«Когда башни были маленькие». М. Рупасова.
Мобильный Художественный Театр.
«Когда башни были маленькие» — пятая премьера Мобильного Художественного Театра (МХТ) и его первый спектакль для детей. Четыре спектакля до этого были рассчитаны на взрослого зрителя и возможности его ассоциативной памяти. Воображение — необходимый ресурс для любого спектакля, но в этих четырех способности воображения имеют ключевое значение, ведь ничто не подскажет, что и как воображать, кроме местности да разнообразных голосов в ваших наушниках.
Михаил Зыгарь, художественный руководитель МХТ, бывший главный редактор телеканала «Дождь», журналист, автор книг «Вся кремлевская рать» и «Империя должна умереть», известен по проектам Project 1917, «Карты истории» и т. д. Первым спектаклем его нового проекта — МХТ — были «1000 шагов с Кириллом Серебренниковым» (променад по маршруту, которым режиссер гулял, пока был под домашним арестом). Аудиогид с известным режиссером имел не только краеведческий смысл узнавания мест — Остоженки и Пречистенки, но и приобщал слушателя к новейшей истории на тему «художник и власть».
Детский спектакль не имеет такого расширенного контекста, однако тоже выполняет функцию не только гида.
Для начала, это просто и интересно сделано. Маша Рупасова придумала сюжет о путешествии во времени: 11-летний Добрыня вместе с козой попадает в наши дни, знакомится с Мишей 12 лет, и они вместе ищут возможность отправить Добрыню в его XVI век, в котором Красная площадь — еще Пожарище, где можно козу продать (туда и направлялся неожиданный путешественник). Участники радиопередачи внутри спектакля — дети. Их голосами говорят персонажи пьесы. Все начинается с подкаста, где обсуждают фотографию козы на Красной площади, взбудоражившую инстаграм.
Загрузив в телефон приложение и надев наушники, вы слушаете смесь подкаста и аудиоспектакля с ориентировкой на местности. Собственно, вы должны прогуляться вдоль Кремлевской стены, в помощь вам и подсказки от «Алисы», и ее словечки и эмоции: «вот это сейчас обидно было» или «я буду вам благодарна, если вы прекратите блеять».
Рассчитанный на детей спектакль полон современного сленга («до кучи, чувак, але…») и слов «аршин, сажень, архитектон, четверик, восьмерик», редких или вышедших из употребления. Аудиогид как ликбез в разных областях знаний, начиная с краеведения и заканчивая военным делом — стена-то крепостная как-никак.
Первая ассоциация с названием «Когда башни были маленькие», конечно, «Когда деревья были большие» — старый советский фильм Льва Кулиджанова с Юрием Никулиным в главной роли. Ассоциация случайная и к новой премьере Мобильного Художественного Театра вроде не имеет отношения. Здесь есть только созвучие и отсылка к тому, что все когда-то было другим — кремлевские башни, например, маленькими. В этом спектакле можно уловить меняющееся время, попытаться представить, как это место выглядело в XVI веке, или прочувствовать изменившиеся отношения к скульптурам. Истуканы больше человеческого роста вызывали суеверный страх у людей в реалиях XVI века. То, что пугало когда-то, теперь совершенно нормально. То, что все меняется, тоже нормально.
Мимоходом, играя, дети обсуждают, что вообще-то война — это не круто, даже если быть победителем. Понимают, что важно придумывать то, что до тебя не было никем придумано. Добрыня хочет быть архитектором и сделать верх башен в Кремлевской стене не зелеными, как сейчас, а цветными. А знание, где встает солнце, поможет, когда навигатор в приложении скажет «поверните на северо-восток». Так же невзначай затрагивается тема, которую сложно объяснить. Вот, например, вопрос, зачем в XVI веке варили мухоморы в больших котлах, так и остается без ответа.
У МХТ получилась хорошая прогулка, в которой вы и пробежитесь, и на мосты полюбуетесь, и посмеетесь.
Я вижу дом, где Ленин рос,
И тот похвальный лист,
Что из гимназии принёс
Ульянов- гимназист?
Чем это отличается от аудиоэкскурсии по форме? И любая ли экскурсия — театр?