Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ЭДУАРДУ КОЧЕРГИНУ — 85!

    Сегодня великому сценографу и выдающемуся писателю Эдуарду Степановичу Кочергину — 85. Каждые пять лет мы поздравляем его с юбилеем и каждый раз удивляемся тому, как быстро бежит время. Казалось, еще недавно он был «крестным» «Петербургского театрального журнала», вел в нем авторскую рубрику «Рассказы „бродячей собаки“», которые впоследствии вошли в книгу «Ангелова кукла», водил студентов в свою василеостровскую мастерскую и накрывал фламандские столы — и вот 85. Как быстро все же бежит время!

    Сегодня в нашем блоге мастера поздравляют его ученики Никита Сазонов, Мария Лукка и Александр Мохов, а мы скромно присоединяемся к ним.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ПАМЯТИ ТУЯНЫ БУДАЕВОЙ

    Горькое это дело писать некролог о своей студентке. Трудно. Не помню года выпуска Туяны на театроведческом факультете ГИТИСа, давно это было. Зато ее саму, тоненькую, изящную, упертую и задающую трудные вопросы не только о театре, и сейчас представляю очень ясно. Еще тогда Туяну волновала именно нравственная подоплека событий — не сплетни, нет, но соотношение добра и зла, справедливости и произвола, таланта и бездарности на сцене и за ее пределами. Еще тогда она демонстрировала абсолютное презрение к компромиссам по всему спектру этих проблем и редкостное бесстрашие в декларации собственного мнения, даже если оно вопиюще не совпадало с мнением большинства. Она не изменилась с годами. Только проявился в ней скрытый, еле угадываемый драматизм одиночки, отчетливо сознающей собственную миссию.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • О ЛЮБВИ И ПЕРФОРМАНСЕ

    «РыСи».
    Центр Вознесенского.
    Режиссер Филипп Виноградов, художник Катя Эрдени.

    Транс-фу-ризм. Последний вскрик русского авангарда. Советское неофициальное искусство. Трагический лиризм и эксцентрика.

    Рука не поднимется окрестить явление трансфуризма забытым. В последние пять лет вышло два «трансфуристских» сборника: с текстами участников группы и с исследованиями, им посвященными.

    А «РыСи» — уже третий «трансфуристский» спектакль. Оба его предшественника были поставлены в Петербурге: микроопера «Ры» (режиссер Александр Савчук, театр «LUSORES») и читка-перформанс «Театр трансфуристов» (режиссер Вадим Максимов, «Театральная лаборатория Вадима Максимова»).

    Впрочем, «РыСи» не похож ни на один из них. Его заявленный жанр — лекция-перформанс. Поначалу в самом деле веришь, что режиссер Филипп Виноградов стремится рассказать о феномене на человеческом языке — и в этом главная просветительская и эстетическая цель. Оно и понятно: трудно ставить спектакль о явлении, у которого даже название такое, что попробуй произнеси. Не обозвав трансфуТУризмом, например.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НАУЧНЫЙ ПОДХОД

    В Новокузнецком драмтеатре прошла лаборатория под руководством Александра Вислова, ставшая частью фестиваля «Окна», тема которого в этом году — «Фундаментальные частицы». В отличие от предыдущих опытов, которые были связаны с творчеством писателей (последние — Солженицына, Набокова и Платонова), эта лаборатория посвящена изучению научпопа в искусстве. В финальные дни режиссеры показали эскизы о коллективном бессознательном, устройстве и работе мозга, научных открытиях и заблуждениях.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • SWISS DREAMS

    В конце лета Швейцария превращается в настоящий театральный рай. На фестивали в Цюрих, Базель и Женеву съезжаются артистические компании со всего мира, которые показывают жителям и многочисленным в это время туристам главные хиты последних лет. На сей раз среди зрителей повезло оказаться и мне. В результате я увидела около двух десятков самых разнообразных спектаклей — от танц-перформансов в воде (Theater Spektakel проходит прямо на берегу Цюрихского озера) до нового цирка с элементами социального театра, активистской современной оперы и музыкально-светового шоу в исполнении одного из самых известных композиторов нашего времени Яна Тирсена.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО, ИЛИ НОВАЯ ПАРАША СИБИРЯЧКА

    Переписка Марины Дмитревской и Алексея Исаева

    «Материнское сердце».
    БДТ им. Г. А. Товстоногова.
    Режиссер Андрей Могучий, сценография и костюмы Александра Шишкина.

    А. Исаев — М. Дмитревской

    Доброй ночи, Марина Юрьевна!

    Не знаю, как Вы, но я после просмотра спектакля Андрея Могучего «Материнское сердце» испытал чувство какой-то острой зрительской досады, словно меня пригласили на яркий разрекламированный аттракцион, но в итоге показали не «шар смелости», где мотоциклисты едут по кругу, нарушая все мыслимые законы гравитации, и даже не посадили на заднее сиденье мотоцикла «Урал», на котором на протяжении всего спектакля едет героиня Нины Усатовой, а определили в люльку, что всегда считалось чем-то стыдным и неловким (никто из пацанов никогда не садился в люльку — засмеют же потом, то ли дело на заднее сиденье, это всегда было почетно и престижно). Но постараюсь быть последовательным и идти от общего к частному.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • ВЫ НЕ УВИДИТЕ ИХ НА «БАЛТИЙСКОМ ДОМЕ»

    «Не приедет Питер в Питер», — это была такая печальная советская шутка про нереальность приезда в Питер — Питера Брука.

    Теперь круче. Не приедут Римас, Дима, Иосиф, Боря, Марфа... Из Москвы не приедут, не из Парижа. Из Парижа теперь не приедет никто. И из Балтии тоже. Не приедут любимцы фестиваля Эльмо, Алвис, Римас, Оскарас... И это логично. Но из Москвы? С Сахалина? Из Ярославля?..

    Фестиваль Балтийский дом отменил приезды не только «Бориса» Крымова и «Ангелы пошли покурить» Райхельгауза, но и «Горку» Марфы Горвиц и спектакль «Циолковский» Бориса Павловича — об отце русской космонавтики.

    А теперь не приедет и «Война и мир» Туминаса.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ЖИВЕЕ ВСЕХ ЖИВЫХ

    О театральной лаборатории «Живая классика» в Кудымкаре

    Перед началом театрального сезона в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре прошла режиссерская лаборатория «Живая классика». Темой этого года стало культурное наследие финно-угорских народов. И вместо того чтобы в привычном для лаборатории формате эксплуатировать уже известные тексты, Национальный театр инвестирует в появление новых пьес в репертуаре. Констатируя дефицит спектаклей на национальном языке, озадачивается поиском драматургии финно-угорской языковой группы, чтобы в дальнейшем, минуя русский, можно было перевести пьесы на близкий этой группе язык коми. В итоге местный зритель познакомился не столько с классикой, сколько с живыми и точно попадающими в местный ландшафт историями ныне живущих драматургов. Для регионального театра — большой шаг вперед.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЕСЛИ Б Я БЫЛ СУЛТАН

    «Итальянка в Алжире». Дж. Россини.
    Мариинский театр.
    Дирижер Валерий Гергиев, режиссер Екатерина Малая, сценограф Вячеслав Окунев.

    Не у многих комических опер есть надежная историческая основа: в 1805 году алжирские пираты взяли на абордаж корабль, на котором путешествовала прекрасная миланка Антониетта Фраполли, и продали приобретенное сокровище своему бею, тот воспылал страстью к итальянке. Что происходило дальше — покрыто завесой тайны (дама впоследствии при вопросах лишь загадочно улыбалась), но через некоторое время красавица вернулась домой, при этом никто не платил за нее никакого выкупа. С алжирских берегов доносились смутные слухи, что итальянка сумела так настроить гарем, что жизнь бея стала невыносимой, и он с почестями проводил в родные края источник ежедневных тревог и скандалов. Но слухи слухами, а современники, естественно, гадали, что же случилось.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕПРИКАЯННЫЕ

    «Бесприданница. Покаяние». По мотивам пьесы А. Н. Островского.
    Центр театрального мастерства (Нижний Новгород).
    Режиссер-хореограф Шарøйко.

    Спектакль «Бесприданница. Покаяние» — событие для театрального Нижнего Новгорода. Во-первых, потому что режиссер-хореограф Шарøйко, сотрудничавший с Гоголь-Центром, — громкая афиша. Во-вторых, потому что в этих широтах не часто можно встретить спектакли на открытой площадке, да еще и с таким масштабом. В-третьих, потому что содержание спектакля не определяется любовной линией героев.

    Эксклюзивности зрелищу добавляет место — Литературный сад Нижегородского кремля, с видом на стену и Волгу, которая за ней протекает. Теплоходы, что постоянно движутся по реке, неосознанно играют роль паратовской «Ласточки». Деревянное полотно, на котором действуют артисты, красный кирпич кремля и природа могли бы стать отличным оформлением и для более традиционного спектакля. Необходимый блеск совриска здесь добавлен при помощи лазеров (художник Xenia Raw) — ими на деревянном полу рисуют границы несуществующих комнат, мишени над персонажами, отдельные реплики из пьесы и даже кровавый след, который тянется за Ларисой в одной из сцен.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • О ЧЕРНОМ НЕБЕ ФИВ И НРАВСТВЕННОМ ЗАКОНЕ

    «Антигона». Софокл.
    Театр «Мастерская».
    Режиссеры Григорий Козлов, Максим Фомин.

    Ребята, ну вы чего... Ребята, ну так нельзя, что это за ликбез — объяснять в прологе залу, что, мол, был такой Эдип, и было у него два сына — Этеокл и Полиник — и две дочери — Антигона и Исмена... Ну правда, ну ТЮЗ какой-то — вот все вот это...

    Впрочем, вокруг меня, похоже, никто не знает ни Софокла, ни фиванского цикла. Да и я, надо признаться, подзабыла подробности и не помню, скажем, что Этеокл — узурпатор престола. Договорились ведь братья править по очереди, а Этиоклу, «как водится, очень понравилось быть царем», и он попрал договор с братом, считай — презрел Конституцию Фив. Подзабыла... «Полиника это сильно возмутило, настолько, что он собрал войско и пошел на Фивы. Ну, и началась война. Братоубийственная. Как говорят, когда в Фивах приносили жертвы всесожжения Этеоклу и Полинику, пламя и дым делились надвое, расходясь в разные стороны»...

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ТАНЕЦ НЕНАВИСТИ

    «Олеанна». Д. Мэмет.
    Воронежский Камерный театр.
    Режиссер и художник Михаил Бычков.

    Восемь лет назад Воронежский Камерный театр переехал из скромного зала ДК железнодорожников в новое здание. Возможностей стало гораздо больше, как и пространств, в которых играются спектакли: две сцены, репетиционный зал, кафе, фойе и крыша — куда только ни приводила зрителей фантазия постановщиков. Сам же художественный руководитель и основатель Камерного все это время предпочитал работать лишь на Большой сцене, отдавая Малую приглашенным — в основном, молодым — режиссерам. И вот в преддверии 29-го сезона Михаил Бычков впервые выпустил премьеру на Малой сцене.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДРАМАТУРГИЯ ПРОЗЫ

    Воронежский Камерный театр открыл сезон лабораторией под руководством Олега Лоевского. Все участники — опытные «лаборанты», не раз работавшие с форматом эскиза, что видно по качеству и продуманности их работ, даже с учетом того, что на знакомство с артистами и репетиции была лишь неделя.

    Режиссеры, приехавшие ставить в Камерный театр, работали со специально написанными для лаборатории текстами. Причем во всех трех случаях это — добровольное решение, никак организаторами не заявленное. Дмитрий Лимбос предложил сценическую версию пьесы Лары Бессмертной по мотивам «Голода» Кнута Гамсуна; Александр Плотников самостоятельно инсценировал «Камеру обскуру» Владимира Набокова, а Мурат Абулкатинов совместно с Анастасией Ермоловой дополнил пьесу-шутку Антона Чехова «Медведь» текстами Сэмюэля Беккета.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • РАСКОЛЬНИКОВ И ДАРЫ СМЕРТИ

    «Раскольников». По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
    Пермский академический Театр-Театр.
    Режиссер Марк Букин, художник Дмитрий Разумов.

    В пору мнимой неоднозначности, во времена, когда черное называют белым, режиссер Марк Букин предлагает радикальную определенность: Раскольников — убийца. Антигуманизм и безнаказанность — манифест Родиона Романовича. Культ насилия как норма и даже китч. Здесь нет рефлексии, раскаяния, сочувствия.

    Поле действия этого Раскольникова — не кабак, в котором его теории может подслушать лишь пара студентов, его площадка — стадион (вполне подошли бы «Лужники»). Пространство, выбранное для постановки, задает такой масштаб: спектакль проходит на бывшем паровозоремонтном заводе имени Шпагина. По центру вытянутой по горизонтали сцены зияет могильная яма, параллельно ей стоит длинный стол. Рядом строительный антураж — горы песка, шины, металлические бочки. Слева деревянный пандус ведет на возвышение — сцену, где установлены музыкальные инструменты и зеркало. Справа лестница уходит под самый потолок — небольшая площадка напоминает балкон. Бывшее депо с огромными окнами, железными дверями и бетонными арочными перекрытиями задает атмосферу индустриальной маргинальности, не петербургского подполья, а пермской промзоны.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПОСАДИТЬ ВИШНЕВЫЙ САД

    О режиссерской лаборатории в Свияжске

    История Свияжска невероятна. Этот крошечный кусочек земли пережил многое: и эпоху славы и даже некоторого имперского величия, и десятилетия унижения, когда после революционного переворота храмы были разграблены и осквернены, а на острове поселились тюрьма НКВД и «психушка», и годы полного забвения и опустошения. Сейчас остров-град возрождается. История его наполнена трагической памятью, и память эта не должна быть уничтожена, забыта.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ИЗ НОСА ТЕЧЕТ, СЕРДЦЕ ИСХОДИТ СЛЕЗАМИ, А УТЕРЕТЬСЯ НЕЧЕМ»

    «Нэмэкитупа».
    Школа-студия МХАТ. Мастерская Игоря Золотовицкого и Сергея Земцова.
    Режиссеры-педагоги Владимир Киммельман и Екатерина Рогачкова.

    В конце августа в Петербурге на сцене театра «Зазеркалье» прошли гастроли Школы-студии МХАТ. Юлия Ильина и Милана Владыкина, выпускницы мастерской Игоря Золотовицкого и Сергея Земцова, показали спектакль «Нэмэкитупа». Об увиденном рассказывает Полина Буровская.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЛУЧ СВЕТА В ТЕПЛОМ ЦАРСТВЕ

    Лаборатория по Островскому в Краснодарском театре драмы

    В традиционную августовскую жару в Краснодаре прошла традиционная уже лаборатория «по классике». Классиком в этот раз был назначен Александр Островский, чей предстоящий юбилей предсказывает наличие его имени на афишах многих наших театров.

    Цель лаборатории можно сформулировать как стремление ответить на вопрос о том, кто герои Островского в современности. Ведь, как отмечал на обсуждении Олег Лоевский, театр интересен нам только тогда, когда говорит нам о нас самих. И о сегодня.

    Вопрос о героях современности переливается в вопрос о жанре. Самоироничное название лаборатории, «Быт или не быт», наталкивает на размышления об актуальной сценической природе текстов Островского. Четыре режиссера — Арсений Фогелев, Мурат Абулкатинов, Лиза Бондарь и Артем Устинов — выбрали четыре пьесы: «Свои люди — сочтемся», «Сердце не камень», «Пучина» и «Снегурочка», и в каждом случае произошел жанровый сдвиг.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ЭХ! ХОЛЕРА НА ИХ ГОЛОВУ! КОМУ ЭТО НУЖНО, ЧТОБ ЛЕЙЗЕР ИЗ АНАТОВКИ ГОВОРИЛ „ГУД БАЙ“»?

    Вчера хоронили Горбачева, реального Горбачева, Михаила Сергеевича, хоронили эпоху гласности. Хочу послать ей скорбный поклон в тот момент, когда отечественный театр хоронит и хоронит спектакли, название за названием...

    Похоронная команда обосновалась в московском Департаменте по культуре (совершенно остальной России неизвестном — кто эти люди?) и хоронит от души, широко, по-столичному, от щедрого московского сердца — организовывая большие именные склепы. Такие «Безенчук и нимфы», вспомним у Ильфа и Петрова. Контору возглавляет гробовщик (зачеркнуто) гражданин Кибовский, еще недавно выступавший на сцене Школы современной пьесы у друга Иосифа Райхельгауза, ныне им снятого, в качестве исполнителя... Вообще именно в ШСП завязался какой-то странный узел.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ПАМЯТИ КЛАРЫ КОНСТАНТИНОВНЫ КИСЕНКОВОЙ

    Ушла из жизни Народная артистка России, почетный гражданин Южно-Сахалинска Клара Кисенкова. Всю свою жизнь Клара Константиновна посвятила служению островному театру. Ее творческий путь насчитывает 57 лет служения Мельпомене, более 300 ролей и огромное количество профессиональных наград...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • МНОГОЛИКИЕ ФРАГМЕНТЫ

    «Буэндиа». По роману Г. Г. Маркеса «Сто лет одиночества».
    Режиссер Сергей Бызгу.
    Учебный театр «На Моховой».

    В этом году из стен РГИСИ вышел курс Сергея Бызгу, показавший за время своего обучения на Моховой много запоминающихся спектаклей, билеты на которые часто было не достать. Последней постановкой на сцене Учебного театра стала работа по роману Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» с коротким названием «Буэндиа».

    К огромной радости поклонников мастерской выпуск’22 решил не разбегаться по театрам города и мира, а создать свой театр! Новый театральный сюжет начнет развиваться уже совсем скоро, а пока 3 и 4 сентября выпускники сыграют свой двухдневный сценический эпос «Буэндиа» по роману Маркеса на сцене родного Учебного театра. Публикуем перед этим показом текст о спектакле студентки театроведческого факультета Клавдии Редер.

    Читать дальше | Комментарии (0)