Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • В АРХИВЕ ОПУБЛИКОВАН № 62

    В архиве появился № 62. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
    приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!

    Читать дальше
  • ПОКА НЕ УВЯЛИ ЦВЕТЫ И ЛЕНТЫ

    прими от меня эту рифму-лепту,
    которая, если пройдет сквозь Лету,
    то потому, что пошла с тобою,
    Опередившей меня стопою.

    Иосиф Бродский









    Потом. Наверное, завтра или послезавтра, многие напишут о том, чем стал Вадим Леванов для девочек и мальчиков из Тольятти 10-12-летней давности. Как из одиночества, любви и таланта одного человека в нулевые возникнет город-сад или, как мы его звали — «тольяттинский культурный очаг» с его заводскими окраинами и затопленными городами, с адресом Голосова, 20 — белыми цифрами на черной стене, а в наших душах возникнет «тольяттинский синдром»...

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • «АКАДЕМИЯ ПАНТОМИМЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

    Сборник статей «Академия пантомимы: теория и практика».
    Под редакцией Е. В. Марковой и Т. Ю. Смирнягиной

    Осенью 2010 года в московской Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма состоялась I международная научно-практическая конференция «Пантомима как многофункциональная основа мастерства актера и режиссера театра, эстрады, цирка». За три дня на конференции выступили около тридцати докладчиков (молодые ученые, аспиранты, педагоги-практики российских образовательных учреждений искусства и культуры, зарубежные специалистами-соотечественниками), обратившихся в своих исследованиях к вопросам школы пантомимы, пластической культуры актера и режиссера.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • «КАК СТРАННО МЕНЯЕТСЯ, КАК ОБМАНЫВАЕТ ЖИЗНЬ»

    Дж. Б. Пристли «Время и семья Конвей»
    «Такой театр».
    Режиссер Александр Баргман, художник Анвар Гумаров

    Чеховская строчка, вынесенная в заголовок текста, вертелась в моей голове весь спектакль. Герои Пристли, обманутые жизнью во всех надеждах, могли бы воскликнуть вслед за Андреем Прозоровым из «Трех сестер»: «О, где оно, куда ушло мое прошлое, когда я был молод, весел, умен, когда я мечтал и мыслил изящно, когда настоящее и будущее мое озарялись надеждой?». Правда, их прошлое ушло не безвозвратно: сценически оно оказалось очень близко, в той же самой комнате, за белым легким полотнищем. В композиции заложен временной зигзаг: первый и третий акт пьесы Пристли происходят в один и тот же вечер 1919 года, после окончания войны, зато средний, второй, — спустя два десятка лет, в преддверии уже следующей мировой войны. Герои имеют возможность вернуться в свою молодость, не подозревающую о том, как печальна, неприятна, а в чем-то и отвратительна будет зрелость.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ЛУЧШЕ, ЧЕМ ОН, СКАЗАТЬ НЕ ПОЛУЧИТСЯ

    Юбилей Народного артиста РСФСР Анатолия Равиковича, которому исполнится 75 только завтра, уже набрал обороты: в Театре Комедии, где именинник служит сейчас, эту дату уже успели торжественно отметить. Вот и мы, не дожидаясь наступления 00.00. часов 24 декабря, предоставляем страницу для приветственного слова петербургскому критику, автору ПТЖ Надежде Таршис

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • РШФТ. ПО ТЕКСТАМ БРОДСКОГО…

    «Шесть лет спустя».
    Русская Школа Физического Театра

    На закрытии III Фестиваля neverбальных премьер «Точка отсчета», проходившего с 9 по 18 декабря в музее современного искусства «Эрарта», лофте «Светоч» и на других театральных площадках города, был показан первый спектакль Русской Школы Физического Театра — «Шесть лет спустя».

    Спустя шесть лет после окончания мастерской Г. М. Козлова Максим Диденко совместно с Алисой Олейник основал собственную театральную школу с громким названием «Русская Школа Физического Театра». Задача этого проекта — не только обучить студентов традиционным и авангардным техникам пластического движения, но и попытаться найти новые методы работы с актером.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • С ЮБИЛЕЕМ, ДОРОГАЯ НИНА ИВАНОВНА!

    Сегодня отмечает круглую дату Нина Ивановна Желудова — элегантная и самоотверженная «мама» многих поколений заочников-театроведов СПГАТИ. Ее искренняя улыбка, глубокий мелодичный голос и неизменно приветливый взгляд за пять лет учебы становились для нас неотъемлемыми атрибутами alma mater и гарантом благополучного (хотя, для многих и весьма нескорого) завершения студенческой судьбы.

    Пути новых заочников уже не ведут в тот тесноватый кабинет на четвертом этаже, куда много лет шли непрерывным строем и гордые отличники (ибо всегда радостна встреча с тем, кто искренне рад твоим успехам), и отпетые «хвостоносцы» (ибо ничто так не вдохновляет на преодоление собственной безалаберности, как неистребимая вера в твою способность к ее преодолению), а свой нынешний юбилей Нина Ивановна отмечает дома.

    Поэтому мы поздравляем ее на страницах блога — и призываем присоединиться к нашим поздравлениям всех желающих.

    Дорогая Нина Ивановна!
    От всей души желаем Вам здоровья, долгих радостных лет и всех мыслимых благ.
    От имени благодарных заочников-театроведов —
    любящая Вас редакция ПТЖ

    Читать дальше | Комментарии 9 комментариев
  • ДАР ГОДАРА

    Павел Пряжко «Злая девушка».
    ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
    Режиссер Дмитрий Волкострелов

    Оказавшись в «белой комнате» ТЮЗа, испытываешь секундный шок: вроде на спектакль Волкострелова шел, а тут... Построена настоящая квартира-студия: на кухне работают чайник и микроволновка, из крана льется вода в раковину, на журнальном столике у красного дивана — ваза с тремя килограммами мандаринов, этажерка с журналами и книгами, синий диван, вешалка для одежды. Знай, живи в этом икеевском раю. Актриса Алена Старостина предлагает зрителям чай и мандарины, и вроде мы все — гости, и вроде — привычная жизнь. Но только до первой реплики.

    Читать дальше | Комментарии 35 комментариев
  • ЭХО ВОЙНЫ

    С. Мрожек «Пешком».
    БДТ им. Г. Товстоногова.
    Режиссер Анджей Бубень, художник Эдуард Кочергин

    ...Пьеса Мрожека, впервые поставленная на русской сцене, читается режиссером как притча: люди думают по привычке, что мир будет существовать, но их попытки уютно устроиться — бессмысленны. Каждый пешком идет к своей маленькой цели, сосредоточен на ней, чтобы не видеть этого огромного пугающего космоса, где есть только шинели да громкое эхо войны.

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • НОВЫЙ НОМЕР — № 66

    Вышел в свет № 66 «Петербургского театрального журнала», последний номер 2011 года.
    Следующий год — юбилейный, «ПТЖ» исполнится 20 лет.

    А пока...

    Это номер многочисленных фестивалей. Наши авторы побывали на «Коляда-plays» (Екатеринбург) и фестивале «Реальный театр» (Екатеринбург), на «Пространстве режиссуры» (Пермь) и норильских «Параллелях», на «Северных встречах» в Нижневартовске, фестивале «Sirenos» (Вильнюс), на «Анимо-Квидзын» (Квидзын) и фестивале NET (Москва). В Питере прошел очередной «Балтийский дом» , состоялись фестиваль студенческих спектаклей «Театр XXI века» и Александринский фестиваль. Лица и проблемы этих фестивалей — лицо и проблема этого номера...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • УБИЙСТВО ТИМУРА КАЧАРАВЫ. ШЕСТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

    «Антитела». Драматический сценарий Андрея Совлачкова.
    Петербургская документальная сцена. Театр-фестиваль "Балтийский дом".
    Режиссер Михаил Патласов

    ... После спектакля аплодисментов нет, актеры кланяться не выходят. Это не нужно оглушенному зрителю.

    13 ноября 2005. В Санкт-Петербурге на Лиговском проспекте группой неизвестных убит 20-летний студент СПбГУ Тимур Качарава, сообщает «Фонтанка. ру».

    7 августа 2006. Петербургский суд приговорил четырех подсудимых по делу об убийстве студента-антифашиста Тимура Качаравы к срокам от двух до 12 лет лишения свободы.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • ИГРАЕМ ГОРЬКОГО

    М. Горький «Дачники».
    Театр Поколений.
    Постановка — Эберхард Келер, Кристофер Баррека, Данила Корогодский.
    Художник Джеффри Айзенман

    В спектакль «Дачники» мы попадаем без разбега, сразу же оказываемся в гуще кипящих страстей, в сердцевине клубка взаимоотношений: все уже давно началось, хотя нам еще и непонятно, кто здесь кто. Не только кто кого играет, кому кем приходится, но и кто здесь актер, а кто зрители. Нет ни сцены, ни зрительного зала, ни дачи, ни лета. Есть пространство театра, есть страшноватое и многофункциональное помещение на Лахтинской 25 А, есть стулья (не театральные, а пластиковые, как в дешевых уличных кафешках), расставленные рядами, и люди в сегодняшних одеждах. Они прямо с места что-то выкрикивают, о чем-то спорят, ссорятся, и не сразу понятно — это маловоспитанные зрители, или уже герои Горького. Оказывается, что это уже дачники, и что спектакль, как это всегда бывает в Театре Поколений, начался раньше, чем мы приготовились его воспринимать, нам еще надо сделать небольшое усилие, чтобы влиться в этот мир.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПАРАД — XVIII» ОТКРЫТ

    Международный Театральный фестиваль «Рождественский парад», открывшийся сегодня, проходит в Петербурге уже почти 20 лет, и по праву заслужил статус фестиваля-долгожителя с богатой историей. Несмотря на почтенный возраст, цели у него самые прогрессивные — показать зрителям и театральной общественности работы новых театров, театров-студий и театральных объединений, смелые эксперименты которых не вписываются в формат классических площадок. Таким образом, фестиваль приветствует даже самые радикальные сценические высказывания и поощряет развитие новых театральных направлений.

    Для просмотра полной программы мероприятий «Рождественского парада — XVIII» — кликните цветной логотип фестиваля вверху страницы.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ЭКСПОНАТЫ РОССИЙСКОГО ГРАФСТВА

    Т. Леттс. «Август: графство Осейдж»
    Новосибирский Молодежный театр «Глобус»
    Режиссер Марат Гацалов
    Художник Леша Лобанов

    «В каком графстве?..» — помню, иронически спрашивал в «Аркадии» БДТ романтический Септимус Ходж, и П. Семак артикулированно произносил это «граФФство»... С тех пор слово, кажется, со сцены не звучало... Ведь оно подразумевает жизнь нездешнюю, несегодняшнюю: упорядоченную, с устоями, прекрасными (пусть даже и разрушающимися) старинными домами, длинными родословными, ухоженными парками и неспешными завтраками большой семьи за дубовым столом, у большого окна, за которым бегают борзые...

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • ТЕАТР.DOC, В КОТОРОМ НЕ ИГРАЮТ. РЕАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ДОМАШНЕГО АРЕСТА

    Елена Гремина. «Двое в твоем доме»
    Театр.doc
    Режиссер-постановщик Михаил Угаров

    «Двое в твоем доме» — документальная история о том, как белорусский поэт, баллотировавшийся в президенты Белоруссии, Владимир Некляев, оказался под домашним арестом. Четыре месяца он и его жена Ольга провели в своей квартире в обществе сотрудников госбезопасности. Чтобы собрать материал для спектакля Талгат Баталов и Екатерина Бондаренко выезжали на место событий в Минск, в ту самую малогабаритную квартиру, где и расспросили с Владимира и Ольгу, как они прожили эти месяцы под надзором.

    Премьера спектакля состоялась 19 ноября на фестивале «Balticcircle» в Хельсинки, 30 ноября и 1 декабря спектакль был показан на фестивале в SpielArt Мюнхене, а московские зрители увидят его 20 декабря.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ЗРИТЕЛЬ ХОЧЕТ ТИШИНЫ

    I фестиваль «Новая драма в Челябинске»

    С 4-го по 7-ое декабря  Челябинский Центр современной драматургии под руководством Евгения Ланцова и Владимира Спешкова (уже год существующий) провел свой первый фестиваль. Мероприятие проходило в неформальной обстановке: без громких административных речей, без обильной рекламы, и, к сожалению, практически в отсутствие руководителей челябинских театров. Но, как показывает и питерский опыт, даже крупным театральным деятелям не так-то просто сосватать молодого режиссера и современный текст. Поэтому, значение даже небольшого форума, на котором за четыре дня были показаны всего четыре спектакля да три эскиза, и состоялся круглый стол на тему продвижения современной пьесы в театр, нельзя переоценить.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • НОМИНАНТЫ ТРЕТЬЕГО «ПРОРЫВА»
    7 декабря в лофт-проекте «Светоч» Международного театрального центра «Лёгкие люди» были названы имена номинантов Третьей Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв»-2011 и обладатель Специального приза Номинационного совета премии.

    Многие из номинантов — герои наших публикаций.

    Читать дальше | Комментарии 10 комментариев
  • СТАНОК ДЛЯ ДРАМАТИЧЕСКОГО АКТЕРА

    Б. Брехт. «Покупка меди»
    Экспериментальная сцена п/р А. Праудина
    Режиссер Анатолий Праудин

    6 и 7 декабря на Экспериментальной сцене в Балтдоме показывают «Покупку меди». Мы публикуем статьи об этой работе из «Петербургского театрального журнала» № 66, который сейчас находится в типографии. Впервые спектакль был показан на фестивале "Пространство режиссуры", где его и видели наши авторы.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • «ЛЮБИМАЯ, НИКОГДА НЕ МЕНЯЙСЯ»

    Брайан Фрил. «Мой уникальный путь»
    Театр «Приют комедианта»
    Режиссер Григорий Дитятковский

    «Любимая, никогда, никогда не меняйся», — подпевает старой виниловой пластинке герой Сергея Дрейдена — Тэдди, антрепенер. Он выглядит как бывший щеголь — в белой сорочке с запонками, сером пиджаке в мелкую клетку и засаленном кепи. Нынче каждый вечер Тэдди приходит в пустой, почерневший зал с пятью рядами деревянных сидений, чтобы, аккуратно расставив бутылочки с виски и повесив старую афишу, рассказать публике о том, чего он так и не смог понять за всю свою жизнь — кем же был Фрэнсис Харди, этот странный человек, исцеляющий верой, которого Тэдди двадцать лет возил по дорогам Англии в маленьком фургоне.

    Читать дальше | Комментарии 7 комментариев
  • ИДЕЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ

    «Зачарованные смертью» (по прозе Светланы Алексиевич).
    Авторский театр.
    Режиссер Олег Дмитриев

    Белорусский писатель и журналист Светлана Алексиевич много лет создает книги-оратории о жизни и смерти (в «Чернобыльской молитве» звучат голоса жертв катастрофы, в «Цинковых мальчиках» — матерей, чьи дети погибли в Афганистане). «Зачарованные смертью» (1994) — документ того же порядка. Это рассказы-монологи неудавшихся самоубийц (или же, в случае «удачи», — монологи их друзей и родственников) из бывшего СССР. «Безногий фронтовик, кавалер орденов Славы, расстрелял из обреза мирно обедавших в частном кафе; старая большевичка вскрыла вены: рухнул мир ее нерушимых представлений; бывший воин-„афганец“ пытался сжечь себя на площади». То, что самоубийцы из Союза, — принципиально. Большая часть из них — люди, намертво сросшиеся с идеей коммунизма, трагически не принявшие новый, возникший на развалинах утопии, мир.

    Режиссер Олег Дмитриев выбрал из книги один монолог и на его основе написал камерную пьесу про феномен загадочной русско-советской души. Идея и последствия — ключевые слова этого сочинения.

    Читать дальше | Комментарии (1)