Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • БЫТ ИЛИ НЕ БЫТ

    «Миф о Светлане». По мотивам одноименной пьесы Е. Греминой и В. Долиной.
    Небольшой драматический театр.
    Режиссер Мария Скачкова, художественный руководитель постановки Лев Эренбург, художник Екатерина Барышникова.

    «Какая слабая, беспомощная пьеса», — думал я на премьере «Мифа о Светлане», не будучи знаком с оригинальным текстом Елены Греминой. Недооценил я тот факт, что смотрю постановку не пьесы, а «драмеди по мотивам». Прочитав пьесу после спектакля, думал уже иначе. «Какая плоская адаптация пьесы, в которой есть и второй план, и подтекст, и символика, и тональность, и нелинейная временная композиция, и обобщение, и петрушевские и вампиловские нотки... Как будто Вампилов переписан под Розова». Не Вампилов, конечно, и не под Розова.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ЭТО НАШЕ ВРЕМЯ УЕЗЖАЛО...»

    Переписка Марины Дмитревской и Елены Строгалевой

    «Идиот». Семен Саксеев & Ко по мотивам романа Достоевского.
    Театр «Приют комедианта».
    Режиссер Петр Шерешевский, художник Анвар Гумаров.

    Елена Строгалева — Марине Дмитревской

    Марина Юрьевна, давайте поделим переписку на:

    Акт первый: сюжет, время, пьеса, Достоевский.

    Акт второй: пространство (черный куб как внутреннее пространство героев Достоевского).

    Акт третий: герои и актеры. Мышкин — поэт.

    А начать хочу, знаете, с какого вопроса, который мы и не обсуждали вовсе? А сошел ли с ума Мышкин после всего? Этот Мышкин? Помните, что одной из главных идей в решении Козловым «Преступления» было то, что Раскольников никого не убивал. Что все это — бред его воспаленного сознания. А здесь? Здесь Мышкин «Идиот?»

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ОДНА АБСОЛЮТНО СЧАСТЛИВАЯ АРМЯНСКАЯ ДЕРЕВНЯ

    «С неба упали три яблока». По книге Н. Абгарян.
    Ведогонь-театр.
    Режиссер Татьяна Тарасова, художник Ольга Галицкая.

    Никогда не знаешь заранее, где обретешь свое театральное счастье. На четырехчасовой театральной саге Татьяны Тарасовой по чудесной книжке Наринэ Абгарян я его почувствовала сразу, как только открылся занавес и я увидела слева на авансцене сидящих рядком и курящих трубки армянских мужчин, а справа женщин, просеивающих муку сквозь сито, и услышала прекрасные звуки распевов армянских песен.

    Действие этих армянских «Ста лет одиночества» происходит в некоей деревне Маран — полуреальной, полумифологической, которая находится высоко в горах, вдали от большого мира в долине, куда спускаются редко и только в случае крайней нужды, например за медицинской помощью. Здесь по-другому течет время; предания, обряды и поверья вплетены в быт. Мир между живыми и мертвыми проницаем, и покойники приходят в гости к своим близким, укоряя за прежние грехи и предупреждая о грядущих бедах. Здесь все со всеми связаны, нет чужой беды, есть свои ясновидящие и даже свой злодей...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • А НУ-КА УБЕРИ МОЙ ЧЕМОДАНЧИК

    «Елизавета Бам». Д. Хармс.
    Кукольный театр сказки.
    Режиссер Светлана Дорожко, художник Александр Алексеев.

    Играют в фойе, поставив друг против друга два ряда стульев. С одного края импровизированной сцены высится необъятный зеленый шкаф, с другого — винтовая лестница, принадлежность самого Театра сказки, а не декорация. Легкая развлекательная музыка настраивает на приятное времяпрепровождение, ощущаешь себя немного нэпманом прошлого века, из уюта своей жизни выбравшегося, наконец, в театр культурно провести время. И театр тебе в этом желании подыгрывает до финала, усыпляет твою бдительность — все будет хорошо и приятно.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕЖНЕЕ НЕЖНОГО

    «Дневник ласточки». П. Квартальнов, О. Пташник.
    БТК.
    Режиссер Ксения Павлова, исполнительница Екатерина Ложкина-Белевич.

    В маленькой каморке на тридцать человек (будто мы на старом чердаке, где под крышей так любят селиться маленькие ласточки) — теплая желтая солома, которой застелен пол, в соломе проглядывают серые камни. На фоне черного задника натянуты провода. В центре стоит невероятно красивая деревянная сфера с несколькими вращающимися вокруг своей оси кругами, более всего похожая на старинный астрономический прибор — армиллярную сферу, по которой раньше определяли координаты небесных светил.

    Этот прибор и задает с самого начала тему путешествия, в которое вскоре отправится маленькая птичка — деревенская ласточка, живущая где-то в Ирландии. По чердаку ходит сосредоточенная хрупкая женщина в длинном черном пальто и белом платье, с копной непослушных волос. Она развешивает на проводах листочки или тряпочки с рисунками — странички дневника. Это и есть главная героиня спектакля — ласточка, точнее — актриса, которая от лица ласточки будет рассказывать ее историю. Екатерина Ложкина-Белевич.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПЭТЧВОРК-ТАНЕЦ

    «Context.10».
    Проект-открытие Фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva.*

    У фестиваля Context — 10 лет с первого сезона. В нынешних условиях этому даже не получается радоваться. В Москве проект-открытие, «Context. 10», шел в ЦСИ Винзавод в Цехе Белого. Диана Вишнева отметила в приветственной речи, что здесь начиналась история далеких предшественников вечера, лаборатории молодых хореографов. Вернуться к истокам — красивый жест. Но не думать, что мы не в привычном зале Гоголь-Центра, более не существующего, сложно. Как и о том, что появление множества оригинальных постановок — тринадцать новых вещей российских хореографов, которые заказал фестиваль, — объясняется не только тем, что команда растила постановщиков и им доверяет, но и внешними обстоятельствами. В том числе невозможностью кого-либо, как всегда делали, пригласить.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТОВАРИЩ, МЫ ЕДЕМ ДАЛЕКО, ПОДАЛЬШЕ ОТ ЭТОЙ ЗЕМЛИ...

    «Муть. Мухаджиры». М. Галяу.
    Театр им. Г. Камала.
    Режиссер Фарид Бикчантаев, художник Сергей Скоморохов.

    «Муть. Мухаджиры», премьеру Театра Камала и Фарида Бикчантаева, показали на Александринском фестивале 21 и 22 сентября. Думаю, вопрос — почему с таким опозданием я пишу о гастрольном спектакле, должен отпасть сам собой. 21 сентября не требует комментариев. И не надо объяснять, какая муть окончательно затянула именно с этих дат горизонт. Но именно в эти дни, думаю, как никогда, сошлись вторая и первая реальности — спектакля и жизни. И хотя спектакль был задуман Бикчантаевым давным-давно, одних инсценировок романа Махмуда Галяу было несколько, подготовка заняла годы, а эскиз спектакля был сыгран ровно четыре месяца назад на юбилее Фарида Бикчантаева, — надо было случиться именно 21 и 22 сентября, чтобы финал «Мухаджиров» зазвучал особенно.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • МЕЧТЫ НЕ СБЫВАЮТСЯ

    «Вадик поет свою музыку». П. Коротыч.
    Театр «Шалом».
    Режиссер Филипп Гуревич, художники Анна Агафонова и Антон Трошин.

    Филипп Гуревич поставил нежный спектакль по ритмизованной пьесе молодого драматурга Полины Коротыч о том, как важно замедлиться и почувствовать. Особенно когда на твою планету летит чудовищная комета.

    Как всегда у Гуревича — выбеленные лица-маски. Как всегда — живопись световой партитуры (художник по свету Павел Бабин) и плейлист как отдельно действующее лицо. К нему здесь добавляется еще один персонаж, у автора не обозначенный — небо. Оно вспыхивает иероглифами мечты всякий раз, когда герои разрешают себе заявить: я хочу... я хочу... я хочу. Петь свою музыку! Танцевать свой танец! Свой. Чтобы не орать и не умирать хором.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТРЕБУЕТСЯ СПАСИТЕЛЬНИЦА ОТЕЧЕСТВА

    «Жанна д’Арк». Музыка О. Шайдуллиной, текст М. Бартенева.
    Красноярский театр юного зрителя.
    Режиссер Роман Феодори, сценограф Даниил Ахмедов, дирижер Николай Балышев.

    Этот ТЮЗ поет уже шесть лет — в 2017-м он увез из Москвы «Золотые Маски» за мюзикл «Биндюжник и король» (и в номинации «Лучший спектакль», и за лучшую работу режиссера). Но оперу в нем все-таки поставили впервые — даже «оперу для драматического театра», как обозначен жанр на афише. Худрук театра Роман Феодори сначала экспериментировал с жанром в пермском Театре-Театре («Антигону» сочинила Ольга Шайдуллина, много работавшая с Феодори как композитор в драматических спектаклях), а затем — после триумфа в Москве на «Маске»-2022 (а это были не просто полученные награды, весь театральный люд спрашивал друг друга «вы это видели?!») — выпустил в родном театре «Жанну д’Арк». За музыку отвечала та же Шайдуллина, за текст — Михаил Бартенев.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПАМЯТИ ФРАНКО ДРАГОНЕ

    29 сентября не стало Франко Драгоне, имя которого многие десятилетия было синонимом самых интересных событий в области циркового искусства. 15 лет в Цирке дю Солей и девять поставленных им самых грандиозных шоу, среди которых «Nouvelle Experience», «Saltimbanco», «Alegria», «La Nouba», «O», «Quidam», «Mystere», принесли ему славу не только режиссера-первооткрывателя, но и неудержимого фантазера. Годы, отданные собственной компании Dragone, только укрепили репутацию великого выдумщика — Драгоне ставил шоу, праздники, концерты, придумывал новые зрелищные форматы, как, например, Дом танцующей воды в Макао. Сегодня о его уходе скорбит без преувеличения весь цирковой мир. В блоге ПТЖ Франко Драгоне провожает его многолетний соратник, режиссер и хореограф Павел Брюн.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «БАЛТИЙСКИЙ КУКЛОВОРОТ»: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ БОК О БОК

    С 11 по 17 сентября в Выборге, в Театре драмы и кукол «Святая крепость», состоялся III Международный фестиваль театров кукол «Балтийский кукловорот», в котором приняли участие кукольники шести стран.

    Нынешний фестиваль был посвящен памяти Игоря Всеволодовича Игнатьева (1950–2019), педагога и режиссера, имя которого связано, в первую очередь, с Ленинградским/Санкт-Петербургским Кукольным театром сказки, а также с кукольными театрами Кирова, Вологды, Пензы и Перми. Творческий тандем супругов Игнатьевых, тандем думающего режиссера и тонко чувствующего художника Анны Игнатьевой (1952–2019), немало привнес в культуру детского театра, воспитал не одно поколение поклонников театра кукол и заслужил множество наград и премий. На фестивале прошел вечер памяти Игнатьева, где был показан фильм о творчестве Игоря Всеволодовича и прозвучали воспоминания людей, близких семье режиссера. Также в рамках клубной программы был показан спектакль «Синяя Борода», отмечающий в текущем году свое 35-летие, но ничуть не потускневший и не «замылившийся» за три с половиной десятилетия жизни. Судить об этом можно по восторженным отзывам зрителей и профессионалов театра, присвоивших спектаклю Игнатьева особый приз фестиваля «Балтийский кукловорот», приз главного символа этого театрального форума, крошечного шута и менестреля Куки — «Кукины симпатии».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ПОКИНУТЬ БУГУЛЬМУ

    «Космос». А. Житковский.
    Краснодарский академический театр драмы.
    Режиссер Арсений Фогелев. Художник Константин Соловьев.

    Ну почему, впрочем, не пытайтесь... Из татарского городка Бугульма, как рассказывает драматург Алексей Житковский, однажды вышел аж целый космонавт, Сергей Лысов1. Навсегда уехал из своего города, осуществил американскую (зачеркнуто) универсальную мечту и выбился в люди.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • БЕССМЫСЛЕННЫЙ И БЕСПОЩАДНЫЙ

    «Гоголь. Триптих».
    Екатеринбургский театр кукол.
    Режиссер Игорь Казаков, художники Денис Козлов и Ольга Дворовая.

    Гоголя с его гротеском, фантасмагорией, мистикой часто ставят в театрах кукол. Однако в спектакле Игоря Казакова «Гоголь. Триптих» в Екатеринбургском театре кукол нет места мистике. Здесь объединены «Шинель», «Повесть о капитане Копейкине» и «Записки сумасшедшего». Три повести — три героя — три «маленьких человека» и их взаимоотношения с системой.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЮЗАЙ МЕНЯ, ДЯДЯ!

    «Делай все, что хочешь, пока я тебя люблю». С. Баженова.
    Прокопьевский драматический театр.
    Режиссер Мурат Абулкатинов.

    В Прокопьевском театре драмы, где уже много лет проходят различные тематические лаборатории, регулярно ставят молодые режиссеры. Это вообще удивительный театр: он живет в большом монументальном здании в центре серого города, где не так много юных лиц, но репертуар его нацелен на разговор с молодыми — откровенный и честный.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ПРИВЕТ! МЫ БУДЕМ СЧАСТЛИВЫ ТЕПЕРЬ

    «Саша, привет!». По роману Д. Данилова.
    Театр Наций.
    Режиссер Марат Гацалов, художник-постановщик Николай Симонов, художник по костюмам Мария Данилова.

    Сергей Петрович согрешил. Он (Игорь Гордин) — муж, филолог, преподаватель — переспал с влюбленной в него симпатичной двадцатилетней студенткой Илоной (Вера Макаренко). Кто-то донес. Суд признал его виновным и вынес приговор: смертная казнь. Через расстрел из пулемета. Жена Сергея Света (Наталия Вдовина) — тоже филолог, преподаватель — опечалена. Преступник отправляется в тюрьму, называемую комбинатом, ожидать исполнения приговора — когда оно случится, никому неизвестно, потому что этим процессом управляет компьютер, вольно назначающий время расстрела и никому его не сообщающий. По крайней мере, так говорит начальник комбината (Артем Тульчинский), давший пулемету имя — Саша.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВСКРЫТИЕ МИРА

    Проект «Танец и современное искусство». Diana Vishneva Foundation и Cosmoscow Foundation в рамках Параллельной программы ярмарки Cosmoscow.
    «Место действия». Авторы Ольга Тимошенко и Алексей Нарутто.
    «Вместилище». Автор Илья Манылов.

    Вечер перформансов, который предваряет основную программу Фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva, появился еще в июне 2022 года. На благотворительном аукционе фонда Cosmoscow в Переделкине лотом стал кинотанец — видео сочинений Ольги Тимошенко, Алексея Нарутто и Ильи Манылова. Через три месяца перформансы вышли «к людям», то есть на площадку.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ГУЛ ЗАТИХ

    «Один восемь восемь один». По пьесе Б. Акунина.
    Александринский театр.
    Режиссер Валерий Фокин.

    Несколько лет назад спектаклем «Жизнь за царя» Театро ди Капуа, предчувствуя и понимая неизбежность нового кровавого витка отечественной истории, открыл в нашем городе тему исторической драмы. «Жизнь за царя» — история о народовольцах, бомбистах, которые во имя народного блага и страны пошли на цареубийство. Составленная из дневников, писем, протоколов допросов, выступлений на суде членов террористического кружка «Народная воля». Эта литературная композиция, разбитая на несколько мощных голосов молодых актеров, поражала соединением документа и личностного начала. Зритель, сидящий в редакции журнала «Звезда», словно сам находился на конспиративной квартире и был включен в происходящее за круглым столом — немым, но соучастником.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ДЯДЯ ВАНЯ» В СЕРОВЕ: ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ И ОЖИДАНИЕ НЕБА В АЛМАЗАХ

    «Дядя Ваня». А. П. Чехов.
    Серовский театр драмы.
    Режиссер Анатолий Праудин, сценография Владимир Кравцев.

    Каждая пьеса Чехова — вызов режиссеру и его актерам, постоянно действующий конкурс. Внутренние режиссерские причины и поводы не важны, как и статус взявшегося за Чехова театра — значима только новизна результата. И вот еще один «Дядя Ваня» — Серовской драмы («имени Чехова», кстати). Режиссура Анатолия Праудина, сценография Владимира Кравцева. Пытаюсь собрать воедино многозначные впечатления от этого по-праудински обаятельного и по-праудински же сложного спектакля с его плотно «застроенным» событиями-смыслами-эмоциями и по-кравцевски натуралистичным, по-хорошему почвенническим в своем материальном субстрате художественным миром. В голове, однако, «калейдоскоп» образов, мыслей, откликов. Не буду загонять их в прокрустово ложе одного взгляда-умозрения.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • В ГОРОДЕ И В ПАРКЕ

    XXIV фестиваль современного танца «Open look» — первый, прошедший в кардинально новых условиях. Он сохранил статус «международный» — ровно потому, что руководителям компании «Каннон данс» Наталии и Вадиму Каспаровым (они же руководители феста) удалось привлечь к сотрудничеству двух хореографов из Северной Македонии, но о прежней роскоши — от Нидерландов до Южной Кореи — можно забыть. При этом сама компания весной получила государственную поддержку: после долгих лет существования в «частном» режиме «Каннон данс» теперь входит в структуру Петербург-концерта, что, очевидно, влияет на производительность труда (менее чем за полгода — три премьеры). И еще одна новость: фестиваль, всегда существовавший в границах Петербурга (да, некоторые перформансы выпрыгивали из театральных залов — но строго на центральные улицы), впервые на один день от города удалился — спектакли были показаны в Зеленогорском парке культуры и отдыха.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЭДУАРДУ КОЧЕРГИНУ — 85!

    Сегодня великому сценографу и выдающемуся писателю Эдуарду Степановичу Кочергину — 85. Каждые пять лет мы поздравляем его с юбилеем и каждый раз удивляемся тому, как быстро бежит время. Казалось, еще недавно он был «крестным» «Петербургского театрального журнала», вел в нем авторскую рубрику «Рассказы „бродячей собаки“», которые впоследствии вошли в книгу «Ангелова кукла», водил студентов в свою василеостровскую мастерскую и накрывал фламандские столы — и вот 85. Как быстро все же бежит время!

    Сегодня в нашем блоге мастера поздравляют его ученики Никита Сазонов, Мария Лукка и Александр Мохов, а мы скромно присоединяемся к ним.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария