Уникальная судьба, 75 лет преданного служения единственному театру, в котором сыграно несколько десятков главных ролей в пьесах лучших мировых драматургов — Шекспир, Шоу, Островский, Достоевский, Шиллер, Пушкин, Гоцци, Дюрренматт, современные авторы. Арбузов посвятил ей знаменитую «Иркутскую историю».

Юлия Борисова.
Фото — архив театра.
Ее звезда взошла на спектакле «На золотом дне» по Мамину-Сибиряку, а роль принцессы Турандот, сыгранная в1963 году во второй редакции сказки Карло Гоцци, навсегда закрепила за ней славу примы прославленной труппы. Стройная, обворожительная, лукавая, темпераментная, она покорила не только несчастных претендентов на ее руку и красавца принца Калафа-Ланового, но и всех мужчин, сидящих в зрительном зале, и женщин, потому что соперничать с ней было невозможно — только восхищаться.

Юлия Борисова (Аксинья). Сцена из спектакля «На золотом дне», 1957.
Борисова заворожила почитателей своего таланта необыкновенным голосом — ломким, с неожиданными интонациями, «надбытовым» и невероятно выразительным, которым владела виртуозно.
От Вахтангова ее отделяло одно рукопожатие — она была ученицей его студийки В. Львовой.
Когда она пришла в театр, были живы те, кто стоял у истоков театра, созданного Вахтанговым, и Борисова училась у них не только мастерству. Принимала эстафету сохранения традиций и того, что именовали «вахтанговский метод». Что это? Один из поклонников вахтанговцев сформулировал так: «Что такое вахтанговское начало? Внутренняя эксцентричность, а по-русски, может быть, озорство, юмор, тончайшая ирония даже в драматических местах роли. Прекрасный „перебор“ темперамента, которого так боятся педанты от натурализма, и все это окрашенное радостью бытия, освященное высоким вкусом. Театр не жизнь, театр больше, чем жизнь, он квинтэссенция жизни» (А. Свободин).
А еще Борисова как никто усвоила основы театральной этики, которые были так важны для учителя и которым она следовала всю жизнь. Блистательная на сцене, напористая, победительная, не знающая преград в достижении целей, раскованная и порой рискованная в своих поступках, в жизни она была замкнутой, строгой, сторонилась тусовок и сборищ, не принимала участия ни в каких акциях, берегла себя для сцены, ролей и семьи.

Юлия Борисова (Валя), Юрий Любимов (Виктор). Сцена из спектакля «Иркутская история», 1963.
Не давала интервью. Исключение сделала только для хорошо знакомой ей Веры Максимовой, талантливого театроведа. Их беседы стали основой книги «Люблю. Юля». Какие удивительные слова и определения нашла автор для любимой актрисы, которую уже, увы, мало кто помнит на сцене:
«Если пользоваться старинным термином амплуа… то Борисова — идеальная героиня с тонким, подвижным, меняющимся под гримом лицом, голосом редкой звонкости и чистоты, гортанных резких вибраций, который может становиться грудным, вкрадчивым, мягким…»
Она сыграла в кино всего две роли, которые прославили ее и не устарели, несмотря на смену манер и стилей: Настасья Филипповна в «Идиоте» и дипломат Кольцова в фильме «Посол Советского Союза».

Юлия Борисова (Клеопартра), Михаил Ульянов (Антоний). Сцена из спектакля «Антоний и Клеопатра», 1971.
В театре сыгранные ею роли становились эталонными. Принцесса Турандот и Виринея (в одноименных спектаклях), Настасья Филипповна («Идиот»), Клеопатра («Антоний и Клеопатра»), Гелена («Варшавская мелодия»), Валя («Иркутская история»), Гитель («Двое на качелях»), Стряпуха («Стряпуха» и «Стряпуха замужем»), Эпифания («Миллионерша»), Мария («Мария Тюдор»), королева Анна («Стакан воды»), Лика Мизинова («Насмешливое мое счастье»), Кручинина («Без вины виноватые»), Патрик Кэмпбелл («Милый лжец»), Клара Цаханасьян («Визит дамы» в «Пристани»), Дама, которая читала сон Татьяны («Евгений Онегин»), мадам Готье («Возьмите зонт, мадам Готье!») и многие др.
Она была последней из блистательной плеяды второго поколения вахтанговцев, пришедших в театр в конце сороковых годов прошлого века. Ушли ее партнеры Михаил Ульянов, Юрий Яковлев, Владимир Этуш, Василий Лановой…

Юлия Борисова (Турандот). Сцена из спектакля «Принцесса Турандот», 1977.
Последний раз Ю. Борисова появилась в театре на открытии памятника Евгению Вахтангову в сентябре 2020 года. Это событие она не могла пропустить.
В день 100-летия, 13 ноября 2021 года, прислала обращение к товарищам по театру.
Верная вахтанговка, великая русская актриса Юлия Константиновна Борисова.
Комментарии (0)