Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

13 июня 2022

СЕСТРАМ — ПО СЕРЬГАМ, БРАТЬЯМ — ПО ГРАМОТКАМ

В Москве завершился XIV Международный конкурс артистов балета. Его итоги подводит Анна Гордеева.

Десятидневное соревнование закончилось. Жюри (пятнадцать человек балетных профи из России и дружественных стран, во главе — Юрий Григорович) отработало тяжелые смены (в один из дней показы шли с 11 утра до полуночи), конкурсанты оттанцевали, родители допили свою валерьянку. В подземном Бетховенском зале Большого раздали награды. В списке победителей великих сюрпризов не было, но некоторые неожиданности все-таки случились.

1. Мария Ильюшкина (Первая премия) и Никита Корнеев (Третья премия). Па-де-де Обера. Мариинский театр.
Фото — архив конкурса.

Неназванным (но очевидным) победителем стала петербургская школа. Прежде всего, собственно Академия русского балета. В финал по младшей группе вышли все семь ее учеников, заявлявшихся на конкурс, — пять девушек и два парня. Девчонки вообще заняли весь «сольный» пьедестал (артисты, выступающие в одиночку и в парах, претендуют на разные комплекты наград). Первое место — у Марии Кошкаревой (второкурсница, ученица знаменитого педагога Людмилы Ковалевой, что «вручила» в свое время Мариинке Диану Вишневу, а Большому театру — Ольгу Смирнову). Быстрая, веселая, виртуозная танцовщица свободно чувствует себя и церемонной принцессой Авророй, и бойкой крестьянкой Сванильдой. Был лишь один момент на конкурсе, когда показалось, что «золото» от нее уйдет — слишком эстрадно-кабаретный современный номер «Маэстро» (хореограф Мария Конрад), где артистка жеманничала во фраке с дирижерской палочкой в руках. Но поскольку глупости в современной программе воспроизводили практически все участники конкурса, на результате «Маэстро» все же не сказался. Меж тем неделю назад юная танцовщица стала стажеркой Мариинского театра — чего в свое время не было предложено даже Диане Вишневой. Видимо, руководитель балетной труппы театра Юрий Фатеев понял, что девушку надо удерживать, иначе переманят в Большой.

Ее коллеги — Ярославна Куприна и Камила Султангареева — заняли второе и третье места соответственно. У Ярославны имя пишется именно так — и нам предстоит запомнить это, а затем и привыкнуть. Она также второкурсница, но учится у Юлии Касенковой (что сама еще недавно славно танцевала на сцене Мариинского). Ярославна воспроизводила на сцене Большого фирменный петербургский стиль — аккуратное, спокойное движение с естественной значительностью в каждом па. Камила Султангареева (первый курс, ученица Ирины Желонкиной) даже в «классической» части взяла вариацию не то чтобы классическую — Наины из «Руслана и Людмилы» в хореографии Андрея Петрова. В танце стало понятно, почему — студентке (и ее педагогу?) хотелось подчернуть «восточность» пластики, свободное владение и этим языком. Что ж, «восточные» руки у Камилы получились отлично, но общая невнятность хореографии, видимо, сыграла против девушки, потому — только «бронза». Второкурсницы Софья Валиуллина (ученица Ковалевой) и Ангелина Карамышева (ученица Касенковой) вышли в финал конкурса, но мест на пьедестале им не хватило: у Валиуллиной диплом, у Карамышевой — грамота.

Дмитрий Смилевски (Первая премия). Вариация Базиля из балета «Дон Кихот» (Большой театр).
Фото — архив конкурса.

Грамоты — нововведение этого года: такое же признание почетного факта выхода в финал, но к ней не добавляют денег. Грамоты еще вручены истовой якутянке Алисии Пак (очень хочется, чтобы она не «застревала» на территории классики, где работает грамотно, но — в числе многих, а смогла осуществить карьеру в современном балете, чтобы нашелся хореограф, влюбившийся в ее отчаянное и бесстрашное дарование) и минчанке Анастасии Ярмош (ставшей впечаляющей Избранницей в «Весне священной» на втором туре). Пока что грамоты кажутся не слишком справедливым изобретением, дипломы всем финалистам были честнее.

Две замечательные юные танцовщицы из Перми — Валерия Кузнецова (ученица Елены Щегловой) и Дарья Чугунова (ученица Ирины Козынцевой) дружно утверждали в танце, что балет — это не взятие зрителя штурмом, а парение меж воздушных струй. Петербургским девушкам они соперницами не были, потому что выступали в дуэтах. Второе и третье место соответственно. Первое же место в дуэтах младшей группы жюри почему-то решило не присуждать. А среди танцовщиков младшей группы в лауреатах «за дуэт» и вовсе оказался только один герой — Рома Гуделев из Беларуси взял второе место, первое и третье не присуждали. Это очень понятно: в младшей группе дуэтов вообще было очень немного, все-таки мальчишкам «до восемнадцати» слишком часто сложно поднять и удержать в воздухе партнершу. Зато среди конкурсантов соло соревнование было впечатляющим. Первую премию взял студент 2 курса московской школы Макар Михалкин (ученик Михаила Шаркова) — внятно транслировавший в танце страдания Альберта и безупречно отстраненно воспроизведший вариацию Зигфрида. Студенты АРБ поделили второе место — жюри в равной степени оценило второкурсников Луку Добоша (ученика Николая Цискаридзе) и Тайгу Кодама-Помфрета (ученик Алексея Ильина). Даже в сложные ковидные, а затем спецоперационные времена российский балет продолжает притягивать учеников-фанатов со всего мира — и эти лауреаты выступали под знаменами Румынии и Великобритании. (И да, уроженца Оксфорда зовут Тайга; но ударение на первом слоге). Третью же премию поделили славный принц из Якутии Иван Одинцов и не менее славный виртуоз из Кореи Чхон Чжон.

Мария Кошкарева (Первая премия). Монолог Ширин из балета «Легенда о любви» (АРБ).
Фото — архив конкурса.

В старшей группе все сложнее, соревнование было значительно более напряженным, выбор богат, и имя каждой лауреатки точно еще не раз прозвучит в истории балета. Первая премия в дуэте — Мария Ильшкина из Мариинского театра (абсолютные удачи в па-де-де Обера и в «Раймонде»; довольно же схематичное исполнение дуэта из «Легенды о любви», кажется, стоило танцовщице гран-при. Впрочем, эти безнадежные выгибания мучающейся неутоленной плотью царицы определенно не для юных танцовщиц). Ее партнер Никита Корнеев, с самого начала конкурса ушедший в тень артистки, получил третью премию — должно быть, за верность принципам. Вторая премия — у красноярской примы Елены Свинко (веселость и отличное чувство стиля, и понимание отличия стиля от стилизации). Ее партнер Марчелло Пелиццони был удостоен лишь диплома. Также вторую премию получила Аманда Гомес, а ее партнер Вагнер де Карвальо — первую: жюри оценило трудолюбие и простодушный азарт бразильцев, работающих в Казани (учились они в свое время в бразильской школе Большого балета, открытой Владимиром Васильевым). Третья премию поделена меж артистками, что в любом другом соревновании могли бы претендовать на высшие награды: Камила Исмагилова из Астрахани и Лири Вакабаяси из Челябинска в равной степени понимают что есть классика и что есть актерская игра в классике. Их партнерам — Субедею Дангыту и Кубанычу Шамакееву достались вторая и третья премия соответственно, и это ровно тот случай, когда, вспоминая, как прорезали пространство, связывались в узлы и легко приземлялись танцовщики, хочется воскликнуть «место должно быть выше!»

При всем многообразии талантов, участвовавших в конкурсе, первую премию в разделе «женщины соло» не присудили. Вторую поделили Малика Ельчибаева из Казахстана (превратившая Кармен в раскованную пэтэушницу, что теоретически возможно по смыслу персонажа, но не по балету Алонсо) и Анастасия Смирнова из Михайловского театра, представившая публике и летучую обаятельную Китри и замечательно воинственную Лауренсию. А третья премия была поделена между грамотной, выполнявшей все па с истовой сосредоточенностью кореянкой Юджин Ким и довольно неубедительно игравшей в имперский стиль студенткой школы Эйфмана Екатериной Варламовой (если студентам больше 18-ти, они попадают в старшую группу). Мужчины, соревновавшиеся соло, встали как на подбор, плечом к плечу: грация и отвага. Первая премия у солиста Большого Дмитрия Смилевски, вторая — у работающего в Баварском балете Дмитрия Выскубенко, третья — у мариинского артиста Маскима Изместьева. Он, как и его коллега Руслан Стенюшкин, удостоенный диплома, пока служит в кордебалете и исполняет мелкие сольные партии — и конкурс стал очевидной проверкой на способность собирать внимание на себя. Оба парня испытание выдержали — и можно надеяться, что это пригодится им в карьере. Также дипломы у монгольского принца Мунхжина Улзийжаргала и принца казахского Богдана Вербового; и вот тут мы подойдем к двум главным несправделивостям конкурса.

Аманда Гомес (Вторая премия) и Вагнер де Карвальо (Первая премия). Адажиз из балета «Спартак» (Татарский театр оперы и балета).
Фото — архив конкурса.

Во-первых, жюри не пропустило в третий тур новосибирскую пару Анастасию и Артема Пугачевых, чей резной, ажурный, правильно-фарфоровый танец без усилий переносил нас в эпоху, когда сам Петипа приходил на свои репетиции. А во-вторых, лишь грамота досталась работающему в Екатеринбурге японцу Томохе Терада. Человеку, что за все выступления на конкурсе не «накосячил» нигде. Безупречный старт — безупречный полет — безупречные трюки в полете — образцовое приземление. Его герои не воевали с пространством, оно само давало ему путь; истории Солора и Базиля, Бога ветра и Актеона — это истории побед. (Некоторым персонажам потом за них придется дорого заплатить, но они еще этого не знают). И вот за серию упоительно ярких побед — лишь грамота? Отчаянная несправедливость.

Гран-при не присудили никому. Так бывает — за четырнадцать конкурсов в истории его вручали лишь четырежды. Непремиальные итоги конкурса (кого из артистов куда утащат какие театры) мы будем наблюдать уже в начале сезона. Трансферы бывают всегда — и тогда директора театров, у которых украли артистов, начинают проклинать состязание последними словами и клясться, что в следующий раз никуда никого не отпустят. Но проходит четыре года и… Следующий конкурс — в 2026.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога