Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

24 июня 2022

ДУШЕРАЗДИРАЮЩЕЕ ЗРЕЛИЩЕ

«Винни-Пух».
Социально-Художественный театр.
Режиссер Наталья Слащева, художник Виктор Клочко.

«Это ду-ше-раз-ди-ра-ю-щее-зрелище-душе-…» — поют герои на мотив «No surprises» британской группы Radiohead, и именно этот мотив и русские слова вспоминаются долго после спектакля.

На сцене — теплый, уютный свет и все спокойно. Чувствуется некое запустение и забвение, но не смущает даже большая куча опилок на полу, а не в голове Винни-Пуха (художник Виктор Клочко). «Чем больше я вспоминаю, тем больше забываю», — говорит Винни-Пух. И в здешнем мире это так. «No alarms and no surprises. Silent…» («без волнений и сюрпризов, в полном спокойствии»), — поет Том Йорк где-то там, а здесь, на сцене, под живой аккомпанемент человека-оркестра Пафнутия Кузюкяна герои, похожие на кого угодно, только не на сказочных антропоморфных персонажей, тянут бодрыми голосами свое «Ду-ше-раз-ди-ра-ю-щее зрелище».

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Социально-Художественный театр выпустил первую в своем репертуаре постановку для детей. Названный именем главного героя сказочных повестей Алана Милна «Винни-Пух», спектакль в большей степени «по мотивам», и вся история крутится вокруг ослика Иа и постройки дома для него. Именно его постоянная саркастичная присказка — «душераздирающее зрелище» — стала лейтмотивом спектакля.

Создатели спектакля апеллируют к коллективной памяти детей и взрослых, знающих историю в пересказе Бориса Заходера, мультфильм Федора Хитрука, а еще, возможно, читавших философа Вадима Руднева с его «Винни-Пухом и философией обыденного языка» и вообще неплохо ориентирующихся в мировой литературе. Иа вплетает в свою речь цитаты из детских песенок, Шекспира, Данте — «Земную жизнь пройдя до половины…», и «To be or not to be», и «Слова, слова, слова» — и не то чтобы сетует, но как-то подавляет натужный оптимизм остальных героев. Ему бы еще подошли слова Кузакова из «Утиной охоты» Александра Вампилова («Если разобраться, жизнь, в сущности, проиграна…») и многих других сбитых летчиков мировой литературы. Но именно об утверждении этого важного для жизни обстоятельства — об умении грустить, даже впадать в уныние, то есть о возможности испытывать эти сложные чувства — и говорит нам спектакль. Театр, используя известных персонажей, создает собственное высказывание — не только о дружбе и взаимовыручке (это, так скажем, первый план), но и о необходимости грусти, печали. И дома для каждого. Базовые ценности. Дом нужен даже для того, кто вечно ворчит и появляется на сцене всегда с тяжелым душераздирающим вздохом «иииААААА».

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Иа в исполнении Ксении Плюсниной вызывает симпатию именно своим постоянством в способности к философствованию на каждом этапе жизни. «Не, ну беседа не состоялась (пауза, взгляд). Не было обмена мнениями», — легким баском сообщает нам Иа при первом появлении. Его мелодия — унылый вальсок.

Иа-Иа становится главным героем. Его коротенькие монологи и медленные передвижения по сцене прошивают весь спектакль, как пунктир. Он существует как будто на обочине жизни остальных персонажей. Тащится через сцену, засунув ноги в ведра: свинцовые «копыта» не дают ему легкости передвижения, как у прыгучего Кролика (Константин Федоров-Фрейвальд). Капюшон от длинного трикотажного пальто придавливает голову к земле, взгляд — тяжелый, из-подо лба. Иа смотрит на мир, не ожидая ничего хорошего. И это нормально. Но еще более нормально, что в этот момент появляются те, кто может помочь. Пусть это даже глуповатый медвежонок Винни-Пух (Станислав Дёмин-Левийман), забывающий все время, куда шел и зачем. Худощавый и маленький по сравнению с рослым Пятачком, Винни-Пух удивительно обаятелен в своей забывчивости. Но не за это мы его любим, а за способность к эмпатии. Именно с его подачи становится понятно, что у всех есть дом, а у Иа — нет.

Живой аккомпанемент подыгрывает персонажам, сопровождает их и чуть иронизирует над ними. Но вот вымузицировалась проблемка — у Иа-Иа нет дома. А что есть у Иа? У него есть весь этот лес. «Я оказался в сумрачном лесу», — оптимистично озвучивает Иа Данте, и точно, ведь лес лучше, чем просто ничего.

А. Король (Сова), С. Дёмин-Левийман (Винни-Пух).
Фото — архив театра.

У каждого персонажа мало того что есть дом, так еще и понятие того, что такое дом. Для ушастого Кролика «дом — это то место, где должен быть порядок», даже по его деловому виду это ясно. С потертым портфелем, в костюме и при галстуке Кролик Константина Федорова-Фрейвальда — просто олицетворение карьериста. Только вот галстук завязан не на шее, а на голове и его концы торчат, как уши. Пятачок (Иван Лосев), крупный мальчик в розовых плаще и худи, с высоким, не соответствующим комплекции голосом, определяет дом как «место, куда приходят друзья». Кудрявая Сова (Алина Король) считает, что дом — «это такое место, в котором можно находиться в растрепанных чувствах, не боясь, что к тебе кто-нибудь заявится без приглашения». Сова любит строить фразу так, что спорить или отвечать уже не хочется, как школьная учительница, способная со всей доброжелательностью дать понять, что только она все понимает, знает и спора тут не получится. Но она, как и все, включается в постройку дома для Иа. Только готов ли ослик к такому королевскому подарку? Не важно, что этот дом из двух палочек и наброшенного пледа. Это, так сказать, идея дома. Иа сбегает, так как груз подарка — чаемого дома — оказывается для него непереносим.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Оказавшись на краю гибели в буквальном смысле (Иа прибежал на край света — мы слышим, как волны бьются где-то там внизу), ослик застыл, прислонившись спиной к сцене, боясь ступить вперед и созерцая что-то в темноте. Пронзительное соло на трубе. Друзья, конечно, догнали его, и только тут Винни-Пух сформулировал, что такое дом для него: место, куда можно вернуться. Да, после любых приключений должно быть место, куда хочется возвращаться, но если не домой, то куда?

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога