Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ТЕЛА КОСМИЧЕСКИЕ И РЕАЛЬНЫЕ

    О Международном фестивале современного танца «На грани» (Екатеринбург).

    Десятый, юбилейный фестиваль его организаторы задумывали еще два года назад, однако сложные ковидные времена спутали все планы и внесли коррективы в афишу. Тем не менее, удалось не только собрать беспрецедентную по насыщенности пятидневную программу, но и показать ее офлайн. Фестиваль был посвящен памяти Михаила Сафронова, два десятилетия (1999–2019) возглавлявшего Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии, который стал главной фестивальной площадкой и в этот раз. Талантливый продюсер и руководитель, увлеченный театральный деятель, Сафронов в течение многих лет делал все, чтобы «На грани» развивался и расширял творческие горизонты.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДОН ХИЛЬ ШТАНЫ НА ПОДКЛАДКЕ ИЗ АБЬЮЗА

    «Дон Хиль Зеленые Штаны».
    Камерный театр Малыщицкого.
    Режиссер Петр Шерешевский, художник Надежда Лопардина.

    Тирсо — автор великих пьес маньеризма, в которых театр подражает театру, а форма игры — или, иными словами, само искусство — есть лучшая версия жизни. Тирсо де Молина на порядок менее оптимистичен, чем Лопе де Вега, в нем будто больше тревоги по поводу жизни, и именно с этим связан программный уход в театральное. В качестве протагониста у драматурга непременно выступает женщина — ее блистательный ум и хитрость порождают реальность искусства, оборачивающуюся лабиринтом, подчас довольно опасным, не только для тех, кто оказывается втянут в игру, но и для нее самой. Кажется, сегодня тирсовская тема человека играющего, чье отражение дробится во множестве зеркал, могла бы прозвучать актуально.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВЕРТИНСКИЙ, КОСМОС, ВОЙЦЕК И TIKTOK

    О фестивале «Волшебная кулиса»

    В Перми завершился традиционный фестиваль-конкурс «Волшебная кулиса». В афише, как всегда, спектакли театров Пермского края, выпущенные за минувшие два года и рекомендованные критиками. Что было не «как всегда»?.. Из-за ухудшения эпидемиологической обстановки программу в срочном порядке переформатировали, и спектакли из Лысьвы, Кудымкара, Губахи, Березников и Чайковского не приехали в столицу края, наоборот — жюри колесило по этим городам, намотав за неделю больше тысячи километров по дорогам и проведя 35 долгих часов в пути.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВЫШЕЛ НОВЫЙ НОМЕР «ПТЖ», № 106

    Среди чумных докторов на обложке резвятся театральные зайки. А что еще остается делать? Живем, делая вид, что все нормально, согреваем носы масками…

    Осень-2021 выдалась театрально насыщенной, пандемия вообще парадоксальным образом заставляет театры работать — как никогда (а вдруг завтра закроют?), премьеры не охватить ни глазом, ни сознанием. А поскольку в прошлом номере о спектаклях мы не писали вообще (хотя ежедневный блог вполне фиксирует общероссийский процесс), то этот переполнен новыми спектаклями. А еще — два интервью с драматургами-антиподами (драматургичками?) Светланой Баженовой и Асей Волошиной, п еще большая творческая женская компания драматургов и режиссеров (режиссерш и режиссерок?). А еще…

    Зачем пересказывать. Читайте. А мы переходим в свой 30-й юбилейный год…

    Содержание номера
    Марина Дмитревская. К читателям и коллегам

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ

    «Царевна-лягушка». Е. Черняк.
    Драматический театр Балтийского флота.
    Режиссер Ярослав Морозов.

    Актеры выходят на сцену и, выстроившись в линию, представляют друг друга, будто чванливые конферансье на пышной церемонии. «Волшебная сказка для детей, — хорошо поставленным голосом, важно, с чувством собственного достоинства, — и их родителей», — жеманничая и кривляясь, анонсируют они. В этом почти клоунском зачине вполне отчетливо задаются правила игры: во-первых, никакой русской народной сказки с длинными косами и румяными щечками; во-вторых, заигрывания с детьми тоже не в этот раз; в-третьих, впереди нас ждет час (как указано в программке) залихватской постмодернистской иронии. Ну, понеслась.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • АНДЕР-СОН

    «Андерсен. Как я выжил».
    Творческое объединение «АП-Арт».
    Автор идеи, текста и музыки Антон Коробейко, режиссер Алексей Егоров, художник Анастасия Пух.

    В программке спектакля «Андерсен. Как я выжил» Антон Коробейко аттестован как поэт, писатель, музыкант, создатель группы «Простые вещи». И все тут верно: Антон пишет песни на собственные стихи, в центре спектакля — группа «Простые вещи» и он сам с гитарой как автор лирических песен, сопровождающих действие, автор литературной основы «Андерсена», автор книг «Как я выжил» и «Коробей про зверей». Но для меня Антон Коробейко навсегда остался студентом-театроведом на правой дальней парте у окна, хотя по театральному делу он в жизни не пошел, а стал «поэт, писатель, музыкант».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВАЛЕНТИНУ ГНЕУШЕВУ — 70!

    Если и останутся в истории XX века имена цирковых режиссеров, то имя Валентина Гнеушева будет в этом списке первым. Вряд ли можно найти художника, не просто сильно, но бесповоротно повлиявшего на отдельный вид искусства так, как это сделал Гнеушев в отношении цирка. В пределах отдельных, казалось бы, бесхитростных номеров он сумел найти и показать миру особенный способ соединения эстетики и философии, создающий образы на века, определяющий вектор художественного развития. Без Гнеушева другими были бы опыты Финци Паски, Цирка дю Солей, Франко Драгоне. Без Гнеушева не было бы многих идей и находок цирка нуво.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БОЛЬНЫМ МЕСТАМ

    «Путеводитель по балету». Музыка П. И. Чайковского и Н. Хрущевой.
    Пермский театр оперы и балета.
    Музыкальный руководитель постановки и дирижер Артем Абашев, хореография Мариуса Петипа и Антона Пимонова, художник-постановщик Степан Лукьянов.

    Большой балетной премьеры в Пермском оперном ждали больше трех лет — столько времени прошло после выпуска роскошной классической «Баядерки». За это время в театре и балетной труппе произошло много перемен, от ухода из жизни репетиторов и отъезда солистов до смены руководителей балетной труппы и директора театра. «Путеводитель по балету» явно был задуман как беспроигрышный козырь к 150-летию существования городской Оперы и презентация нового худрука балета Антона Пимонова.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОДНАЖДЫ В АБРУЦЦКИХ ГОРАХ

    «Катарина, дочь разбойника». Ц. Пуни.
    Красноярский театр оперы и балета.
    Хореографы Сергей Бобров, Юлиана Малхасянц, дирижер Иван Великанов, сценограф Альона Пикалова.

    Премьера в Красноярске стала одним из самых важных балетных событий нынешнего сезона. Может быть — самым важным. По значимости она равна «Сильфиде» Филиппо Тальони, поставленной полвека назад Пьером Лакоттом в Париже. После бурных шестидесятых, богатых революционными открытиями в танце, Лакотт предложил французам вглядеться в древнюю легенду, как бы восстановив (а точнее — стилизовав) спектакль 1832 года. В Красноярске же после двадцати лет движения в сторону экспрессивной, витальной, распахивающей-душу-настежь хореографии Сергея Боброва сам Сергей Бобров — худрук театра — поставил в план и осуществил постановку еще одной почтенной легенды. На сцене появился балет Цезаря Пуни, впервые сотворенный в 1846 году в Лондоне Жюлем Перро. И это — нежнейшая стилизация спектакля XIX века, будто отгораживающая от зрителя весь шум и всю ярость нынешнего столетия.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПРОПАЛО ЖЕЛАНИЕ

    «21/21 Pornographies@».
    Компания Great Investment (Бельгия/Дания) в рамках XXII фестиваля NET (Новый Европейский театр).
    Концепция и исполнение Метте Ингвартсен, драматург Бояна Цвейич.

    «21» в названии для нашего зрителя, возможно, значит меньше, чем для европейцев. Вообще это NC-21 (No One 21 & Under Admitted), сочетание, знакомое, например, людям, читающим нишевую и/или сетевую литературу. Так обозначается самый высокий рейтинг произведения: открыв NC-21, вы подписываетесь под тем, что внутри могут быть эпизоды с высоким уровнем жестокости, подробное описание насилия и эротических сцен, и вы не возражаете.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КВАРТИРА СО СКВОЗНЯКОМ

    «Зойкина квартира». М. А. Булгаков.
    Псковский академический театр драмы им. А. С. Пушкина
    Режиссер Сергей Потапов, художник Эрвин Ыунапуу.

    В современном якутском театре Сергей Потапов воспринимается как главный режиссер-постмодернист. Национальная культура для него исключительно важна — как мировоззрение и сквозная тема. В этом смысле понятен интерес режиссера не только к якутскому мифу, но и к эвенским легендам, например.

    Совсем другая история — постановки по русской классике. В каждом спектакле такого плана сталкиваются абсолютно разные мироощущения, но дело даже не в этом. Встреча с русским материалом и русскими актерами ставит перед режиссером проблему адаптации, перехода на условно европейский лад.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДОН ЖУАН КАК КОМАНДОР

    «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора». В. Ерофеев.
    МХТ им. А. П. Чехова.
    Режиссер Уланбек Баялиев.

    «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» — премьера в МХТ на переломе: заявленная в планах при прежнем худруке Сергее Женоваче, она выходит первой уже при Константине Хабенском.

    Почему режиссер Уланбек Баялиев, ученик Женовача, выбрал пьесу маргинального гения советских времен Венедикта Ерофеева, в массовом сознании срифмованного с Веничкой, героем его романа «Москва — Петушки»? Пьеса была написана в 1985 году и опубликована только в 1989-м, за год до смерти автора, и впоследствии не особенно заинтересовала режиссеров. Вероятно, не только потому, что в 1990-х случился экономический коллапс и зрительные залы опустели. Реалии советской жизни в резко изменившемся мире казались совершенным анахронизмом. Никогда больше, думалось, не вернется эта ежеминутная и повсеместная униженность человека, его преследование любым ничтожеством, облеченным властью, вина за сам факт своего существования и способность мыслить.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ДАЛЬНЕЙШЕЕ — МОЛЧАНИЕ

    «Иранская конференция». По мотивам пьесы И. Вырыпаева.
    Воронежский Камерный театр.
    Режиссер Михаил Бычков.

    Скажу сразу: этот спектакль Михаила Бычкова так мощно провоцирует работу ассоциативного восприятия, что оно рождает самые необычные параллели и сходства, возможно, даже в постановке и не заложенные. Но вот их появление у зрителя заложено точно. Все здесь ощутимо тяготеет к какому-то гамлетовскому масштабу, не зря же действие происходит «на нашей почве, на датской». Ведь именно там, согласно Ивану Вырыпаеву, проходит конференция по иранскому вопросу. Хотя персонажи отнюдь не принимают статус эпических «героев», как вроде бы положено в подобной ситуации. Они — вполне себе люди нашего времени, причем времени абсолютно конкретного, сегодняшнего. Люди со своими идеалами и заблуждениями, бедами и победами, порой сложными и запутанными отношениями друг с другом.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ

    «Sepia. Синяя Борода».
    Екатеринбургский театр современной хореографии «Провинциальные танцы» в рамках проекта Dance резиденция, представляемого театром «Новая Опера» и фондом MART.
    Постановка и хореография Татьяны Багановой, сценография Анастасии Соколовой («Sepia») и Родиона Пашина («Синяя Борода»), костюмы Анастасии Соколовой («Sepia») и Юрия Помелова («Синяя Борода»), свет Нины Индриксон («Sepia»).

    Первая Dance резиденция театра «Новая Опера» показывает два составных вечера. Если замысел первого, «Весна священная. Свадебка», прозрачен (Стравинский, возвращение постановок на сцену), то второй может выглядеть неоднозначно. Казалось бы, «Синяя Борода», которую впервые показали в Екатеринбурге в июне 2021-го, логичнее смотрелась бы с предыдущей оригинальной премьерой труппы, «Приключениями сапожника Петра» (2020). Выбранная в пару «Sepia» вышла намного раньше, представляет Баганову начала 2010-х и, что важнее, вроде бы ни тематически, ни эстетически не сходится с «Бородой».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • БОЖЕ, МЫ ВСЕ УРОНИЛИ

    «Урожай». П. Пряжко.
    Театр на Таганке.
    Режиссер Марфа Горвиц, художник-постановщик Николай Симонов.

    На Основной сцене Театра на Таганке Марфа Горвиц поставила «Урожай» Павла Пряжко — он оказался очень смешной комедией и горькой притчей одновременно.

    Драматургию Павла Пряжко мы как-то уже привыкли воспринимать в контексте сдержанно-лаконичных, минималистичных постановок Дмитрия Волкострелова. И меньше всего ожидали увидеть его пьесу на большой сцене, в зрелищной и яркой постановке. Хотя в свое время Филипп Григорьян ставил Пряжко именно так: смешивая гиперреализм его текстов с фантастическим антуражем и костюмами. Вспомнить хотя бы «Поле» в Школе современной пьесы, где комбайнеры, тоже, кстати, убирающие урожай, были одеты в космические скафандры, а женщины — в футуристического вида кокошники-нимбы, отчего пьеса, и так попахивающая абсурдизмом, превращалась в полный сюр.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ОХОТА ЗАПРЕЩЕНА

    «Петя и волк». С. Прокофьев.
    Пермский театр оперы и балета.
    Музыкальный руководитель постановки и дирижер Владимир Ткаченко, режиссер-постановщик Александра Ловянникова.

    Симфоническая сказка Прокофьева «Петя и волк» часто появляется на филармонических афишах и звучит в выездных — предназначенных детям — концертах. Мультфильмы с этой музыкой создавали и наши, и американские студии, а рассказчиками (структура сказки — монолог повествователя и иллюстрирующие его музыкальные фрагменты) выступали многие великие люди, от Жерара Филипа до Джона Гилгуда и от Натальи Сац до Шарон Стоун. Дидактический смысл «Пети и волка» прост: ребенка-слушателя знакомят с голосами оркестра (каждому персонажу соответствует свой инструмент). Иногда «Петя и волк» превращается в унылую образовательную тягомотину, которую дети высиживают с безразличными лицами (так часто бывает, когда в роли рассказчика выступает какая-нибудь назидательная дама), иногда — во взрослую пародийную шуточку, детям вовсе непонятную (это чаще за границей). Пермский театр оперы и балета решил заново взглянуть на замученный частым употреблением текст — и «Петя и волк» в нем стал совсем другой, непривычной и довольно личной, историей.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • В АРХИВЕ ОПУБЛИКОВАН № 104

    В архиве появился № 104. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
    приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!

    Читать дальше | Комментарии
  • ДЕРЖИТЕСЬ ЗА ГОЛОВЫ

    «Мастер и Маргарита». Музыка А. Шнитке и М. Лазара.
    Большой театр.
    Хореография Эдварда Клюга, сценограф Марко Япель.

    Каждый сезон планы Большого включают минимум один полнометражный сюжетный балет. Упорство, с которым театр погружается в инсценировки мировой литературы, вызывает как минимум вопрос «зачем?». Ответы можно давать разные, как и оценки этому масштабному проекту (от Шекспира до Толстого, прихватывая редкости вроде Лермонтова и Вулф). Только что вышедший «Мастер и Маргарита» Эдварда Клюга дает подсказку: если задача — стать витриной для кратких содержаний книг из школьной программы, то реализовано это со всей ответственностью.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • I LIKE TO BE IN AMERICA

    «Жареные зеленые помидоры». По роману Ф. Флэгг.
    Лысьвенский драматический театр им. А. А. Савина.
    Инсценировка Алексея Житковского, режиссер Вера Попова, художник-постановщик Алексей Лобанов.

    Роман «Жареные зеленые помидоры в кафе „Полустанок“» Фэнни Флэгг написала в далеком 1987 году, потом он многократно переиздавался и в 1999-м появился на русском языке. Американская актриса, писательница и, как бы мы сегодня сказали, стендап-комик, Фэнни Флэгг смонтировала свою собственную альтернативную историю южан 1920–40-х годов, прошитую через мир женщин. В этой запредельно ироничной детективной саге она умудрилась вместить основные теги своего и нашего времени, сфокусировав внимание на Великой депрессии, расовой сегрегации, жестокости американского Юга, войне и т. д. Другими словами, Флэгг собрала свою собственную версию американских «Ста лет одиночества», рассказанную Урсулой Игуаран.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ШАМАНИЗМ И ТАРАНТИНО. АУТБРИДИНГ

    С 26 ноября по 2 декабря в Псковском театре драмы проходил фестиваль «Потапов-фест»

    Якутский театр словно не до конца успел потерять свой синкретизм, его мысль не формируется без песни, танца, условного жеста, ритмичной звукописи родного языка. Внебытовое существование для актеров органично, выявление на сцене мистических сил естественно. «Потапов-фест» дал возможность погрузиться в магически уникальную культуру. Энергетика этих людей захватывает, все шесть дней казалось, что ты уже не в Пскове, а на якутской земле, что за углом Театра драмы всхрапывают олени, а воздух еще хранит многовековые отзвуки Олонхо.

    Читать дальше | Комментарии (0)