
-
Сегодня исполняется 75 лет Вениамину Михайловичу Фильштинскому, знаменитому педагогу, унаследовавшему от другого легендарного производителя театральных «звезд», Аркадия Иосифовича Кацмана, не только «намоленную» 51-ю аудиторию, но и свойство выпускать из нее первоклассных актеров.
Мы, множество раз писавшие о Фильштинском и его школе, мы, почти в каждом номере посвятившие страницы его ученикам — от Хабенского до Раппопорт, от Фомичевой до Кудренко, от Трухина до Калининой... и несть числа знаменитым «фильштам» — надеемся, что вереница комментов (а она несомненно будет) еще раз подтвердит очевидное: Вениамина Михайловича любят и уважают, а он сам, неуемный, каждый раз по-новому учит каждый следующий курс не просто профессии — живому театру.
Сейчас он на приемных экзаменах. Мы общаемся, потому что в № 69 готовится материал о созданном им «Этюд-театре». Можно все сказать и устно. Но печатное издание должно поздравлять печатно.
С днем рождения, дорогой Вениамин Михайлович, наш постоянный читатель, автор и коллега!
-
«Литературная кадриль».
ФМД-театр.
Автор текста — Вера Бирон, режиссер — Александр БаргманЛетним утром 7-го июля на Владимирской площади, часов в 12-ть, когда прихожане начали выносить крещеных розовощеких младенцев из храма, неожиданно появилось множество пренеприятнейших лиц, физиономий и просто странных людей всех видов и мастей. В сюртуках, фраках, накладных бакенбардах и фальшивых бороденках, они проследовали от площади по вонючему Кузнечному переулку, и вскоре скрылись в дверях злачного подвала. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить.
-
25 июня мы опубликовали рейтинг прошедшего сезона от редакции «ПТЖ», параллельно предполагая осуществить рейтинг в разделе «Пресса» и собрать мнения журналистов и критиков, постоянно обозревающих процесс в газетном формате. Предлагаем его вашему вниманию. То есть посезонный рейтинг будет знакомить вас с частными мнениями сотрудников редакции и обозначать спектакли, которые кажутся каждому из нас наиболее интересными, а параллельно такой же «реестр» станут формировать критики-обозреватели газет.
У каждого эксперта есть 10 позиций на каждый сезон. С возникновением новых премьер приоритеты могут меняться, это некие «живые таблицы», за которыми стоит следить в течение сезона.
Некоторые критики отказались участвовать в рейтинге по уважительным (и уважаемым нами) поводам, кто-то не хочет «заморачиваться» и постоянно обновлять свои показания, но подавляющее большинство откликнулось.
Сезон 2011/2012 завершен, в его итоги вряд ли что-то добавится, хотя если кто-то из экспертов посмотрит спектакль, ранее им не виденный, — изменения могут произойти и здесь. Итоги опроса редакция видит только вместе с пользователями и считает, что сопоставительные рейтинги помогают оценить картину петербургской театральной жизни наиболее объективно и адекватно.
А пока картина вот такая. Ее мы и предлагаем вашему вниманию.
-
Каждый второй номер нашего журнала выходит летом. Это, двадцатое наше лето, пасмурно по погоде и пасмурно по настроению: именно в юбилейный год Комитет по культуре дважды отказал нам в поддержания сайта и его интернет-проектов, не дал ни копейки, как и на декабрьский юбилей (нет, не на пьянку, принять гостей мы в состоянии на свои, а на семинар российских журналистов, пишущих о театре, который мы собирались провести, на другие затеи…) Когда я спросила г-на Д. Месхиева, что теперь, — он сказал: у комитета есть сайт, вот отдайте нам ваши проекты… Без комментариев. Про Минкульт и подумать боюсь. В этом году успели помочь, а что будет?!…Неясно, получим ли грант, и какой, от Комитета по печати (обычно мы знали это в марте, нынче узнаем в середине июля), а книжные конкурсы еще вообще не объявлены. Говорят что-то невнятное про осень. А это значит, что будут и дальше банкротиться (или их будут банкротить) некоммерческие государственные типографии, работавшие на научную, искусствоведческую и прочую литературу. Уже приказал долго жить обанкротившийся «Печатный двор» (легендарный!), на ладан дышит (и переводит нас в другую типографию) наша «Искусство России»: заказов нет, потому что нет субсидирования издательств…
Давненько я не писала, читатели и коллеги, таких текстов, но вот времена возвращаются. Геноцид образования (на театроведческом факультете резко сократились бюджетные места, впору обращаться в ЮНЕСКО о защите и сохранении специальности), культуры (губернатор объявляет, что нет денег на поддержание исторического центра Петербурга, зато дорожают бездарные городские праздники и увеселения типа знаменитого шоу для участников Экономического форума).
Тут-то и выходит наш новый номер. Самый толстый за всю историю, да еще в бронзовой обложке (хотели дать чуть-чуть, как когда-то в двадцатых номерах, а получилось «богато», мы буквально вписываемся в городские шоу пера Виктора Крамера с серебряными детьми…) На самом деле это номер очень рабочий. Он о сохранении профессии, ее памяти, он о звездах (читайте интервью с Н. Осиповой и И. Васильевым) и о едином театральном процессе, который мы не разделяем на столицу и провинцию и в котором Москва, Ярославль и Минусинск идут рядом. Откройте, изучите оглавление и читайте. Хватит на все лето…
-
27 июня, Екатеринбург. Международный фестиваль современной драматургии завершился, как всегда, грандиозно. Прямо напротив театра — старый городской парк Вайнера, куда еще наши родители бегали на танцы под духовой оркестр. Сейчас он изрядно зарос вольными травами и кустами, и стал, как по стилю, так и по фактическому назначению, абсолютно Коляда-парком, летней террасой театра. Там проходят читки новых пьес, выступает ягодинская «Курара», там зрители гуляют в антрактах, гости фестиваля с пловом, бешбармаком или шашлыком, приготовленным здесь же перед театром, общаются в конце дня, уютно расположившись на травке. Там же проходит закрытие и «раздача слонов».
-
Открывается Всероссийский фестиваль-лаборатория молодой режиссуры
С 29 июня по 3 июля в Санкт-Петербурге состоится Всероссийский фестиваль-лаборатория молодой режиссуры «ON.ТЕАТР. ru». Мероприятия фестиваля пройдут на сценах Лаборатории ON.ТЕАТР, ТЮЗа им. Брянцева и Большого театра кукол.
Полную афишу фестиваля «ON.ТЕАТР. ru» можно увидеть в группе Лаборатории ON.ТЕАТР на Facebook и здесь.
«ПТЖ» планирует пристально наблюдать за происходящим на фестивале-лаборатории и публиковать результаты наблюдений в комментариях.
-
Не раз наши читатели выражали пожелание, чтобы на сайте публиковался рейтинг петербургских премьер.
Мы долго думали, кто должен войти в эксперты, и получалось, что либо (в приближении к абсолюту) все 200 авторов журнала (а это невозможно), либо только редакция. Остановились на втором но параллельно предполагаем осуществить рейтинг в разделе "Пресса" и собрать мнения журналистов и критиков, постоянно обозревающих процесс в газетном формате. То есть посезонный рейтинг будет знакомить вас с частными мнениями сотрудников редакции и обозначать спектакли, которые кажутся каждому из нас наиболее интересными. Конечно, не каждый смотрит все, мы ходим в разные театры, рейтинг формируется в зависимости от насмотренности каждого (не успел посмотреть — уменьшил/увеличил баллы спектакля).
У каждого эксперта есть 10 позиций на каждый сезон. С возникновением новых премьер приоритеты могут меняться, это некие «живые таблицы», за которыми стоит следить в течение сезона.
Сезон 2011/2012 завершен, в его итоги вряд ли что-то добавится, хотя если кто-то из экспертов посмотрит спектакль, ранее им не виденный, — изменения могут произойти и здесь.
А пока картина вот такая. Ее мы и предлагаем вашему вниманию.
-
Д. Верди «Реквием».
Мариинский театр.
Режиссер Даниэле Финци Паска, дирижер Валерий Гергиев.«Реквием» Финци Паски начинается с чудесной интерлюдии, проходящей в тишине. Два белых ангела ведут из глубины зала светловолосую девочку в голубом платье — настоящую Алису Кэррола. В полутьме, под торжественный бой часов ангелы открывают три разных занавеса — словно двери в прекрасный сказочный мир. Вступает оркестр.
-
Сегодня, в ночь с 23 на 24 июня, проект «Открытая сцена» предпримет смелую попытку создания театральной альтернативы «Алым парусам» — в «Балтдоме» пройдет фестиваль «Сны в летнюю ночь».
В энергетическом коктейле будут смешаны эксперименты молодых петербургских театров и музыкальных групп. Свои работы всю ночь в режиме нон-стоп показывают Максим Диденко/Алиса Олейник/Павел Семченко («Синяя борода, надежда женщин»), Театр Morph («Рыба»), Этюд-театр («Двое бедных румын, говорящих по-польски»), театр Lusores («Два Лазаря»), театр ТРУ («Нерест»), Лаборатория ON. ТЕАТР («Дневник онаниста») и другие.
-
«Алеаторика ПиДжи».
Проект объединения «КОКОИК».Павел СемченКО, Максим ДиденКО и Алиса ОлейнИК объединились в группу под названием «КОКОИК» ради нового проекта — «Алеаторика ПиДжи». Название раскрывает способ постановки: алеаторика — метод композиции в музыке, основывающийся на случайности в сочинении и исполнении. Само название возникло от латинского слова «alea», которое переводится как «игральная кость», «случайность». Поэтому игра в кости рефреном возникает в спектакле даже на предметном уровне, только кубики — это кусковой сахар.
-
20 июня исполнилось бы 85 лет Евгению Соломоновичу Калмановскому,
писателю, критику, педагогу, учителю многих литературоведов и театроведов.Одна из первых публикаций рубрики «Учителя» в № 2 нашего журнала была посвящена Е. Калмановскому. Он вспоминал своего учителя Г. А. Гуковского, Т. Москвина говорила о нем. Эти антикварные тексты мы предлагаем вашему вниманию в день юбилейной даты Евгения Соломоновича, которого и помнят и продолжают любить. Совершенно очевидно — этот человек из тех, о ком говорят: незаменимый.
-
Я. Реза «Человек случая».
«Такой театр» на сцене музея Достоевского.
Режиссер Александр Баргман, художник Эмиль КапелюшПьеса, состоящая лишь из внутренних монологов двух людей, мужчины и женщины, писателя и его поклонницы, «случайно» оказавшихся в одном купе, вобрала в себя голоса великих интеллектуалов ХХ столетия — Фриша, Кортасара, Маркеса, Ивлина Во, той литературы, которая уже вряд ли будет так вдохновлять и питать человечество, как это происходило в прошлом.
-
Ю. Смирнов-Несвицкий «Внутренний голос».
Театр «Суббота».
Режиссер Юрий Смирнов-Несвицкий, художник Мария Смирнова-НесвицкаяВнутренний голос нужно слушать. Спектакль «Внутренний голос» — тоже. Его надо воспринимать интуитивно, духовно. Действие здесь намеренно бессобытийное и разветвленное. Блики, полутона, всплывающие воспоминания, уходящие в небытие герои... Такой своеобразной музыкально-драматической исповедью Юрий Смирнов-Несвицкий отметил собственный юбилей.
-
Памяти петербургского танцовщика, хореографа, педагога.
Неопубликованное интервью предоставлено редакции Марианной ДимантУшел Никита Александрович Долгушин — танцовщик, хореограф, педагог, мыслитель.
Около четырех лет назад, в конце октября 2008 года, мы встретились с ним в гримерке Михайловского театра и поговорили. Через несколько дней ему исполнялось 70. Поэтому и разговор он начал с итогов — на тот момент предварительных:
-
«Гильгамеш 1, 2» (две первые песни шумерско-аккадского эпоса в переводе С. Липкина).
Театр «Lusores».
Режиссер Александр СавчукТеатр «Lusores» уже давно спрятался от современной реальности за каменными стенами своей собственной Касталии и живет по какому-то другому времени. Работа над русскими духовными стихами, затем над поэзией русского авангарда, сформировала их способ работы с текстом: звучание слова важнее значения, мизансцены выстраиваются из простых геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, линия), жесты рублены, не похожи на бытовую пластику. Чувства переживаются достаточно обобщенные: сила, боль, подчинение, сопротивление, влечение и т. д. И следующим шагом в этом направлении работы стал древний шумерский эпос о царе Гильгамеше, написанный еще в XXII веке до н. э., когда и театра-то не существовало.
-
Спектакль Яна Кляты на Платоновском фестивале
В Воронеже идет Второй международный Платоновский фестиваль. Режиссер Михаил Бычков, его художественный руководитель, и Олег Ткаченко, исполнительный директор, вот уже второй раз собирают грандиозную программу. Театром, музыкой, литературой и изобразительным искусством охвачен весь город, включая скверы, где играют оркестры, центральную площадь, где проходила книжная ярмарка и где десятки людей, включая губернатора, читали Платонова, и даже уличные репродукторы, передающие информацию о фестивале. Фестиваль устроен как-то тотально, мимо не может пройти никто.
Об одном из первых театральных событий фестиваля, спектакле Яна Кляты, пишет Евгений Авраменко, который писал и о Первом Платоновском в № 65 «ПТЖ».
-
Р. Вагнер «Зигфрид».
Баварская государственная опера (Мюнхен).
Дирижер Кент Нагано.
Режиссер Андреас Кригенбург, сценография Харальд Тор, хореография Зента Хаэртер, костюмы Андреа ШраадАндреас Кригенбург продолжает свою концепцию вагнеровского «Кольца». Опера-сказка «Зигфрид» посвящена герою, бог Вотан (Томас Майер) появляется в этой истории инкогнито, как странник-наблюдатель за родным внуком.
Юный Зигфрид хочет, наконец, узнать, кто его родные отец и мать, вынуждает воспитавшего его карлика Миме отдать ему осколки меча Нотунга, выковывает себе геройский меч сам, и отправляется побеждать дракона, стерегущего сокровища и Кольцо Нибелунгов.
-
М. МакДонах «Человек-Подушка».
Мастерская С. Д. Черкасского, режиссер Наталия Лапина, сценограф Александр Якунин.
В рамках декады выпускных спектаклей СПГАТИНазвание одной из самых известных пьес Мартина МакДонаха появилось на афишах дипломной декады мастерской С. Д. Черкасского. Историю, придуманную ирландским драматургом, режиссер и педагог курса Наталия Лапина поставила не как леденящий душу триллер, а как весёлый и опасный аттракцион. Несмотря на присутствие ненормативной лексики, сцен насилия и полтора часа беспрерывного действия — в 55-й аудитории ни один ребёнок не пострадал.
-
Сегодня и завтра в программе гастролей новосибирского драматического театра «Красный факел» — «Гедда Габлер», премьерный спектакль в постановке Тимофея Кулябина.
Предлагаем вниманию читателей рецензию Дарьи Макухиной.
-
Сегодня и завтра в гастрольной афише театра «Красный факел» — «История города Глупова» в постановке петербуржца Дмитрия Егорова. Предлагаем читателям блога «ПТЖ» посвященную этому спектаклю рецензию Татьяны Тихоновец из № 68, который сейчас находится в типографии.
комментарии