«Гроза». А. Н. Островский.
Театр «На Васильевском».
Режиссер Владимир Туманов, художник Семен Пастух.
В начале сентября открывает сезон театр «На Васильевском». Рассказываем о премьере театра из прошлого сезона.
На сцене — мрачный дом со следами ржавчины на стенах и единственным открытым освещенным окном; дверь с предупреждающим значком в виде молнии; островки луж — то ли от дождя, то ли от обмелевшей Волги; в углу кем-то брошенная или потерянная детская кукла. А в центре этого небольшого двора-колодца, как главный памятник на центральной площади, — оставленная на куче песка лодка, символ несбывшихся надежд обитателей города К. (сценограф Семен Пастух). И в этой никуда и никогда не поплывущей лодке сосредоточилась вся жизнь чудаковатых персонажей «Грозы» Театра «На Васильевском».
В ней, стоя на корме, страшным голосом и с перекошенным лицом вещает свои откровения Кулигин (Михаил Николаев), перемежая их с монологами из Шекспира. В ней утопают от пьянства Кудряш (Арсений Мыцык) и его приятели (Тадас Шимилев и Владимир Бирюков). Там же встречаются отчаянная и запутавшаяся в своих чувствах Катерина (Екатерина Рябова) и щеголеватый Борис (Андрей Горбачев), не расстающийся с саксофоном. Возле этой лодки водят хороводы и поют песни, провожая в дорогу нелепого Тихона (Сергей Агафонов), здесь напутствует молодых и кокетничает с Диким (Сергей Лысов) разудалая Кабаниха (Наталья Кутасова). Насмешничает и греховодничает с Кудряшом любвеобильная улыбчивая Варвара (Екатерина Зорина).
Домом и единственным пристанищем становится эта старая лодка для полусумасшедшей барышни Феклуши (Татьяна Калашникова). Режиссер объединил двух персонажей Островского — и вот уже некий обобщенный образ греха и праведности, Феклуша перемежает свои монологи об искушениях со страстными воззваниями об омуте сумасшедшей барыни, одновременно соблазняя и предостерегая. Феклуша, словно дух этой лодки, исчезает и появляется — неожиданно и ниоткуда, напоминая своим обликом и повадками определенных завсегдатаев вокзалов и площадей. В потрепанной шляпке, рваных колготках и военном пальто, что-то лепеча по-французски, в вечном легком подпитии она невзначай протанцовывает нам историю своей несложившейся жизни. И становится главной наставницей, отправляющей на свидания, снабжающей помадами, пудрой и мудрыми изречениями все женское население городка, тоскующее и изнывающее в поисках подлинной любви. Феклуша Татьяны Калашниковой уже давно знает, как закончатся все любовные истории ее приятельниц в этом городке. И потому в финале спектакля феклуши-варвары-глаши-катерины так становятся похожи друг на друга румяными щеками и потухшими печальными глазами.
Молчаливое окно, взирающее на житейскую кутерьму героев, весь спектакль словно магнит будет притягивать к себе взгляд. Особенно когда, устав от пьяных разговоров, разудалых песен, житейских передряг и мелкой суеты персонажей, погрязших в пошлости и быте, ты вдруг захочешь туда — в это окно, где видны небо и звезды, которые так призывно зовут в другой мир. Звезды, которых уже давно не замечает как будто бы слегка больной недалекий Тихон, с легкой усталостью внимающий маменьке. Он вроде бы и рад вырваться куда-то в иную жизнь, и Катю свою жалеет, но только не способен ни на какие поступки. Слаб Тихон и душой, и телом, потому и обезноживает в финале, и только и остается ему, что передвигаться на костылях, когда погибает Катерина. Не видят неба над головой ни его распутная сестра Варвара, провоцирующая молодую жену брата и насмехающаяся над ее сомнениями, ни выросшая телом, но не умом наивная Глаша (Анна Захарова).
Кабаниха в исполнении Натальи Кутасовой свои звезды ищет на земле. Она реалистка и еще «женщина с огоньком». С ней в этот мир приходит праздник, песни и прибаутки, и кажется, что грозные напутствия и наставления Кабанихи — всего лишь дань обычаям и статусу свекрови. На самом же деле все помыслы этой еще интересной и жизнерадостной женщины связаны с симпатичным купцом по фамилии Дикой, ради него Марфа Игнатьевна посещает «салон красоты имени Феклуши», для него все ее наряды и кокетливые взгляды.
В этом городе К. все давно немного заблудились. Все только и ходят вокруг да около лодки, стараясь отыскать свое счастье, и, может быть, поэтому так часто вслед за Борисом хочется крикнуть: «Ну, попал я в городок!» В этом городке Владимира Туманова все жители по-земле-ходящие, в-небо-не-взлетящие. И Катерина не исключение.
Героиня Екатерины Рябовой — это задыхающаяся, трепещущая, не видящая выхода, запутавшаяся жизнь. Преступив нравственные законы, ее Катерина не смогла жить в этом мире, оказавшись менее стойкой и более уязвимой, чем другие обитатели округи. И ее встречи с Борисом — не те встречи любви, от которых захватывает дух, а, скорее, встречи-тупики. Потому что свидания их проходят не там, где манящее окно, а в той же самой лодке, где грязно и неуютно, где еще недавно сидели местные алкаши, размышляя о вечном, где Феклуша бормотала о праведном и неправедном, где спорили на житейские темы другие жители этого городка. И потому исчезает свет в окне в сцене любви Бориса и Катерины. Их отношения ничем не лучше любовных игр Варвары и Кудряша где-то на сеновале, доказательством которых станет вывалившийся из помятых штанов пучок соломы. Режиссер Туманов не романтизирует любовь Бориса и Катерины. В то, что это настоящая любовь, совсем не верится. Даже белые штиблеты племянника Дикого и его прекрасный саксофон не помогают.
Ни любви, ни полета. Лодка давно села на мель. Грозы — освежающей и очищающей, смывающей все и всех грехи, — не будет. А внезапная струя воды, забьющая из лодки в финале, и выстроившаяся скульптурная композиция из героев спектакля окажутся уже идеальным памятником жителям города К. — тоскующим, мечтающим, страдающим. Не без греха. Тем главным памятником на центральной площади, в котором оживают фонтаны, от брызг которых на асфальте остаются лужи. И где-то звучит пронзительная мелодия, которую кто-то играет на саксофоне. И прячутся от прохожих, целуются и шепчут слова любви катерины и борисы. И над всем этим где-то высоко светится, как маяк в ночи, чье-то далекое, в звездах, окно. И в небе летают птицы.
Комментарии (0)