«Тайна Кармен». Э.-Э. Шмитт.
Сценическая композиция на музыку Жоржа Бизе.
Автор и исполнитель Эрик-Эмманюэль Шмитт.
Режиссер-постановщик российской версии Александр Петров.
Моноспектакль Эрика-Эмманюэля Шмитта «Тайна Кармен» в постановке Александра Петрова — перенос на сцену уже существующей программы Стива Сьюисса «Тайна Бизе». Разница переводов имеет принципиальное значение: в тексте Шмитта речь идет именно о композиторе. Анализируя музыкальные произведения Жоржа Бизе, сопрягая их с биографическими данными, он постепенно подходит к главному — истории создания оперы «Кармен». Гениальный мальчик Александр Сезар Леопольд Бизе, овладевший композиторской техникой и мастерством еще учась в консерватории, разделивший с Шарлем Лекоком в 1857 году первую премию на музыкальном конкурсе, организованном Жаком Оффенбахом, к моменту написания «Кармен» — человек исстрадавшийся, надломленный, уставший.
Тайна Бизе — парадокс: произведение, известное всему миру, в трактовке Шмитта оказывается не более чем компромиссом.
Называя спектакль «Тайна Кармен», режиссер Александр Петров концентрирует внимание зрителя не на истории композитора — на истории создания оперы. Меняется угол зрения. На первый план выходят музыкальные достоинства и недостатки оперы, рассматривается личность, «психологическая глубина и достоверность» самой Кармен.
Но, как бы то ни было, «Тайна Кармен» — никакой не моноспектакль. Это даже не читка. Более всего происходящее напоминает лекцию с элементами иллюстрации. По сцене, на которой слева стоит рояль, справа от него — стол и кресло, а в центре — деревянный помост с экраном, размеренным шагом ходит Шмитт и озвучивает факты из жизни композитора. Читая с листа, он не драматизирует, а лишь констатирует: в 1857-м Бизе написал оперетту «Доктор Миракль», а в 1859-м — «Дона Прокопио». Тут же появляются солисты и исполняют арии из названных произведений. В 1869 году Жорж Бизе женился на Женевьев Галеви — и на экран выводятся портреты сначала Бизе, затем его супруги, после возникают полотна Клода Моне из серии «Прогулка на лодке» — те, которыми вдохновлялся при написании романа «Под сенью девушек в цвету» Марсель Пруст, одноклассник и друг сына композитора — Жака Бизе. Когда заходит речь о любви Жоржа Бизе к природе и долгим прогулкам, репродукции Моне сменяются картинами Сезанна и его вариациями купающихся юношей и барышень. Живописная составляющая необходима Шмитту, чтобы наглядно продемонстрировать тех людей, о которых идет речь, оживить их в нашем сознании. Но не только. Осуществляя переход от классического пейзажа и портрета к пейзажу и портрету импрессионистическому, а затем и к сюрреалистическому, автор вводит зрителя в контекст эпохи и показывает их смену: мы буквально видим изменение в понимании и представлении человека о себе самом, времени и пространстве.
Постепенно Шмитт переходит к философии, делая акцент на идее сверхчеловека. Его заключение: «„Кармен“ — это опера, где либретто принадлежит Ницше, а музыка — Моцарту».
Для Александра Петрова как для режиссера музыкального театра главным в спектакле является не время и не факт принадлежности художника к той или иной культуре, а музыка. Он выстраивает действие так, что постепенно опера начинает доминировать. От малознакомых арий и романсов Бизе, представленных иногда фрагментарно, иногда и в полном объеме, он переходит к наиболее известным темам «Кармен». Но вот странность: с одной стороны, здесь больше не требуется никакого дополнительного иллюстративного материала, а с другой — приходит осознание, что все сказанное ранее ничего не дает. Краткий курс по истории живописи, биография композитора, философские выкладки — все это мгновенно улетучивается, как только начинают звучать «L’amour Est un Oiseau Rebelle» или тема тореадора. Видимо, это и есть главный секрет — тайна, так и не раскрытая создателями спектакля.
Комментарии (0)