
-
«Post Scriptum».
Новый Рижский театр.
Режиссер Алвис Херманис.В Новом Рижском театре состоялась премьера спектакля Post Scriptum — эту историю создали и воплотили на сцене Алвис Херманис и Чулпан Хаматова.
...В зеркале сцены вырезан прямоугольник: в нем комната, худенькая седая женщина сидит перед старым телевизором. Если смотреть из зала, получается такой телевизор в телевизоре. А на экране транслируется ставший сегодня популярным в сети выпуск передачи «В нашу гавань заходили корабли», где работница цирка исполняет свою версию песни «Голубой вагон»: «Медленно ракета уплывает вдаль, встречи с нею ты уже не жди, и хотя Америки немного жаль, у Китая это впереди». .
-
«Бесы». Ф. Достоевский. Драматург К. Никитина.
Санкт-Петербургский Городской театр.
Режиссер Федор Климов, сценография и костюмы Мария Медведева.Режиссер Федор Климов выбрал для постановки романа «Бесы» линии Ставрогина, Верховенских, Шатова и Кириллова. Его интересуют их идеология, теории, убеждения. Все женские и второстепенные персонажи, не носители идей, отброшены.
Сцена похожа на чердак. Балки, поддерживающие потолок, сломанные деревянные стулья, аквариумы и бутылки, будто специально поставленные, чтобы в них капала вода через протекающую крышу. Все в полутьме. И обитают на чердаке этом пять героев, рассуждающие о гуманизме, вере и будущем России. Кажется, их там забыли уже очень давно.
-
В Москве завершился XIV Международный конкурс артистов балета. Его итоги подводит Анна Гордеева.
Десятидневное соревнование закончилось. Жюри (пятнадцать человек балетных профи из России и дружественных стран, во главе — Юрий Григорович) отработало тяжелые смены (в один из дней показы шли с 11 утра до полуночи), конкурсанты оттанцевали, родители допили свою валерьянку. В подземном Бетховенском зале Большого раздали награды. В списке победителей великих сюрпризов не было, но некоторые неожиданности все-таки случились.
-
«Берегите ваши лица». По мотивам пьесы А. Вознесенского.
Гоголь-центр.
Режиссер Савва Савельев, художник Александра Карпейкина.В Гоголь-центре выпустили спектакль «Берегите ваши лица» по мотивам пьесы Андрея Вознесенского, к которой режиссер Савва Савельев добавил историю Владислава Мамышева-Монро. Какая связь между запрещенным спектаклем Театра на Таганке и скандальным художником, разбиралась Марина Шимадина.
-
XIV Международный конкурс артистов балета в Москве. Второй тур.
Второй тур — главное испытание конкурса, наибольший объем, наибольший отсев. Если после первого тура в соревновании профессиональных артистов оставалось 80% конкурсантов, то в третий выходит уже только 34%. К школьникам жюри было добрее — их теперь осталась половина.
-
«Записки из Мертвого дома». Ф. М. Достоевский.
Краснодарский академический театр драмы.
Режиссер Дмитрий Егоров. Художники Константин Соловьев, Дамир Муратов.В августе 2021 года в Краснодарском театре драмы прошла режиссерская лаборатория по творчеству Достоевского. Один из четырех эскизов уже весной 2022 стал премьерой. Митя Егоров, активно работающий с документальным театром, обратился к «Запискам из Мертвого дома» — тексту о пребывании Достоевского на военной каторге в Омске, и создал свою инсценировку. Получился тихий спектакль о том, как живут на каторге великой страны.
-
Темур Чхеидзе двадцать лет провел в Петербурге, два десятилетия делил себя между Россией и Грузией, Грузией и Россией. И очень много значил для нас.
Когда-то он рассказал мне историю о том, как попал в БДТ. В тот момент просил не печатать. Но позже, в юбилейные дни БДТ, в многолюдной компании, повторил ее с той особенной ирон-трагической интонацией, с такими тягучими «гнусавыми» обертонами, которые, конечно, сейчас не передать...
-
XIV Международный конкурс артистов балета в Москве
Этот конкурс довольно долго считался истинной балетной Олимпиадой. С 1969 года, когда он прошел в первый раз (золотые медали — у двух французов и четырех советских людей, Михаил Барышников тогда еще был «нашим»), в Москву раз в четыре года съезжалась вся балетная планета. В Большом театре встречались виртуозы-кубинцы и надменно изысканные парижане, регулярно увозили медали раскованные (но свято чтящие технику) австралийцы, и в списке лауреатов спокойно вставали рядом артисты ГДР и ФРГ. В конкурсе отражалась вечная история (соперничество московской и петербургской школ) и обновляющаяся реальность балета (подъем азиатских компаний, зазвавших к себе на работу многих отечественных педагогов).
-
«Счастливая Шарлотта». И. Васьковская.
Казанский ТЮЗ.
Режиссер Радион Букаев, художник Надежда Иванова.У Чехова гувернантка Шарлотта ничего не знает о своем происхождении: «А откуда я и кто я — не знаю... Кто мои родители... не знаю!» Ирина Васьковская придумывает своей героине судьбу. Зритель узнает, что происходило с ней до и после событий пьесы Чехова.
-
«Москва — Петушки». В. Ерофеев
Московский детский камерный театр кукол.
Режиссер Игорь Казаков. Художники Екатерина Шиманович, Сергей Ашуха.В Московском детском камерном театре кукол Игорь Казаков поставил хрестоматийный текст Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки». В особенностях этой постановки разбирался Алексей Гончаренко.
-
Так бывает, что спектакль, сочинённый несколько лет назад, вдруг начинает меняться, трансформироваться и обретать новую редакцию. С одной стороны, это уже не премьера, но с другой — хороший повод зафиксировать это изменение. Сегодня в этом ключе Алиса Фельдблюм рассказывает о спектакле «Бабушка» театра «Организмы», поставленный Александром Бянкиным.
-
«В одиночестве хлопковых полей». Б.-М. Кольтес.
Театр «Дайлес» (Рига).
Режиссер Тимофей Кулябин. Художник Олег Головко.Хлопковые поля упоминаются в знаменитой пьесе Бернара-Мари Кольтеса только один раз. Во Франции, да и в Европе вообще, хлопок не растет, возможно, Кольтес видел такие поля в Мексике, во время своей последней в жизни поездки, — в 1989 году по возвращении в Париж он скончался от СПИДа. И эти бескрайние мертвенно-бледные белые поля, сливающиеся на горизонте с белыми облаками, стали для него символом человеческого одиночества и тоски. Красивый образ — и странная пьеса без действия, состоящая из одних бесконечных разговоров как будто ни о чем, восходящая к традиции экзистенциальной французской драмы, современным театром не слишком востребованной. Постановка ее — рискованный эксперимент, на который отважился Тимофей Кулябин с двумя актерами — Ингеборгой Дапкунайте и Джоном Малковичем.
-
«Озор». Е. Августеняк. В рамках XXIII международного театрального фестиваля «Радуга»
Мирнинский театр (г. Мирный, Республика Саха).
Режиссер, художник — Елизавета Бондарь.После спектакля требуется выдох. Снять напряжение, сбросить физическое дрожание тела, выпрямить позвоночник. Как Спирьке — Михаилу Гончарову в середине второй или третьей сцены. Вот он наш герой — вывернут животом наружу, позвоночник в себя, покачивается на нем, как тряпичная кукла на шесте и вид такой задорный, нос задрал, хорош гусь. Стоит, покачивается. Качается тело, колышутся руки в одном движении, еще чуть — и в плясовую пойдет. Но нет. Нет больше движения, нет следующего шага, застыл в петле повтора, всегда одно движение и нет ничего другого.
-
«Месяц в деревне». И. С. Тургенев.
Донской театр драмы и комедии им. В. Ф. Комиссаржевской (Казачий драматический театр, Новочеркасск).
Режиссер Наталья Людскова, художник Анастасия ГлебоваСобственно, мы не стали свидетелями целого месяца, в течение которого молодой учитель Алексей Беляев был «взят на кондицию» в деревенское имение Ислаевых. Перед нами прошли события трех дней: в самый тугой узел завязанные человеческие отношения и стремительная их развязка. Но персонажи принесли с собой на сцену предысторию этих отношений. И, прежде всего, Наталья Петровна.
-
В Культурном центре «Онежский» Головинского района Москвы прошел седьмой Международный фестиваль современного театра «Наш кислород». Организованный режиссером Оксаной Погребняк, фестиваль обычно проходил в Белгороде, но в этом году выселенная со своей площадки «Новая сцена — 2» решила провести фестиваль в столице.
-
«Эшелон». М. Рощин.
Театр «Мастерская».
Режиссер Наталия Лапина, художник Николай Слободяник.Пожелай мне удачи... ты, любимая, знаю, не спишь... синенький скромный платочек... бери шинель, пошли домой...
Нескончаемая война, вечная память о ней в песнях, даже когда ее нет, а сейчас она идет... Все — эхо: давай закурим, товарищ, по одной... до свидания, мальчики...
Изящнейшая хоровая полифония пролога, сочиненная Евгенией Натановой, — с секундными отсылами к песням войны — выращена из немоты: парень в белом исподнем (он станет потом персонажем по имени Глухонемой) повторяет, сопровождая слова сурдопереводом: «Я посвящаю эту пьесу моей матери. Я посвящаю эту пьесу моей матери». Ритмический рефрен Михаила Рощина — Михаила Гаврилова и ритмический речитатив, в который превращены первые ремарки пьесы, перерастает в музыкальное многоголосье. Стоящие спиной к залу женские фигуры в лучах света — пока не лица, а фигуры, хор, эхо друг друга и военных песен разных эпох. Потому что война нескончаема и пожелай мне удачи-и у детской кроватки-слетает желтый лист-бери шинель-темная ночь...
-
Сегодня на основной сцене Санкт-Петербургского Театра юного зрителя им. А. А. Брянцева спектаклем Камы Гинкаса «Отец Сергий» (Театр МТЮЗ) открывается XXIII Международный театральный фестиваль «Радуга». В нашем блоге об этом спектакле рассказывала Наталия Каминская. Отправляем всех заинтересованных к этой статье, из которой можно узнать, уходит ли от человеческой скверны Стива Касатский и удаётся ли ему побороть соблазны, разрывающие его плоть и сознание.
-
«Бесприданница». По пьесе А. Н. Островского. Музыка А. П. Петрова и О. А. Петровой.
Иркутский музыкальный театр им. Н. М. Загурского.
Автор либретто и режиссер Нина Чусова, художник Евгения Швец, дирижер Виктор Олин.Вот уже много лет история Ларисы Огудаловой ассоциируется у широкой публики прежде всего с романсами, написанными Андреем Петровым для знаменитого фильма Эльдара Рязанова. Состоявшаяся на берегах Ангары постановка «Бесприданницы» в жанре мюзикла ожидания публики оправдывает — романсы на месте. Но в цельный спектакль историю превращает работа Ольги Петровой (дочери композитора), дописавшей музыкальный текст, и работа профессиональной и слаженной команды постановщиков. Режиссер и либреттист Нина Чусова, автор стихов Дмитрий Константинов, дирижер Виктор Олин нашли оптимальный баланс между музыкой и драматическим действием.
-
«Промозглым и заснеженным петербургским маем я села в поезд, отходивший с Московского вокзала, и через пятьдесят два часа оказалась в городе, очень белом и очень зеленом, где уже отцвели каштаны и по берегам широкой реки ходили красивые, истомленные воистину июльским солнцем люди в светлой одежде, с тоской взиравшие на таблички с надписями: „Купаться запрещено“. Город звался Омском, а река Иртышом. А в центре города на горке стоял Омский драматический театр, куда с 14 по 20 мая на фестиваль под названием „Будущее театральной России“ (БТР) съехались студенты театральных вузов из Саратова, Красноярска, Новосибирска, Ярославля, Екатеринбурга и Иркутска, а также режиссеры из множества городов России от Норильска до Туапсе...» Так в далеком 2001 году писала в «ПТЖ» студентка Таня Джурова. Вместе с однокурсником Митей Егоровым они тогда придумали и издавали газету «Отсебятина»...
Все 20 лет студенты-театроведы ездили на БТР (уже давно — в Ярославль), и название не смущало их. Наоборот, было в этом что-то ельцинско-демократическое: по театральному бездорожью — в БТРе...
В этом году, как только пришла пора ехать, — первое, от чего вздрогнули авторы будущей «Отсебятины», — название. БТР — это теперь немножко страшно, коннотации и контекст поменялись кардинально...
-
О XIX Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин»
В разных городах России есть фестивали театра для юных зрителей, но, тем не менее, именно «Арлекин» в Петербурге аккумулирует все возможности большого серьезного форума и удерживает позицию главного фестиваля театрального искусства для детей и подростков (сегодня самый сложный возрастной сегмент — тинэйджеры — стал важнейшей целевой аудиторией).
комментарии