бесправная узница, абсолютная власть и «шотландский пациент», который ей чем-то очень мешает.
-
Программа одноактных балетов.
Большой театр.
«Made in Bolshoi». А. Королев.
«Времена года». А. Глазунов.
«Танцемания». Ю. Красавин.Большой театр подвел итог сезона 2021/2022 в полном смысле многострадальной премьерой. Программа одноактных балетов должна была увидеть свет 26 марта 2020 года. 17 марта московские театры прекратили работу из-за угрозы распространения COVID-19. Постановки встали на паузу. Их переносили на декабрь 2020 и май 2021-го, потом отложили еще на год. Можно сказать, то, что «Made in Bolshoi/Времена года/Танцемания» вышли сейчас, — небольшое чудо. Еще большее чудо, что при таких сроках вечер — скорее удача Большого. Одноактовки пережили многое, включая значительное изменение контекста и отъезд части солистов театра, и остались точными с хореографической и человеческой точки зрения.
-
В архиве появился № 106. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
Ассоциация театральных критиков выражает серьезную обеспокоенность в связи с разрушительной кадровой политикой в области культуры в Хабаровском крае. В конце 2020 года на должность министра культуры края был назначен Ермошкин Юрий Иванович. За полтора года пребывания Юрия Ермошкина на этом посту 9 из 15 подведомственных минкульту Хабаровского края учреждений сменили директоров. Были уволены руководители Краевого Театра кукол, Краевого научно-образовательного творческого объединения культуры (КНОТОК), Краевого Парка культуры и отдыха им. Муравьева-Амурского, Приамурского зоосада им. Сысоева, Краевой специализированной библиотеки для слепых, Краевого академического музыкального театра, Краевого Дворца культуры и спорта «Русь», Хабаровской Краевой филармонии.
-
«Я с тобой».
Большой театр кукол.
Режиссер Екатерина Ложкина-Белевич, художник Марина Завьялова.Крошечный спектакль «Я с тобой» идет на камерной сцене БТК всего 30 минут. Практически бессловесный, он успевает рассказать историю о том, как легко обрести и потерять дружбу. Два главных героя — Белка и Медведь сделаны будто из вяленой шерсти, ощутимо мягкие, теплые, лишены антропоморфных черт, такие настоящие, не с преувеличенными глазами или для пущей выразительности головами или частями тела. Они узнаваемые, реальные и только чуть-чуть кукольные.
-
30 и 31 июля состоялись последние в России спектакли Инженерного театра АХЕ
«ПОРОХУ PEACE ДА! AKHE NOT DEAD!» — плакат с таким текстом появился на обложках соцсетей Инженерного театра АХЕ наутро после показа последнего спектакля. Терпеть не могу суеверное театральное слово «крайний», да оно здесь и не к месту. 30 и 31 июля на юбилейном X Фестивале уличных театров «Елагин парк» ахейцы сыграли два спектакля «FAUST. LABOR» — это были их последние показы в России. Еще одна базовая потеря для нашего театра и редчайшее, теперь уже окончательное приобретение для мирового, где АХЕ, несомненно, продолжится.
-
Не так давно в публикации «Назад, в застой» мы писали о массовых кадровых перестановках, а, по сути, о «зачистке» в московских театрах. Пример Москвы всегда заразителен. Сегодня «загорелся» Дальний Восток. Не продлен договор с одним из лучших театральных директоров — Анной Якуниной (Хабаровский ТЮЗ), уволен и директор Хабаровской филармонии Александр Емельянов.
К губернатору Хабаровского края обратился Александр Калягин.
комментарии