Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

20 января 2020

УСКОЛЬЗАЮЩИЙ СВЕТ

«Причал». Г. Шпаликов.
Московский драматический театр «Человек».
Режиссер Данил Чащин, художники Ваня Боуден и Михаил Заиканов.

В инстаграме есть такая функция — снять видео и отправить его личным сообщением пользователю. Просмотреть это видео получатель сможет только один раз, далее оно больше не откроется и нигде не сохранится. Спектакль Данила Чащина «Причал» оставляет такое же ощущение — стремительный текст Геннадия Шпаликова загорается на полтора часа перед зрителями спектакля, словно свет из кинопрожектора, и растворяется в прошлом. Так же как вспыхнула и постепенно исчезла в 60-е годы «оттепель» с пустой предрассветной Москвой, знакомствами на улицах и странными человеческими судьбами.

Сцена из спектакля.
Фото — Дарья Волкова.

На камерной сцене Театра «Человек» Арина Постникова, Андрей Савостьянов, Александр Соколовский и Антон Шурцов рассказывают зрителям о неснятом фильме «Причал» и одновременно становятся героями киносценария. История этого сценария окружена драматическими событиями: в 1960 году картину завершить и выпустить в прокат так и не позволили, режиссер Владимир Китайский в 25 лет покончил жизнь самоубийством.

Ваня Боуден и Михаил Заиканов придумали пространство с белыми стеллажами, на полках — папки, коробки, документы, реквизит, фотографии. Словно команду впустили сыграть спектакль на «Мосфильм» во время съемок «Причала». Прямо на стеллажи проецируются сохранившиеся эпизоды — титры, берег реки и, конечно же, прекрасная Москва. Артисты на высоких стульях периодически прерывают действие, устремляясь в эти кадры, будто примеряют на себя атмосферу, костюмы, судьбы.

История девушки Кати и ее жениха Шкипера, которые проводят ночь в Москве, гуляя по опустевшим улицам — Шкипер с сыном и Катя в поисках Шкипера, — рассказана в самых простых мизансценах, оставляющих зрителям свободу для воображения. Дверной проем с туманным синим светом, стулья друг за другом — это скамейка в парке, на которой сидит Шкипер со спящим сыном. Двое актеров — Антон Шурцов и Андрей Савостьянов, задорно зазывающие Катю Арины Постниковой пройтись по улицам Москвы, в спектакле Чащина вдруг становятся целой ротой солдат на берегу Москвы-реки. Актриса Арина Постникова изящно превращает авторский текст в собственный, совмещая в героине и дух 60-х годов, и актерскую иронию по отношению к своему персонажу, и связь с сегодняшним днем.

Сцена из спектакля.
Фото — Дарья Волкова.

Вместе с героями зрители мысленно проходят два пути по ночной Москве — чистый, наполненный открытиями и неожиданными встречами путь Кати и подозрительный, неприятный путь Шкипера Андрея Савостьянова. Режиссер точно различает эти настроения. Шкипера преследует неприятная, тревожная музыка, Катю же сопровождает мечтательная мелодия Таривердиева.

Постепенно шпаликовский текст извлекает из памяти кадры оттепельного кино, артисты играют, а параллельно перед глазами сменяются «Я шагаю по Москве», «Мне 20 лет», «Июльский дождь», словно в Театре «Человек» вместе с командой Данила Чащина зрители смотрят тот самый неснятый фильм Владимира Китайского. Особую атмосферу создает и геолокация театра — Поварская, Арбат. Катя блуждала где-то совсем рядом.

Музыка, актерская игра заставляют подключиться к динамике и ритму шпаликовского текста. Артисты перемещаются по сцене медленно, маленькими шагами, но создается ощущение, что Катя бежит, ускоряя свой бег с каждым ударом курантов, и кажется, что в самом деле она может не успеть на уплывающую баржу.

Сцена из спектакля.
Фото — Дарья Волкова.

За полтора часа Чащин снимает фильм по сценарию Шпаликова, только у каждого зрителя он особый и очень личный. Вдруг кульминацией и эмоциональным центром истории становится эпизод, в котором Катю подвозит бывший летчик, инвалид — навстречу машине выезжает настоящий самолет, когда-то на нем летал незнакомый Кате водитель. В этом свидании сконцентрировался невозвратный и магический оттепельный мир, где на улицах Москвы встречаются и самолеты, и военные, и дрессировщики из цирка.

После аплодисментов зрителей приглашают на сцену рассмотреть реквизит — документы, снимки… Еще живет вспыхнувший во время спектакля свет, но уже вторгается реальность, где не было фильма «Причал» — остались лишь кинопробы, музыка Таривердиева, приказ приостановить съемки, справка о смерти режиссера, фотографии Владимира Китайского и Геннадия Шпаликова.

Комментарии 2 комментария

  1. Д.Алексеев

    Спектакль пока не видел. Но после столь теплой, тонкой и чуткой рецензии прикоснуться к этому театральному материалу, увидеть его воплощение хочется. Спасибо!

  2. Александра Зазнобина

    «Причал» Данила Чащина — это спек-
    такль-​ностальгия. Об эпохе, которую вернуть невозможно. Завтра стало вчера уже 40 лет назад. Арина Постникова, Андрей Савостьянов, Александр Соколовский и Антон Шурцов рассказывают о «Причале», так и не снятом фильме Владимира Китайского, Хельмута Дзюбы и Геннадия Шпаликова, и тут же становятся героями сценария. Окружены они белыми полками по бокам и стеллажом в глубине сцены. Шкаф перегружен всяческими, на первый взгляд, безделушками, которые окажутся единственными доказательствами существования идеи снять фильм по сценарию Шпаликова. И это то самое «светлое» прошлое, которое «помнит каждый из нас».
    Этот же стеллаж будет и экраном для
    показа кинопроб, титров и пейзажей ночной и утренней Москвы. И идут эти кадры не фоном, ради них останавливается все. Актеры останавливают повествование и вместе со зрителем безотрывно смотрят на экран: все поглощены ностальгией о том прекрасном, что было, о возможности встретить за ночь и дрессировщика львов, и старого летчика-инвалида, и сбежавшую из дома виолончелистку. Только вот не все способны столкнуться с ними ночью в Москве.
    Чуть больше чем за двенадцать часов два главных героя проходят абсолютно разные пути. Катя и ее жених Шкипер оказались в Москве и отправились на поиски. Что они ищут? Прошлое и возможность исправить его? Будущее и вероятность стать счастливым?
    Кажется, Шкипер, отправившись за сыном и почти что похитив его, затерялся на пустых улицах столицы. Его преследует тревожная музыка, словно нагоняя и подгоняя его. Катя, только слышавшая от матроса Павлика про Москву, что там есть Третьяковская галерея да ресторан, отважно идет по тем же опустевшим улицам, что и ее жених. И на ее пути в поисках непонятного счастья встречаются невероятные персонажи. Однако главной для Кати станет встреча с фюзеляжем самолета. Он красиво проплывет (в воображении зрителя) по шоссе на пути к аэропорту. И эта сцена становится не чем иным, как свиданием зрителя с прошлым. Оно проплывает мимо, сверкая на рассвете, а ты едешь за ним на открытой «Победе» по пустой Москве, и вокруг словно
    взрываются искры волшебства. Вот только эта встреча с прошлым — самолет без крыльев. Он просто тянется за грузовой машиной.
    Былые времена оказываются перенесены со стеллажа на полки по бокам сцены — они еще тут, зрителям даже позволяют подойти и рассмотреть все. Это и кинопробы, и цветок в пластмассовом горшке, и фотографии режиссеров, и приказ приостановить съемки, и справка о смерти режиссера.
    Потом мы выходим в сегодняшний день. А с нами точно осталось именно то прошлое? Может, оно не такое уж и светлое? И все, что мы видели сейчас, — это сверкающий самолет без крыльев

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога