«Сказки Венского леса». Э. фон Хорват.
Московский академический театр им. Вл. Маяковского.
Режиссер Никита Кобелев, художник-постановщик Михаил Краменко.
Пьеса «Сказки Венского леса» Эдена фон Хорвата поставлена в России впервые. В немецкоязычном театре у нее, напротив, очень счастливая судьба: написанная в 1931 году, пьеса сразу попала на сцену берлинского «Дойчес театра» (режиссер Хайнц Хилперт, в роли Марианны — Карола Неер) и стала главным событием сезона. Множество интерпретаций в послевоенные годы сделали «Сказки Венского леса» настоящей классикой.
Лиричная и грубая, веселая и саркастичная пьеса очень многое рассказывает о Вене, об уникальной культурной и исторической ситуации этого города, о его будущем, которое драматург увидел ясно и безошибочно. Сейчас даже кажется — пророчески. Но если внимательно присмотреться к характерам и поступкам, можно понять, что «предсказание» было сделано на основе фактов, и история — не загадка сфинкса, не ситуация, зависящая от «движения планет», а логически верно сделанный вывод: мелкие буржуа и филистеры в эпоху экономического кризиса — благодатная почва для национал-социализма.
Нюансы австрийской ситуации 1930-х в России — и где угодно вне Австрии — не считываются, пьеса воспринимается почти только как сюжет. Не построив его, нельзя вывести спектакль на другие уровни, к иным темам. Легко отмахнуться и сказать «да это и не важно, везде тогда было одно и то же, люди всегда одинаковы». Но есть тонкости и оговорки, и чем их больше, тем полнее и острее мы понимаем, почему люди всегда одинаковы.
Московская постановка, конечно, не о Вене и даже не о 1930-х (хотя, безусловно, о них тоже): вместо достопримечательностей — надписи-указатели, дублирующие ремарки, которые произносит еврейская девочка (Дарья Хорошилова в большом цилиндре, цветастом платьице и в круглых очках немного картавит и не выражает никакого собственного отношения к происходящему — как предмет интерьера, который можно не замечать). Художник-постановщик Михаил Краменко придумал ряд мелких лавочек, тесно примыкающих друг к другу: в мясной висят кроваво-красные туши, в мастерской игрушек среди цветастых коробок с паровозами и куклами стоит огромный скелет. Ажурному чуду готики — собору Святого Стефана — здесь попросту нет места. Посреди сцены изредка открывается и закрывается занавес из длинных, легких золотых нитей, отделяя улочку от пригорода или ресторана (представленных условно — парой столов, несколькими стульями, винтажным радиоприемником). В первом акте тут и там тревожно вспыхивает красный воздушный шарик в руках еврейской девочки — как раздражающий ячмень на глазу, как прыщ на теле милого идиллического общества.
Вот пожилой поджарый владелец магазина игрушек Цауберкениг (Сергей Рубеко) мечтает удачно выдать замуж дочь Марианну (Анастасия Дьячук). Ничего противоестественного или предосудительного в таком желании нет, кроме, разве что, сознательного игнорирования фактов: своего жениха Оскара (Алексей Сергеев), владельца мясной лавки по соседству, Марианна не любит. Первый подвернувшийся случай, и она радостно, смело и бездумно избегает помолвки, бросаясь в омут с головой и камнем на шею Альфреду (Вячеслав Ковалев) — авантюристу, которому совсем неинтересно заводить семью. Однако девушка так настойчива, что ему некуда отступать. Вечно пьяная вдова Валерия (Юлия Силаева) — роскошная блондинка с трезвым, прагматическим взглядом и на себя, и на окружающую действительность — соблазняет молоденького, не по годам напыщенного студента-нациста Эриха (Михаил Кремер). Стареющий и лысеющий ротмистр (Игорь Марычев) в основном слоняется без дела, так как армии в Австрии больше нет. Все они, в общем, доброжелательные, прекрасные люди, не без своих слабостей, конечно, но не мерзавцы и не убийцы. Эту особенность показать сложнее всего, поэтому, может быть, радостные, праздничные сцены режиссеру удались слабее: эпизоды веселья выглядят фальшиво, хотя в пьесе герои искренне веселятся, запивая проблемы молодым вином под «песнь немцев» (еще один неловкий момент — неуместная электронная аранжировка штраусовских мелодий, которая сразу выбрасывает из заданной режиссером и художником эстетики). Полнокровные герои мечтают о новой любви, о наследнике-помощнике в деле, о выигрыше на скачках, о счастье, одним словом. Поэтому, когда по ходу сюжета отношения между персонажами трещат и оказывается, что они в лучшем случае безразличны друг другу, а в худшем — пышут презрением и ненавистью, до последнего хочется верить, что как-нибудь да обойдется, недоразумение будет разрешено.
Но не разрешается — происходящее все больше напоминает «Догвилль». Марианна, как и триеровская Грейс, проходит все круги ада, из пташки, наивного дитя, молоденькой девчонки превращаясь в грубую уголовницу с хриплым голосом, тюремными замашками и резкими движениями. То, что скрывается за витринами лавочек, —лень, злоба, лицемерная набожность, ограниченность, — ломает ее. Персонажи неспособны слышать чужую точку зрения, они с трудом друг друга запоминают (самый частый вопрос, который здесь звучит: «А это кто вообще?») и на досуге риторически интересуются, выглядывая из-за фасада морали: что может помочь обществу, в котором случаются судьбы, подобные Марианниной? Довольно неожиданно появляется рецепт: война, только она очистит мир от грехов и пороков. Здравомыслящая Валерия восклицает, что война — это смерть и разрушение, в том числе для «великой венской культуры»! Лукавый старик Цауберкениг отвечает ей, что погибнет лишь дурное, а наше, уникальное, не пропадет, не исчезнет. И в самом деле, эти герои все перемелют и выплюнут, перетерпят и начнут заново. В финале брошенный жених Оскар, влюбленный в собственное благородство, танцует, обнимая обмякшее тело Марианны, и уверяет девушку, что вся жизнь впереди и дальше будет лучше. Казавшаяся исключением, она сделана из того же теста, а значит, окрепнет и встретит 1933-й, и 1938-й, и 1939-й, и 1945-й.
Бабушка Альфреда (ее филигранно играет Майя Полянская) наслаждается воздушными сказочными вальсами Штрауса-сына, чудесно танцует и гордится своим происхождением, а ночью открывает окна настежь, чтобы убить ни в чем не повинного младенца. Фюрер Адольф Гитлер плачет от восхищения, слушая оперы Вагнера, хорошо рисует и отправляет миллионы людей в концлагеря. И самое страшное, что здесь нет никакого противоречия, ничего исключительного, аномального, необъяснимого.
Но зачем же тогда нужна эта пьеса и вообще — театр, вообще — искусство?
Признать, что противоречия нет, и все равно, будучи внимательнее к себе и близким, любить, прощать, ходить на исповедь и пить молодое вино…
Комментарии (0)