О гибели Городского театра
Совсем недавно, холодным декабрьским вечером, я завернула в один из самых красивых петербургских дворов на Литейном — и оказалась в теплом, полном людей подвале Городского театра. Здесь пахло глинтвейном, в маленьком фойе, каждый сантиметр которого оборудован и обустроен, толпились зрители — и было видно, что это не случайные люди. Подвал Городского — место обжитое и заселенное постоянными фанатами. Здесь всегда аншлаги, на поклонах актерам преподносят сладости и игрушки — и видно, что люди ходят сюда все время, что это их маленький зрительский дом…

В Городском театре.
Фото — Марина Дмитревская.
А оказалась я на отличном и тоже теплом спектакле «Дни Савелия» по награжденной всякими премиями книжке Григория Служителя — актера Студии театрального искусства. Книга, сказать по правде, мне не зашла, а вот спектакль я увидела очаровательный и, как оказалось, очень нужный: за стенами подвала мело по всей земле, а в спектакле люди любили кота, а кот любил свою кошку…
Ну что, читатель? Ты рассчитываешь на сладкую рождественскую историю о том, как родился кот Савелий в коробке из-под бананов, как жил-странствовал-познавал действительность? Нет, читатель, этот грациозный, мастерски сыгранный и очень человеческий спектакль — только повод рассказать другую историю, рифмующуюся с финалом жизни кота Савелия, который погибает под колесами на проезжей части…
Так что я расскажу тебе про последние дни «Савелия» — Городского театра. Который родился несколько лет назад из курса Сергея Черкасского, рос, нашел себе подвал, отремонтировал его, платил немалую аренду, но всегда был полон, а сейчас перестает существовать. Никакой рождественской сказки. Городской закрывается.
«Почему?» — спросишь ты, читатель. Ведь тут все кипит: много премьер, лабораторий, все время что-то происходит… А вот такие нравы в нашем городе, тут родиться проще, чем выжить — и в 2022 столица негосударственных театров г. Петербург предпочел задушить обустроенный, маленький театр, несмотря на все его зрительские успехи, сладости и игрушки.

В Городском театре.
Фото — Марина Дмитревская.
Выслушаем художественного руководителя театра режиссера Наталью Лапину.
«В первый раз Комитет по культуре Санкт-Петербурга отказал Городскому театру в предоставлении ежегодной субсидии в июне 2022, причиной в официальных документах была названа низкая художественная ценность репертуара, в общем мы «не добрали баллов». Мы довольно долго думали, что это какая-то ошибка — вот живой театр, вот у театра живой худрук (ходили какие-то дикие слухи, что я переехала в Ригу, но все вокруг знали, что это неправда), мы все шесть лет работали не переставая, за какие-то смешные деньги и бесплатно создавая премьеры, проводя лаборатории и резиденции, и на седьмой год у театра было полно планов…
Ладно бы художественная политика театра была связана с экспериментом или андеграундом, но нет, Городской — абсолютно зрительски ориентированный театр. Для меня всегда было важно, чтоб зрители выходили из театра и им хотелось жить, дышать, в общем, мы построили театр как место тепла и силы. Не получив впервые субсидию, Городской придумал как пережить летние месяцы, мы вытащили огромную резидентскую программу «Новые имена», вышли в VII сезон, подались на субсидию еще раз — и снова получили отказ. В этот раз с формулировкой о непредоставлении согласий на обработку ПД от актерского состава. Здесь мы уже поняли, что никакая это не ошибка, а вполне планомерный курс на закрытие театра.

В Городском театре.
Фото — Марина Дмитревская.
Здесь конечно надо оговориться, что негосударственный театр и не должен претендовать на получение государственных денег, а должен выживать самостоятельно. Но в случае Городского театра мы уже создали такую структуру, которая по мощностям приближалась к работе гостеатра, и денег исключительно с проката вполне хватало бы на аренду помещения и текущие траты, но вот зарплаты и выпуск премьер в таком случае — непозволительная роскошь. Дело еще осложнила первая волна мобилизации, которая унесла у нас часть творческого и технического состава, и если гостеатр может быстро «залатать дыры», то в случае негоса, где все держится не на трудовых книжках, а на личностях и их воле, это почти смертельные раны.
В общем, перед Городским театром встал вопрос — закрываться или переформатироваться. Мы выбрали ре-формат, который означает отказ от своего помещения, регулярного проката, штата. Мы выбрали отправиться в космос и искать для Городского театра другие формы существования. Жаль зрителей, которых мы любим всей душой, жаль намоленного места — Камерной сцены в Сен-Жермене, — но что ж, такие времена. Сейчас мы собираем деньги на аренду склада декораций, чтобы иметь возможность откликаться на фестивальные/гастрольные/прокатные приглашения«.

Сцена из спектакля «Дни Савелия».
Фото — Марина Дмитревская.
Вот такие печальные дела в нашем городе, сударь. Конечно, по сравнению с общей картиной — что горевать о маленьком теплом доме, где жили люди, играли спектакли… Но мне видится в этом огромная несправедливость. Я точно знаю, что труппа не хочет расставаться, что они надеются когда-нибудь снова собраться, а пока существовать на проектной основе. Дай Бог. А поскольку Новый год — публикуем номер счета, на который Городской театр может принимать деньги для организации склада декораций. Чтобы сохранить хоть что-то из нажитого…
Назначение платежа «Склад ГТ»
Получатель: ПОТРЕБИЧ АННА ДМИТРИЕВНА
Номер счета: 40817810155868226842
Банк получателя: СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ БАНК ПАО СБЕРБАНК
БИК: 044030653
Корр. счет: 30101810500000000653
ИНН: 7707083893
КПП: 784243001
SWIFT-код: SABRRUMM
Для интересующихся — вот список спектаклей Городского театра, поставленных за эти годы. Просто чтобы вы поняли, с какой интенсивностью люди жили и занимались творчеством…
2016
«Сверчок за очагом» Ч. Диккенс
реж. Н. Лапина, худ. А. Якунин
«Двойное непостоянство» П. Мариво
реж. В. Галендеев, Л. Мочалина
«Белые ночи» Ф. Достоевский
реж. Б. Голубицкий, худ. И. Бируля
«ЖЗЛ: Жизнь Замечательных Людей» Городской театр и Ю. Поспелова
реж. Н. Лапина, худ. А. Якунин
«Хочу быть волком!» Б. Вегенаст
реж. А. Бычкова, худ. А. Чеботарёва
Рождественский квартирник
2017
«Жители разных планет» по произведениям А. Володина и др.
реж. Н. Лапина
«Моя жизнь» А. Чехов
реж. В. Любский, худ. А. Якунин
Квартирник Инь-Ян (14, 23 февраля и 8 марта в одном празднике)
«Не Я» Городской театр
реж. Н. Лапина, худ. А. Якунин
«Вахтангов_Чехов. docx» по документам Первой студии МХТ
реж. Н. Лапина, худ. А. Якунин
Квартирник «Мосты развели» (праздник окончания первого сезона)
1 режиссёрская лаборатория
эскизы
«Левша» Н. Лесков (реж. Н. Слащёва)
«Шинель» А. Волошина (реж. В. Дьяченко)
«Когда-то, давным-давно» А. Милн (реж. П. Вородис)
«Pearl» Ф. Мелкио (реж. Р. Боннин)
«Левша» Н. Лесков
реж. Н. Слащева
«День, когда я проснулся» Т. Янссон
реж. А. Горбатый мл. худ. А. Якунин
2018
«Пикник на обочине» А. и Б. Стругацкие
реж. Н. Лапина худ. А. Якунин
2 режиссёрская лаборатория
эскизы
«Собачка, которой не было» Э. ван де Фендел (реж. А. Бессчастнова)
«Неточка Незванова» Ф. Достоевский (реж. Ю. Беляева)
«Нора» Г. Ибсен (реж. В. Юров)
«Ленинградская оборона» В. Бешанов (реж. Р. Каганович)
«Времена не выбирают» по произведениям эпохи Оттепели
реж. Н. Лапина худ. А. Якунин
«Собачка, которой не было» Э. ван де Фендел
реж. А. Бессчастнова
Режиссёрско-драматургическая лаборатория «Вишневый Сартр»
эскизы
«Крабовое мясо» П. Коротыч (реж. Ф. Климов)
Сборник новелл «Вишневый Сартр» курс драматургов Н. Скороход (реж. И. Куркин)
«Выдуманное животное» О. Потапова (реж. А. Горбатый мл.)
«Крыса» М. Дадыченко (реж. Р. Муромцев)
«Чужой» А. Букреева (реж. Ю. Печенежский)
«Птица» М. Все-таки (реж. А. Устинов)
Сборник новелл «Вишневый Сартр» курс драматургов Н. Скороход реж. Ю. Каландаришвили
Рождественский квартирник «Семейка Адамс»
2019
«Неточка Незванова» Ф. Достоевский
реж. Ю. Беляева худ. А. Бровина
«Понедельник начинается в субботу» А. и Б. Стругацкие
реж. Н. Лапина худ. А. Якунин
2020 (ковид)
3 режиссерская лаборатория
эскизы
«Темные аллеи» И. Бунин (реж. М. Лычковская)
«Красный цветок» В. Гаршин (реж. А. Корнилов)
«Черная шкатулка» Л. Ашкенази (реж. И. Бабушкин)
«Тиль» Ш. де Костер
реж. Ф. Климов худ. М. Медведева Е. Левина
Витамин Ч, проект детской программы
«Дневник кота-убийцы» Э. Файн
«Акулиска враг редиски» Б. Рёрвик
«Кафе Птичий хвост» Б. Рёрвик
«Петсон и Финдус» С. Нурдквист
«Элла» Т. Парвела
реж. А. Бессчастнова
«Лодочник» А. Яблонская
реж. А. Горбатый мл. худ. А. Слободяник
2021 (ковид)
«1984» Дж. Оруэлл
реж. В. Любский худ. А. Якунин
Режиссерская лаборатория «GO FAMILY»
эскизы
«В поисках ветра» С. Готье (реж. Д. Левингер)
«Аделаида. Крылатая кенгуру» Т. Унгерер (реж. Л. Гадельшина)
«Девятая жизнь кота Нельсона» А. Строкина (реж. Д. Сорокотягин)
«Чуд» Б. Сантини (реж. А. Егоров)
«Людоедик» С. Лебо (реж. М. Соколов)
«Ариоль» Э. Гибер М. Бутаван (реж. Е. Тихонова)
«Красный цветок» В. Гаршин
реж. А. Корнилов худ. И. Уколова
4 режиссерская лаборатория
эскизы
«Дни Савелия» Г. Служитель (реж. Д. Обухов)
«Бесы» Ф. Достоевский (реж. Ф. Климов)
«Всего лишь конец света» Ж. Л. Лагарс (реж. Е. Равинский)
«Антигона» Ж. Ануй (реж. Миляна Чосич)
Витамин Ч, проект детской программы
«Волны ходят по четыре» А. Ремез
«Все бабушки умеют летать» И. Зартайская
«Послушный папа» Н. Евдокимова
«Про любовь, математику и ириску» М. Якунина
«Кит плывёт на север» А. Строкина
реж. А. Бессчастнова
«Дни Савелия» Г. Служитель
реж. Н. Лапина худ. О. Подболотова
2022
«Бесы» Ф. Достоевский
реж. Ф. Климов худ. М. Медведева
Комментарии (0)