Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

16 сентября 2022

ВЫ НЕ УВИДИТЕ ИХ НА «БАЛТИЙСКОМ ДОМЕ»

«Не приедет Питер в Питер», — это была такая печальная советская шутка про нереальность приезда в Питер — Питера Брука.

Теперь круче. Не приедут Римас, Дима, Иосиф, Боря, Марфа… Из Москвы не приедут, не из Парижа. Из Парижа теперь не приедет никто. И из Балтии тоже. Не приедут любимцы фестиваля Эльмо, Алвис, Римас, Оскарас… И это логично. Но из Москвы? С Сахалина? Из Ярославля?..

Фестиваль Балтийский дом отменил приезды не только «Бориса» Крымова и «Ангелы пошли покурить» Райхельгауза, но и «Горку» Марфы Горвиц и спектакль «Циолковский» Бориса Павловича — об отце русской космонавтики.

А теперь не приедет и «Война и мир» Туминаса.

Что сработало — пост в телеграмм-канале «замполита Кретовой» (об этом мы писали), страх, как в «Ревизоре», самих устроителей Балтдома, действовавший на опережение, распоряжение губернатора Беглова — неизвестно. Сведения расходятся, репрессивной машине, в бак которой залит растворенный страх, свойственно работать закулисно, а чиновникам со времен Гоголя — трусить, как бы чего не вышло, а уж если они чиновники от культуры — тем более.

Когда сняли с афиши «Циолковского» Бориса Павловича — стало совсем мерзко. Как будто Ярославский театр вез «Юдифь», а не спектакль о калужском гении.

Кресло Римаса Туминаса перед театром.
Фото — архив театра.

Когда отменили «Войну и мир» — стало даже смешно. У Балтийского дома стоит стул Римаса Туминаса. Это был его ДОМ. Вахтанговский театр был его ДОМ в еще большей степени… Уберите уже стул, что ли…

В общем, ВЫ ИХ НЕ УВИДИТЕ. А потому остается только читать о них. И то — не обо всех: сахалинскую «Горку» и «Ангелов» мы только собирались рецензировать.

А «Борис», «Война и мир», «Циолковский» в текстах остались.
Публикуем ссылки на рецензии.



Л. Толстой. «Война и мир». Театр им. Евг. Вахтангова.
Режиссер Римас Туминас, художник Адомас Яцовскис.

Туминас ограняет и обрабатывает роман чисто театральным, пластическим, почти балетным, иногда ораториальным способом. Всегда — ритмизированно-музыкальным. Он переводит текст в безмолвные гротескные мизансцены, в иронические скульптурно-статуарные композиции. Или, напротив, взвихряет его: пробежки-порхания-пролеты-прыжки… Это явный «литовский след»: худые, невесомые, прыгучие женщины-птицы — фирменный росчерк того литовского театра, который мы любили и любим. Они летали у Някрошюса черными галками-воронами-сороками, подбирая простые темные юбки. Они давно летают и у Туминаса, но он дает им легкие крылья-шарфы, длящие движение струящиеся подолы, и птицы у него — белые: чайки-голубки, иногда пастельные сойки…

Сцена из спектакля «Война и мир».
Фото — Юлия Губина.

Переводя язык Толстого на язык сцены, Туминас дает волю языку тел, нечаянностям впопыхах, локтям, ладоням, мимическим штрихам, комической экзальтации, пунктирам, резким взмахам рук, моментальным стоп-кадрам, синкопированным ритмам речи, складывающимся в партитуру музыкально-эксцентрического существования каждого персонажа. Распевно-тверда в совершенно небытовых интонациях трагическая, усталая, в сущности несчастливо прожившая графиня Ростова — Ирина Купченко. Иначе распевны кроткие интонации неожиданно хрупкой и робкой княжны Марьи — прекрасной Екатерины Крамзиной (а Полину Чернышову я, увы, не видела).

Спектакль пропитан музыкой, каждая его секунда подзвучена (композитор Гиедрюс Пускунигис, а также Керубини и «Херувимская песнь» Чайковского), а на эмоциональных пиках он взмывает вальсом. И хотя вальс этот вполне можно принять за музыку Латенаса, все же как не хватает здесь полноценного Фаустаса Латенаса, надувавшего паруса спектаклей, а не только — шлейфы и шарфы, не хватает его лейттем, как это было в «Онегине» со «Старинной французской песенкой». Но спасибо и за несколько его мотивов, вкрапленных в спектакль!

Марина Дмитревская. Люди воздуха на пути к земле

Сцена из спектакля «Циолковский».
Фото — архив театра.

Б. Павлович. «Циолковский». Театр им. Ф. Волкова (Ярославль).
Режиссер Борис Павлович, художники Мария Лукка, Александр Мохов.

Постановка Бориса Павловича будто состоит из двух отдельных, созданных в разных ключах частей. Первый акт — вполне реалистическая неторопливая зарисовка из жизни гимназического учителя. Исполняющий главную роль актер Илья Варанкин — сухощавый, в круглых очках, с застенчивой улыбкой — тут очень похож на самого Павловича, отчего знающим режиссера лично трудно отделаться от мысли о чертах автопортрета в этой работе. Вообще скромный провинциальный учитель, несущий свет знания в дремучие массы, — тип очень близкий культуртрегерской, просветительской позиции Павловича. Поэтому протагонист, несмотря на все его чудачества, тут выведен с большой долей нежности и симпатии.

В живописном прологе он едет на велосипеде вдоль улиц патриархальной сонной Калуги, будто нарисованных мелом на движущейся карте-проекции. И ты думаешь, что родина Циолковского в очередной раз много потеряла от того, что этот спектакль появился и идет не там. Впрочем, и самого ученого при жизни земляки не слишком ценили, считали фриком, сумасшедшим профессором. Так и в спектакле начальство гимназии очень смешно прячет «неправильного учителя» от внезапно нагрянувших гостей из столицы — знаменитого уже химика Дмитрия Менделеева и авиатора Николая Жуковского, специально приехавших познакомиться со странным изобретателем-самоучкой, который в одиночку и без должной научной базы, пользуясь лишь старыми школьными учебниками, совершил важные открытия в области аэродинамики. Это ключевое для сюжетного развития событие придумано авторами спектакля. Но Менделеев со своей широкой бородой и графинчиком фирменной сорокаградусной в исполнении Николая Лаврова выглядит так достоверно, что поверишь не только в его давний визит в Калугу, но и в физическую материализацию на сцене здесь и сейчас.

Марина Шимадина. Циолковский внутри и снаружи

Сцена из спектакля «Борис».
Фото — архив театра.

«Борис». По мотивам исторической драмы А. С. Пушкина «Борис Годунов». Музей Москвы.
Режиссер Дмитрий Крымов, сценограф и художник по костюмам Анна Гребенникова.

Перепады от многолюдства — к пустоте в пространстве Бориса. Только что вились у фуршетного стола его бояре в отечественном трикотаже — и как-то невзначай перетекли за цементные колонны, в неигровое поле, вальсируя с партнершами из хора «Замоскворечье». Вдоль линии этих молчаливых наблюдательниц Борис медленно пройдется однажды с ручным софитом, в поисках подходящего лица — и, отыскав одно, положит голову в ладони пожилой женщины, чтобы гладила долго-долго. Режиссерское авторство дрейфует сегодня в зоны тягостной безударности, похожей на растягивание жил, — а броской визуальной лексике оставлен лишь минимум. И весь вечер к серым колоннам будто прибивает волной вальс пожарников — из не виденного мною спектакля Анатолия Эфроса «В день свадьбы». Там, в преддверии финала, самодеятельный оркестр все играл и играл фальшиво, нестройно — а гости переминались в тревоге у стола с бутафорской снедью.

Лидия Тильга. Были ли там окна?

Сцена из спектакля «Ангелы вышли покурить».
Фото — Игорь Червяков.

О. Маслов. «Ангелы вышли покурить». Театр «Школа современной пьесы» (Москва).
Режиссер и сценограф Иосиф Райхельгауз.

На сцене то и дело схлестываются в споре атеист и человек верующий, каждый рассуждает о боге, о нравственном законе в меру личной потребности задать свой вопрос, поделиться переживаниями и быть услышанным. В репликах героев мы слышим гнев, просьбы, благодарность, вопросы. Этот спектакль, несмотря на религиозные коннотации — в первую очередь, о человеке: о его сущности, слабостях, страстях, о его пути к вере, о поиске бога вокруг и внутри себя. Вместе с тем, «Ангелы» — это отнюдь не монотонная поучительная философская история (как можно было бы ошибочно подумать, мол, название и тематика обязывают), это живая бытописательная картина, в которой немало юмора, конфузов, искренних человеческих эмоций и порывов. Это «житие обычного человека», простого смертного, грешного работяги Паши.

Алена Азаренко. Житие Паши: в ШСП «Ангелы вышли покурить»

Сцена из спектакля «Ангелы вышли покурить».
Фото — Сергей Красноухов.

А. Житковский. «Горка». Сахалинский Международный театральный центр им. А. П. Чехова (Чехов-центр).
Режиссер-постановщик Марфа Горвиц, художники-постановщики Ксения Перетрухина, Алексей Лобанов

Перед нами воспитательница Анастасия Шмарина (Алла Кохан), которую, кажется, окончательно достала собственная жизнь. Ее парень — сварщик, она живет с ним или от безысходности, или из-за боязни одиночества. У него все четко и ровно, жизнь через сварочные очки как по учебнику: аккуратно сложенные вещи, планы на вечер, визуализация отпуска. Она же полная его противоположность, ее жизнь — это сплошная эмоция, апатия и негатив с резковатой лексикой. Настя не задает себе сложные вопросы, она просто делает то, к чему привыкла, при этом в поступках, она руководствуется не логикой, а сиюминутными порывами. Героиня просто плывет по реке жизни, в которой ее пытается утопить то медсестра детсада, то директриса, то родители мальчика Озода, однажды вечером не забравшие его домой.

Кирилл Краснов. Горка

Комментарии (1)

  1. Татьяна

    Позор!

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога