Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

27 мая 2022

ДЫШИТ МОСКВА

В Культурном центре «Онежский» Головинского района Москвы прошел седьмой Международный фестиваль современного театра «Наш кислород». Организованный режиссером Оксаной Погребняк, фестиваль обычно проходил в Белгороде, но в этом году выселенная со своей площадки «Новая сцена — 2» решила провести фестиваль в столице.

Сцена из спектакля «Горка».
Фото — архив фестиваля.

В обширную программу фестиваля вошло 15 спектаклей. Оксана Погребняк храбро взялась за неподнятую целину: решившись продолжить фестиваль в новом городе без каких-либо средств, она собрала спектакли из регионов и малоизвестные столичные театры и привела их к нетеатральной окраине, заставив местного жителя (с восторгом или ужасом) задыхаться от переизбытка театрального кислорода, к тому же исключительно по современной драматургии, и расширять собственную театральную карту страны. Особенно активно дышать одним воздухом с театром шли дети на спектакль «Аистенок и Пугало» Нижнетагильского «Маленького театра» (режиссер Татьяна Захарова) — место для таких спектаклей более чем подходящее, вокруг детские сады, школы… А вот серьезный взрослый зритель тянулся в театр неохотно и с опаской, некоторые местные мастодонты даже умудрялись удивленно спросить: «А это что тут, театр что ли есть?»

В эти три дня театр не только был, но существовал во всех своих формах единовременно. Участие принимали не только профессиональные театры, но и любительские, народные, в том числе детские театральные студии, а также шло освоение нетеатральных пространств в прямом смысле этого слова — спектакль в автобусе нижегородского «Нетеатра» (режиссер Дмитрий Сухотерин).

Два спектакля были посвящены сильной личности в борьбе с обстоятельствами жизни. Чебоксарский Камерный театр представил спектакль «Три жизни Айседоры Дункан» самой Оксаны Погребняк. Три хрупкие девушки поочередно и вместе не только рассказывают жизнь своей героини, но и протанцовывают ее. Главной особенностью спектакля стало перенесение исторического образа в современные формы: танец Дункан, протянутый связующей нитью между этапами жизни танцовщицы, не пытается мимикрировать под аутентичные движения. Театр находит слияние трех жизненных линий Дункан (танец, любимые мужчины, дети) в контемпорари, дополняя его минималистичными образами, созданными из полиэтилена. Свободное, воздушное движение тела, подобное волне, неумолимо сталкивается с такой же воздушной, но удушающей материей.

Сцена из спектакля «Стражи Тадж-Махала».
Фото — архив фестиваля.

Документальный спектакль «Скажи, что ты меня любишь» («Центр Контемпорари», Санкт-Петербург — Мадрид, режиссер Валентина Вамбольт) — о любви Марлен Дитрих и Эриха Марии Ремарка на фоне военных событий. За экстравагантным образом роковой женщины скрываются душевные метания, безграничная любовь к Ремарку и боль за свою страну в безумии войны, где ее воспринимают врагом народа. «Режиссер сказал мне однажды: „Покажите мне настоящую Марлен!“ „А кто такая Марлен?“ — спросила я его. Он ответил: „Я не знаю“».

Важной частью фестиваля стало участие нескольких молодежных студий. Педагоги дали подросткам художественное пространство для высказывания на остросоциальные темы современным языком. Поэтично стилизованная под эстетику Тима Бертона «Колибри-печаль» (театр «Птица», Ижевск, режиссер Светлана Шанская) и технологичный апокалипсис-потоп «Песочница с вайфаем» («Дети райка», Москва, режиссер Михаил Быков) раскрывают мир взрослых глазами ребенка в мрачных красках. Сумасшествие и моральная глухота родителей, замена портрета Цветаевой в классе на портрет президента — различные вариации взрослого мира, который всегда оборачивается катастрофой непонимания. В основу спектакля «Прозрачные» («Театральное Пространство Свободы», Челябинск, режиссер Алексей Тетюев) легла серия монологов, написанных самими юными исполнителями. Не обращаясь к мертвой букве чужого текста, в стерильно белом пространстве подростки делятся своими действительно личными переживаниями и самыми яркими воспоминаниями из жизни (спектр тем широк: от истории первого страха и самого счастливого дня до монолога-крика об одиночестве в обществе), а «Иногда плохие вещи случаются с хорошими людьми» (театр-студия «Горошины», Санкт-Петербург, режиссер Евгения Латонина) повествует о депрессии мальчика-инвалида. Считывается тенденция говорить серьезно и о серьезном на поле подростковых спектаклей и спектаклей для детей.

Сцена из спектакля «Руфь».
Фото — архив фестиваля.

Но особенно откликались в зрителях спектакли, где можно было вычитать остро поставленный вопрос о жизни последнего времени. В абсурдистском спектакле «Горка» Мичуринского драматического театра (режиссер Сергей Холкин) детский сад превращается в концлагерь с сиреной и жуткой заведующей-тираном с молотком в руках, а типичная жизнь еще более типичной воспитательницы Насти оборачивается ночным кошмаром и приводит к самоубийству. На фоне взрослых в костюмах снежинок и оленей, танцующих под сюр-музыку, развивается драма одинокой женщины, полюбившей никому не нужного маленького мальчика-таджика Озода из неблагополучной семьи (обильная бородатость мальчика добавляет абсурда в драматическую ситуацию).

В спектакле «В открытом море» (театр «Наракам», Москва, режиссер Дмитрий Афиногенов) по пьесе Мрожека слаженный ансамбль трех актеров представляет зрителям социальный срез общества: верхушка власти совместно с простаком-народом пытается скинуть с корабля интеллигенцию, а вернее — попросту съесть ее. Приплывающие к плоту остальные персонажи намекают зрителю на условность смоделированной ситуации и отсутствия необходимости в поедании одного из персонажей (потонули-то все вместе), тот же абсурд (не считая квадратных капель) и упоительное любование собственной бессмысленной жертвой мы можем наблюдать в реальном обществе. В черно-бело-красных красках представляет тоталитарное государство Urban Forest Echo (Москва, режиссер Анна Демидова) в спектакле «Стражи Тадж-Махала». Вокруг двух друзей-стражников, отрубивших 40 тысяч рук, мир формируется исключительно пластически — с помощью ладоней. Из ладоней состоят лица глупых начальников, руками-крыльями же летают по сцене птицы джунглей.

Сцена из спектакля «Курьер».
Фото — архив фестиваля.

Неожиданным открытием фестиваля стал спектакль «Руфь» Молодежного экспериментального театра-студии «Сонет» (Вологда, режиссер Любовь Губернаторова). Пианистка-парижанка, отсидевшая в лагерях 35 лет после расстрела мужа-большевика, решает остаться в Советском Союзе несмотря на то, что тоталитарное государство лишило всего не только ее саму, но и всю ее семью. Любовь Губернаторова, исполняющая роль пианистки, удивительно сочетает в своей героине благородство и последствия чудовищной жизни. Почти обездвиженные после тяжелой работы пальцы сжимают «Беломор» над буржуйкой, а горящий проницательный взгляд в этот момент считывает душу каждого присутствующего. Она умна и остра на язык, нежна, обстоятельна и подвержена эмпатии, но одновременно сурова и непреклонна. Образ, создаваемый актрисой, невозможно не полюбить, это пример человека, каких уже практически не осталось («нездешности» героине добавляет мастерски сделанный акцент), она не от мира сего. Беспричинная, но искренняя вера в достоинство человека и высокую миссию спасала ее в самых тяжких испытаниях, к которым можно отнести и отчаянные просьбы племянницы, глупо таращащей глаза, уехать вместе с ней обратно в Париж. Однако главной мыслью спектакля становится победа искусства над страхами и черствостью сердец. Ищущая выгоды племянница все-таки остается рядом с тетей и, слушая ее исполнение, со слезами на глазах снимает парик. Горький катарсис?..

Несмотря на пестроту постановок, в целом общее настроение фестивальных спектаклей сложно назвать сколько-нибудь радужным (чему удивляться в наше время?). Надежда на развитие театра остается и подтверждается вне надежды на жизнь. Даже комичный, несколько беззаботный и остроумный моноспектакль «Курьер» Текст-театра (Санкт-Петербург, режиссер Григорий Печкысев) по сути своей трагичен. Настоящее время существует вне смеха и читается в отсутствии какого-либо жизнеутверждающего финала. Потому что утверждать нечего?

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога