
-
«Бесприданница». По пьесе А. Н. Островского. Музыка А. П. Петрова и О. А. Петровой.
Иркутский музыкальный театр им. Н. М. Загурского.
Автор либретто и режиссер Нина Чусова, художник Евгения Швец, дирижер Виктор Олин.Вот уже много лет история Ларисы Огудаловой ассоциируется у широкой публики прежде всего с романсами, написанными Андреем Петровым для знаменитого фильма Эльдара Рязанова. Состоявшаяся на берегах Ангары постановка «Бесприданницы» в жанре мюзикла ожидания публики оправдывает — романсы на месте. Но в цельный спектакль историю превращает работа Ольги Петровой (дочери композитора), дописавшей музыкальный текст, и работа профессиональной и слаженной команды постановщиков. Режиссер и либреттист Нина Чусова, автор стихов Дмитрий Константинов, дирижер Виктор Олин нашли оптимальный баланс между музыкой и драматическим действием.
-
«Промозглым и заснеженным петербургским маем я села в поезд, отходивший с Московского вокзала, и через пятьдесят два часа оказалась в городе, очень белом и очень зеленом, где уже отцвели каштаны и по берегам широкой реки ходили красивые, истомленные воистину июльским солнцем люди в светлой одежде, с тоской взиравшие на таблички с надписями: „Купаться запрещено“. Город звался Омском, а река Иртышом. А в центре города на горке стоял Омский драматический театр, куда с 14 по 20 мая на фестиваль под названием „Будущее театральной России“ (БТР) съехались студенты театральных вузов из Саратова, Красноярска, Новосибирска, Ярославля, Екатеринбурга и Иркутска, а также режиссеры из множества городов России от Норильска до Туапсе...» Так в далеком 2001 году писала в «ПТЖ» студентка Таня Джурова. Вместе с однокурсником Митей Егоровым они тогда придумали и издавали газету «Отсебятина»...
Все 20 лет студенты-театроведы ездили на БТР (уже давно — в Ярославль), и название не смущало их. Наоборот, было в этом что-то ельцинско-демократическое: по театральному бездорожью — в БТРе...
В этом году, как только пришла пора ехать, — первое, от чего вздрогнули авторы будущей «Отсебятины», — название. БТР — это теперь немножко страшно, коннотации и контекст поменялись кардинально...
-
О XIX Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин»
В разных городах России есть фестивали театра для юных зрителей, но, тем не менее, именно «Арлекин» в Петербурге аккумулирует все возможности большого серьезного форума и удерживает позицию главного фестиваля театрального искусства для детей и подростков (сегодня самый сложный возрастной сегмент — тинэйджеры — стал важнейшей целевой аудиторией).
-
Сегодня мы поздравляем с днем рождения Фарида Бикчантаева — главного режиссера Театра им. Г. Камала. Кроме того, что сегодняшний день ознаменован первым показом его новой большой работы «Мухаджиры», он отмечен еще и выходом большой книги «Режиссер Фарид Бикчантаев», которую мы делали вместе с театром, с которым связана вся жизнь Фарида. Три части книги («Бикчантаев говорит», «Бикчантаев репетирует» и «О Бикчантаеве пишут») дают портрет режиссера в его размышлениях, репетициях и критических отражениях. А еще там есть голоса тех, кто захотел сказать слово о Фариде, — учеников, коллег, исследователей. Эти реплики прослаивают огромный разговор о жизни и искусстве, который случился между Фаридом Бикчантаевым и Мариной Дмитревской. Пусть сегодня прозвучат эти голоса.
-
«Мальчик мой». Е. Гузема.
Омский государственный Северный драматический театр им. М. А. Ульянова (г. Тара).
Режиссер Константин Рехтин, художник Анастасия Юдина, композитор Дмитрий Бедунов, пластика Ирины Горэ (Омск).В стереотипном массовом сознании отличия среднестатистического мужчины от среднестатистической женщины кажутся очевидными: мужской пол, физическая сила, выносливость, твердость, быстрота реакции, но и агрессивность, сексуальная активность, способность принимать решения, большая трудоспособность и как результат — выше зарплата. В типичном представлении мужчина любит синий и темно-синий цвет, рыбалку и охоту, машины, скорость и всегда готов к бою или посоперничать, и так далее, и тому подобное. Но каждое это определение вызывает массу критики, сомнений, и можно легко доказать противоположенное. Разве не бывает физически сильных, выносливых, крепких, активных женщин? И даже пол, как мы знаем, социальный конструкт. Отход от того, что является «типично мужским» или «женским» поведением, желание нарушить этот стереотип вполне нормальны. Но иногда следование стереотипному пониманию маскулинности кажется единственно возможным.
-
«Последняя жертва». А. Н. Островский.
Воронежский ТЮЗ.
Режиссер Анатолий Ледуховский, художник-постановщик Андрей Щаев.В этом театре я, можно сказать, выросла. Каждый год наш класс водили на очередную премьеру по школьной литературной программе. Спектакли были хорошие, идущие вслед за автором-классиком. Но в лидеры российского театрального процесса воронежский ТЮЗ, казалось, не стремился. Правда, в конце 1980-х здесь случился явный прорыв, когда из Иркутска в Воронеж приехал Михаил Бычков со своей небольшой командой. Но взлет был недолгим, Бычков основал свой Камерный театр, и о ТЮЗе вновь заговорили только в пределах города.
-
В кировском Театре «На Спасской» завершилась режиссерская лаборатория «Разбор вещей» под руководством Олега Лоевского. Эскизы, созданные тандемами «драматург + режиссер», развернули хрестоматийную тему «Герой нашего времени» (выбрана театром до 24 февраля) злободневной стороной: в предлагаемых обстоятельствах отмены памяти не остается исторического времени. А где нет времени — не может быть и героя.
-
«Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена». По мотивам романа Л. Стерна.
Театр им. Ленсовета.
Режиссер и автор инсценировки Борис Павлович, художники Мария Лукка и Александр Мохов.В инсценировке Бориса Павловича нет ни слова отсебятины. Вся она соткана, скроена, сверстана из текстов английского писателя XVIII века, магистра искусств и священника Лоренса Стерна — его романа и авторских комментариев к нему. Павлович освоил, усвоил, присвоил эти тексты абсолютно и произвел филигранную работу, составив из них свою авторскую режиссерскую композицию.
-
«Все под небесами». М. Зиеде.
Новый Рижский театр.
Режиссер и художник Алвис Херманис.После пандемии интерес к Китаю усилился многократно — неудивительно поэтому, что последняя по времени премьера Нового Рижского театра «Все под небесами» посвящена именно этой теме. Пьесу по просьбе Алвиса Херманиса написала завлит театра Маргарита Зиеда — сегодня это тоже тренд, достаточно вспомнить сотрудничество Романа Должанского (кстати, однокурсника Маргариты) с Тимофеем Кулябиным. Неслучайно на западе нет завлитов — а есть шеф-драматурги.
-
«Облако-рай». По мотивам прозы Г. Николаева «Звездный час по местному времени».
Свердловский театр драмы.
Режиссер Данил Чащин.Спектаклей по «Звездному часу...» в театральной России 1990-х было немало. А вот названием «Облако-рай» это произведение Николаева обязано кинематографу: в 1991 году вышел фильм Николая Досталя, где звучала песня, начинавшаяся этими словами, сочиненная актером Андреем Жигаловым, сыгравшим в картине роль Коли. Так как сценария или упомянутой «прозы» найти не удалось, пришлось перед поездкой в Екатеринбург пересмотреть фильм. Когда-то он смотрелся как история шукшинских «чудиков», сам режиссер назвал его «анекдотом». Сегодня же показался почти апокалиптической историей исхода. Дальний Восток, куда собрался Коля, ощущался почти как «космос» или «тот свет». И проводы напоминали похоронный ритуал, с плачами, которые сменялись плясками, с водителем автобуса — Хароном. Маленький одинокий человек бежал в пустоту, в утопию, в неизбежность исчезновения...
-
XX Республиканская театральная премия «Онежская маска» сезона 2020/2021 прошла в Петрозаводске
Ежегодный театральный праздник с гала-концертом в финале, возможно, сейчас нужен был как никогда. И во время отмены всего и вся это событие с театральным недельным разбегом в городе решили оставить, дабы эмоционально встряхнуть людей от прочих переживаний.
Одной из особенностей премии является то, что в ней отмечаются только актерские работы — лучшая женская/мужская роль, лучший актерский ансамбль, лучший дебют, лучшая роль второго плана и т. д. В этом и плюс, и минус «Онежской маски» — она стимулирует только «своих», артистов, хотя театр — дело коллективное, и актерские работы зависят от замысла режиссера, поэтому год от года рука членов жюри порывается выбрать лучший спектакль или постановку, ставшую ярким событием города.
-
Ельцин Центр начал новую программу спектаклей-квартирников
Там, короче, как было... На фоне усугубляющегося всеобщего дисконнекта мы задумали серию встреч со... а вот «со зрителями», по итогу-то, даже и не употребишь, потому что... Сейчас расскажу. Короче, получается, что серию встреч с просто-любыми-людьми. Как-то захотелось напомнить себе и ближним, что вообще такое этот загадочный ДИАЛОГ. И обозначить поле тем, территория которых не предполагает какого бы то ни было конфликта. Детские воспоминания, любимые маршруты, судьбоносная музыкальная композиция, там, я не знаю... Что-то прочеловеческое очень.
-
«Послеполуденный отдых фавна». К. Дебюсси.
Мариинский театр.
Хореограф Максим Петров.Премьеры в Мариинском театре в наше время неожиданны, как стрелка цветка, вылетающая из кактуса. Другие — скучные — театры планируют свою жизнь на год вперед, за три месяца начинают продавать билеты на премьеру. Мариинский не обещает ничего, и бывает так, что в конце месяца еще нет ни афиши на следующий месяц ни, соответственно, билетов в продаже. И премьеры совершенно внезапны: вот был пустой день в афише, и вдруг — хоп! — премьера...
-
Вопрос — почему на «Золотой маске»-2022 не были показаны замечательные петербургские спектакли «Юдифь» Бориса Павловича и «Донецк. 2-я площадка» Анатолия Праудина — до сих пор волнует театральную общественность. Спектакли больше не играются, их нельзя увидеть.
Театральный художник, номинант «Золотой маски» Игорь Каневский, пользуясь своим гражданским и конституционным правом, обратился к Комитет по культуре за разъяснениями случившегося и получил официальный ответ. Эта переписка была предоставлена Игорем Каневским в распоряжение редакции. И мы решили ее обнародовать, предварительно согласовав публикацию с режиссерами, спектакли которых были закрыты. Мы попросили Анатолия Праудина и Бориса Павловича прокомментировать письмо Комитета по культуре (их высказывания вы прочтете в примечаниях к публикации).
-
«Легенда о Гамлете». По пьесе У. Шекспира.
Сургутский музыкально-драматический театр.
Режиссер Сергей Тонышев, художник Юлиана Лайкова.— Дело не в Гамлете. Дело в окружающих. Гамлет — их мечта. Фантазия. Бред. Галлюцинация! Они наделали мерзостей — и им представляется Гамлет. Как возмездие! — кричал, как вы помните, г-н Крэг в фельетоне Власа Дорошевича «Гамлет».
-
«Помнить». В. Зуев.
Творческое пространство «AVTOR+» (Екатеринбург).
Режиссер Владимир Зуев.Уходит жизнь. В философском смысле. Мыслители прошлого века, особенно его второй половины, по-разному, в разных ракурсах и выражениях, фиксируют этот синдром. И главным этическим вызовом становится постепенно не кантовский категорический императив, а императив — не менее категоричный — необходимости приращения бытия, живого, жизни, которая высекается только из столкновения с другим, с непривычным, пусть иногда непереносимым. Прилетит ли еще Карлсон? Об этом начал беспокоиться в двадцатом веке не только Малыш.
-
В этом сезоне Роман Габриа выпускает на петербургской сцене уже третий спектакль. И каждый новый рождает споры и полярные мнение. Так было со спектаклями «Петруша, сын ли ты мой или нет?» Театра «Мастерская» и «Holden» театра «Суббота». Вот и недавняя премьера в Театре имени В. Ф. Комиссаржевской «Моя дорогая Hélène» не стала исключением. Свои мнения высказывают Галина Коваленко и Алексей Исаев.
-
«Последняя жертва». А. Н. Островский.
Донской театр драмы и комедии им. В. Ф. Комиссаржевской, г. Новочеркасск (Казачий драматический театр).
Режиссер Петр Орлов, художник Светлана Архипова.«Волки и овцы». А. Н. Островский.
Ростовский театр драмы им. М. Горького.
Режиссер Андрей Левицкий, художественный руководитель постановки Геннадий Шапошников, художник Виктор Герасименко.Петр Орлов поставил спектакль о бешеных деньгах. О них говорили все: и миллионщик Флор Федулыч Прибытков, и его легкомысленные родственники, и вертопрах Вадим Дульчин, и Юлия Павловна Тугина, спасающая его ценой унижения, и премудрый Салай Салтаныч, который никогда не ходил некстати. Вопреки известному утверждению о том, что деньги любят тишину, тут вокруг них громоздились громкие события: их выманивали, вымаливали, готовы были ради них идти на скандал. А клерки с бесстрастными лицами, сопровождающие сюжет, щелкали костяшками счетов, наглядно изображая главное занятие их хозяев.
-
В рамках специальной программы III Театрального фестиваля LOFT в Театре на Васильевском прошла режиссерская лаборатория «Коридор рассуждений»
Темой режиссерской лаборатории «Коридор рассуждений», инициированной Театром на Васильевском, стала современная проза. Участникам было предложено поставить эскизы по произведениям, написанным после 2000-х годов. Выбор материала отдавался им на откуп, здесь не было никаких ограничений. Приглашенные режиссеры работали с труппой Театра на Васильевском.
-
«ZAVIST'».
Площадка «Скороход».
Режиссер София Никифорова, художник Полина Хамраева.В чем сложность зависти как чувства? Как рождается творчество? Пьеса «Моцарт и Сальери» больше, чем про зависть? Какова природа зависти? Природа — это буквальное понятие с тропическими лесами, или это про что?
Можно ли уместить модный показ, лакшери-образы, кроссдрессинг, гимны природе Таиланда, отсылки к режиссуре Евгении Сафоновой («Пиковой даме», «Медее»), полный текст маленькой трагедии Пушкина в одном спектакле за полтора часа? А еще — полновесную работу над сложным звуковым ландшафтом спектакля, танец Вог, видеоконтент в духе музыкальных клипов, доведенные до абсурда сцены из жизни райских птиц или бесов, сцены-выступления актера в образе Завистника или вовсе Зависти во плоти, удивительно напоминающем ведьму Урсулу из диснеевской «Русалочки» 1989 года? А гротесковый юмор, перемешанный шутками о йога-практиках, а пластическую игру артистов, а речи бизнес-тренера Тони Роббинсона? До какой степени всеобъемлемости можно или нужно дойти, чтобы поговорить про зависть со всех-всех сторон, в бесконечном ассоциативном ряду, возникающем у творческого человека в связи с этим понятием?
комментарии