Сегодня, 9 февраля, в рамках Володинского фестиваля в репетиционном зале Большого театра кукол (Некрасова, 10) состоится последний день читок современных пьес.
Также сегодня на малой сцене БТК в 17:00 и 20:00 вы можете увидеть спектакль «Ежик и медвежонок. Диалоги» (Театральный центр им. Вс. Мейерхольда, Москва), а в 19:00 на Большой сцене БТК — поэтический спектакль по текстам Веры Полозковой с участием Светланы Ивановой, Ольги Сухаревой, Юлии Волковой и Виктора Рыжакова.
В блоге мы публикуем текст о спектакле «Ежик и медвежонок».
«ЕЖИК И МЕДВЕЖОНОК. ДИАЛОГИ»
Сергей Козлов. «Ежик и медвежонок. Диалоги».
Театральный центр им. В. Мейерхольда (Москва).
Режиссер Сигрид Стрем Рейбо
Недавняя выпускница режиссерского курса Сергея Женовача, норвежка Сигрид Стрем Рейбо, потихоньку осваивает и завоевывает театральное пространство Москвы. Осенью 2009 года она поставила детский спектакль в Молодежном театре — «Как кот гуляет сам по себе». Чуть позже — на сцене Центра им. Мейерхольда — спектакль «Ёжик и медвежонок. Диалоги», исходной точкой которого стали книга Сергея Козлова и мультфильм Юрия Норштейна.
Спектакль у Сигрид получился миниатюрный. Он длится сорок минут, идет на маленькой сцене, где актеры сидят на расстоянии двух метров от зрителей и друг от друга. За сорок минут проходит много дней. Свет в спектакле — живой. Он очень быстро вспыхивает, озаряет актеров и также быстро гаснет. Иногда свет возвращает нас в прошлое и показывает Ежика и Медвежонка в детстве. Разыгрывается пантомима: актеры комкают белые листы бумаги, затыкают ими рты — получаются соски. И видя, как Ежик и Медвежонок делают первые шаги, как неуверенно и шатко ощущают себя в пространстве, понимаешь, что эти двое вместе с самого рождения.
Время идет и свет вспыхивает так быстро, что иногда они даже не успевают ничего сказать. Но чаще Медвежонку все-таки удается придумать вопрос и задать его Ёжику. Чтобы тот повернулся, посмотрел внимательно, заговорил. Ведь Ёжик все время молчит. Он напряженно смотрит перед собой, куда-то поверх зрительских голов, как будто его глаза нашли в зале самую темную точку и теперь он не может оторвать от неё взгляда. Чтобы зрители увидели то, что видит Ёжик, Сигрид выключает свет, и в полной темноте дает нам услышать, как играет музыка Моцарта.
Актеры Тимофей Трибунцев (Ёжик) и Алексей Дубровский (Медвежонок) выглядят совершенно обыкновенно — тридцатилетние, одетые в брюки, рубашку и галстук, как все офисные работники. Но только здесь, сидя каждый вечер вдвоем, они становятся Ёжиком и Медвежонком.
***
Огромный мегаполис. Люди. Много людей. Потоки людей, потоки машин. Масса информации, льющейся с рекламных стендов, зданий, витрин. Тебя пихают, толкают, ругают. Но, в сущности, тебя нет.
— Если тебя нет, то и меня нет.
— Я не могу молчать. Я знаю, что мешаю думать тебе. Ты долго, пытливо смотришь куда-то во тьму и пытаешься услышать. Хорошо, давай послушаем вместе. Моцарт? Нет, я все-таки задам вопрос. В самом деле, есть ли у солнечных зайцев уши? Мне в детстве так и не объяснили толком…
— Ты все-таки не можешь молчать. Вопросы совсем не странные. Я на них, конечно, отвечу. Я думал немножко о другом. Но я отвечу. Я не люблю спать в сене, потому что я боюсь мышей.
— Все-таки мало кто в этом городе смог бы играть на балалайке без струн. А беззвучно петь — это еще сложнее. Но давай попробуем.
— Все-таки ты не уходи надолго. Мне немножко страшно одному. В темноте слишком много неясных звуков. Это только когда мы вместе, можно услышать Моцарта.
В финале спектакля актеры отдергивают черный занавес, что был позади них. И все видят большие, высокие окна. В маленький театральный мир вдруг проникает свет уличных фонарей, апрельская ночь и Москва, притомившаяся, затихающая. Ежик и Медвежонок, обнявшись за плечи, смотрят вниз, на город-прорву. Только будучи рядом, в диалогах, спорах, шутках или просто в молчании каждый обретает себя.
Комментарии (0)