
-
«Блаженный остров». М. Кулиш.
Театр «Et Сetera».
Режиссер Михаил Бычков, художник Николай Симонов.Спектакль Михаила Бычкова в московском театре «Et Сetera» встраивается в галерею работ последних лет, в которых режиссеры пытаются разобраться с драматургией советских 1920-х. Их авторы, захваченные вихрем революции, максимально поляризуют общество и пока еще могут дать голос «врагу» — оппозиционеру советской власти. Советские пьесы защищали, разумеется, позицию выигравшей стороны. А свойство театра — перемонтаж, трактовка. Действуя одной только интонацией, спектакль способен предоставить право на высказывание любой из сторон. Сегодня, когда проблема выигрыша и проигрыша во всем XX веке — вещь спорная, театр встает на защиту проигравших. Тем более что пьеса украинского драматурга Миколы Кулиша — одного из жертв сталинизма — написана амбивалентно, максимально широкоохватно. Здесь заметны сатирические интонации в сторону мещанской украино-еврейской среды маленького города внутри бывшей черты оседлости. Но режиссеру Михаилу Бычкову не нужно было сильно пьесу сокращать или менять ее текст, чтобы поставить спектакль о защите частной жизни и права на неучастие в историческом катаклизме.
-
Сегодня на третьем фестивале «Школа. Студия. Мастерская» Театральная компания R.A.A.A.M. из Эстонии покажет спектакль Юлии Ауг «Моя эстонская бабушка». А мы вспомним текст Марины Дмитревской.
-
«Валентин и Валентина». М. Рощин.
Театр им. Ленсовета.
Режиссер Юрий Цуркану, художник Александр Храмцов.А чего, собственно, было ждать? После революций (а, придя в Ленсовет, Юрий Бутусов, несомненно, действовал революционно по отношению к программно «бульварному театру» эпохи Владислава Пази и Гарольда Стрелкова) реставрация наступает всегда. Как неизбежность. Спектакль «Валентин и Валентина» Театра Ленсовета отчетливо заявляет о наступающей в этом театре эпохе реставрации. Вопрос только — что будем реставрировать?
-
«Сахарный немец». С. Клычков.
МХТ им. А. П. Чехова.
Режиссер Уланбек Баялиев, художник Евгения Шутина.Появление режиссера Уланбека Баялиева, ученика Сергея Женовача, на подмостках возглавленного мастером МХТ было вопросом времени, и настало оно весьма скоро. Для своей первой работы на мхатовской сцене постановщик, уже поработавший в разных театрах Москвы и России, выбрал вещь, которую когда-то открыл вместе с учителем — «Сахарного немца» Сергея Клычкова, и сам подготовил инсценировку романа, определив ее жанр как «сказ об одном убийстве».
-
«Сирано де Бержерак». Э. Ростан.
Новокузнецкий драматический театр.
Режиссер Михаил Лебедев, художник Наталья Чернова.В очередной раз режиссеры вспомнили о пьесе Ростана «Сирано де Бержерак». За последние два сезона появились спектакли Николая Рощина в Александринском театре, Александра Баргмана в «Мастерской» Григория Козлова, Бориса Гранатова в Вологодском театре для детей и молодежи. Удивительно, что пьеса, написанная стихами, в которой случаются дуэли и тайные свидания, а действие происходит в далеком XVII веке во Франции, вдруг снова стала популярной. Каждый раз, когда слышу, что где-то поставили «Сирано», невольно выстраиваю цепочку из вопросов: как эта пьеса вписывается в театральный контекст, что привлекает в ней режиссеров, можно ли поставить ее без исторических костюмов, и самое главное — о чем она может быть сегодня?
-
Совершенно неожиданно, в командировке, буквально «на лету» ушел из жизни Михаил Сафронов — один из самых известных театральных директоров России. Еще накануне он участвовал в итоговом форуме Года театра, в заседании Секретариата СТД России. Его выступление по трансляции смотрел театральный люд всей страны. Он, как всегда, ратовал за правое дело: необходимость присуждения провинциальным артистам почетных званий, с этим последние годы — просто беда. А в день вылета домой его не стало. В Екатеринбурге его ждали, в его родном театре — Свердловской музкомедии — полным ходом идут репетиции, последней премьерой уходящего года, теперь уже без него, будет «Сильва». Но для этого нужно собрать душевные силы, пока в театре — шок и горе, ведь о таком директоре можно только мечтать.
-
«Москва — Петушки». В. Ерофеев.
Челябинский Камерный театр, в рамках фестиваля «Рождественский парад».
Режиссер и художник-постановщик Алексей Янковский.Воздушный корабль петербургского режиссера Янковского швартуется не только у знакомой пристани под названием Театр «Особняк», но и еще в некоторых заповедных местах, где ему рады. Когда-то таким местом был омский «Пятый театр», в течение многих лет крепнет союз Янковского с екатеринбургской «Волхонкой». Теперь возник спектакль в Челябинском Камерном — и это, конечно, объяснимо: в этом театре есть свой давний интерес к жанровым экспериментам, к небанальным репертуарным ходам. Впрочем, выбирая для постановки культовый для нескольких поколений советско-российских граждан роман Венедикта Ерофеева, создатели не поразили оригинальностью: «Москву — Петушки» ставят, и ставят, и ставят по всем городам и весям. Да и сам Янковский в программке признается, что уже поставил эту «Великую Человеческую Поэму» в Хельсинки и благодарит за идею и возможность Теаtr ZA. (Примечание: очевидцы утверждают, что финская и уральская версии разнятся очень сильно.)
-
«Ребро на столе: Мать».
Театральная компания «laquinandi S. L.» (Мадрид), копродукция с театром Види-Лозанна и Театрос дель Канал (Мадрид) на XXI Международном театральном фестивале «Новый Европейский театр».
Режиссер Анхелика Лидделл.Название театра «Атра Билис» (Atra Bilis), который Анхелика Лидделл создала в Испании в 1993 году и стала выступать в нем как драматург, режиссер и исполнительница главных ролей, переводится как «черная желчь». Этот шуточный термин когда-то придумал Гиппократ для описания суицидального и меланхоличного темперамента. И он, по мнению Анхелики, полностью соответствует сути нового театра.
-
«Вафельное сердце». М. Парр.
Тверской ТЮЗ.
Режиссер Иван Пачин. Художник Дмитрий Горбас.Книга норвежской писательницы Марии Парр cегодня весьма популярна в российском театре для детей. Режиссер Иван Пачин обратился к ней уже во второй раз. Первой была постановка в московском Центре им. Вс. Мейерхольда, сделанная в формате часового моноспектакля. Она оказалась явно успешной и была отобрана экспертным советом на фестиваль «Арлекин», который пройдет в Санкт-Петербурге весной 2020 года.
-
«Слово о полку Игореве».
Театр на Малой Бронной.
Режиссер Кирилл Вытоптов, драматург Саша Денисова.На Малой Бронной, на Малой сцене — такой былинный зачин вполне в духе премьеры театра, которую представил режиссер Кирилл Вытоптов по тексту Саши Денисовой. Денисова — одна из основных фигур русского вербатима — соединила полевые исследования мира ЧОПов, укрытых в стеклянных будках, с древнерусским эпосом.
-
«Орест в Мосуле». По трилогии Эсхила «Орестея».
NTGent (Городской театр Гента, Бельгия).
Постановка и текст Мило Рау.История спектакля началась в ноябре 2018 года, когда Мило Рау впервые приехал в североиракский Мосул, недавно освобожденный от ИГИЛ, стоящий в руинах и переживающий тяжелейший опыт массового насилия, чтобы провести кастинг и начать исследования для задуманной им постановки «Орестеи» Эсхила в этом городе. В марте 2019 года репетиции с участием как европейских артистов, приехавших с Рау, так и местных жителей, шли в Мосуле полным ходом, и 27 марта состоялась иракская предпремьера, после которой части команды были разлучены: получение европейских виз для иракцев стало неразрешимой проблемой. На премьере 17 апреля в Генте европейские и иракские актеры оказались разделены экраном: первые действуют как на сцене, так и в видеофрагментах, вторые появляются только в видео. После премьеры «Орест в Мосуле» отправился в европейский тур, участвовал во многих театральных фестивалях этого года, включая Bitef в Белграде, Wiener Festwochen в Вене, Осенние фестивали в Париже и Мадриде, RomaEuropa в Риме, франко-бельгийский NEXT.
-
В дни своего 20-летия Экспериментальная сцена под руководством Анатолия Праудина объявляет о завершении работы в прежнем формате?
Вообще-то мы готовились их поздравлять... Очень много значила Экспериментальная сцена Праудина для петербургского театра все 20 лет. И вдруг — тревожные слухи: Экспериментальной сцены больше не будет, ее поглощает «Балтийский дом»... Мы встретились с Анатолием Праудиным.
-
Для всех из нас Алиса Бруновна Фрейндлих — одна. Но для каждого она — своя. Поздравить ее сегодня мы собрали разных людей: от Сергея Коковкина, знавшего ее в юности, — до Ивана Вырыпаева, режиссера ее юбилейного спектакля.
Мы поднимаем бокал за легендарную Алису, Алису Бруновну. «Бокалы» в ее жизни были разные. Был бокал ее «блокадного» рассказа: когда уже совсем нечего было есть, остался только черный перец, бабушка сварила последний клейстер, налила его в тонкие бокалы и положила наверх по две черные перчинки... Есть стакан, который двигает больная дочка ее героини в «Сталкере». Есть «бургундское» «Трех мушкетеров», бокал Леди Мильфорд из «Коварства и любви» и давний тонкий бокал Гелены из «Варшавской мелодии»...
Хочется, чтобы звон этих бокалов соединился сегодня в удивительный праздник великой актрисы, а мы присоединяем к ним свой «звон»...
-
«Я убил царя. Спектакль в очках виртуальной реальности».
Театр Наций.
Режиссер Михаил Патласов.Театр опять показывает себя особо чутким общественным сейсмометром. Тема палачей прозвучала в начале сезона в одноименном спектакле Кирилла Серебренникова, а сейчас она же стала содержанием долго и кропотливо готовившегося спектакля Театра Наций. Михаил Патласов, на прошлой «Золотой маске» представивший трагическое прочтение гайдаровской сказки о Чуке и Геке, где была вывернута страшная изнанка сталинских великих строек, снова предлагает зрителю погружение в историю.
-
«О рыбаке и рыбке». По мотивам сказки А. С. Пушкина.
Театр кукол Республики Карелия.
Режиссер Яна Тумина, художник-постановщик Кира Камалидинова.Свежая премьера Яны Туминой никак не соотносится с расхожим освоением пушкинского сюжета. Не сказка, но, как указано в программке, «притча о семейной жизни для взрослых, очень взрослых и детей» лишена обычной привязки к юному зрителю и течет неспешно безо всякой претензии на скрупулезное следование тексту. В 55 минут сценического времени уложен взрослый разговор о важном, определяющем жизнь и судьбу, о счастье, оборачивающемся несчастьем, и о несчастье, в котором всегда есть надежда и шанс снова стать счастливым. Спектакль о том, как магистральное для отечественного сознания произведение осмыслено вне рамок подобающих шаблонов и ассоциаций и почти при полном отказе от хрестоматийных рифм дышит своей чуть ли не первозданной красотой.
-
X Международный фестиваль искусств «Дягилев. P. S.» — 2019
Про Международный фестиваль искусств «Дягилев. P. S.» можно и хочется написать не одну статью. Особенно к 10-летию его существования. Причем все — панегирики. Фестиваль с безупречно собранными программами: концептуально выдержанными, без спектаклей, про которые хочется шутить, что приехали они «в нагрузку». Причем хорош не только каждый спектакль в отдельности. «Дягилев» подбирает труппы и названия так, что и вместе, как целостность, они «играют» и оттеняют друг друга. Даже программы разных лет могут «аукаться»: например, замираешь в 2019-м на «Петрушке» Йохана Ингера в ощущении, что балет знакомый, а смотрится как впервые, — и вспоминаешь такую же невероятную по свежести восприятия «Баядерку» японской компании Noizm.
-
«История одного города». М. Е. Салтыков-Щедрин.
Архангельский молодежный театр.
Режиссер Илья Мощицкий, художник Сергей Кретенчук.Молодежный театр в Архангельске расположен в старинном деревянном особняке: солидные двойные двери, темные крашеные стены, окна-розетки, залы с паркетом. И ожидаешь, что действо в этих залах происходит утрированно-историческое, костюмно-водевильное.
Но — ничуть не бывало. Архангельский молодежный — театр в хорошем смысле рисковый, эстетически бесстрашный.
При входе на «Историю одного города», еще до начала спектакля, в коридоре, сталкиваешься с персонажами карикатурно-гламурной вечеринки: вот девушка, одетая в несколько слоев сетки, вот барышня с невообразимо длинными ногами и в короткой шубке, а вот и мужчина в ярком макияже и платье. В отдельном зале бубнит рассказчик. То ли сам Щедрин, то ли летописец «Истории одного города».
-
IV Всероссийский театральный фестиваль «Сотоварищи»
в Северном драматическом театре им. М. А. УльяноваСловечко Михаила Ульянова — «сотоварищи» — родом из древних наших рукописей (где действуют «князь Игорь со товарищи», например). Оно прижилось в Вахтанговском театре ульяновской поры и вот обрело новую жизнь на родине актера, в сибирской Таре. Не безличное «коллеги», а почти родственники, товарищи по общему, не такому уж легкому делу. Фестиваль «Сотоварищи» собрал полтора десятка спектаклей из 12 городов (Барнаул, Вышний Волочек, Губаха, Москва, Омск, Прокопьевск, Санкт-Петербург, Северск, Тара, Тобольск, Тюмень, Челябинск).
-
«Когда башни были маленькие». М. Рупасова.
Мобильный Художественный Театр.«Когда башни были маленькие» — пятая премьера Мобильного Художественного Театра (МХТ) и его первый спектакль для детей. Четыре спектакля до этого были рассчитаны на взрослого зрителя и возможности его ассоциативной памяти. Воображение — необходимый ресурс для любого спектакля, но в этих четырех способности воображения имеют ключевое значение, ведь ничто не подскажет, что и как воображать, кроме местности да разнообразных голосов в ваших наушниках.
-
Сегодня Алексею Вадимовичу Бартошевичу исполняется 80. Все прогрессивное театральное человечество с цветами и транспарантами-цитатами из Шекспира движется поздравлять дорогого Барта, исследователя Барда, с не очень серьезной и вполне радостной датой.
В колонну поздравлянтов вливается «ПТЖ», несущий своему коллеге, другу и автору его собственное интервью, данное им Светлане Новиковой. Информационный повод — намерению МХАТА им. Горького возобновить «Трех сестер» Немировича, на которых Алексей Вадимович рос... Но важен ведь не повод (хотя и он), дорога беседа...
Дорогой Алексей Вадимович! Несомненно, Вы знаете, что подвал на Моховой всегда ждет Вас с горячим чайником, баранками и нашей коллективной любовью.
комментарии