Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

22 октября 2023

НОВЫЙ «АРТИСТ» НА ЦВЕТНОМ

О Первом Международном фестивале циркового искусства «Артист»

В привычные сентябрьские даты накануне Дня Москвы в Цирке Никулина прошел первый Международный фестиваль циркового искусства «Артист». С новым названием он вписался в старый формат — в эти же самые дни в Цирке Никулина всегда проходил Московский международный молодежный фестиваль-конкурс циркового искусства. Изменение названия организаторы связывают с перезагрузкой, творческой трансформацией, хотя даже беглый взгляд на программу фестиваля свидетельствует о том, что глобальных изменений не произошло.

На фестивале.
Фото — Светлана Мельникова.

Как и предшественник, фестиваль «Артист» нацелен на поиск и выявление новых талантов — чуть ли не половина заявленных номеров представляла собой опыты молодых артистов, начинающих свой творческий путь в цирковых студиях страны. Перспективы «молодежного» профиля фестиваля очевидны — только в нашей стране, по подсчетам организаторов, действует около 3000 кружков и студий, в которых идет обучение цирковому искусству. Этот любительский потенциал всегда принимался цирковыми профессионалами всерьез — существовавшая в недавнем прошлом под эгидой Росгосцирка премия «Мастер» имела «детское» воплощение в формате премии «Мастерок», на конкурсные показы которой съезжались сотни детей со всей страны. Уровень «Мастерка» был высок, но это не вызывало удивления — с цирком в любительских коллективах в нашей стране всегда было неплохо.

Московский фестиваль в Цирке Никулина, собирая молодые таланты, вне всякого сомнения следует заветам Юрия Никулина, директорские годы которого были отмечены как раз неустанным вниманием к молодым артистам цирка. Перезагрузка фестиваля — всего лишь проявленная, но уже давно очевидная суть. Юрий Никулин наконец-то стал визуальным символом и образом фестиваля, вдохновителем которого он и так априори являлся. В Москве теперь будут вручать не «слонов», а статуэтки Юрия Никулина: во взрослом конкурсе это бронзовая скульптурная миниатюра знаменитого клоуна в его классическом костюме. Для детского приза придуман особый, трогательный вариант — взрослый Юрий Никулин держит за руку маленького Юру в его самом первом цирковом костюме, который ему сшила мама. В остальном новый старый фестиваль привычно разделяется на детский и взрослый конкурсы, имеет программу А и Б и внушительное международное жюри.

Сцена из выступления трио «Без носков».
Фото — Светлана Мельникова.

Директор фестиваля Максим Никулин умудряется сохранить статус-кво даже в сложные постпандемийные и не самые с политической точки зрения простые времена. Фестиваль создан полностью на спонсорские средства и средства самого Цирка, безо всякого государственного участия: Министерство культуры РФ и Департамент культуры города Москвы ограничились приветственными словами в адрес участников фестиваля. При этом стоит заметить, что никулинский фестиваль остался единственным столичным цирковым смотром — на фоне глобальных катаклизмов Большому Московскому цирку и его руководству в лице братьев Запашных пока не удается восстановить другой эффектный столичный фестиваль — «Идол» — в цирке на проспекте Вернадского. Сказывается и международный авторитет Максима Никулина — в эти непростые времена его фестиваль готовы поддержать именитые коллеги, о чем недвусмысленно говорит не только состав жюри, но и широкий круг международных и отечественных гостей из цирковой отрасли.

Фестивальный посыл очевиден с первых минут. Евгений Шевцов в статусе главного режиссера и в привычном соавторстве с хореографом Ольгой Полтарак, режиссером клоунады Андреем Шарниным и художниками-постановщиками Надеждой Русс и Анатолием Нежным создает зрелище, лишенное пафосности, но пронизанное константной работой над созданием образа. Его главный инструмент при этом — работа с пластикой и пространством. Переселившийся с переходом Шевцова и Полтарак из БМГЦ в Цирк Никулина лучший в мире цирковой кордебалет работает в стиле экстравагантного контемпорари, в котором визуальные изыски костюмов (а в них продуманы мельчайшие детали — от причудливых головных уборов до крошечных поясков) накладываются на талантливую хореографическую вязь — кордебалет становится главным элементом образного наполнения как приличествующих ему прологов и пластических этюдов, так и отдельных номеров. Особый колорит фестивалю придавало то, что Цирк не разобрал водяную установку недавнего спектакля «Акварель», и «Артист», таким образом, стал первым и единственным фестивалем в мире, который прошел с использованием фонтанов и подводных механизмов.

Сцена из номера «Ностальгия по Шагалу».
Фото — Светлана Мельникова.

«Золото» клоунского трио «Без носков» и номера «Ностальгия по Шагалу» были ожидаемы. Максим Карпов, Артем Бабинов и Константин Копейкин последовательно работают над расширением репертуара и поиском современного языка общения со зрителем, и их наметившееся сотрудничество с режиссером клоунады Андреем Шарниным начинает приносить весомые плоды. Уже в недавней программе «Акварель» «Без носков» были абсолютными звездами манежа. Их репризы с активным использованием зрителей отличаются молодой энергией и стремлением продолжать собственный оригинальный путь в клоунаде. Их образы — лощеный и улыбчивый Бабинов, нелепый и туповатый Копейкин и наивный, инфантильный Карпов — наполнены одновременно цирковой броскостью и театральной узнаваемостью. Кроме того, драматические артисты по образованию, «Без носков» активно осваивают цирковые, в том числе акробатические, элементы. В своем молодом возрасте они уже собрали призы многочисленных фестивалей, и «золотой Никулин» — лишь очередное признание заслуг. «Без носков» потихоньку переходят в статус мэтров отечественной клоунады.

Номер «Ностальгия по Шагалу» вписывается в грандиозную отечественную традицию воздушной гимнастики и предельно сложен в техническом и трюковом отношении. «Полетчики» во все времена оказываются властелинами манежа — уж слишком впечатляющи сальто и перелеты на громадной высоте безо всяких лонж, — но любой их номер — это прежде всего симбиоз инженерной и постановочной мысли. Авторская конструкция, которую использует коллектив под руководством Станислава Богданова, предполагает перелеты сразу в нескольких плоскостях, на разных высотах, с использованием нескольких платформ. Одно это обстоятельство в сочетании со сложным трюковым арсеналом может сделать полет уникальным и выдающимся произведением циркового искусства.

На фестивале.
Фото — Светлана Мельникова.

Участие режиссера только поднимает его на недосягаемую художественную высоту. Евгений Шевцов в некотором смысле продолжает традиции Валентина Гнеушева (с его знаменитыми «Журавлями» и «Перезвонами»), но при этом самобытен в выборе образов. В его творческих исканиях в БМГЦ на проспекте Вернадского уже имели место удачные обращения к живописным полотнам (достаточно вспомнить хотя бы невероятно эффектный номер «Девочка с персиками»). И теперь, уже в Цирке Никулина, Шевцов продолжает эту линию. Знаменитые полотна Шагала оживают под куполом цирка: вот, будто подхваченный вихрем, взлетает дворник, а в следующий момент в небесах оказываются и горожане, мужчины и женщины. Фестивальный показ в конкурсной программе отличался к тому же безупречным, лихим исполнением всех трюковых элементов, и «золото» для такого мастерства — самая заслуженная награда.

Квартет акробатов на подкидной доске «Lemon Brothers» под руководством Виктора Рощина («серебро» фестиваля) использовал европейскую эстетику цирковых зрелищ. При кажущейся примитивности аппарата, они исполнили немало сложнейших трюков, а главное сделали ставку на артистичность и непринужденность исполнения. Любопытным оказался и опыт российского акробатического дуэта на партерной рамке в исполнении Эльвиры и Григория Сергиенко (также «серебро»): очевидный актерский потенциал этой пары выгодно оттенял не самый грандиозный трюковой набор номера, а лаконичность режиссуры обеспечивала исполнению необходимый драматизм.

Сцена из номера «Питер Пэн».
Фото — Светлана Мельникова.

Из 11 наград лишь две отправились за границу — одна в Китай («бронза» за акробатический номер с дьяболо «Фантазийная вышивка»), другая в Перу («бронза» воздушной гимнастки на мачте Риверос Пачеко Химены Элизабет). Но подобное распределение не вызывало вопросов — зарубежные артисты и уровень их номеров сильно уступали всему, что готовы были предложить российские артисты.

«Золото» в детском конкурсе жюри присудило тоже по гамбургскому счету. И хотя студийные номера никогда не отличаются филигранным режиссерским решением, в высоком уровне трюковых элементов им отказать нельзя. «Питер Пэн» воздушных гимнастов Арины Клюевой и Сергея Шумило и номер воздушных гимнастов на бамбуке Владимира Серова и Елизаветы Демидовой поразили публику именно рискованностью придуманных эволюций и почти взрослым, зрелым исполнением.

Фестиваль в Цирке Никулина проявил демаркационные линии, обозначившиеся в отечественном цирковом искусстве за последние годы. Наверное, впервые за последние десятилетия постсоветского периода в фестивале не приняли участие представители Большого Московского государственного цирка и компании Росгосцирк. Причины лежат вне художественных категорий, но на фоне общей сложной ситуации это прискорбный факт. Тем внушительнее то, что удалось Цирку Никулина: спокойно и без скандалов провести добротный фестиваль, главная цель которого лежит в созидании будущего, которое невозможно без молодых артистов цирка.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога