Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

17 октября 2023

ОГЛУШАЮЩЕ ТИХИЙ ТЕАТР

«Красная книга».
Московский еврейский театр «Шалом».
Режиссер и драматург Александр Плотников, сценограф Константин Соловьев, автор идеи Олег Лоевский.

«Красную книгу» в театре «Шалом» Александр Плотников поставил в жанре «реконструкции правды в семи песнях». Семь монологов людей, выживших во Второй мировой войне и Катастрофе, Холокосте. Их режиссер написал по текстам Ильи Эренбурга, Василия Гроссмана, Арада Ицхака, Эмануила Иоффе, Ильи Альтмана и Леонида Смиловицкого. Обрамлены эти монологи цитатами из Библии.

Сцена из спектакля.
Фото — Андрей Грабарев Малер.

И сколько бы мы ни знали о Холокосте, сколько ни видели бы фотохроник, фильмов, сколько ни прочли бы воспоминаний и свидетельств, как ни были бы готовы и погружены в тему, в исторические свидетельства, каждый монолог бьет под дых. Потому что в мире, где «все неоднозначно», чтобы не сойти с ума, надо знать, помнить и не уставать повторять: нельзя убивать людей. Нельзя пытать людей. Нельзя забывать людей.

Об этом — оглушающе тихий спектакль, где ни режиссер, ни актеры, ни те, кто придумал его, не позволяют себе ни истерики, ни крика.

Все — вполголоса. Никаких готовых формул или ответов. Только вопросы. Только попытка максимально точно передать словами правду о том, что не укладывается в голове, что невыносимо даже представить себе, не то что пережить.

На сцене, углом — три современных стола с лампами. За ними — современные, вневременные, женщины в офисных костюмах. Их играют Вероника Патмалникс, Карина Пестова и Евгения Романова. Перед ними бумаги. Вода в зеленых стеклянных бутылках и микрофоны. Это — члены придуманной Александром Плотниковым Комиссии правды и реституции. Они задают вопросы семи свидетелям, оставшимся в живых во Вторую мировую войну и Холокост. Свидетелей, которые, каждый по очереди, в бытовой, домашней одежде сидят в профиль к залу в «домашнем» кресле, с торшером с мягким желтым светом, на фоне книжной этажерки с цветком на ней. Их играют Анна Терентьева, Николай Тарасюк, Игорь Цыбульский, Антон Ксенев, Альберт Горбачев, Дмитрий Уросов и Алина Исхакова, которых снимает и транслирует на большой экран по центру сцены камера.

Сцена из спектакля.
Фото — Андрей Грабарев Малер.

«Играют» — не совсем точное слово (хотя, конечно же, да, играют, это же театр). Как и слово «перевоплощаются». Становятся? Актеры становятся своими персонажами — это, наверное, максимально точное отражение того, что происходит на сцене, где свидетели скупо, почти не жестикулируя, не меняя позы и почти никогда не повышая голос, рассказывают о том, что видели и пережили, отвечая на вопросы комиссии. Вопросы, кстати, часто настолько же ошарашивающе нелепые, неосознанно бестактные, как порой и комментарии под постами очевидцев событий сегодняшнего дня.

«А что вы чувствовали?» — спрашивает член комиссии после рассказа о том, что происходило в Минском гетто, где из 120 тысяч были убиты 105 тысяч людей.
«Что вы имеете в виду?» — отвечает свидетельница в исполнении Анны Терентьевой. Переспрашивает, уточняет — не для того, чтобы оскорбить или подчеркнуть несвоевременность вопроса, а чтобы лучше понять и точнее ответить. Оправдаться? Нет. Объясниться. Обвинить? Нет. Зафиксировать.

Актеры «Шалома» существуют у Плотникова так, словно произносят не выученные и отрепетированные монологи, а подыскивают слова прямо сейчас, в процессе допроса.

Здесь важно, что в начале спектакля это именно допрос, почти судебное разбирательство. И свидетели нервничают, чувствуют себя скованно, тогда как члены комиссии — поначалу — хоть и собранны, но довольно отстраненны. И только постепенно, пропуская через себя рассказ за рассказом, выходят из нормы, начинают сбоить, уставать, чувствовать неловкость. Сопереживать. Встают из-за стола, не в силах выносить услышанное, снимают очки, трут уставшие от напряжения лица, пьют воду, двигают перед собой микрофоны, перебирают бумаги. Прячутся, закрываются — и все больше из безликих «членов комиссии» в одинаковых почти костюмах становятся разными, слабыми, такими узнаваемыми людьми. Такими похожими на свидетелей. И на нас, сидящих в зале. В финале спектакля свидетельница в исполнении Алины Исхаковой просит у комиссии воды. И героиня Вероники Патмалникс приносит ей пластиковый стаканчик. И гладит ее по голове. В этот момент стена между свидетелями и членами комиссии падает уже зримо. Время соединяется. Спектакль заканчивается фразой: «Комиссия уходит на перерыв…» Второго акта не будет. Его каждый зритель сыграет сам для себя, наедине с собой, в тишине, которую этот спектакль требует для осмысления.

Д. Уросов (Свидетель).
Фото — Андрей Грабарев Малер.

Плотников выстраивает документальный театр, в котором скупость режиссерских приемов, отсутствие «актерской игры» необходимы, чтобы не заглушить хлопотанием лиц само свидетельство. И тем не менее — это театр, изобретательно простой и максимально воздействующий на зрителя. И это, конечно, сильнейшие актерские работы, выстроенные на точнейших психологических оценках, нюансах, тех самых пресловутых движениях ресниц, укрупненных камерой, когда перед тобой, зрителем, сидящим в зале, оказывается не актер, а его герой, жизнь которого — неоспорима. Он не выдуман. Он — есть.

Вот и прозвучало это слово. Герой. Герои. Участники еврейского сопротивления. Деятели еврейского подполья. Люди, которые выжили там, где остаться в живых не было ни одного шанса, и которые сопротивлялись злу как могли. Как получалось. Сколько было — или уже не было — сил. Все свидетели в этом спектакле — евреи, тогда как национальность членов комиссии значения не имеет, как не важно и то, кто по национальности мы, сидящие в зале. Но этот спектакль посвящен восстановлению имен тех евреев, которые выжили в Холокост. И тех невыживших, о ком они рассказывают. Возвращение имен. Обретение памяти. Признание. Покаяние. И надежда.

Комментарии 2 комментария

  1. Антон Алексеев

    Я смотрел эскиз этого спектакля в трансляции 9 мая. И уже тогда было понятно насколько важным и честным трудом в нем заняты артисты. Само по себе чтение этих текстом — труд, а знакомить с ними других… Но, о театре. Повторюсь, вживую я спектакль не видел, и есть вероятность, что могло что-то измениться с весны, но все-таки, кажется, что оговорки «играют» или «не играют» здесь не слишком подходят. Мне кажется, что тут не удаление от игры, а прибавление к ней. Артисты наносят на себя тонкую, почти прозрачную маску, на корой чертят мелкими деталями образы, и при этом сквозь маску просвечивают артисты.

    Ну и о важном. Такой спектакль — ответ на вопрос как и чем можно заниматься сейчас в искусстве. Не универсальный, конечно, один из, но, лично для меня, один из очень немногих. Актеры после эскиза говорили, что не уверены в том получится ли из этого репертуарный спектакль — непонятно как да и «можно ли продавать» такую тему. Остается надеется, что зрителю ничего продавать не придется и он придет просто потому, что в этом спектакле найдет место, где с ним честно поговорят о памяти, убийствах, жертвах и антисемитизме. Пожалуйста, пусть у «Красной книги» получится повторятся как можно большее количество раз, чтобы события, о которых в ней рассказываются, больше повториться не могли.

  2. Светлана

    Наверное, автору следовало бы сказать, что название спектакля отсылает к одноимённому нереализованному проекту Ильи Эренбурга. «Красная книга» должна была стать продолжением «Чёрной книги», сборника свидетельств Холокоста на территории СССР и Польши. В СССР «Чёрная книга» была запрещена, её опубликовали в России только в 2015 году. «Красная книга» же стала ещё одной жертвой репрессивной машины даже на уровне идеи. Эти отсылки есть на сайте театра, но читатель рецензии должен знать это тоже.

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога