«Тот самый день». Я. Пулинович.
Прокопьевский драматический театр им. Ленинского комсомола.
Режиссер Снежанна Лобастова, художник Ольга Павлович.
В пьесе «Тот самый день» есть двойственность, амбивалентность — она и комедия, и срез невеселой российской реальности. Одинокая интеллигентная Мария, отчаявшись найти спутника жизни, в «тот самый день», когда вероятность забеременеть максимальна, отправляется на поиски случайного партнера. Ей уже 37, и это ее последний шанс. Она встречает самых разных мужчин — вроде бы уверенных в себе и во всех смыслах состоятельных, но каждый из них пасует перед ее предложением. Перед нами проходит целая галерея современных узнаваемых типажей.

Сцена из спектакля.
Фото — Андрей Новашов.
Драматург работала над пьесой во время первой поездки за рубеж, что, по ее словам, дало возможность отстраниться и увидеть Россию со стороны. И текст невольно начинаешь сопоставлять с другими созданными за границей произведениями русской литературы, в первую очередь с «Мертвыми душами». В «Том самом дне» многие реплики будто рассчитаны на то, чтобы стать, как говорят в школе, «крылатыми выражениями». «Да у нас куда ни плюнь, все святое!», «Меня устроит и одноразовое грехопадение», «Иисус сказал, Достоевский подтвердил, тебе этого мало, что ли?».
«Тот самый день» — сказка (по-моему, страшная), населенная дальними родственниками, может быть, потомками героев хрестоматийных произведений. Проститутка Анжела, которая говорит, что верит в любовь и высокие моральные ценности (это не мешает ей обворовывать клиентов), — сниженный вариант Сони Мармеладовой. Пьяный депутат-патриот, поющий в баре, сродни танцующему в трактире Акиму Акимовичу из «Доходного места». Депутат, кстати, тоже знаток Достоевского и Толстого. Да здесь все, кто окружает Марию, рассуждают о вере и нравственности и при этом безбожно грешат.
Спектакль поставлен на камерной сцене, и удачнее всего в нем решен гротескно-сатирический пласт пьесы. С потолка свисают деревья. Мария запуталась в своей жизни, будто в темном лесу заблудилась, и ночные похождения по барам для нее непривычны и опасны, как вылазки в дикую природу. Но у Марии есть Ангел. У Дмитрия Савенкова в этой роли пластика спотыкающегося похмельного паренька, по-детски удивленное и не по-взрослому помятое лицо. Он появляется хоть и в белых, но российских одеждах — ватник, шапка-ушанка и резиновые сапоги, из которых, спустившись с верхнего яруса сцены, выливает воду. Он не вселяет уверенность в подопечную, он даже в себе сомневается.

Сцена из спектакля.
Фото — Андрей Новашов.
Депутат в исполнении Константина Тимофеева — плотный, коренастый простецкий мужичок, облаченный, однако, в строгий пиджак с галстуком. Свои пафосные государственные речи он исполняет с надрывом, как цыганочку с выходом, а его помощник (Максим Чугуров) для пущего эффекта раскачивает деревья.
Или приводящие в порядок лица и наряды три приятельницы, за которыми Мария наблюдает в уборной ночного клуба. В камерном пространстве спектакля занятые в ролях этих завсегдатаев клуба Юлия Вылегжанина, Александра Булатова и Ксения Чернолуцкая подходят вплотную к первым рядам и, наводя красоту, начинают обнажать зубы, оттягивать кожу под глазами и цинично откровенничать о том, как обманывают своих мужей. Актрисы смотрятся словно в невидимое зеркало, а пришедшие на спектакль зрители знакомятся с изнанкой гламура вплоть до анатомических подробностей. Вспоминаются сентенции про «театр — зеркало» и «театр — увеличительное стекло». Невидимое зеркало рождает еще одну метафору: российский мир — как зазеркальный, вывернут наизнанку.
На этом фоне гораздо человечнее гламурных подружек смотрится проститутка Анжела, которую играет Наталья Денщикова. Ее героиня не суетлива, не вульгарна, сердобольна и даже не лишена женского обаяния. Простая русская баба, когда не на работе.

Сцена из спектакля.
Фото — Андрей Новашов.
Тем не менее, все герои обманывают друг друга и Бога, скрещивая пальцы во время клятвы. Марию это приводит в отчаяние: «Ангел, я все про них поняла — они же все пальцы крестиком держат…» Эту реплику, ставшую, пожалуй, главной в спектакле, исполнительница Марии адресует не только партнерам по сцене, но и зрителям, и ближе к финалу на глазах главной героини слезы. Но им не веришь, поскольку в самом спектакле Ольга Гардер существует вполне отстраненно. Ее Мария будто проходит этапы сложного квеста — прилежно, но без энтузиазма. Явно не лучшая роль артистки.
Не получилась у режиссера и романтическая линия. В самом начале спектакля Мария знакомится с потенциальным женихом — сорокалетним программистом Алешей, а вернувшись после бесплодных ночных поисков случайного партнера, снова видит его у подъезда с букетом цветов. Но во время первой встречи оба апатичны и безвольны. Скучают и не испытывают друг к другу ничего — даже ненависти или презрения. Их знакомство организовали мамы, которые бесцеремонно подталкивают Алешу (Анатолий Иванов) к Марии, сближают их лица, кладут Алешину руку на грудь, а потом на колено Марии. При этом сами герои абсолютно лишены каких-либо эмоций.
Спектакль «Тот самый день» вырос из лабораторного эскиза. В нем появился дополнительный эпизод, стали подробными роли второго плана. Однако и темпоритм, и световая партитура (силуэты, игра теней), и массовые сцены стали менее интересными, а артистов, которые играли Марию и Алешу и в эскизе, здесь как будто подменили.

Сцена из спектакля.
Фото — Андрей Новашов.
В пьесе открытый финал. Под детскую песенку Алеша и Мария убегают, взявшись за руки. Возможно, туда, где будут счастливы. Может быть — в смерть, в небытие. В прокопьевском спектакле Иванов и Гардер выходят со сцены в дверь, не внося в этот вопрос ясности, хотя в лабораторном эскизе, из которого вырос спектакль, финал был иным — герои открывали окно в казавшейся непроницаемой стене и через это окно выходили на крышу, держа в руках сверток с младенцем. Это выглядело несколько слащаво, но в такой концовке был смысл — размыкалось пространство театральной коробки и лучи солнечного света побеждали фальшивый мир.
Комментарии (0)