
-
«Карусель». По мотивам пьесы «Лилиом» Ференца Мольнара и одноименного фильма Фрица Ланга. Театр Буландра (Бухарест, Румыния) в рамках Театральной олимпиады.
Режиссер Андрей Щербан, драматург и соавтор Даниэла Дима, сценография — Октавиан Некулаи.Самая известная пьеса венгерского драматурга Ференца Мольнара «Лилиом», написанная в 1909 году, отечественному зрителю знакома мало и до недавнего времени сценической истории в России не имела (единственная заметная постановка — одноименный спектакль 2017 года Аттилы Виднянского-младшего с актерами «Июльансамбля»). В Европе же и США трагикомическая история беспутного карусельного зазывалы Лилиома, продолжившаяся в ином мире после его самоубийства, на протяжении многих лет использовалась широко и разнообразно. Пьеса была неоднократно экранизирована, в частности, в 1934 году ее сюжет лег в основу единственного французского фильма классика немецкого киноэкспрессионизма Фрица Ланга с Шарлем Буайе в заглавной и Антоненом Арто в эпизодической роли. В 1945 году Ричард Роджерс и Оскар Хаммерстайн создали американскую музыкальную адаптацию пьесы — один из самых успешных бродвейских мюзиклов «Карусель», экранизированный в Голливуде в 1956 году, а в 2011 году Гамбургский балет представил премьеру балета «Лилиом» Джона Ноймайера на музыку Мишеля Леграна. Пьеса часто ставится в драматических театрах, особенно популярна в Венгрии и германоязычных странах, одна из последних премьер — спектакль Корнеля Мундруцо «Лилиом» в гамбургском театре «Талия» (совместный проект с Зальцбургским театральным фестивалем), вышедший в августе этого года.
-
«Норма». В. Сорокин.
Театр на Малой Бронной и Мастерская Дмитрия Брусникина.
Режиссер Максим Диденко, художник Галя Солодовникова.В последнее время Сорокина стали ставить все больше, причем произведения не первой свежести — Юрий Квятковский поставил в «Практике» пьесу 2009 года («Занос»), а Максим Диденко — «Норму», роман, написанный на рубеже 70–80-х.
С одной стороны, это неудивительно: Сорокин как никто другой умеет работать с политической, культурной, социальной российско-советской реальностью, в которой чудовищным образом перемешались великодержавные потуги и тоталитарные свойства непотопляемой системы. С другой стороны, аналогии с советской действительностью, которые так часто звучат сегодня в публицистике, достаточно условны — за тридцать лет после распада империи картинка нашего мира впитала в себя много нового, например, опыт 90-х и попыток встроиться в европейские процессы. Слушаешь сегодня текст «Нормы» — узнаешь и не узнаешь: риторику, незамысловатые методы силовых структур, идеологическую помпезность и дикую смесь казенной речи со старинной велеречивостью.
-
«Lover». По повести М.-О. Мюрай «Умник».
Мурманский областной драматический театр.
Режиссер Максим Соколов, художник Анастасия Юдина.Спектакль «Lover» петербургского режиссера Максима Соколова — сценическая версия книги известной французской писательницы Мари-Од Мюрай «Умник». Оригинальное название повести («Simple» означает «простак», а может, «юродивый») соотносит ее с магистральной литературной традицией. Простак — это шекспировский шут, под маской глупости говорящий правду, и юродивый, и ребенок с его наивными вопросами, — этот ряд бесконечен. Культурный код делает повесть философски и психологически многоплановой, поэтому и в краткой сценической версии сохраняется глубокий смысл художественного текста, хотя режиссер интерпретирует первоисточник в соответствии с задачами спектакля.
-
О первом Форуме-фестивале социального театра «Особый взгляд» в Москве
В Москве прошел первый Форум-фестиваль социального театра «Особый взгляд», организованный благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт» в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд» и Центром реализации творческих проектов «Инклюзион» при поддержке Фонда президентских грантов и Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» (креативный продюсер Ника Пархомовская).
-
О IX Международном театральном фестивале имени Максима Горького в Нижнем Новгороде
Театральный фестиваль имени Горького, который проводится в режиме биеннале Нижегородским театром драмы — государственным, академическим и тоже носящим имя Горького, — из тех фестивалей, что возвращают автора его родному пространству. Как бы позволяют городу и спектаклю ощупать друг друга. Вот, скажем, как отразится на спектакле «На дне» из Южной Кореи то, что артисты побывали на экскурсии по «босяцкому» Нижнему, включающему дом, послуживший прототипом горьковской ночлежки? И смогли ли побывать Николай Коляда и его актеры в Домике Каширина?
-
В Новосибирске впервые прошел Международный фестиваль актуального искусства ХАОС
Фестиваль организовала команда театра «Старый дом», а программу собрала арт-директор Оксана Ефременко. В российскую программу вошли постановки из Казани, Новосибирска, Петербурга, Москвы. В зарубежной части работы представили коллективы из Польши, Германии и Финляндии. Эти спектакли показали, в каких направлениях сейчас развивается театр: как режиссеры прочитывают текст; с помощью каких средств находят новый язык; как работают с актером и вообще нужен ли им актер; как выстраивают отношения со зрителем. ХАОС — не конкурсный фестиваль, его основная задача — образовательная. Он создан для того, чтобы познакомить зрителя, который, возможно, никогда не увидел бы эти спектакли за пределами Новосибирска, с сегодняшним театром, представить современный контекст и спровоцировать серьезный разговор.
-
Завершился Международный фестиваль современного танца DanceInversion, длившийся с сентября по начало ноября и отметивший двухмесячным марафоном свое 20-летие.
Завершился, как и положено по законам танцевального искусства, кодой. Показанные под занавес спектакли «Оскара» неизвестной в России компании «Кукай Танец» из Испании и «Автобиография» лондонской «Студии Уэйна МакГрегора» стали отличной финальной точкой разнообразной программы фестиваля.
-
С 10 по 20 ноября — спешите видеть: десятая, юбилейная, «ARTОкраина» в театре «За Черной речкой»!
Сайт фестиваля: www.artokraina.ru
Фестиваль камерных театров и спектаклей малых форм не боится конкуренции с гигантами фестивального бизнеса: пусть параллельно на больших центральных сценах продолжается Театральная олимпиада, на «ARTОкраине» тоже будет интересно. Здесь всем рады: и незнакомому (пока) театру из Ирана и знакомому, даже любимому — из Альметьевска, потому что крепкие профессиональные и человеческие связи здесь возникают на каждом фестивале и потом не ослабевают годами.
-
Открыт прием пьес для ежегодной драматургической программы «Первая читка», проходящей в рамках театрального фестиваля им. А. Володина «ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ»
Как всегда «Первая читка» ждет ваши новые пьесы.
-
«Опасная жалость». По мотивам романа С. Цвейга «Нетерпение сердца».
«Шаубюне» (Берлин, Германия) в рамках Театральной олимпиады.
Режиссер Саймон Макберни, сорежиссер Джеймс Йетмен, художник Анна Фляйшле.Первое слово, приходящее по поводу спектакля Саймона Макберни, — синхронизация. А второе — симфонизация. Первое — про виртуозное мастерство, сценическую педантичность высшего класса, технологическую выверенность, а второе — про изысканную художественность, провоцирующую образные смыслы.
-
«Все, что произошло и могло произойти». В спектакле используются фрагменты книги П. Оуржедника «Европеана. Краткая история двадцатого века».
Копродукция Artangel, 14-18 NOW, Park Avenue Armory и Ruhrtriennale. В рамках Театральной олимпиады.
Режиссер Хайнер Гёббельс, все элементы декораций созданы Клаусом Грюнбергом для спектакля «Джон Кейдж: Европеры 1, 2» (режиссер Хайнер Гёббельс, Руртриеннале 2012).В послесловии к русскому переводу книги «Европеана» Патрика Оуржедника переводчик Екатерина Бобракова говорила, что
в этой странной книжке были нарушены многие правила грамматики и пунктуации, а то, что полагалось писать с прописной буквы, автор часто писал со строчной. Со строчной писались названия исторических событий, потому что именно строчные буквы позволяли видеть то, что раньше загораживали прописные.
-
VI Международный театральный фестиваль спектаклей малых форм «Северные встречи» в нижневартовском Городском драматическом театре
«„Северные встречи“ — самый теплый фестиваль» — так начинается большинство тостов на вечерних посиделках в Нижневартовске. Все гости, все театры остаются на все четыре дня, смотрят друг друга, обсуждают, дружат, обмениваются контактами, а потом приезжают друг к другу на фестивали. Настоящий профессиональный праздник.
-
Выставка «Человек размером с дом», ММОМА, куратор Ксения Перетрухина
Выставка «Человек размером с дом», посвященная жизни и творчеству актера и театрального педагога Дмитрия Брусникина, размещается на всех пяти этажах пространства на Ермолаевском переулке. От простого знания о любви героя к жареной картошке зритель «из буфета» движется к внутренней кухне педагога, воспитавшего не одно поколение артистов. Но, как оказывается, до «головы великана» (пятый этаж) добраться не так уж и просто — там практически весь день проходят репетиции его учеников. Получается, в «голове» всегда движутся мысли. Поэтому Брусникин на выставке репрезентируется не пятью этажами разных смыслов, а как будто «достраивается» его учениками. А значит — живет.
-
Н. Харатишвили «Восьмая жизнь (Для Брильки)». Театр «Талия» (Гамбург, Германия) в рамках Театральной олимпиады. Режиссёр Йетте Штекель, сценография — Флориан Лёше.
В основе спектакля «Восьмая жизнь» — одноимённый объёмный роман Нино Харатишвили, история грузинского семейства Яши, охватывающая временной промежуток длиной более столетия, с начала XX века по 2005 год. Харатишвили, родившаяся в Грузии и живущая ныне в Гамбурге, написала этот роман на немецком языке. С момента выхода в свет в 2014 году он получил признание в Германии и других европейских странах (на русский не переведен), в 2018 был удостоен немецкой литературной премии Брехта, спектакли по «Восьмой жизни» идут в нескольких театрах Германии.
-
«Чайки». По одноименной комедии А. П. Чехова.
Специальный показ спектакля мастерской Р. Р. Кудашова (РГИСИ) в рамках VI Международного фестиваля «БТК-фест».Спектакль 4-го режиссерского курса Р. Р. Кудашова соткан из этюдов, из удивительных маленьких находок, которые вырастают в большие метафоры и связывают все три акта в единое целое. Подойдя к Чехову без придыхания, создатели спектакля уводят повествование от лирики — в пространство инфернальное, порой — мистическое. Не лишая чеховский текст иронии, грустной улыбки.
-
Двойной юбилей в эти дни празднуют создатели и руководители театра «Зазеркалье».
Когда-то в давнем интервью со страниц «ПТЖ» они смотрели чернобородыми красавцами (театру исполнялось 8 лет), теперь седовласые патриархи принимали поздравления с солидными датами, и все тот же «ПТЖ», хотя тоже не помолодевший, присоединяется к чествованию Александра Петрова и Павла Бубельникова! -
«Ры». Микроопера.
Театр Lusores.
Режиссер Александр Савчук.28 октября в ТЮЗе им. А. А. Брянцева объявили лауреатов премии «Золотой софит» — 2019. Кроме режиссеров крупных петербургских премьер, отмеченных в традиционных номинациях, награду получил художественный руководитель театра Lusores Александр Савчук — «За театральное воплощение трансфуристской поэзии в спектакле „Ры“». Об этом спектакле я пытаюсь написать уже полгода, и все не получается — во-первых, его трудно описать; во-вторых, трудно найти подход к опере (пусть и «микро») немузыковеду. В третьих, трудно нелитературоведу говорить о трансфуристах. Но спектакль сыграли всего четыре раза, пятый (микроюбилейный) показ в театре «Особняк» назначен на 14 ноября, а будет ли следующий — всякий раз вопрос. Так что, похоже, пришло время разобраться во всех слагаемых этой истории.
-
«Я — Будда».
Национальный драматический театр им. Б. Басангова (Республика Калмыкия) в рамках Театральной олимпиады.
Режиссер Борис Манджиев, сценография Елены Варовой.Привезенный из Калмыкии в рамках Театральной олимпиады спектакль Бориса Манджиева рассказывает, или, скорее, напоминает зрителю, давно всем известную историю о превращении Сиддхартхи Гаутамы в Будду Шакьямуни. В сценическом рассказе, воссоздающем этот древний сплав мифологии и религии, неожиданным становится одно из ключевых режиссерских решений: поместив на первый план наравне с Сиддхартхой его брата — Девадатту, нам смещают «точку сборки», весь спектакль — словно иллюстрированный поток воспоминаний прикованного к инвалидному креслу Девадатты (Очир Такаев). История молодости будущего Будды (Эренцен Авяшкиев) подается через эпизоды его дворцовой жизни: следующие друг за другом не всегда в хронологическом порядке, они, действительно, словно воспоминания, плавно и почти неуловимо перетекают друг в друга по своей собственной логике и внутренним взаимосвязям.
-
«Чайка». А. П. Чехов.
Тверской ТЮЗ.
Режиссер Вероника Вигг, художник Дмитрий Горбас.На этом спектакле молодого британского режиссера Вероники Вигг вряд ли кому в голову придет мысль об «усталости» чеховских текстов. Вигг вернула драматургу-классику статус автора «новой драмы». К ней он когда-то и принадлежал на рубеже XIX–XX веков, а сегодня, спустя сто с лишним лет, благодаря легкой руке и безусловной чуткости Вигг, снова в нее влился.
-
В архиве появился № 95. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!
комментарии