Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ПОСЛЕДНИЕ ДНИ САВЕЛИЯ

    Совсем недавно, холодным декабрьским вечером, я завернула в один из самых красивых петербургских дворов на Литейном — и оказалась в теплом, полном людей подвале Городского театра. Здесь пахло глинтвейном, в маленьком фойе, каждый сантиметр которого оборудован и обустроен, толпились зрители — и было видно, что это не случайные люди. Подвал Городского — место обжитое и заселенное постоянными фанатами. Здесь всегда аншлаги, на поклонах актерам преподносят сладости и игрушки — и видно, что люди ходят сюда все время, что это их маленький зрительский дом...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВЫШЕЛ НОВЫЙ НОМЕР «ПТЖ», № 110

    Номер 110 свидетельствует: журналу исполнилось 30 лет.

    Поздравляйте нас. Мы ждем подарков. Нам не страшно умереть (30 лет! В мелодраме «Тридцать лет, или Жизнь игрока» Жорж де Жермани превращался в дряхлого старца). Но хочется еще пожить и поработать. Хотя бы для тех немногих муравьев, кто несет свою хвойную иголку, кто не стал кровожаден, не трясется от страха, не забил на все и не болеет конформизмом с летальным исходом. С днем рождения нас и вас, дорогие читатели! Номер вышел!

    Содержание номера
    Марина Дмитревская. К читателям и коллегам

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КАКИЕ СПЕКТАКЛИ БЫЛИ ВАЖНЫ ДЛЯ ВАС В 2022 ГОДУ?

    Какие спектакли были важны для вас в 2022 году? Спасал ли вас театр?

    С такими вопросами редакция «ПТЖ» обратилась к себе самой и к некоторым авторам-коллегам.

    Вопросы сколь традиционные, столь и нетипичные в самый трудный 2022-й. Хотелось услышать, хотелось назвать, хотелось не забыть.

    Мы попросили ответить людей разных поколений и из разных городов, многочисленные гиперссылки поведут вас, читатели и коллеги, к текстам (почти все из перечисленного мы рецензировали — и это отдельный итог-22...). Нам ответили Дина Годер, Алена Карась, Алена Солнцева, Наталия Каминская, Татьяна Тихоновец, Александрина Шаклеева, Евгения Тропп, Алиса Фельдблюм, Ирина Селезнева-Редер, Анна Гордеева, Алина Арканникова, Алексей Исаев, Елена Строгалева, Марина Дмитревская.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТЕРРИТОРИЯ СОТВОРЧЕСТВА

    О III Международном конкурсе-лаборатории современной драматургии для подростков «Своя территория», организованном Северным драматическим театром им. М. А. Ульянова города Тара

    Третья лаборатория современной драматургии для подростков «Своя территория» в этот раз проходила в Омске на разных площадках. Конкурс драматургический, а стало быть, были представлены новые пьесы. Директор Северного драматического театра Анджей Неупокоев решил не просто заказать драматургам пьесы и ждать, когда их напишут, а пригласил троих драматургов и троих режиссеров к себе в Тару, позвал школьных психологов и подростков подростков из детских домов, СОШ, Педуниверситета и запустил коллаборативный процесс. Примерно за полгода до показов режиссеры, драматурги, психологи встретились с подростками и стали обсуждать волнующие их темы — травлю в школе, суицид, насилие, отношения в семье и с друзьями, любовь — все то сложное, что замалчивают, обходят стороной или обсуждают как-то не так, как видят это подростки. Эти диалоги и стали основой для будущих пьес.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ГАЛЕРЕЯ СМЕРТИ

    «Преступление и наказание». По роману Ф. М. Достоевского.
    Театр ARTиШОК (Алматы).
    Режиссер Антон Болкунов.

    Какую цену за искусство готовы заплатить его создатели? Время, силы, разрушенные отношения? А если целые человеческие жизни? Кажется, над этим вопросом предлагают поразмышлять авторы спектакля «Преступление и наказание» в Театре ARTиШОК — студенты курса при театре под руководством Антона Болкунова. Спектакль, в котором каждый персонаж по-своему творец и ради искусства готов на все.

    Раскольников здесь — не неудачливый студент юридического, он — художник, автор, для которого нет ничего важнее собственных работ. Марк Куклин играет его самовлюбленным кудрявым хипстером в кожаной куртке и модных очках. Ему не до размышлений о «твари дрожащей». В одной из первых сцен он сначала пытается медитировать, завернувшись в пластиковый мешок, как в древнеримскую тогу (Цезарь ему явно милее Наполеона), а потом «дрожит», мастурбируя на автопортреты, которые специально заранее расставил. Только что здесь важнее — такое поклонение искусству или самолюбование? Позднее он оставляет миниатюрные копии своих художеств семье Мармеладовых вместо денег — широкий жест, ведь он так оставляет часть себя.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВЕНОК ЮРИЮ НИКОЛАЕВИЧУ ЧИРВЕ

    В эти дни все, кто учился на Моховой, начиная с середины 1950-х и по самую пандемию, вспомнят свою юность. И попрощаются с нею. Потому что умер Чирва.

    Юрий Николаевич Чирва. Великий преподаватель великой русской литературы. Когда-то в рубрике «Учителя» о нем писала Татьяна Москвина, а к 80-летию театроведческого факультета в книге «Учителя» мы тот текст перепечатали, дополнив и другими. Это я так, для случайных читателей, потому что среди нас, «моховых», кто же не знает Чирву...

    Читать дальше | Комментарии 7 комментариев
  • В ЧЕРНО-БЕЛО-КРАСНЫХ ТОНАХ

    «Мудрец|ы». По пьесе А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты».
    Театр на Литейном.
    Режиссер Сергей Морозов, художник Александр Орлов.

    Написанная целых полтора века назад сатирическая комедия Островского все никак не потеряет своей актуальности. А ведь наш главный драматический писатель писал буквально на злобу дня! Вывел в своей острой пьесе фигуры, в которых современники легко узнавали типичных представителей периода «пореформенного похмелья» (так конец 1860-х позже назовут историки). Однако, похоже, пьесе не грозит перейти в разряд «чистого искусства», ее злободневность не угасает. Островским талантливо, зло, язвительно схвачены неумирающие обстоятельства российской действительности.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЛЮБОВЬ ТАК СТРАШНО РАЗРОСЛАСЬ

    «Ромео. Джульетта. Шекспир». Вольные сценические сочинения по мотивам пьесы У. Шекспира «Ромео и Джульетта».
    Екатеринбургский государственный театральный институт.
    Мастерская Натальи Гараниной, руководитель постановки Дмитрий Зимин.

    Чудеса случаются. Например, когда спектакль вдруг знает о тебе больше, чем ты сам. Он достает вытесненное и бьет тебя наотмашь. «Ромео. Джульетта. Шекспир», ты ждешь от действия с таким названием чего угодно — красоты, любования, волнения, печали, неизбывной надежды в финале: «просыпайся скорей»! Но только не этого, не того, что потерялось у тебя в кишках.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • РАСЩЕПЛЕНИЕ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ

    «Афазия». Текст А. Плотникова по фрагментам романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
    Краснодарский Молодежный театр.
    Режиссер Александр Плотников, художник Константин Соловьев.

    «Бабушка полагала, что чтение вслух русской классики может помочь дедушке Вите с его нарушением речи, с его афазией. Она читала все, что было в доме: Пушкина, Тургенева, Чехова, Достоевского, но особенно — Толстого, а именно „Войну и мир“».

    Александр Плотников откровенно делится историей собственной семьи, в основном через бабушку и дедушку, проводя параллели участи своих близких и толстовских персонажей Лысых Гор — Болконских.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «РАСТЕМ ВСЕ ШИРЕ И СВОБОДНЕЙ»

    «Саша, не бойся!». По книге Е. А. Ельчина «Сталинский нос».
    А-Театр.
    Режиссер Сергей Азеев, инсценировка Константина Федорова и Сергея Азеева.

    На сцене площадки «Скороход» — два человека, актеры Анна Лебедь-Кочеткова и Стас Демин-Левийман, и две куклы (автор Татьяна Стоя). Одна из них — Саша, мальчик, мечтающий стать пионером, другая — бюст Сталина, который большую часть спектакля повернут спиной к зрителям, но его присутствие важно для всего спектакля. Он — как охранник в Паноптикуме: не важно, смотрит ли он на самом деле, важно, что он может смотреть в любой момент.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • И ЖИЛИ ОНИ СЧАСТЛИВО, И УМЕРЛИ...

    «Илья Муромец».
    Кабаре «Шум».
    Режиссер Эдгар Закарян.

    Фарс и абсурд прочно закрепились в реальности. Формы осмысления действительности в искусстве — все больше комические. Вот и древнерусский былинный эпос режиссер Эдгар Закарян решает в актуальном преломлении — с китчем и клоунадой. В конце побеждает любовь. Может, и у нас так будет?

    В баре «Кабаре ʺШумʺ» молодой режиссер Закарян, известный по Minecraft-спектаклям БДТ и работе с Константином Богомоловым, ставит спектакль, заигрывая с жанром кабаре.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПАМЯТИ АЛЕКСЕЯ СТРЕЛЬНИКОВА

    18 декабря стало известно, что в результате несчастного случая погиб Алексей Стрельников, один из самых известных исследователей и кураторов независимого, нового театра Беларуси, театральный критик, человек, которого знали и любили по обе стороны границы, кажется, все, кто так или иначе был причастен к современному независимому театру в России и Беларуси, кто следил за белорусской драматургией, наш автор. Поток горьких, трагических слов его товарищей, друзей, коллег в соцсетях говорит лишь о том, что к смерти привыкнуть нельзя, а пространство, которое он занимал в жизни многих людей, огромно. С разрешения авторов мы публикуем несколько постов памяти Алексея Стрельникова.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ТРЕТЬЕ МЕСТО ГАМЛЕТА

    «Гамлет. Эпизод первый. Призрак». По трагедии У. Шекспира.
    Арт-пространство «Третье место».
    Режиссер Мария Милютина, сценография Алексея Порай-Кошица, художник по костюмам Юлдус Бахтиозина.

    Спектакль «Гамлет. Эпизод первый. Призрак» родился в театральном институте на Моховой, в знаменитой 51-й аудитории — как выпускная работа режиссера, актрисы и педагога Марии Милютиной. Вышел за «учебные» пределы, обосновался в арт-пространстве «Третье место» — в бывшем особняке XIX века на углу Литейного и Невского — и, кажется, зажил новой жизнью, самостоятельной и взрослой.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • БИНАРНЫЙ КОД

    «Явь».
    X Фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva.
    Хореограф Анна Щеклеина, художник Татьяна Луданик.

    «Явь» Анны Щеклеиной начинается с лобового, но красивого хода. Рамку блэкбокса в винзаводовском Цехе Белого закрывает полупрозрачное матовое полотно с рельефом-разводами — и через него видно чуть дрожащий шар оранжевого света и огромный силуэт. Точнее даже, силуэт прорисовывается не сразу. Сперва видна тень-рамка, нечто свисающее из нее. Через пару минут точно понимаешь, что это широко расставленные в приседании ноги, подсвеченные снизу. Они пульсируют, раскачивается висящий кусок ткани — как позже станет ясно, подол свободного платья, — и постепенно уменьшаются. На экране появляется контур фигуры, больше напоминающей неровный шар: тело то раскидывается, то сворачивается куда-то к солнечному сплетению, не перестает горбиться. Несколько раундов «ближе — дальше», то гигантских расставленных бедер, то угловато-шарикового тела, и материя наконец падает, открывая артиста — это Лидия Кривошеева из труппы Context. Тема заявлена: трансформации тела.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВАТНЫЕ ЗАДНИЦЫ В МИРЕ ЖИВОТНЫХ

    «Мещане». М. Горький.
    Воронежский Камерный театр.
    Режиссер и художник Михаил Бычков.

    Неприлично начинать с самоцитаты, но начну. «Михаил Бычков ходит в последние годы на поиски в русской классике отечественных констант, несгораемых ментальных кодов и неизменных форм русского мира. Он примеряет платья классической драматургии на фигуры советских людей — наших, близких, знакомых. И находит созвучность Чехова и Островского советским реалиям. Таким был „Дядя Ваня“ из 1970-х. Такой была „Гроза“ из 1930–1950-х. Триптих завершился в этом сезоне „Бальзаминовым“. И то сказать — завершился ли, ведь возможна и тетралогия... Гоголь?»

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • В АРХИВЕ ОПУБЛИКОВАН № 107

    В архиве появился № 107. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
    приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!

    Читать дальше | Комментарии
  • В ЧЕМ СИЛА, СЕСТРА?

    «Ленка». По мотивам повести В. Железникова «Чучело».
    Приморский краевой драматический театр молодежи (Владивосток).
    Режиссер Павел Макаров, художник Петр Окунев, драматург Гуля Насырова.

    На экране-занавесе бегут буквы, это первые строки повести Владимира Железникова «Чучело»: «Ленка неслась по узким, причудливо горбатым улочкам...» По авансцене и проходам в зале бежит девушка, вернее две, это Ленка и Катя Г. Но сначала кажется, что одна, так они похожи: красная шапка, незастегнутая куртка, какая-то врожденная неловкость движений. Так начинается спектакль.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОПЫТ ВНУТРЕННЕЙ ЭМИГРАЦИИ

    «Комедия двенадцатой ночи». По пьесе У. Шекспира «Двенадцатая ночь».
    Театр на Малой Бронной.
    Режиссер Олег Долин, художник-постановщик Елизавета Борисова.

    Режиссер Олег Долин, однажды прикипев к комедии дель арте и затем поставив в этом ключе несколько хороших спектаклей, кажется, прочно занял эту, в общем, пустующую нишу. Если руководству театра хочется заполучить в свой репертуар что-то яркое, вызывающее в зрительном зале смех, дающее чисто театральную радость без жима и пошлых смачных красок, то кого же звать на постановку, как не Долина? На Малой Бронной это уже второй, после «Женщины-змеи» Карло Гоцци (до того была «Зобеида» того же автора в РАМТе), его опыт. Но на сей раз вместо Гоцци, которому приемы комедии дель арте написаны на роду, в ту же эстетику отправился Шекспир, пьеса «Двенадцатая ночь». Спектакль называется «Комедия двенадцатой ночи». То есть без всякой жанровой приписки, которая обычно значится на афише мелкими буквами, нам прямо сообщается, что веселье обеспечено.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • СКАЗАНО НЕ ВСЁ

    «Андрей Меркурьев. Признание».
    Вечер хореографии Андрея Меркурьева на сцене РАМТа.
    Художник по свету Сергей Шевченко.

    Главный балетмейстер Государственного театра оперы и балета Республики Коми, в недавнем прошлом солист Большого театра, а в прошлом давнем солист Мариинки, Андрей Меркурьев объяснился в любви к танцу, зрителям и артистам на вечере авторской хореографии «Признание», устроенном в Москве, на сцене Молодежного театра.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • АИСТ — ВАЖНАЯ ПТИЦА

    С 30 ноября по 2 декабря в Мензелинске, на базе Татарского драматического театра им. С. Амутбаева проходил Первый Всероссийский фестиваль бэби-театров «Ләкләк». И несмотря на то что театр для самых маленьких (возрастной маркер, как правило, 0+) в России уже вовсю действует и набирает популярность, такой масштабный смотр, да еще в весьма небольшом, хотя и очень театральном городе не может не обратить на себя внимание.

    Читать дальше | Комментарии (0)