«Хорошие новости». Ю. Тупикина.
Прокопьевский драматический театр.
Режиссер Данил Чащин, художник Дмитрий Горбас.
Если бы среди провинциальных театров проводились соревнования по городскому вербатиму, Прокопьевский драматический стал бы чемпионом. Нынешняя премьера — уже пятый спектакль, созданный в этой технике. После «Горько!» и спектакля «Соль-минор» здесь придумали сделать серию вербатимов, каждый из которых посвящен прокопчанам определенного возраста. Этот проект открыл «ПодростОК», продолжил «Тридцать плюс». «Хорошие новости» завершают и венчают трилогию: в центре истории 60-летние персонажи, но среди действующих лиц есть 30-летние и 80-летние. Каждый месяц эти три спектакля будут играть три вечера подряд, получится своеобразный вербатим-сериал.
Первый, еще «внепроектный», прокопьевский вербатим был серией непридуманных монологов, объединенных лишь местом действия. Последующие спектакли уже не так «дословны».
В одной квартире обитают три поколения одиноких женщин — бабушка, мать и внучка. 60-летняя Алла (Алевтина Серебрякова) кардиолог. К ней на прием приходит художник Петя (Анатолий Коротицкий) — бывший одноклассник и первая любовь. Когда-то Петя уехал в Москву, а сорок лет спустя вернулся в родной город, устав, по его собственным словам, от столичных тусовок и вернисажей. Художник здоров, но на прием к кардиологу Петю привели дела сердечные. Он женат, но это не мешает возобновлению романа с Аллой. Седой ловелас сумел охмурить еще и дочь Аллы — Машу (Наталья Денщикова).
В афише жанр спектакля обозначен как «трагикомедия о любви и молодости». Данил Чащин — магистрант Центра имени Вс. Мейерхольда и Школы-студии МХАТ под руководством Виктора Рыжакова, — для которого это первая постановка в репертуарном театре, называет спектакль антимюзиклом. История получилась небытовая, почти сказочная. Актеры играют не столько героев, сколько представления этих героев о себе. Способ существования — на грани клоунады или детской игры. Устроив домашние посиделки, женщины закуривают, поднося к губам воображаемые сигареты, и выпускают в потолок воображаемый дым. И выпивают, обходясь без рюмок и бутылок: говорят тост и подбрасывают вверх горстки конфетти. На вечеринке пенсионеров-одноклассников надкусанное яблоко в руках Пети превращается в фотоаппарат. Цвета костюмов и реквизита нереально яркие, как будто из детского рисунка или советского мультика. Световая партитура спектакля тоже отсылает к миру грез и фантазий. По планшету сцены хаотично разбросаны крупные куски угля — такой сад камней по-прокопьевски, напоминание о том, что действие происходит в шахтерском городе.
Лейтмотив спектакля, The Sound of Silence дуэта Саймона и Гарфанкеля, — песня с хрустальной, миражной мелодией про волшебные сны одинокого человека. У каждого героя есть такая музыкальная тема, дополняющая его образ. Правда, актеры только открывают рот под фонограмму эстрадных «звезд». Однако попсовые хиты в контексте спектакля наполняются новым смыслом. Актеры не копируют «звезд», а пытаются своими пластическими этюдами сообщить самое важное про персонажей. Крупные планы «поющих» выводятся на мониторы, установленные на авансцене.
Так Петя «исполняет» Position Number two Кая Метова, чувствуя себя неотразимым. В начале спектакля герой Коротицкого — мужественный и ироничный представитель богемы. Эдакий пижон-шестидесятник, сохранивший верность идеалам юности, которому седина только добавляет харизмы. Кажется, он немножко играет в Хэмингуэя. Говорит с хрипотцой, чтобы казаться импозантнее. Но ближе к финалу, навсегда оставляя дом Аллы, «выходит из образа». Признается, что таланта у него нет, поэтому и в столице не пробился, и жизнь растратил впустую. Выглядит потерянным и разговаривает уже обычным голосом. Запоздалый скоротечный роман Аллы и Пети — неудачная попытка вернуть молодость, войти в одну реку дважды.
У Пети есть нескладный соперник Леша (Константин Тимофеев), который со школьных лет безответно влюблен в Аллу. Его лейтмотив — «Не дает до утра спать снег растаявший — он вода / Ты одно лишь должна знать — я люблю тебя навсегда…» Филиппа Киркорова. Когда Петя накрывает голову белой тканью, то становится похож на фигуру с картины Магритта «Влюбленные». Только, в отличие от знаменитого полотна, второй фигуры рядом не будет. В «Хороших новостях» Тимофеев — трагический клоун, безукоризненно вписывающийся в стилистику спектакля. То же самое можно сказать про Ольгу Гардер, чья Катя (жена Пети) — этакая отставная москвичка, которая, оказавшись не у дел, вышла за немолодого и незнаменитого художника, чтобы только не быть одной. У Гардер это женщина, окончательно и бесповоротно выпавшая из реальности. Странный взгляд с поволокой, плавающая речь, угловатые движения. Все у нее как-то слишком, даже сшитая ею кукла-оберег выше человеческого роста. Но самой себе Катя кажется модной и успешной. Ее музыкальная тема — «Останусь» группы «Город 312».
И хотя Юлия Тупикина, использовавшая при написании пьесы фрагменты интервью с прокопьевцами, одних персонажей придумала, а другим дала несколько прототипов, в спектакле об иллюзиях и фантазиях немолодых людей прокопьевская топонимика и реалии все же присутствуют. Подруга и ровесница Аллы говорит, что «рыбу сто лет не покупала», и что пенсионерам не на что зубные протезы вставить. Леша — Тимофеев вспоминает, как его старая мама не верила, что в Прокопьевске закрываются шахты, а оставшиеся без работы горняки «шлагбаумы поднимают». Мама умерла. Кажется, умирает и сам город.
Петя исчез из жизни Аллы и Маши. Почему же у спектакля такое оптимистичное название? В самом начале бабушка Шура — героиня Любови Хмельницкой — приводит в дом полуслепого музыканта Володю (Александр Огнев). Старики вместе участвуют в художественной самодеятельности. Дочь и внучка поначалу не воспринимают Володю всерьез, а потом и вовсе о нем забывают. Но полуживой дедушка, благодаря заботам Шуры, преображается. В финале он снимает темные очки, твердой походкой выходит на авансцену, чтобы спеть «Я остаюсь, чтобы жить» Анатолия Крупнова. Шура говорит, что изменить свою жизнь можно в любом возрасте: «Никогда не поздно, детка. Хорошие новости, что никогда не поздно».
История Володи и Шуры — это действительная история поздней любви, случившейся в Прокопьевске. Не придуманы не только старики, но и обстоятельства их знакомства. Впервые появившись на сцене, Володя — Огнев пытается что-то сымпровизировать на гитаре, но у него не очень получается. А теперь он решительно и мощно берет первые аккорды прежде, чем из динамиков зазвучит фонограмма. И на девятом десятке можно чувствовать себя рок-звездой.
Комментарии (0)