Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

14 февраля 2020

ДЫМКА ВОСПОМИНАНИЙ

«Пять песен по памяти».
Рижский русский театр им. М. Чехова.
Режиссер Владиславс Наставшевс, текст, сценография и костюмы группы «Орбита».

Владиславс Наставшевс поставил спектакль «Пять песен по памяти» в Рижском русском театре имени Михаила Чехова, и, безусловно, эта работа — особенная, необычная и для театра, и для режиссера. Несколько лет здесь же шла «Медея» Наставшевса, но это была реконструкция спектакля, уже созданного за два года до этого для Гоголь-Центра. А спектакль, случившийся в начале 2020 года, уникальный.

Режиссер обратился к своим друзьям — рижским поэтам, предложив им написать пьесу для своего спектакля. Текст создавался не просто, поэты и мультимедийные художники — группа «Орбита» (Сергей Тимофеев, Александр Заполь, Артур Пунте, Владимир Светлов) — рассказали о том, что их привычный механизм сотрудничества здесь пришлось перестраивать и придумывать заново, чтобы уже в новоизобретенном способе сотворчества написать эту пьесу.

Сцена из спектакля.
Фото — Инесе Калниня.

Текст-группа «Орбита» очень популярна в Риге, ей исполнилось в прошлом году 20 лет. Начинали они как раз с общих публичных выступлений — совместных перформансов, миксов музыки и текста, использования двух языков, — а дальше стали заниматься издательской деятельностью, переводами. Сегодня они регулярно выпускают книги современных авторов Латвии, создают инсталляции, визуальные и саунд-объекты, участвуют в выставках современного искусства. Взаимоотношения со словом для них — собственно и есть жизнь.

Создавая текст спектакля, авторам пришлось пройти путь проб разных сюжетов, коммуникации друг с другом в непривычной форме, и в результате был найден метод совместной работы: через напоминания друг другу о прошлом, через восстановление общих событий и реконструкцию памяти каждого в общей истории.

Владиславс Наставшевс часто обращается к памяти, создавая очень личные миры на сцене. Его дилогия в Новом Рижском театре — «Озеро надежды» и «Озеро надежды замерзло» — это воспоминания о семье, детстве, вчерашнем дне, случайных прохожих и самых близких людях. Спектакль «Спасти Орхидею» в Гоголь-Центре был создан по похожему сюжету, с теми же героями, но уже с новой точки оценки воспоминаний. Спектакль «Черная молофья» в Театре улицы Гертрудес в Риге — это тоже воспоминания о подростковом периоде, тоже очень личные, хотя и созданные по текстам Сергея Уханова. Воспоминания в спектаклях Наставшевса наслаиваются, иногда копируются, самые важные переходят из спектакля в спектакль, появляясь как образы из повторяющихся снов. Его постоянные герои — он сам и другие, такие же настоящие, люди. Наставшевс словно фиксирует обычную жизнь, переводя ее в художественную форму и выставляя напоказ на театральной сцене.

Сцена из спектакля.
Фото — Инесе Калниня.

Реальность становится хрупким материалом для художественного высказывания. Поэты из «Орбиты» восстанавливают ее, проходя лабиринтами воспоминаний, созданных четырьмя участниками группы, полагающимися на художественный вымысел более, чем на собственную память. Эта смесь четырех взглядов на одну тему, практически с разных сторон света, и есть написанная для театра пьеса. Пьеса, в которой реальные истории обрастают художественным вымыслом, на них наплывают несовпадающие воспоминания и множество монологов — пересекаясь, переплетаясь, завязываясь в узелки общих флешбэков и перекладываясь бусинами стихотворений как неотьемлемой части жизни авторов.

Спектакль «Пять песен по памяти» скорее является сценической реализацией текста «Орбиты», а не постановкой спектакля в привычном понимании. Наставшевс восстанавливает на сцене мозаику поэтического текста. Из рассыпающихся фраз и искусно сконструированных монологов, имитирующих традиционные публичные выступления обычных людей, прорастает живое и настоящее воспоминание о реальной жизни, воспоминание, превращающееся за время спектакля в живое пространство человека. Артисты в такой конструкции становятся важнейшими аккумуляторами эмоций, смыслов и мелодий, рождающихся из текста.

Главный герой, чей юбилей становится поводом для встречи и восстановления прошлого, нематериален — он присутствует в спектакле как виртуальное изображение на большом экране, с которым ведут разговор то ли друзья, то ли одноклассники, то ли коллеги. Юбилей как форма удобен для восстановления уходящей картины мира, потерянные моменты жизни героев собираются, как отдельные части мозаики, постепенно складываясь в целое, и завершаются появлением самого героя, словно каждый из участников юбилейного представления своим выступлением капает то мертвой, то живой водой для воскрешения героя.

Сцена из спектакля.
Фото — Инесе Калниня.

Наставшевс собирает свою версию юбилея на Большой сцене Рижского русского театра как множество слоев памяти, где есть несколько планов: самый первый, на авансцене — это ближний круг; затем — искусственно реконструированное пространство юбилейного торжества со своими героями — ведущей вечера, приглашенным певцом и аккомпаниатором. Солист исполняет праздничные песни-воспоминания (авторские зонги, написанные Наставшевсом на стихи авторов пьесы), и ему вторит детский хор, который занимает самый дальний план воспоминаний, почти подернутый дымкой из четырехглавой пароходной трубы, выросшей в центре сцены. Каждый план этой многослойной картины отделяется от других занавесами — разной плотности, разной фактуры и разного направления движения. Как будто режиссер раздвигает и снова сдвигает пласты прошедших лет, образов, видений.

Актеры Рижского русского театра, вероятно, впервые оказались в пространстве сотворчества на выпуске этого спектакля. Текст, который им предоставили осенью авторы, не был расписан по диалогам и ремаркам — участники «Орбиты» присутствовали на репетициях, объясняя свой способ конструирования текстов, как поэтических, так и прозаических, объясняя структуру стихотворения как ритмического текста, собранного из впечатлений и эмоций автора.

Владиславс Наставшевс безупречно угадал в каждом из актеров его личностное начало, задействовав эту «настоящесть» в спектакле как актерскую задачу. Натура становится художественным образом. Удивительно, как многие работы Наставшевса в театре подвели его к этой возможности: не придумывать художественный образ для актера, а находить внутреннее соответствие артиста с образом и делать из этого роль. Три героя, которые собирают общий сюжет воспоминаний, как сеть, постепенно вытягивая своего четвертого из виртуальности в реальность, не меняясь внешне, переходят в разные сущности, перебирая встреченных в этой веренице памяти людей. Юбилейная конструкция держится на Ведущей праздника — блистающей в ярких концертных платьях актрисе Дане Бйорк, виртуозно обращающейся с микрофоном и пафосными репликами в музыкальном сопровождении.

Сцена из спектакля.
Фото — Инесе Калниня.

Музыка в этом спектакле необходима и обязательна. Ни один праздничный юбилейный вечер не может без нее обойтись. И здесь солист Юлиан Сопот в исполнении Максима Бусела, молодой звезды Русского театра, становится центром сцены и точкой сборки всей истории. Солист, исполняя песни на авторскую музыку Наставшевса, сам становится немного Владом, копируя его исполнительскую манеру, внедряя режиссера в контекст спектакля. И режиссер, который никогда не отделяет себя от своих спектаклей, появляясь в разных образах, и в «Пяти песнях по памяти» объединяет все сюжеты через собственные песни в исполнении своего сценического двойника. Детский хор, повторяющий слова песен «Орбиты», придает текстам хрупкость звучания, доводит их до абсурда.

«Всю ночь меня искали
в подворотнях, на улицах
выкрикивали имя,
в полицию звонили и в больницы.
Быть может,
я без памяти лежал
в каком-нибудь притоне или баре…
все без толку.

Но если доберутся
в бессонных поисках
до этой душной спальни, тогда
я окончательно пропал…»

Сцена из спектакля.
Фото — Инесе Калниня.

Мы не пропадаем, пока помним своих близких и друзей. Пока умеем любить стихи и слушать музыку. Спектакль Наставшевса в Риге — о том, как спасаться в мире рушащихся связей.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии 2 комментария

  1. Tusi

    Уж по-русски можно просто «Наставшев», без -с.

  2. Наталья

    Спектакль ужасный,жалко потраченного времени и денег,зрители уходили через 15 минут из зала…

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога