Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ПЕРЕД БЕСКОНЕЧНОСТЬЮ КОСМОСА

    «Двенадцать».
    Мариинский театр.
    Хореограф Александр Сергеев, композитор Борис Тищенко.

    С тех пор как Мариинский театр запустил «Мастерскую молодых хореографов» — проект, нацеленный на формирование нового поколения постановщиков, в репертуаре регулярно появляются работы молодых авторов. Александр Сергеев, солист Мариинского театра, впервые выступивший на «Мастерской» в 2019 году, представил, пожалуй, одну из наиболее интересных работ среди ее «выпускников», которая стала для него первым опытом большого спектакля.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ВЫБОРГА В ПЕТЕРБУРГ

    О Выборгской лаборатории современной драматургии

    В Выборге в театре «Святая крепость» прошла лаборатория по современной драматургии, организованная Театром Наций (все они проходят при поддержке Министерства культуры РФ). В проекте принял участие и петербургский «Театр на Литейном», также относящийся к области.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • БОТВА, ЛАПША НА УШИ, КОЗЛИНЫЕ ПЕСНИ И ДРУГИЕ СРЕДСТВА ОТ ПОХМЕЛЬЯ

    О театральном фестивале «Дом 11», проходившем в баре «Сухой закон»

    Не так далеко от театрального института на Моховой, в подвальчике по адресу Кирочная, 11, расположился небольшой бар. Красные кожаные диваны, словно украденные из кальянной, фотокарточки Высоцкого, Володина и иже с ними на стенах — коктейль советской культуры под музыку из кинофильмов. «Старперство» — подумает хипстер. «Искусство» — вздохнет студент-режиссер, заглянув сюда пропустить стаканчик после нервной репетиции. Надпись на одной из стен гласит: «Если ты такой культурный, отягощенный образованием и изысканным вкусом, то зачем ты сюда пришел?» Претенциозно, как и название бара, как будто назло логике: «Сухой закон».

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЦВЕТОЧНИЦЫ В НОРИЛЬСКЕ

    «Элиза». По пьесе Б. Шоу «Пигмалион».
    Норильский заполярный театр драмы им. Вл. Маяковского.
    Режиссер Александр Исаков, сценограф Вячеслав Окунев, музыкальный руководитель Елена Буланова.

    Мюзикл по пьесе Бернарда Шоу, созданный Фредериком Лоу в 1956 году, пришел в нашу страну в шестидесятые и с тех пор периодически возникает в самых разных театрах России, включая Санкт-Петербургскую музкомедию и Мариинский (десять лет назад на историческую сцену был перенесен спектакль Роберта Карсена из парижского театра Шатле). Теперь пришла очередь Норильска. В драматическом театре отсутствует оркестр, и вышедшая премьера — не прямое воспроизведение сочинения Лоу, но оригинальная композиция, где пьеса в переводе Полины Мелковой соединена с известными музыкальными номерами (русские тексты Романа Сефа).

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕ ПО СЕНЬКЕ ШАПКА ТЮДОРОВ

    «Мария Стюарт». Ф. Шиллер.
    Театр МТЮЗ.
    Режиссер Петр Шерешевский, художник Надежда Лопардина.

    История одного убийства — подзаголовок спектакля Петра Шерешевского в МТЮЗе сразу определяет его концепцию. Тут не будет противостояния двух королев, соперничества двух женщин, равновеликих для истории. Будет палач и его жертва, тиран и бесправная узница, абсолютная власть и «шотландский пациент», который ей чем-то очень мешает.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТАНЕЦ ПРЕВРАЩАЕТСЯ...

    Программа одноактных балетов.
    Большой театр.
    «Made in Bolshoi». А. Королев.
    «Времена года». А. Глазунов.
    «Танцемания». Ю. Красавин.

    Большой театр подвел итог сезона 2021/2022 в полном смысле многострадальной премьерой. Программа одноактных балетов должна была увидеть свет 26 марта 2020 года. 17 марта московские театры прекратили работу из-за угрозы распространения COVID-19. Постановки встали на паузу. Их переносили на декабрь 2020 и май 2021-го, потом отложили еще на год. Можно сказать, то, что «Made in Bolshoi/Времена года/Танцемания» вышли сейчас, — небольшое чудо. Еще большее чудо, что при таких сроках вечер — скорее удача Большого. Одноактовки пережили многое, включая значительное изменение контекста и отъезд части солистов театра, и остались точными с хореографической и человеческой точки зрения.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • В АРХИВЕ ОПУБЛИКОВАН № 106

    В архиве появился № 106. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
    приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!

    Читать дальше | Комментарии
  • ПИСЬМО АТК О СИТУАЦИИ В ХАБАРОВСКОМ ТЮЗЕ

    Ассоциация театральных критиков выражает серьезную обеспокоенность в связи с разрушительной кадровой политикой в области культуры в Хабаровском крае. В конце 2020 года на должность министра культуры края был назначен Ермошкин Юрий Иванович. За полтора года пребывания Юрия Ермошкина на этом посту 9 из 15 подведомственных минкульту Хабаровского края учреждений сменили директоров. Были уволены руководители Краевого Театра кукол, Краевого научно-образовательного творческого объединения культуры (КНОТОК), Краевого Парка культуры и отдыха им. Муравьева-Амурского, Приамурского зоосада им. Сысоева, Краевой специализированной библиотеки для слепых, Краевого академического музыкального театра, Краевого Дворца культуры и спорта «Русь», Хабаровской Краевой филармонии.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • Я — БОЛЬШОЙ, ТЫ — МАЛЕНЬКАЯ

    «Я с тобой».
    Большой театр кукол.
    Режиссер Екатерина Ложкина-Белевич, художник Марина Завьялова.

    Крошечный спектакль «Я с тобой» идет на камерной сцене БТК всего 30 минут. Практически бессловесный, он успевает рассказать историю о том, как легко обрести и потерять дружбу. Два главных героя — Белка и Медведь сделаны будто из вяленой шерсти, ощутимо мягкие, теплые, лишены антропоморфных черт, такие настоящие, не с преувеличенными глазами или для пущей выразительности головами или частями тела. Они узнаваемые, реальные и только чуть-чуть кукольные.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • БАСТА РАСТА. ПОСЛЕДНЯЯ КАСТА

    30 и 31 июля состоялись последние в России спектакли Инженерного театра АХЕ

    «ПОРОХУ PEACE ДА! AKHE NOT DEAD!» — плакат с таким текстом появился на обложках соцсетей Инженерного театра АХЕ наутро после показа последнего спектакля. Терпеть не могу суеверное театральное слово «крайний», да оно здесь и не к месту. 30 и 31 июля на юбилейном X Фестивале уличных театров «Елагин парк» ахейцы сыграли два спектакля «FAUST. LABOR» — это были их последние показы в России. Еще одна базовая потеря для нашего театра и редчайшее, теперь уже окончательное приобретение для мирового, где АХЕ, несомненно, продолжится.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • НАЗАД, В ЗАСТОЙ-2

    Не так давно в публикации «Назад, в застой» мы писали о массовых кадровых перестановках, а, по сути, о «зачистке» в московских театрах. Пример Москвы всегда заразителен. Сегодня «загорелся» Дальний Восток. Не продлен договор с одним из лучших театральных директоров — Анной Якуниной (Хабаровский ТЮЗ), уволен и директор Хабаровской филармонии Александр Емельянов.

    К губернатору Хабаровского края обратился Александр Калягин.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • О ПРИРОДЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ

    «О природе». А. Наджаров.
    «Нет никого справедливей смерти». А. Хинастера.
    МАМТ им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
    Хореографы: Владимир Варнава, Максим Севагин, сценография: Павел Семченко, Анастасия Нефёдова.

    Что будет, если таки выйти из зоны комфорта, а потом туда вернуться? Как выглядит игра со смертью и что произойдет, если нарушить ее условия? Владимир Варнава и Максим Севагин поразмышляли танцем на эти темы. Получилось неоднозначно, но занимательно.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • О ВЕРЕ В ПРОСТОТЕ

    «Тартюф». Ж.-Б. Мольер.
    Самарский академический театр им. М. Горького
    Режиссер Александр Кузин, художник Кирилл Данилов.

    В великих пьесах мира часто есть вопрос, ответ на который сразу всё решает. Уж во всяком случае, в ответе на него находится сценическое решение спектакля. Так говорил мне мой друг — режиссер. Он очень хотел поставить гоголевского «Ревизора», но не мог объяснить, почему все эти сверхопытные, прожженные чиновники приняли за ревизора «фитюльку». Ну, правда же, ответьте, почему Гамлет не казнит Клавдия сразу же, а мучается весь спектакль, убивая по дороге одного за другим разных людей, ни в чем перед ним не виноватых? Почему Корделия отказывается рассказать отцу о своей любви и тем самым развязывает междуусобную войну в стране? Почему Оргон так верит прохвосту Тартюфу, не слушая никого? И, наконец, почему Оргон так долго не вылезает из-под стола, почти доводя ситуацию до грехопадения своей жены? Анатолий Васильевич Эфрос устроил из этой ситуации замечательный цирковой трюк. Когда Тартюф в поисках шпионов сносит стол, под которым (мы это видели) прятался Оргон, там никого не оказывается. Потом Оргон (Александр Калягин) все-таки вылезает из-под этого стола.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПАМЯТИ ТАТЬЯНЫ МОСКВИНОЙ

    Татьяна Москвина, Таня Москвина, ушедшая неимоверно рано, всего в 63, была огромной частью физиологии Петербурга. Она, сама критик, писатель-беллетрист, журналист-публицист, драматург, написавший о себе достаточно много, но изнутри, — несомненно, могла бы стать героиней толстого психологического романа. Ее жизнь была — из тех отечественных историй, что она так любила и знала, тут нужны Толстой с Достоевским, и не они ли продиктовали ей многое из того, что она воплотила сама? Ее нрав был — из серии «широк человек, обузить надо». Ее плодотворная жизнь и изгибы пути — вполне национальная история (национальное всегда интересовало Таню, и однажды мы с нею даже публично переписывались об этом, вот ее «Письмо Марине о сущности национального»).

    Читать дальше | Комментарии 53 комментария
  • «ЭТО ДАЖЕ ХОРОШО, ЧТО ПОКА НАМ ПЛОХО»: СТРАХ КАК ПОДАРОК ЭВОЛЮЦИИ И ОПТИКА ТЕАТРА

    Мы сейчас нарушаем все свои публикаторские правила. Обычно тексты попадают в сеть не раньше, чем продан тираж, а номер 108 только-только вышел. Но иногда бывает необходимость познакомить широкий круг читателей с публикацией как можно скорее. Особенно в наше время, когда темы «прокисают» назавтра и погибают под обвалами истории. Вероятно, и номер 108, придумавывшийся в марте-апреле и частично посвященный теме страха в искусстве, уже устаревает... Или нет? Тем более хочется вынуть из раздела головной материал — интервью с Александром Асмоловым и пустить его в люди...

    А номер в целом — покупайте, заказывайте. Мы с вами.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ОГОНЬ, ОБЕРЕГАЕМЫЙ В ОЧАГЕ 

    О XIV Международном фестивале театров финно-угорских народов «Майатул» в Республике Марий Эл

    Ровно тридцать лет назад на театральной карте России появился уникальный фестиваль, позже, в 1997 году получивший название «Майатул». Его имя расшифровывается как «огонь, оберегаемый в очаге», проще — «семейный очаг». Этот фестиваль и правда с семейным характером: он объединяет национальные театры финно-угорской языковой группы. «Тул» — общефинноугорский корень, означающий «огонь». Мощный символ, который можно трактовать в разных вариациях, здесь имеет доброе значение — не опасность (пожар), а тепло, дарующее жизнь.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ТАК ПОБЕДИМ!

    О режиссерской лаборатории в Ульяновском драматическом театре

    Режиссерская лаборатория под руководством Олега Лоевского прошла в Ульяновском драматическом театре им. Гончарова в конце июня. Прошла, несмотря на сложные обстоятельства, которые помешали ее проведению в апреле. Чего это стоило директору театра Наталье Никоноровой и главному режиссеру Владимиру Золотарю, не буду описывать. Но они победили! На лаборатории не была заявлена определенная тема. Четыре режиссера поставили то, что сами выбрали из рекомендованного театром списка пьес. Поэтому эскизы были разными по темам и периодам. Была русская классика: Толстой и Андреев, был Беккет, была и современная пьеса Валерия Шергина.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕНОВЫЕ ПЕСНИ О ГЛАВНОМ

    «Бальжан-хатан». С. Жалцанова-Дмитриева.
    Бурятский театр оперы и балета.
    Дирижер Владимир Рылов, режиссер Олег Юмов.

    «Зачем нам театр, в котором нет бурятских опер и балетов»?! Такую претензию несколько лет назад предъявили власти оперному театру. С того момента театр ретиво генерирует то лабораторию хореографических эскизов «Бурятские легенды и сказки», то лабораторию оперных режиссеров «Байкал-опера», где прикидывали, как будут смотреться Виолетта и Альфред (или Кармен и Хосе) на фоне юрты, то конкурсы для либреттистов и композиторов на создание новых национальных опер и балетов. Таким образом Оперный, как и вся культура и искусство республики, живет в стихийно-интуитивном, «датско»-проектном режиме, и также, как и вся отрасль, видит смысл творческих задач, исключительно в том, чтобы создавать project statement — художественное заявление, творческий манифест, и, чтобы непременно все было «впервые». Качества этих project statements, разумеется, такие, какие доступны пониманию и их создателей, и руководителей создателей.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВСЕ В САД

    «Урожай». П. Пряжко.
    Театр на Васильевском.
    Режиссер Руслан Нанава, художник-сценограф Николай Слободяник.

    Если непрофессиональный, то есть не работающий в театральной сфере зритель идет на премьеру по пьесе Павла Пряжко, он почти наверняка оказывается в некоторой сложной ситуации: то ли все же провести собственное исследование и узнать, что это за автор такой, как и о чем он пишет, то ли довериться титулам — лауреат «Золотой маски», хэдлайнер «новой драмы», один из лидеров современной русскоязычной драматургии. Можно и так, и так, но во втором случае риск остаться неудовлетворенным и/или не до конца понявшим содержание, увеличивается. Более того, в случае с «Урожаем» — премьерой, выпущенной новым главным режиссером театра на Васильевском Русланом Нанавой, — есть еще и риск почувствовать себя практически героем пьесы, и вряд ли это будет очень приятное переживание.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ИСХОД СКАЗКИ

    «Синяя Борода».
    Рязанский областной театр кукол.
    Режиссер Анна Коонен, художник Александра Громова.

    В спектакле «Синяя Борода» нет мужчины с бородой. Есть женщины с бородой. Режиссер Анна Коонен соединяет эстетику балагана и актуального театра кукол, в котором есть место современной хореографии, физическому театру и объектам. Это ее дипломная работа на курсе Бориса Константинова и Виктора Антонова в ГИТИСе, но не дебют. За время обучения она успела поставить несколько спектаклей, один из которых — «Кукушка» в Бурятском театре кукол «Ульгер» — участвовал в нескольких заметных фестивалях.

    Читать дальше | Комментарии (0)