Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • НАДЯ И БЕСЫ

    «Post Scriptum».
    Новый Рижский театр.
    Режиссер Алвис Херманис.

    В Новом Рижском театре состоялась премьера спектакля Post Scriptum — эту историю создали и воплотили на сцене Алвис Херманис и Чулпан Хаматова.

    ...В зеркале сцены вырезан прямоугольник: в нем комната, худенькая седая женщина сидит перед старым телевизором. Если смотреть из зала, получается такой телевизор в телевизоре. А на экране транслируется ставший сегодня популярным в сети выпуск передачи «В нашу гавань заходили корабли», где работница цирка исполняет свою версию песни «Голубой вагон»: «Медленно ракета уплывает вдаль, встречи с нею ты уже не жди, и хотя Америки немного жаль, у Китая это впереди». .

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • ПЯТЬ ЧЕРНЕНЬКИХ ЧУМАЗЕНЬКИХ ЧЕРТЯТ

    «Бесы». Ф. Достоевский. Драматург К. Никитина.
    Санкт-Петербургский Городской театр.
    Режиссер Федор Климов, сценография и костюмы Мария Медведева.

    Режиссер Федор Климов выбрал для постановки романа «Бесы» линии Ставрогина, Верховенских, Шатова и Кириллова. Его интересуют их идеология, теории, убеждения. Все женские и второстепенные персонажи, не носители идей, отброшены.

    Сцена похожа на чердак. Балки, поддерживающие потолок, сломанные деревянные стулья, аквариумы и бутылки, будто специально поставленные, чтобы в них капала вода через протекающую крышу. Все в полутьме. И обитают на чердаке этом пять героев, рассуждающие о гуманизме, вере и будущем России. Кажется, их там забыли уже очень давно.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СЕСТРАМ — ПО СЕРЬГАМ, БРАТЬЯМ — ПО ГРАМОТКАМ

    В Москве завершился XIV Международный конкурс артистов балета. Его итоги подводит Анна Гордеева.

    Десятидневное соревнование закончилось. Жюри (пятнадцать человек балетных профи из России и дружественных стран, во главе — Юрий Григорович) отработало тяжелые смены (в один из дней показы шли с 11 утра до полуночи), конкурсанты оттанцевали, родители допили свою валерьянку. В подземном Бетховенском зале Большого раздали награды. В списке победителей великих сюрпризов не было, но некоторые неожиданности все-таки случились.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ГОГОЛЬ-ЦЕНТР» СОХРАНИЛ ЛИЦО

    «Берегите ваши лица». По мотивам пьесы А. Вознесенского.
    Гоголь-центр.
    Режиссер Савва Савельев, художник Александра Карпейкина.

    В Гоголь-центре выпустили спектакль «Берегите ваши лица» по мотивам пьесы Андрея Вознесенского, к которой режиссер Савва Савельев добавил историю Владислава Мамышева-Монро. Какая связь между запрещенным спектаклем Театра на Таганке и скандальным художником, разбиралась Марина Шимадина.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДЕНЬ НЫНЕШНИЙ И ДЕНЬ МИНУВШИЙ

    XIV Международный конкурс артистов балета в Москве. Второй тур.

    Второй тур — главное испытание конкурса, наибольший объем, наибольший отсев. Если после первого тура в соревновании профессиональных артистов оставалось 80% конкурсантов, то в третий выходит уже только 34%. К школьникам жюри было добрее — их теперь осталась половина.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ...И ОТ ТЮРЬМЫ

    «Записки из Мертвого дома». Ф. М. Достоевский.
    Краснодарский академический театр драмы.
    Режиссер Дмитрий Егоров. Художники Константин Соловьев, Дамир Муратов.

    В августе 2021 года в Краснодарском театре драмы прошла режиссерская лаборатория по творчеству Достоевского. Один из четырех эскизов уже весной 2022 стал премьерой. Митя Егоров, активно работающий с документальным театром, обратился к «Запискам из Мертвого дома» — тексту о пребывании Достоевского на военной каторге в Омске, и создал свою инсценировку. Получился тихий спектакль о том, как живут на каторге великой страны.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПАМЯТИ ТЕМУРА ЧХЕИДЗЕ

    Темур Чхеидзе двадцать лет провел в Петербурге, два десятилетия делил себя между Россией и Грузией, Грузией и Россией. И очень много значил для нас.

    Когда-то он рассказал мне историю о том, как попал в БДТ. В тот момент просил не печатать. Но позже, в юбилейные дни БДТ, в многолюдной компании, повторил ее с той особенной ирон-трагической интонацией, с такими тягучими «гнусавыми» обертонами, которые, конечно, сейчас не передать...

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • ИГРЫ ДОБРОЙ ВОЛИ

    XIV Международный конкурс артистов балета в Москве

    Этот конкурс довольно долго считался истинной балетной Олимпиадой. С 1969 года, когда он прошел в первый раз (золотые медали — у двух французов и четырех советских людей, Михаил Барышников тогда еще был «нашим»), в Москву раз в четыре года съезжалась вся балетная планета. В Большом театре встречались виртуозы-кубинцы и надменно изысканные парижане, регулярно увозили медали раскованные (но свято чтящие технику) австралийцы, и в списке лауреатов спокойно вставали рядом артисты ГДР и ФРГ. В конкурсе отражалась вечная история (соперничество московской и петербургской школ) и обновляющаяся реальность балета (подъем азиатских компаний, зазвавших к себе на работу многих отечественных педагогов).

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СЧАСТЛИВАЯ ШАРЛОТТА

    «Счастливая Шарлотта». И. Васьковская.
    Казанский ТЮЗ.
    Режиссер Радион Букаев, художник Надежда Иванова.

    У Чехова гувернантка Шарлотта ничего не знает о своем происхождении: «А откуда я и кто я — не знаю... Кто мои родители... не знаю!» Ирина Васьковская придумывает своей героине судьбу. Зритель узнает, что происходило с ней до и после событий пьесы Чехова.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • А ВЕНЯ ВЫЙДЕТ?

    «Москва — Петушки». В. Ерофеев
    Московский детский камерный театр кукол.
    Режиссер Игорь Казаков. Художники Екатерина Шиманович, Сергей Ашуха.

    В Московском детском камерном театре кукол Игорь Казаков поставил хрестоматийный текст Венедикта Ерофеева «Москва —  Петушки». В особенностях этой постановки разбирался Алексей Гончаренко.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НАДЕЖДА БЯНКСИ

    Так бывает, что спектакль, сочинённый несколько лет назад, вдруг начинает меняться, трансформироваться и обретать новую редакцию. С одной стороны, это уже не премьера, но с другой — хороший повод зафиксировать это изменение. Сегодня в этом ключе Алиса Фельдблюм рассказывает о спектакле «Бабушка» театра «Организмы», поставленный Александром Бянкиным.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • В ПОЛЯХ СМЕРТИ И НЕСЧАСТЬЯ

    «В одиночестве хлопковых полей». Б.-М. Кольтес.
    Театр «Дайлес» (Рига).
    Режиссер Тимофей Кулябин. Художник Олег Головко.

    Хлопковые поля упоминаются в знаменитой пьесе Бернара-Мари Кольтеса только один раз. Во Франции, да и в Европе вообще, хлопок не растет, возможно, Кольтес видел такие поля в Мексике, во время своей последней в жизни поездки, — в 1989 году по возвращении в Париж он скончался от СПИДа. И эти бескрайние мертвенно-бледные белые поля, сливающиеся на горизонте с белыми облаками, стали для него символом человеческого одиночества и тоски. Красивый образ — и странная пьеса без действия, состоящая из одних бесконечных разговоров как будто ни о чем, восходящая к традиции экзистенциальной французской драмы, современным театром не слишком востребованной. Постановка ее — рискованный эксперимент, на который отважился Тимофей Кулябин с двумя актерами — Ингеборгой Дапкунайте и Джоном Малковичем.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ПЕТЛЯ ПОВТОРА

    «Озор». Е. Августеняк. В рамках XXIII международного театрального фестиваля «Радуга»
    Мирнинский театр (г. Мирный, Республика Саха).
    Режиссер, художник — Елизавета Бондарь.

    После спектакля требуется выдох. Снять напряжение, сбросить физическое дрожание тела, выпрямить позвоночник. Как Спирьке — Михаилу Гончарову в середине второй или третьей сцены. Вот он наш герой — вывернут животом наружу, позвоночник в себя, покачивается на нем, как тряпичная кукла на шесте и вид такой задорный, нос задрал, хорош гусь. Стоит, покачивается. Качается тело, колышутся руки в одном движении, еще чуть — и в плясовую пойдет. Но нет. Нет больше движения, нет следующего шага, застыл в петле повтора, всегда одно движение и нет ничего другого.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • АРЬЕРГАРД УСТАЛ

    «Месяц в деревне». И. С. Тургенев.
    Донской театр драмы и комедии им. В. Ф. Комиссаржевской (Казачий драматический театр, Новочеркасск).
    Режиссер Наталья Людскова, художник Анастасия Глебова

    Собственно, мы не стали свидетелями целого месяца, в течение которого молодой учитель Алексей Беляев был «взят на кондицию» в деревенское имение Ислаевых. Перед нами прошли события трех дней: в самый тугой узел завязанные человеческие отношения и стремительная их развязка. Но персонажи принесли с собой на сцену предысторию этих отношений. И, прежде всего, Наталья Петровна.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДЫШИТ МОСКВА

    В Культурном центре «Онежский» Головинского района Москвы прошел седьмой Международный фестиваль современного театра «Наш кислород». Организованный режиссером Оксаной Погребняк, фестиваль обычно проходил в Белгороде, но в этом году выселенная со своей площадки «Новая сцена — 2» решила провести фестиваль в столице.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТРЯСЯСЬ В ПРОКУРЕННОМ ВАГОНЕ

    «Эшелон». М. Рощин.
    Театр «Мастерская».
    Режиссер Наталия Лапина, художник Николай Слободяник.

    Пожелай мне удачи... ты, любимая, знаю, не спишь... синенький скромный платочек... бери шинель, пошли домой...

    Нескончаемая война, вечная память о ней в песнях, даже когда ее нет, а сейчас она идет... Все — эхо: давай закурим, товарищ, по одной... до свидания, мальчики...

    Изящнейшая хоровая полифония пролога, сочиненная Евгенией Натановой, — с секундными отсылами к песням войны — выращена из немоты: парень в белом исподнем (он станет потом персонажем по имени Глухонемой) повторяет, сопровождая слова сурдопереводом: «Я посвящаю эту пьесу моей матери. Я посвящаю эту пьесу моей матери». Ритмический рефрен Михаила Рощина — Михаила Гаврилова и ритмический речитатив, в который превращены первые ремарки пьесы, перерастает в музыкальное многоголосье. Стоящие спиной к залу женские фигуры в лучах света — пока не лица, а фигуры, хор, эхо друг друга и военных песен разных эпох. Потому что война нескончаема и пожелай мне удачи-и у детской кроватки-слетает желтый лист-бери шинель-темная ночь...

    Читать дальше | Комментарии 6 комментариев
  • В ТЮЗе ОТКРЫВАЕТСЯ ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ «РАДУГА»

    Сегодня на основной сцене Санкт-Петербургского Театра юного зрителя им. А. А. Брянцева спектаклем Камы Гинкаса «Отец Сергий» (Театр МТЮЗ) открывается XXIII Международный театральный фестиваль «Радуга». В нашем блоге об этом спектакле рассказывала Наталия Каминская. Отправляем всех заинтересованных к этой статье, из которой можно узнать, уходит ли от человеческой скверны Стива Касатский и удаётся ли ему побороть соблазны, разрывающие его плоть и сознание.

    Читать дальше | Комментарии
  • ОСТРОВСКИЙ ОТ ВОЛГИ ДО АНГАРЫ

    «Бесприданница». По пьесе А. Н. Островского. Музыка А. П. Петрова и О. А. Петровой.
    Иркутский музыкальный театр им. Н. М. Загурского.
    Автор либретто и режиссер Нина Чусова, художник Евгения Швец, дирижер Виктор Олин.

    Вот уже много лет история Ларисы Огудаловой ассоциируется у широкой публики прежде всего с романсами, написанными Андреем Петровым для знаменитого фильма Эльдара Рязанова. Состоявшаяся на берегах Ангары постановка «Бесприданницы» в жанре мюзикла ожидания публики оправдывает — романсы на месте. Но в цельный спектакль историю превращает работа Ольги Петровой (дочери композитора), дописавшей музыкальный текст, и работа профессиональной и слаженной команды постановщиков. Режиссер и либреттист Нина Чусова, автор стихов Дмитрий Константинов, дирижер Виктор Олин нашли оптимальный баланс между музыкой и драматическим действием.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТЕАТРОВЕДЫ В БТРе

    «Промозглым и заснеженным петербургским маем я села в поезд, отходивший с Московского вокзала, и через пятьдесят два часа оказалась в городе, очень белом и очень зеленом, где уже отцвели каштаны и по берегам широкой реки ходили красивые, истомленные воистину июльским солнцем люди в светлой одежде, с тоской взиравшие на таблички с надписями: „Купаться запрещено“. Город звался Омском, а река Иртышом. А в центре города на горке стоял Омский драматический театр, куда с 14 по 20 мая на фестиваль под названием „Будущее театральной России“ (БТР) съехались студенты театральных вузов из Саратова, Красноярска, Новосибирска, Ярославля, Екатеринбурга и Иркутска, а также режиссеры из множества городов России от Норильска до Туапсе...» Так в далеком 2001 году писала в «ПТЖ» студентка Таня Джурова. Вместе с однокурсником Митей Егоровым они тогда придумали и издавали газету «Отсебятина»...

    Все 20 лет студенты-театроведы ездили на БТР (уже давно — в Ярославль), и название не смущало их. Наоборот, было в этом что-то ельцинско-демократическое: по театральному бездорожью — в БТРе...

    В этом году, как только пришла пора ехать, — первое, от чего вздрогнули авторы будущей «Отсебятины», — название. БТР — это теперь немножко страшно, коннотации и контекст поменялись кардинально...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • МЕСТО ДЕЙСТВИЯ — ПАМЯТЬ

    О XIX Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин»

    В разных городах России есть фестивали театра для юных зрителей, но, тем не менее, именно «Арлекин» в Петербурге аккумулирует все возможности большого серьезного форума и удерживает позицию главного фестиваля театрального искусства для детей и подростков (сегодня самый сложный возрастной сегмент — тинэйджеры — стал важнейшей целевой аудиторией).

    Читать дальше | Комментарии (0)