Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • АДА НЕТ

    Данте Алигьери. «Божественная комедия».
    Режиссер Эймунтас Някрошюс, художник Мариус Някрошюс

    Спектакль Някрошюса «Божественная комедия» отливали, как колокол — всем миром, это копродукция Театра Meno Fortas (Литва), Фестиваля им. Станиславского (Москва), Театра-фестиваля «Балтийский дом» (Санкт-Петербург), Литовского национального театра, Aldo Miguel Grompone (Рим)...

    Но это еще и учебный спектакль, вводящий студентов курса Някрошюса в эстетические координаты его театра. Поэтому в ней — все хрестоматийные някрошюсовские приметы: девочки подымают согнутую в колене ногу, оттягивая книзу пятку, как это делали ведьмы «Макбета» или Виктория Коудите-Офелия в «Гамлете», поэтому они учатся стремительно летать по сцене, действовать единым хором сочиненного художественного мира.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НАЧАЛИСЬ ГАСТРОЛИ ТЕАТРА «КРАСНЫЙ ФАКЕЛ»

    Гастроли проходят в рамках проекта «Большие обменные гастроли: Новосибирский театр „Красный факел“ — Санкт-Петербургский театр им. Ленсовета».

    Каждый из шести спектаклей, вошедших в гастрольную афишу «Красного факела», — «совместная продукция» двух городов. За двенадцать июньских дней, с 7 по 18 июня, в спектаклях «Красного факела», которые пройдут на сцене театра им. Ленсовета, можно будет увидеть новые работы артиста Семёна Фурмана, режиссёров Андрея Прикотенко, Дмитрия Егорова, художников Олега Головко, Ирины Долговой и многих других театральных петербуржцев. Эти спектакли уже полюбила Сибирь, а теперь сможет оценить Санкт-Петербург.

    Полную афишу гастролей можно увидеть здесь

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ТЕАТРАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ В КУКЛАХ И КРАСКАХ

    Открылась персональная выставка,
    посвященная 50-летию творческой деятельности Н. И. Поляковой

    В Санкт-Петербургском Музее хлеба, что на Лиговском проспекте, открылась выставка Нелли Поляковой. Экспозиция приурочена к пятидесятилетию творческой деятельности известного петербургского художника театра кукол: представлены фотографии, живописные и графические работы мастера; эскизы и макеты театральных декораций, куклы, программки спектаклей, оформленных Нелли Ивановной. Всего около ста экспонатов. Часть экспозиции посвящена публикациям о творчестве Н. Поляковой в книгах и журналах.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ИТОГИ «ЕВРАЗИИ»-2012

    Победителями десятого международного конкурса драматургии «Евразия»-2012 стали:

    В номинации «Пьеса для большой сцены» — Валерий Шергин, «Концлагеристы»

    В номинации «Пьеса на свободную тему» — Тая Сапурина, «Банка сахара или Сказка о стране розового перца»

    В номинации «Пьеса для детского театра» — Вячеслав Водяной, «Без обид».

    Награждение лауреатов и дипломантов состоится в Екатеринбурге с 22 по 27 июня.

    Полный список победителей можно увидеть на сайте организатора конкурса — «Коляда-театра».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПАМЯТИ РЭЯ БРЭДБЕРИ

    Ушел из жизни один из величайших фантастов ХХ века — Рэй Брэдбери. Когда-то, в оттепельные годы, издание на русском языке его самого знаменитого романа «451 по Фаренгейту» поистине взбудоражило умы будущих шестидесятников. Еще не один десяток лет описанные в научно-фантастической антиутопии события казались несомненно фантастическими, но философские проблемы, затронутые в этом произведении были достаточно остры, чтобы спровоцировать первую сценическую интерпретацию на советской сцене: в 1971 году спектакль «4510 по Фаренгейту» поставил в Красноярском ТЮЗе Кама Гинкас.

    Потом, каким-то незаметным образом, реалии «Фаренгейта» стали куда более реальны, чем мы могли предположить еще совсем недавно. Подтверждением тому — спектакль по роману Брэдбери в московском театре «Et cetera». Его осуществил в 2007 году режиссер Адольф Шапиро, эстонский режиссер и актер Эльмо Нюганен играет здесь пожарника Гая Монтэга, а петербургский артист Сергей Дрейден — профессора Фабера.

    Сегодня Кама Гинкас, Эльмо Нюганен и Сергей Дрейден отдают дань памяти Рэя Брэдбери в нашем блоге.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВЫЖИВШИХ

    Ю. Клавдиев. «Развалины».
    Копродукция «Этюд-театра» и лаборатории «ON.ТЕАТР».
    Режиссер Дмитрий Егоров

    Блокада, декабрь 1941. Юрий Клавдиев выбирает самое тяжелое время из 872 дней осады. Нормы выдачи хлеба по карточкам резко сократились до 125 граммов служащим, иждивенцам и детям. Каждый день умирают тысячи людей. Мороз доходит до −40. Первые случаи каннибализма. В таких предлагаемых обстоятельствах редкий актер сможет существовать «по Станиславскому». И, прекрасно понимая все это, Клавдиев пишет текст, близкий по жанру «пьесе на тезис». Его персонажи — с современным нам мировоззрением, дети — а их четыре — говорят как взрослые. Он ставит проблему: все ли позволено для того, чтобы выжить в экстремальной ситуации?

    Читать дальше | Комментарии 35 комментариев
  • АФРИКАНСКИЕ СТРАСТИ ПО ШЕКСПИРУ

    «Африканские сказки Шекспира», спектакль Кшиштофа Варликовского на фестивале «Радуга»

    Новый спектакль Кшиштофа Варликовского «Африканские сказки Шекспира» («Новый театр», Варшава, Польша) — произведение странное, провокационное, неоднозначное. И с Шекспиром здесь все далеко не так просто. Взяв за основу три пьесы английского драматурга «Венецианский купец», «Король Лир» и «Отелло», Варликовский дополнил их текстами Данте «Божественная комедия», Дж. М. Кутзее «Летнее время», разбавил монологами Важди Муавада, написанными в сотрудничестве с артистами «Нового театра». Получилось почти шестичасовое эпическое полотно, переосмысливающее некоторые исторические явления (антисемитизм, расизм, концентрационные лагеря в период оккупации фашистами Польши), вскрывающее множество комплексов, особенно по части сексуального опыта; переворачивающее традиционные представления о морали и нравственности; по-новому открывающее нам взаимоотношения человека с человеком, человека с Богом.

    Читать дальше | Комментарии 11 комментариев
  • МДТ—ТЕАТР ФРАТТАМБРОЗЫ

    К. Гоцци «Ворон».
    МДТ — Театр Европы.
    Режиссер Григорий Дитятковский, художник Эмиль Капелюш

    Григорий Дитятковский уже трижды ставил Гоцци («Счастливые нищие», «Король-олень», «Зелёная птичка»). Режиссёр, конечно, любит и глубоко понимает эту шутливую, запутанную и стильную мифологию. У фьябы Гоцци почти античные измерения: наивные герои пытаются выпутаться из злоключений непонятной, необъяснимой судьбы. Обычной, жизненной, психологической логикой не объясняются ни заговоры тёмных сил, ни направление воли героев. Здесь в качестве подарка преподносится такой заговоренный конь, который заведомо убьет всадника, такой сокол, который выклюет ему глаза.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НАСКАЛЬНЫЙ РИСУНОК

    «Ниса» Ааре Тойкка на фестивале «Радуга»

    Спектакль «Ниса» (VAT-театр, Эстония) — документальная история пятидесятилетней женщины из южноафриканского племени кунт, рассказанная Катариной Унт в форме моноспектакля. Ничего лишнего: черная коробка сцены, скупое освещение, деревянный столб посередине, символизирующий фаллическое животворящее начало, и лаконичные вкрапления живой музыки — перкуссия.

    Действие начинается. Из темноты возникает молодая босоногая европейка, спокойно говорящая маме, что достигла состояния пустыни, того самого момента, когда ничего не страшно и многое безразлично.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КОРИОЛАН ЗАИГРАВШИЙСЯ

    «Кориолан» театра «Читэн» (Япония) на фестивале «Радуга».

    В спектакле «Кориолан» японской труппы «Читэн» («Место») смешалось множество театральных традиций и приемов. Здесь отсылки к традиционным японским театрам ногаку, бунраку и кабуки, к уличному балаганному представлению, театру масок, и даже древнегреческому.

    Кориолан — не тиран, а муж, заигравшийся в войнушку. Его образ нелеп и смешон: плетенная корзина на голове, напоминающая шлем, и французский батон вместо меча. Нет доспехов и металла. Грубо тканые одежды, опоясанные ремнями, кожаные ботинки-копытца (напоминающие о знаменитых носках актеров театра ногаку, у которых отделен большой палец). Даже на уровне фактурного ощущения вещей Кориолан — не воин, а скорее крестьянин. Он заносчив и по-ребячески обидчив.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СВОБОДА ВЫБОРА В ГРАНЕНОМ СТАКАНЕ

    Спектакль Элмарса Сенькова «Граненка» на фестивале «Радуга»

    Для режиссера Элмарса Сенькова «Граненка» — дипломный спектакль, и создавался он этюдным методом вместе с молодыми актерами Рижского русского театра им. М. Чехова. Объединяет сцены одна тема — отношения людей с алкоголем. Тема опасная, изрядно заштампованная. С внутренним недоверием читаю программку: «Герои спектакля — обычные люди, потому и ситуации, разыгрываемые актерами — самые что ни на есть жизненные. Во всех эпизодах так или иначе присутствует алкоголь».

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • HAPPY END?

    Д. Масловская «Двое бедных румын, говорящих по-польски».
    Ярославский драматический театр им. Федора Волкова.
    Режиссер Евгений Марчелли

    На первый взгляд, Евгений Марчелли поставил пьесу Дороты Масловской как традиционную провинциальную комедию для местной публики. Формула «три стула — две звезды» воплощена буквально: в главных ролях Пархи и Джины любимец ярославских зрителей Валерий Кириллов и прима Анастасия Светлова, декорация действительно состоит из трех офисных стульев, а история о странном ночном путешествии из Варшавы в Эльблонг и обратно разыгрывается в жанре «уральских пельменей».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ ИЗ ЗВУКОВ МУЗЫКИ

    «Звуки тишины» Алвиса Херманиса на фестивале «Радуга»

    Латвийский режиссер Алвис Херманис снова всматривается, вслушивается в подробную тишину повседневности. Грамотно сопрягая документальное и художественное начало, он с дотошной подробностью передает на сцене еле заметные оттенки настроений, не используя при этом ни единого слова. Так было в «Долгой жизни», где молодыми актерами разыгрывались истории стариков, и так стало в «Звуках тишины» (совместная постановка pielzeit’evropa/Berliner Festspiele и Нового Рижского театра) — современной притче о хиппи 60-х.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • СОСТОЯЛОСЬ ОТКРЫТИЕXIII МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ «РАДУГА»

    В год своего 90-летия Театр юных зрителей им. А. А. Брянцева проводит XIII Международный театральный фестиваль «Радуга» — с 29 мая по 4 июня 2012 года.

    «Радуга» открылась спектаклем «Звуки тишины» латвийского режиссера Алвиса Херманиса (совместный проект pielzeit’evropa/Berliner Festspiele и Нового Рижского театра, г. Рига, Латвия). В фестивальной афише, как всегда, герои наших публикаций: «Rock’n’roll» (реж. А. Шапиро, РАМТ), «Записки сумасшедшего» (реж. К. Гинкас, МТЮЗ), «Злая девушка» (реж. Д. Волкострелов, ТЮЗ им. А. А. Брянцева), «Адин» (реж. А. Забегин, «Этюд-театр»), «Любка» (реж. И. Латышев, Театральная компания «Открытое пространство»), «Palimpseston, или Одно вращение спектакля вокруг своей оси» (реж. К. Богомолов, «СамАрт») и др.

    .
    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПОБЕДА ЖИЗНИ

    Ф. Достоевский «Преступление и наказание» (спектакль на основе этюдного материала, актерский курс Льва Эренбурга, выпуск 2011 года, БИИЯМС).
    Режиссер-постановщик Вадим Сквирский, сценография Екатерины Лизогубовой и Андрея Свердлова

    В «метафизический Петербург» приглашает нас эксцентричный проводник, лектор- медиум — зараженная Достоевским, словно болезнью, полубезумная и дико обаятельная женщина (Агата Азбай и Юлия Гришаева). Так же, как Маню в «Оркестре» Льва Эренбурга пропускал через себя волны театральной, музыкальной и человеческой боли, так же и Лектора буквально разрывает «достоевщина».

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЛИРИКЕ

    И. Кальман «Фиалка Монмартра».
    Театр Музыкальной комедии.
    Режиссер Миклош Синетар (Венгрия), дирижер Андрей Алексеев, хореограф Енё Лоусеи (Венгрия), сценография Ирина Долгова

    После предыдущей своей премьеры — провокационного, динамичного мюзикла «Бал вампиров», всколыхнувшего весь город, — Театр Музыкальной комедии возвращается к традиционному лирическому стилю. Постановка оперетты Имре Кальмана «Фиалка Монмартра» была приурочена к 130—летию со дня рождения композитора. Безошибочный выбор, учитывая, что в репертуаре театра уже значатся такие шедевры Кальмана, как «Мистер Икс», «Сильва», «Баядера», «Графиня Марица» и «Герцогиня из Чикаго».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • АНАТОЛИЙ ЭФРОС. «ТРИ СЕСТРЫ»

    В издательстве «Балтийские сезоны» вышла вторая часть трилогии о чеховских постановках А. В. Эфроса.

    Открываю наугад один из томов в мягкой светлой обложке, лаконично оформленной художником Дмитрием Крымовым. Между темных, размытых фотографий, на которых различимы лица Ольги Яковлевой, Льва Круглого, Николая Волкова, Льва Дурова, убористым шрифтом набран текст: «Идет последний из трех разрешенных Фурцевой спектаклей. Спектакль Эфроса „Три сестры“ должен исчезнуть, уйти в небытие, пройдя всего 33 раза. ...Смолкнет хор инспирированного осуждения маститыми критиками и „знатными карусельщиками“ с периферии, которые хотя спектакля не видели, но всей душой против извращения русской классики. Сгинут наряды милиции у входа на „Малую Бронную“, исчезнут корреспонденты „голосов“, высохнут слезы зрителей... А пока идет последний спектакль, я стою у портала и, как могу и как позволяет старенький „Зенит“, снимаю последнее представление». И подпись: Виктор Дургин. Художник спектакля Анатолия Эфроса «Три сестры».

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ ДНЕВНИКА ИЛИ УДОВОЛЬСТВИЕ НА ЛЮБИТЕЛЯ

    «Дневник онаниста» (по мотивам повести Ю. Алешковского «Николай Николаевич»).
    Лаборатория «ON.ТЕАТР»
    Режиссер — Денис Шибаев

    Творчество Юза Алешковского — удовольствие на любителя. Жанровое своеобразие его текстов не каждому придется по вкусу. Даже искушенный читатель рискует не успеть проникнуться скрытой эстетикой текстов Алешковского, испугавшись в самом начале. А уж повесть «Николай Николаевич», послужившая литературной основой спектаклю Дениса Шибаева, даже спустя сорок лет после написания выглядит слишком смело — и по сюжету, и по лексике.

    Творчество режиссера Дениса Шибаева — удовольствие на любителя. Его манера использовать провокацию разного уровня как художественный прием и даже как принцип построения спектакля тоже далеко не всем по вкусу.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • «БЫЛ НАМ НАСТАВНИК НАЗОН»

    Овидий «Наука любви».
    Театр «За Черной речкой».
    Режиссура и сценография — Иван Стависский

    Иван Стависский, конечно, пошел на риск, взяв «Науку любви» Публия Овидия Назона для постановки. Но режиссер сумел избежать пошлости в прочтении насыщенного телесными подробностями текста, и в итоге зритель видит опрятный, порой даже трогательный спектакль. Само слово «эротиада», прочитанное перед началом в программке, впоследствии кажется довольно нелогичным в качестве определения жанра. Эротичность по большей мере остается в тексте, нежели в действии или в атрибутике: белые сорочки, расстегнутые рубашки, каблуки — и только...

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • КАКИЕ СНЫ...

    «Цветные сны белой ночи».
    Мюзик-Холл.
    Режиссер Виктор Крамер.
    Балетмейстеры-постановщики Мария Большакова, Наталья Каспарова, Валерий Архипов.
    Художник по костюмам Мария Лукка, художник по декорациям Вадим Васильев

    С приходом белых ночей возобновляются представления «Цветных снов...». Тут далеко не просто туристическая наживка. Думаю, что и мы, «местные», получили замечательный шанс увидеть свой многажды воспетый город в новом художественном ключе.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария