«Рикки-Тикки-Тави». По мотивам сказки Редьярда Киплинга.
Большой театр кукол.
Режиссер Руслан Кудашов, художник Марина Завьялова.
Поэт, сказочник и романист Редьярд Киплинг, считающийся писателем английским, родился, как известно, вовсе не в Британии — в одной из колоний, в индийском Бомбее. В столицу империи он впервые попал в возрасте пяти лет, однако же всю жизнь его преследовала тяга к путешествиям и приключениям. Киплинг успеет побывать в Соединенных Штатах, Африке и на Востоке (в частности, в Индии, Китае и Японии). Экзотика, впитанная, что называется, с молоком матери, окружающая писателя все дальнейшие годы, станет неотъемлемой частью его художественного мира.
Точно так же, как станет она ведущим мотивом и для другого творца, правда, совершенно иной судьбы: французского живописца Анри Руссо по прозвищу Таможенник. Руссо и впрямь служил на таможне, никогда никуда не выезжал, специально живописи не учился, но мечтал о приключениях и любил рисовать. Все его картины, по преимуществу, исполнены в ярких, сочных тонах. Предмет изображения — природа дикая, неизведанная. Это мир невиданных растений, в которых притаились львы и леопарды в ожидании потенциальной жертвы, или же расслабленно бродят обезьяны, наслаждаясь тишиной и покоем. Мир нереальный и нереалистичный — по-детски наивный и сказочный. Не случайно Руссо считается одним из основателей примитивизма.
Руслан Кудашов, взявшись за постановку «Рикки-Тикки-Тави», решил объединить пространства двух творцов: занавес, декорации и костюмы к сказке Киплинга исполнены в цветах, характерных для Анри Руссо. Светло-зеленый в сочетании с темно-изумрудным — джунгли; кроваво-алый с розовыми всполохами — проступающий сквозь заросли, будто виднеющийся где-то вдалеке, закат.
Чисто визуальной экзотикой режиссер не ограничивается. В качестве музыкального сопровождения — индийские мотивы. Спектакль начинается так, как начинается любой из фильмов, произведенных на студиях Болливуда: выходят актеры в костюмах, стилизованных под национальные индийские, поют такую же стилизованную песню, исполняют танец. Пока солист, крепко держа в руках микрофон, пытается передать суть сказания о храбром мангусте, победившем страшных и коварных кобр Нага и Нагайну, женщины, встав на носочки, играя глазами, обильно жестикулируя ладонями, имитируют мудры.
Для наивной истории выбрана столь же наивная форма. Здесь так все просто и понятно, что даже куклы, которыми оперируют артисты, — те же мягкие игрушки. Вполне себе открытый прием, когда мы видим и актера, работающего в «живом плане», и его способ обращения с вверенным героем, в данном случае — с представителем животного мира.
Помимо зверей, среди действующих лиц есть и люди: Папа (Денис Казачук), Мама (Василиса Ручимская) и мальчик Тедди (Алесь Снопковский). Чтобы не возникло путаницы с другими героями, режиссер наряжает их в непропорционально огромные маски, закрывающие актерское тело до половины, словно бы еще больше подчеркивая нереальность происходящего.
В финале, когда Рикки уничтожит шипящих врагов и спасет приютившую его семью, снова будет «индийский» танец. Только вместо песни прозвучит стихотворение — «Заповедь» того же Редьярда Киплинга:
Останься прост, беседуя с царями, Останься честен, говоря с толпой, Будь прям и тверд с врагами и с друзьями, Пусть все, в свой час, считаются с тобой… Тогда весь мир ты примешь, как владенье, Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
Руслан Кудашов, по-видимому, вполне следует заветам английского поэта: даже в сказке, изложенной максимально доступными средствами, лишенной вторых и третьих планов, он остается верен себе, ни в чем не отступая и не изменяя собственным гуманистическим взглядам.
Комментарии (0)