Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • МЕЛКИЕ БЕСЫ РОМАНА ГАБРИА

    «Петруша, сынъ ли ты мой или нет?» По мотивам романа Ф. М. Достоевского «Бесы».
    Театр «Мастерская».
    Режиссер и автор инсценировки Роман Габриа, художник Николай Слободяник.

    Умозрительностью режиссерских трактовок сегодня никого не удивишь, и в этом смысле предприятие Р. Габриа, обещавшего в «Петруше» и «балаган», и «паяцев», и «карикатуры», и даже «русское дель арте», — не самое шокирующее и экстравагантное. Мощный потенциал иронии и сарказма содержится и в романе Достоевского. Однако «Бесов» без Ставрогина я не припоминаю. Между тем Ставрогина на сцене нет. Нет брата и сестры Лебядкиных, нет сестры и жены Шатова, нет и многих других значащих персонажей романа. Из любопытства я сравнил список действующих лиц спектакля «Мастерской» со списком недавно рецензированных мною «Бесов» Театра им. Ленсовета. Из четырнадцати персонажей инсценировки А. Слюсарчука у Р. Габриа отсутствуют девять. Зато есть другие, в том числе и придуманные самим режиссером.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ДЕЛИКАТНЫЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ТЕАТР

    «Деревня и я». Э. Петрова.
    РАМТ в рамках XXXI Международного театрального фестиваля «Балтийский дом».
    Режиссер Дмитрий Крестьянкин.

    В 91 комнате «Балтийского дома» артисты РАМТа Нелли Уварова и Сергей Печенкин дважды сыграли «Деревню...», после одного из показов прошло обсуждение. Это маленький спектакль, всего лишь час, и разговор после длится фактически столько же, если не дольше. Маленький спектакль, приоткрывающий дверь в огромный, бесконечный мир.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ПЕСНЯ ПРО ЗАЙЦЕВ

    «Клоун».
    Цирк Чинизелли.
    Автор, режиссер, сценограф и хореограф Руслан Ганеев, художник по костюмам Наталия Чистова.

    Стремление компании «Росгосцирк» отметить 100-летие Юрия Никулина — порыв отрадный и знаковый не только для циркового сообщества, но и для страны. Беспроигрышный юбилейный повод и сам беспроигрышный герой обрекают представление если не на успех, то как минимум на внимание публики. Кажется, никто из цирковых артистов не удостаивался прежде отдельного юбилейного представления такого размаха, и в этом смысле Росгосцирк ступает на целину. Юрий Никулин — фигура особенная в силу масштаба — личности, творчества, заслуг. Его влияние на отечественную культуру не ограничивается пространством манежа, и это отчетливо понимают, этим во многом руководствуются создатели представления.

    Читать дальше | Комментарии 8 комментариев
  • ВСЕ ОТТЕНКИ СЕРОГО, ИЛИ СЕАНС САМОРАЗОБЛАЧЕНИЯ ГЕНРИХА ТИЛЕ

    «Собачий вальс». Л. Андреев.
    Никитинский театр.
    Режиссер и художник Михаил Бычков

    Михаил Бычков никогда не ставил спектаклей «про любовь», тем более — про смертельную любовь, любовь, доводящую до депрессии, запоев и финального самоубийства. Ну, разве что была Катерина в «Грозе», но она явно не являлась режиссерским alter ego.

    Михаил Бычков давно держал в уме «Собачий вальс» Леонида Андреева: либо им, либо «Береникой» когда-то должен был открыться Воронежский Камерный театр, но карта выпала на «Беренику», и несколько десятилетий декадентские страсти Андреева, как видно, не заботили режиссера, раз «Собачий вальс» так и лежал невоплощенным. Да и страдания от любви и измены точно не были режиссерской темой Бычкова.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ДЕТИ БЕЗ МИРА ВЗРОСЛЫХ ТАБУ

    Х Лаборатория актуальной драматургии и режиссуры «Вешалка» в Красноярском ТЮЗе

    Темы смерти, потери и проживания горя, которым в этом году была посвящена лаборатория «Вешалка», пожалуй, одни из самых легитимных среди всех не «детских»: с ними работают и стриминговые подростковые сериалы и литература, и — часто запаздывающие — театр и детская драматургия. Выход темы смерти на передовую в продвинутых детских театрах объясняется не только ее относительной безопасностью с точки зрения российского законодательства, но и ее неотвратимостью в жизни каждого.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • БАХТИНСКИЕ ВЕДЬМЫ, САРДИНСКИЙ МАКБЕТ

    «Макбет». У. Шекспир.
    Театр Сардинии и Компания Театроперсона в рамках XXXI Международного театрального фестиваля «Балтийский дом».
    Режиссер Алессандро Серра.

    Алессандро Серра сегодня считается одним из главных театральных режиссеров Италии. В Москву его спектакли уже привозили, а в Петербурге показывают впервые.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • МАЯКОВСКИЙ. ТИХИМ ГОЛОСОМ

    «Ничто. Nihil». На основе трех текстов В. Маяковского.
    Театр FULCRO.
    Режиссер Дарья Шамина.

    FULCRO — это команда молодых актеров, выпускников мастерской В. М. Фильштинского. Год назад они создали свой театр, дав ему интересное название, которое переводится как «точка опоры» и «связующее звено». В конце сентября FULCRO сыграл премьеру «Ничто. Nihil».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КАК НАЗВАТЬ ОТЕЛЛО?

    «Отелло». У. Шекспир.
    ОКТ/Вильнюсский городской театр, в рамках XXXI Международного театрального фестиваля «Балтийский дом».
    Режиссер Оскарас Коршуновас.

    На «Отелло» Оскараса Коршуноваса можно поставить маркировку 12+, 40—. Постановка для тех, кто переживает первые «отношения» и конфликты, кто ходит набирать и сбрасывать напряжение в клубы. Кто, скорее всего, не читал пьесу Шекспира (что — реальность, и, на самом деле, без снобизма, это должно влиять на стратегию постановок классики). В спектакле звуки, костюмы, визуальные образы, движения, свет, чувства такие, как на рок-концерте. По сути, это рок-опера, хотя в ней поют мало, поют не только рок, но и черный спиричуэлс. Играют на инструментах вживую, поют хорошо.

    Читать дальше | Комментарии 8 комментариев
  • ОДИНОЧЕСТВО МЫШИ

    «Кыхи». Ю. Иванова.
    ЦЕХЪ театр.
    Режиссеры Михаил Абрамов и Юлия Иванова, художник Лидия Колпакова.

    Мышь — одна из самых популярных сказочных героинь: мышка-норушка и глупый мышонок, гордая мышь и целый мышиный король. Не всегда мыши бывают главными героями, но всегда имеют в сюжете ключевое значение. Мышка из «Курочки Рябы» своим хвостиком зафиналила старания целой семьи. Мышь — идеальный объект для воспитания, на ней легко отрабатывать нравственные постулаты. Мышонка часто ассоциируют с несмышленым ребенком, которому конечно надо указать, как жить. Звездные герои масскульта — добряк Микки Маус, храбрец Бэтмен — тоже ведь мыши.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВЫШЕЛ НОВЫЙ НОМЕР «ПТЖ», № 105

    Это журнал о разных возрастах, в основном «о свойствах старости» (перефразируем Пастернака, писавшего «о свойствах страсти»). Он возник как реакция на разлитый в театральном воздухе эйджизм. Парадокс в том, что этот тренд вступает в конфликтное противоречие с европейским трендом старости как ценности и предмета искусства. И правда, собственно, чем пожилой возраст слабее молодости? Что такое старость вообще и чем отличается? Статьи крупных психологов, открывающих номер, неожиданно свидетельствуют: возраста вообще-то нет, а есть когнитивные особенности разных периодов жизни, ничто ничего не хуже, а что уж до творческих людей, то тут и вовсе все развивается особенным образом и преимущества молодости не вполне очевидны...

    И одновременно захотелось разведать — кто пришел и что там написано на «белом листе» молодости. И кто та молодая шпана, прокламирующая горизонтальность мышления и связей, намеренный дилетантизм и незнание, располагающаяся, как правило, на территориях новых технологий и поверхностно понятой перформативности...

    По иронии судьбы все эти темы оказались в одном номере с текстом памяти Вадима Гаевского, патриарха, считавшего, что «театральные эпохи отличаются друг от друга стилистикой сценической речи».

    А еще интервью с Юрием Хариковым... А еще, а еще... Смотрите оглавление, читайте, покупайте, заказывайте.

    Содержание номера
    Марина Дмитревская. К читателям и коллегам

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • «ДВОЕ. ЧАПЛИН И МИХОЭЛС» ДМИТРИЯ КРЫМОВА НА ФЕСТИВАЛЕ «БАЛТИЙСКИЙ ДОМ»

    Сегодня и завтра на XXXI Международном театральном фестивале «Балтийский дом» будет показан спектакль Дмитрия Крымова «Двое. Чаплин и Михоэлс». Публикуем специально к показам текст Милы Денёвой об этом спектакле и приглашаем к комментированию всех неравнодушных.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ТО ИЛЛЮЗИЯ, ТО КОМЕДИЯ

    Фестиваль ленинградских областных театров «Великолепная пятерка»

    В сентябре состоялся фестиваль ленинградских областных театров, организованный Лодейнопольским драматическим театром-студией «Апрель». Фестиваль планировали провести еще в прошлом году, однако несколько раз он был перенесен из-за ковидных ограничений и в конечном счете прошел в дни празднования 30-летия театра.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ШАТУНЫ» РОМАНА МУРОМЦЕВА НА ФЕСТИВАЛЕ «БАЛТИЙСКИЙ ДОМ»

    Сегодня на XXXI Международном театральном фестивале «Балтийский дом» будет показан спектакль Романа Муромцева «Шатуны». Открываем материал Наталии Дьяченко об этом спектакле из номера 104 и приглашаем к комментированию всех неравнодушных.

    Читать дальше | Комментарии
  • «БОЛЬШЕ ЧЕМ МЕНЬШЕ» В ТЕАТРЕ ПОКОЛЕНИЙ

    «больше чем меньше». По мотивам романа Э. Елинек «Любовницы».
    Театр Поколений.
    Режиссер Алина Никольская.

    Роман «Любовницы» написан австрийской писательницей — современным классиком — Эльфридой Елинек в 1975 году. Свежим материалом для театра его никак не назовешь. На первый план в романе выходит социальная критика: сатира на общество потребления, обывательское сознание, мир покупающихся и продающихся симулякров. Необычна избранная Елинек жанровая форма — пародия на женский роман, повествовательная интонация где-то между притчевой благостностью и разоблачающим пафосом брехтовского зонга. Помимо того, что роман гомерически смешной и острый, он еще удивительно музыкальный. Елинек обладает тонким поэтическим даром, который в сочетании с сатирой порождает гротескность и специфическую театральность ее текстов.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СЕГОДНЯ ЯН, ЗАВТРА ИВАН

    «Брак с ветром». Е. Корняг, К. Аверкова.
    Республиканский театр белорусской драматургии в рамках XXXI Международного театрального фестиваля «Балтийский дом».
    Режиссер Евгений Корняг, художник Татьяна Нерсисян.

    На темном пиршестве богов и Бога, различных тварей и существ, с поддержкой духов рода и небольшим количеством живых и мертвых белорусов, случилось ветер поженить. Да вот не знаем, поможет ли это разломленной земле и пантеону разлом дальнейший умолить.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «СМЕРТЬ ТАРЕЛКИНА» ОСКАРАСА КОРШУНОВАСА НА ФЕСТИВАЛЕ «БАЛТИЙСКИЙ ДОМ»

    Сегодня на XXXI Международном театральном фестивале «Балтийский дом» будет показан спектакль Оскараса Коршуноваса «Смерть Тарелкина». В нашем блоге этот спектакль рецензировал Андрей Кириллов. Приглашаем всех заинтересованных к комментированию.

    Читать дальше | Комментарии
  • СЛИШКОМ УМНЫЙ ДОМ

    «Passionaria/Пассионария».
    Танцевальная компания «La Veronal» (Испания) в рамках IX Международного фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva.
    Хореография Маркоса Морау совместно с артистами.

    Планета, населенная искусственными системами, (почему-то) похожими на людей. В кратком виде концепция «Пассионарии» Маркоса Морау похожа на завязку научной фантастики или антиутопию. Первые минуты в пустоватом, стерильном доме под «Страсти по Иоанну» Баха усиливают впечатление. Но «Пассионария» обманывает. Это и вправду особый мир. Однако главное в нем — не превращение людей в суррогаты. Морау собирает на сцене острые темы: корреляция шаблона «власть (владение)/белые люди», высокое эмоциональное напряжение, нагрузка на работающих людей.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОПРАВДАНИЕ ИЗМЕНЧИВОЙ СИЛЫ ФАБРА

    «Изменчивая сила любви».
    Театральная компания Трубляйн / Ян Фабр (Бельгия) на сцене Гоголь-Центра в рамках XVI Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория».
    Режиссер, хореограф, сценограф и автор текста Ян Фабр.

    Яна Фабра любят и ненавидят за одно и то же: бесстрашие, бескомпромиссность и безудержную провокацию. На моем коротком веку с его спектаклей уходили либо с тихим шепотом «гений», либо с несдержанным криком «мерзость». После показа «Изменчивой силы любви» доносилось лишь «как скучно» и «Фабр сдал». Но если хотя бы немного затронуть бельгийский контекст, оказывается, что эта постановка со всей ее размеренностью и гомогенностью — самый настоящий акт реактивного сопротивления.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕНАСТРОЕННОЕ ПИАНИНО

    «Город Эн». Л. Добычин.
    Малый драматический театр — Театр Европы.
    Режиссер Борис Павлович, художник Ольга Павлович.

    Леонид Добычин — писатель не большой, но писатель тонкой и грустной музыкальной настройки. Он и сам о себе писал скромно: «Я не занимаюсь литературой. Будни я теряю в канцелярии, дома у меня нет своего стола, нас живет пять человек в одной комнате. Те две-три штучки, которые я написал, я писал летом на улице или когда у меня болело горло и я сидел дома» (это из письма Чуковскому).

    Читать дальше | Комментарии 6 комментариев
  • КОРОЛИ И КАПУСТА

    «На всякого мудреца».
    Театр Наций.
    Режиссер Константин Богомолов, художник Лариса Ломакина.

    В своем новом спектакле «На всякого мудреца» в Театре Наций Константин Богомолов заговаривает свои страхи. Перед властью, перед жизнью, перед потерей близких наконец. Он не хочет в них признаваться, но их легко разглядеть сквозь отвязный, на грани (и за гранью) вкуса текст, капустнические репризы и приемы Comedy Club. Однако начнем издалека.

    Читать дальше | Комментарии (0)